Актёру из Саратова, прославившемуся мини-ролями и ставшему советским «королём эпизода», - 105

Актёру из Саратова, прославившемуся  мини-ролями и ставшему советским  «королём эпизода», - 105
Фото: saratov.mk.ru

Целые россыпи цитат: «Я-я, Кемска волость!», «Есть ли жизнь на Марсе?..», «Масик хочет водочки», «Алмазов — это имя! Афиша, публика, касса!», залихватская песня «Только на снегу чёрные подковы…» из «Не может быть!» ну и, конечно, нетленное «Три звёздочки… четыре звёздочки… Лучше всего, конечно, пять звёздочек!» И эти его «звёздочки» разбросаны по всему отечественному кинематографу и до сих пор сияют, не унимаясь и не тускнея. Сергею ФИЛИППОВУ — 105 лет.

Сергей Николаевич родился 24 (12) июня в Саратове, в семье бедной, едва сводящей концы с концами: отец — рабочий гвоздильного завода, мать подшивала и перебивалась случайными заработками. Собственно, само место, где проживала семья Филипповых, красноречивейшим образом характеризовало уровень её достатка: Глебучев овраг — средоточие нищеты, трущобы и нищие домишки, лепящиеся к склонам, а по дну оврага весной хлещет поток талой воды, в прямом и переносном смысле подмывая и без того не блестящий экономический уклад этих людей... Много лет спустя уже знаменитый Филиппов в компании с ещё одним титаном саратовского происхождения, народным артистом СССР Борисом АНДРЕЕВЫМ, придёт сюда, в места своей юности, и сядет со здешними жителями прямо на склоне — что называется, «поговорить за жизнь».

Это в общем-то городская легенда: ни Сергея Николаевича, ни Бориса Фёдоровича давно уже нет в живых, чтобы установить факт этой прогулки по Глебучеву оврагу доподлинно. Но есть в биографии Филиппова целое созвездие событий и свершений, ни в каких подтверждениях не нуждающихся.

Но обо всём по порядку.

 

«Волга видела нас чаще, чем родители»

Детство у Серёжи выдалось запоминающееся: война, революция, гражданская, разруха, эпидемии… Отец — человек тяжёлый и пьющий, с развесёлыми привычками: так, он залезал на шкаф и часами горланил немецкие песни, которые выучил в пору своей поездки в Германию. Грянул 1917-й, и отец в один отнюдь не прекрасный момент собрал вещи и, гаркнув что-то про то, что он отправляется на войну, ушёл. И больше его не видели. Потом появился отчим, который тоже был человеком душевным и даже спал с заряженным револьвером под подушкой — этот факт опять-таки не способствовал налаживанию семейной атмосферы.

К тому же юный Филиппов увлекался двумя возмутительными для пролетария вещами: танцами (!) и химией (точнее, опасными опытами, как в своё время два других саратовских школяра — будущий первый президент Российского химического общества Николай ЗИНИН и будущий лауреат Нобелевской премии по химии Николай СЕМЁНОВ. — Авт.) Один такой опыт привёл к тому, что едва не взлетела на воздух школа, а вслед за этим хулиган Филиппов вылетел из учебного заведения: исключён за хулиганство. Помните, как в знаменитой детской книжке «Республика Шкид» мать Гришки Янкеля приходит домой и грустно констатирует: «Достукался, скотина. Из школы вышибли дурака»? Вот примерно такая же судьба и чересполосица событий, попеременно то забавных, то грустных, ждала и 16-летнего Серёжу Филиппова: подработка у пекаря (выгнан за то, что забыл посолить хлеб), краснодеревщика (выгнан за забивание гвоздей в редкий антикварный шкаф) и так далее.

…А потом была театральная студия, руководитель которой недоверчиво посмотрел на высокого угловатого юнца с возмутительным лицом — и думал было показать на дверь, но очень скоро выяснилось, что у парня великолепная пластика, врождённый артистизм, выразительная и сочная раблезианская мимика, юмор и так далее. Очень скоро Филиппов стал лучшим учеником студии в 1929-м переехал в Москву — поступать в балетное училище при Большом театре.

 

«В жизни есть вещи и пострашнее трезвости»

Но Филиппов не был бы Филипповым, если бы поступил без сучка и задоринки. Экзамены уже кончились, Сергей отправился в Ленинград в хореографическое училище… но опоздал и тут! Наконец неудачливого абитуриента приняли в эстрадно-цирковой техникум, который он — наконец-то — осилил, да нет, выпустился с блеском и был зачислен в труппу театра оперы и балета. Казалось бы, вот оно… Но нет, хореографическая карьера оказалась очень короткой — во время одного из выступлений у С. Н. случился сердечный приступ, и медики очень рекомендовали ему снизить физические нагрузки и уйти из балета. Филиппов перешёл в эстрадный театр-студию, на площадке которого и был замечен известным театральным режиссёром тех лет Николаем АКИМОВЫМ. Тридцать лет Сергей Николаевич служил в Ленинградском театре комедии, который возглавлял Акимов.

Приняли его с откровенной враждебностью: «Кто этот человек с лицом убийцы?» Сам Сергей Филиппов в лучших традициях саратовской юности позволял себе выходки вызывающие: получив в театре комедии первую зарплату, он гаркнул своим неповторимым хриплым голосом так, что услышали все: «Отдайте эту мелочь директору!» После чего последний… нет, не выгнал — повысил строптивому актёру зарплату! Однако оно стоило того: зрители и коллеги быстро разглядели в этом колючем, словно сделанном из одних углов человеке мастера, личность, актёра, способного уложить зал на пол от смеха одной коротенькой ремаркой.

Следует заметить, что в лучших традициях своего лектора из «Карнавальной ночи» Филиппов часто делал это, находясь, что называется, «под парами». Впрочем, алкоголь придавал его персонажам дополнительный шарм (Акимов так и говорил: «Для меня лучше один талантливый пьяница, чем десять трезвых бездарей») — в конце концов, он играл не несгибаемых большевиков-партийцев, не неподкупных председателей совхоза, а проходимцев и прощелыг, пьяниц, лодырей, в крайнем случае — карикатурных шпионов. Или белофинна, как в своём кинодебюте в фильме «За Советскую родину» (1937). А в «Кащее Бессмертном» (1944) он и вовсе сыграл палача. На относительно мирные актёрские рельсы Филиппов перешёл только в ролях, принёсших ему всесоюзную известность: дрессировщик в «Укротительнице тигров» (1954), «пятизвёздочный» лектор из «Карнавальной ночи» (1956) и начальник конторы в «Девушке без адреса» (1957).

Сын актёра Юрий ФИЛИППОВ неоднократно вспоминал, что известность не приносила отцу удовлетворения: несмотря на внешнюю брутальность, С. Н. был человеком тонкой душевной организации, и фразы: «Эге! Лектор Некадилов! Пойдём выпьем и выясним, есть ли жизнь на Марсе!» — откровенно выводили его из себя.

…Правда, мог и выпить. И послать в известном направлении. На гастролях не терпел, что народ останавливает его прямо на улице: «Ну что я за актёр такой? Вечно ко мне всякая шваль лезет!» Ещё бы!.. Такой уровень игры убеждал простых смертных, будь то работяга или пьяница, что он, Филиппов, такой же, как они.

А может, так и было? Да, пьяница, да, работяга — он играл без дублёров, предпочитал всё делать сам, и доводилось ему и падать с большой высоты, и входить в клетку с тиграми. Правда, перед съёмками требовал заплатить всю сумму гонорара целиком: «Цифра прописью!» И был единственным актёром в Советском Союзе, которому действительно платили вперёд — не знаменитый Николай КРЮЧКОВ и не земляк Сергея Николаевича Андреев, а только он — Сергей Филиппов.

 

«Никогда Воробьянинов не протягивал руки»

«Не бывает некрасивых женщин, бывает мало водки» и «Пирожки с котятами» — эти позже пошедшие в народ выражения придумал злой на язык Сергей Филиппов. Интересно, что при всей своей своеобразной внешности женщинам он очень нравился. Правда, в выборе спутницы жизни проявлял оригинальность, граничащую с откровенным чудачеством. Наглядный пример — его вторая жена, известная детская писательница Антонина ГОЛУБЕВА, автор хрестоматийного «Мальчика из Уржума» — про КИРОВА (книга выдержала 35 переизданий только при жизни Голубевой, и Филиппов в годы безденежья шутил: «Меня кормит мальчик из Уржума»). Выглядела пара почти карикатурно: он высокий, худой, она — толстая и маленькая, к тому же на тринадцать лет его старше, с вечно недовольным лицом. Он именовал её Барабулькой, а когда кто-то интересовался значением этого забавного словца, отвечал в своей фирменной саркастической манере: «Маленькая паршивенькая рыбка с выпученными глазами».

…Правда, именно эта «рыбка» поддерживала его в трудные времена, а они настали после того, как в 1965-м у Филиппова была констатирована опухоль головного мозга. Будут впереди ещё большие роли, тот же Киса Воробьянинов в «12 стульях» — к слову, это единственная главная роль, которую получит «король эпизода», но последние 25 лет своей жизни он трудился с оглядкой на всё множащиеся недуги. В 1970-м, во время съёмок у ГАЙДАЯ в роли Кисы, он единственный раз в жизни воспользуется услугами дублёра — речь о драке между Воробьяниновым и отцом Фёдором. А заменял Филиппова сам режиссёр: Леонид Иович был примерно такой же фактуры — высокий, худой, с большими руками.

Перед озвучкой «Стульев» Филиппов приехал в Москву на операцию по удалению опухоли, но ему отказали, сославшись на смертельный риск; операция была сделана, но в Ленинграде — после того как потерял сознание прямо на улице и был доставлен в больницу, где опухоль наконец-то удалили.

В последние годы жизни Сергей Николаевич жил очень замкнуто: тосковал по сыну от первого брака, который «изменил Родине» и уехал в Америку, снимался всё меньше, отключил телефон, не открывал дверь… Размашистый образ жизни во времена денежные и благополучные не позволил ему сделать какие-то накопления, и актёр почти бедствовал (отсюда и горькая фраза «Меня кормит мальчик из Уржума»). 19 апреля 1990-го знаменитый актёр скончался.

Юрий Сергеевич Филиппов, который так и не застал отца в живых, правда, в книге «Есть ли жизнь на Марсе?» и в документальном фильме, посвящённом памяти отца, и в многочисленных интервью СМИ опровергал, что С. Н. провёл последние месяцы жизни в крайней нужде: дескать, актёр коллекционировал антиквариат, который при необходимости, что греха таить, можно было продать, выручив круглую сумму. Правда, по приезде Филиппов-младший обнаружил голые стены и пропажу антикварной мебели, драгоценностей, великолепной библиотеки и семейного архива…

P. S. Круг замкнулся: саратовский мальчик, начавший свою жизнь на ободранных склонах Глебучева оврага и ждавший, вернётся ли загулявший отец, превратился в глубоко больного и нуждающегося человека на ободранной койке, ждущего, вернётся ли уехавший за океан сын. В общем-то, не Филиппов первый и не он последний пережил свою славу и свои возможности жить красиво…

«А что передать мой король?» — «Передай твой король мой пламенный привет!»

 
По теме
Объявлен старт первого Всероссийского конкурса цифрового графического рисунка об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – «АрхГрафика».
Поздравляес с Юбилеем! - Министерство здравоохранения Михаил Александрович окончил в 1997 году Саратовский государственный медицинский по специальности «Лечебное дело», в 2010 году Саратовский государственный университет им.
Министерство здравоохранения
КНИГА ВЕРЫ И ДОБРА (Б-ка п.Учебный) - МЦБ Ершовского района 14 марта в России отмечается День православной книги. В этот день хочется говорить о том, как книга необходима не только для отдельного человека, но и всего для народа в целом.
МЦБ Ершовского района