Долгосрочные тарифы для аэропорта «Гагарин» прокомментировал для нашего издания руководитель аналитической службы портала «Авиапорт» Олег Пантелеев.
ФАС России установила тарифы на обслуживание авиакомпаний в аэропортах, входящих в УК «Аэропорты регионов» (ГК Ренова Виктора Вексельберга), в том числе, для строящегося объекта в Сабуровке Саратовской области.
Документ, опубликованный на федеральном портале правовой информации, определяет, к примеру, размер сбора с пассажирских и грузовых самолетов за сбор/посадку, за стоянку, за обеспечение авиабезопасности, предоставление аэровокзального комплекса и т.п. Установленные тарифы с индексацией зафиксированы приказом ФАС России до конца 2023 года.
По сравнению с расценками «Гагарина», сообщает ИА «Свободные новости», тарифы операторов аэропортов «Кольцово» (Екатеринбург) и «Курумоч» (Самара) ощутимо ниже.
Связаны ли высокие расценки на услуги оператора в «Гагарине» напрямую с проблемами миллиардера Виктора Вексельберга и его бизнеса? Напомним, активы миллиардера попали под санкции, сам владелец оценил масштаб последствий в 800 млн долларов, а затем выдвинул федеральному правительству длинный список пожеланий, которые должны спасти его активы. В том числе, было изъявлено желание получить господдержку на строительство пункта пропуска через границу в строящемся «Гагарине».
Собеседник «БВ», глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отметил, что проблемы члена списка Forbes – лишь один из факторов, сыгравших роль в достаточно высоких ставках регулируемых тарифов и сборов для еще не введенного аэропорта.
— Дело в том, что запросы на индексацию ставок операторы, эксплуатирующие аэропорты, регулярно направляют в ФАС и ФАС регулярно идет им навстречу, так что рост расценок в воздушных гаванях, управляемых УК «Аэропорты регионов», я бы не стал жестко увязывать с санкциями.
По мнению аналитика, есть и другое обстоятельство, которое является особенностью саратовского объекта:
— Его бюджет был сформирован достаточно давно, с тех пор национальная валюта претерпела серьезную девальвацию, а потому оборудование для пассажирского терминала резко вздорожало. Чтобы как-то сбалансировать сроки возврата вложений, «Ренова» предлагала запустить концессию с участием государства, однако это вариант не прошел. А потому достаточно высокие тарифы стали неизбежностью.
Но не приведет ли это к тому, что авиаперевозчики, за счет платы которых (а также сборов с арендаторов), «Аэропорты регионов» и будут отбивать затраты на саратовском направлении, начнут игнорировать «Гагарин»?
По мнению Олега Пантелеева, подобная опасность была для аэропорта «Платов» (Ростов-на-Дону), где после перебазирования на новую площадку ощутимо возросли сборы с авиакомпаний.
— Тем не менее, маршрутная сеть и количество пассажиров в первом квартале в аэропорте «Платов» на 17% выросли к аналогичному периоду прошлого года. То есть падения не произошло, но не только потому, что Ростов-на-Дону является центром экономически мощного региона, но и потому, что в «Платове» имеется базовая авиакомпания «Азимут». Практика показывает, что наличие собственного базового авиаперевозчика помогает наращивать маршрутную сеть, осваивать новые направления.
Но будет ли у «Гагарина» базовый перевозчик , подобно аэропорту «Центральный», базовой для которого является компания «Саратовские авиалинии»?
— Сегодня это зона полной неопределенности, и очень жаль, если базового перевозчика не будет. Надеемся все же, что утвержденные ставки тарифов и сборов «Гагарина» не приведут к стагнации этого очень важного для экономики региона объекта, — заключил эксперт.