Беликова горячка



Автор: Данила Бондарь

Деньги любят тишину, гласит старая истина. И действительно, зачастую по-настоящему важные события ускользают от внимания широкой общественности, теряются в информационном шуме, вызванном горячим обсуждением таких «социально значимых» вопросов как перевод стрелок часов или празднование 80-летия Саратовской области. И вот вам пример. Смеем предположить, что многие наши читатели, в том числе и с ярко выраженной гражданской позицией, проспали появление нового претендента в саратовские «серые кардиналы». Признаем в этом и свою журналистскую вину. До поры до времени мы уделяли явно недостаточно внимание этому примечательному персонажу областного политикума. Однако ряд громких скандалов в транспортной отрасли за последние месяцы побудили нас повнимательнее присмотреться к главному интересанту и, так сказать, поднять архивы и документы. Результаты нашего небольшого расследования предлагаем на ваш суд.
Речь, как вы уже догадались, дорогие читатели, идет о почетном работнике транспортной отрасли РФ Андрее Павловиче Беликове. Номинально он является генеральным директором крупнейшего автобусного перевозчика Саратова, АО «Автокомбинат-2» и депутатом Областной думы. Что уже само по себе делает его заметной фигурой. Но мы готовы утверждать, что амбиции Беликова простираются куда как шире. И уже доходит до того, что, по слухам, министр транспорта и дорожного хозяйства области Николай Чуриков первым делом отправляет соискателей на различные должности в своем ведомстве на улицу Автокомбинатовскую, «побеседовать с Андрей Палычем». А там уж как кандидат себя зарекомендует…

Завоевать город без единого автобуса
Андрей Беликов родился под счастливой звездой. Ему не пришлось, как иным людям, пробиваться через тернии к звездам, в смысле – строить себя с нуля. Ведь его отец Павел Сергеевич Беликов (не путать с Павлом Петровичем Беликовым – экс-министром территориального развития области, а ныне фигурантом громкого уголовного дела – «ОМ».) еще в советские времена возглавил Саратовское производственное объединение грузового автотранспорта № 2, а, когда стало можно, успешно его приватизировал. Уже в 22 года юный сын маститого транспортника стал руководить одной из «дочек» «Автокомбината №2», а в 28 – стал первым заместителем своего отца. Окончательно бразды правления одной из крупнейших транспортных баз Поволжья Павел Беликов передал сыну в 2007 году, когда тот уже достиг солидного 38-летнего возраста.
В 2009 году под руководством нашего героя «Автокомбинат №2» стал триумфатором скандального конкурса по отбору перевозчиков на городских маршрутах. Конкурсная комиссия тогда отдала предприятию Беликова более трети муниципального объема перевозок на автобусах большой вместимости и «ГАЗелях». А почему конкурс назвали скандальным? Да потому что сразу ряд перевозчиков обратились в антимонопольное ведомство, указав, что победителей признали таковыми необоснованно. В частности, «АК-2» отдали огромную долю рынка, несмотря на то, что на балансе комбината не числилось ни одного автобуса. Вместо этого предприятие предоставило документы об аренде подвижного состава у третьих лиц. К слову говоря, такую схему работы крупнейший перевозчик региона сохраняет и по сей день, находя в ней очевидные финансовые плюсы.
Представители вытесненных с рынка транспортных компаний в порыве обличительства доходили до прямых заявлений, что, дескать, победа конкурентам досталась исключительно благодаря их готовности делиться и применять разнообразные «серые» схемы учета пассажиров. Но, как говорят в России, после драки кулаками не машут – о чем бунтовщикам впоследствии недвусмысленно сообщили в различных судебных инстанциях.
Как бы то ни было, беликовский автокомбинат по итогам того конкурса занял ведущее положение в сфере общественного транспорта Саратова, а у самого достопочтенного Андрея Павловича дела пошли настолько хорошо, что он вложился в кресло депутата сначала городской, а затем и областной думы (своей репутацией и харизмой, конечно, а вы про что подумали?).
Нельзя сказать, что «Автокомбинат-2» совершил революцию в уровне обслуживания пассажиров. Скорее наоборот притчей во языцех в Саратове стало сомнительное техническое состояние списанных за границей автобусов, низкая культура поведения водителей, взимание платы за проезд без «обилечивания». И тем не менее новый конкурс городских перевозчиков в 2014-м году снова стал победой «Автокомбината №2», которому досталось 36 маршрутов, в том числе наиболее рентабельные, магистральные – №№6, 11, 18Д, 53. Фактически же был зафиксирован раздел рынка городского общественного транспорта между четырьмя компаниями: помимо «АК-2», это муниципальное предприятие «Саратогорэлектротранс», которое уже несколько лет неведомые силы упорно ведут к банкротству, областной «Межгортранс» и частный «Икар-Транс» Вадима Факирова.

«Проект Сараев» и исполнитель Чуриков
Итак, все это была только присказка. Теперь же обратимся к делам недавним. Окончательно застолбив за собой значительную долю городских перевозок общественного транспорт, Беликов осознал, что в одном Саратове ему тесно и принялся за агрессивное расширение своей империи. По неслучайному стечению обстоятельств восхождение Андрея Беликова к новым высотам совпало с началом «Проекта Валерий Сараев». Двух товарищей по Ленинскому районному отделению «Единой России» связывает не только один район и не только одна партия, но и многолетние дружеские отношения. И то сказать, к кому попало родного сына работать не пристроишь. Не все, наверное, знают, что Николай Валерьевич Сараев является гендиректором небольшой автобусной компании «Эдельвейс-Экспресс», которая работает под крылом «Автокомбината №2» и, в частности, закрывает направление на ЗАТО Светлый.
Поэтому-то когда в октябре 2014 года Валерий Сараев стал заместителем председателя областного правительства (и, в частности, куратором транспортной отрасли) с перспективой перейти в скором времени в кресло мэра Саратова, это стало очень хорошей новостью для Андрея Беликова. Гешефт не заставил себя долго ждать. Уже через полгода Минтранс проводит конкурс на пригородные перевозки и два самых «вкусных» маршрута Саратов – Энгельс (№№ 247 и 284-а) достались… кому бы вы думали? Ну, конечно, «другу Андрею». Надо сказать, министру транспорта области Николаю Чурикову близко и понятно главное правило чиновничьего сюзеренитета: друг моего босса – мой друг. Что стало приятным сюрпризом для Беликова, предыдущий опыт которого с «карманным» министром Николаем Годуновым вышел не слишком удачным .


Но продолжим. Вскоре после назначения Сараева зампредом правительства, Андрей Беликов стал во всеуслышание заявлять, что ему-де выдан карт-бланш на реформирование транспортной отрасли региона, причем не кем-нибудь, а самим губернатором Валерием Радаевым. Якобы Беликову разрешат назначить своих людей на ключевые посты в сфере, если он возьмет на себя обеспечение транспортной доступности в сельских районах. Неизвестно, имел ли место в действительности такой разговор или все это лишь бахвальство Андрея Павловича, но люди Беликова, действительно, появились там и сям, а вот с перевозками в отдаленных районах области по-прежнему беда. Достаточно сказать, что в настоящий момент через процедуру банкротства проходят Озинское, Алгайское, Балтайское, Екатериновское и Марксовское АТП, а также Балашовское пассажирское автотранспортное предприятие №2. При этом Беликов за бесценок выкупил только те два АТП, в которых сохранилась солидная материальная база: Хвалынское ему досталось по цене трехкомнатной квартиры, за 3,9 млн рублей, а Ершовское – за 9 млн рублей, при начальной цене продажи в 18 млн рублей.

Базар за вокзал
Предметом особого интереса Андрея Беликова является Саратовский автовокзал. Первую попытку поставить стратегический объект под свой контроль он предпринял, когда областным министром транспорта был его ставленник Николай Годунов. Тогда директором автовокзала была назначена Галина Аверкиева, супруг которой работает на «Автокомбинат-2». Но век Годунова оказался недолог, и после его ухода с поста поменялся и начальник вокзала. А в прошлом году на многострадальный объект пришел бывший руководитель городского «Транспортного управления» Владимир Бессонов, которого называют человеком близким к Валерию Сараеву. Сейчас с саратовским автовокзалом работает пул перевозчиков, которые так или иначе аффилированы четырем персонам: Андрею Беликову, Борису Кайданову (он сохраняет контроль над «Межгородтрансом» через номинального руководителя, своего племянника Михаила Любарского), Кириллу Лаврентьеву (бывший руководитель балаковского пассажирского автокомбината) и самому Владимиру Бессонову (в частности, он является совладельцем перевозчика «Юпитер-В», который осуществляет рейсы на Пензу). Серьезнейшую конкуренцию автовокзалу составляют независимые перевозчики «Ной 64» и «Властелин», которые по примерной оценке занимают три четверти рынка междугородних перевозок в Саратовской области. Именно с таким положением связан публичный конфликт между Саратовским автовокзалом и двумя этими компаниями. Напомним, руководители «Ноя» и «Властелина» в открытом обращении заявили о принуждении к передаче своего бизнеса ОАО «СарАвтовокзал» (в частности, речь шла о передаче кассового обслуживания и контроля за формированием сетки расписания). Что же касается роли Андрея Беликова, как руководителя саморегулируемой организации «Союз транспортников», то он, по мнению бизнесменов, в ситуации фактически рейдерской атакой «занял безучастную позицию стороннего наблюдателя». Впрочем, в этой формулировке можно найти изрядную долю лукавства, так как совсем безучастным к перспективам разгрома главных конкурентов неформального лидера коалиции перевозчиков автовокзала назвать никак нельзя.
Есть и еще один крайне любопытный факт. 3 марта 2016 года зарегистрировано новое юридическое лицо – ООО «Саратовский автовокзал «Волга». Адрес регистрации – улица Автокомбинатовская, 15 – совпадает с расположением «Автокомбината-2». Учредителями компании выступили три женщины: дочь нашего героя Диана Андреевна Беликова (доля – 25%), ее постоянный бизнес-партнер, обладательница очень известной в области фамилии Светлана Вячеславовна Заигралова (25%), а также некая Анна Сергеевна Судакова (50%). А директором этого самого ООО поставлен Кирилл Горькуша. Он довольно известное лицо в транспортной отрасли города. Некогда он вместе со своим закадычным другом Матвеем Вальковым работал в частной фирме «РЖД-Трансфер», которая занимается продажей билетов на автобусы на территории железнодорожного вокзала. Компания эта накопила долги перед перевозчиками, после чего ушла в процедуру банкротства, а пара приятелей скоро обнаружилась в стане главного конкурента – ООО «СарАвтовокзал», где сейчас Горькуша работает начальником отдела, а Вальков – первым замом Бессонова.
Итак, что же это за «Саратовский автовокзал «Волга» такой, столь явно аффилированный с Андреем Беликовым и Владимиром Бессоновым? Объекта с таким названием в городе нет, и совершенно очевидно, что по адресу «прописки» на улице Автокомбинатовской вокзал открывать никто не будет, хотя бы по причине того, что это глухая промзона на окраине города. Меж тем, новое юрлицо уже активно участвует в конкурсах на аренду кассовых пунктов на Привокзальной площади, причем в тесной связке с ООО «СарАвтовокзал» и индивидуальной предпринимательницей Варнаковой Ириной Викторовной (еще один бизнес-партнер Владимира Бессонова, совладелица уже знакомого нам перевозчика «Юпитер-В»). В общем, мы имеем два юридических различных автовокзала, но работают там и там практически одни и те же люди и примерно над одинаковыми задачами. А ключевая разница между ОАО «СарАвтовокзал» и ООО «Саратовский автовокзал «Волга» заключается в том, что первое на 100 процентов принадлежит государству, а второе – совсем наоборот. И тут самое время вспомнить народную мудрость о том, что «пессимист – это хорошо информированный оптимист», и прикинуть варианты развития событий. Их напрашивается, собственно, два. Либо государственный автовокзал в ближайшее время банкротится, а к тому есть все предпосылки, поскольку долги перед перевозчиками увеличиваются от месяца к месяцу. Самое смешное, что в пуле кредиторов может выступить сам директор Владимир Бессонов от лица своего «Юпитер-В». И, конечно, компанию ему составят вся вышеупомянутая коалиция перевозчиков автовокзала: Беликов, Кайданов, Лаврентьев… В таком случае структуры, аффилированные с Андреем Беликовым, как основные кредиторы смогут выкупить «по дешевке» здание и инфраструктуру автовокзала. И вот тут-то и пригодится созданное недавно юрлицо. Схема увода государственной собственности в частные руки, прямо скажем, широко известная и отработанная.
Второй вариант – более мягкий, но суть примерно та же. ОАО «СарАвтовокзал» останется в качестве своеобразной государственной крыши, но все процессы и активы будут переданы «на аутсорсинг». В таком случае сам областной актив будет являться обычной пустышкой с околонулевой прибылью, а весь «кэш» будет аккумулироваться на этажах пониже.
Нам известно, что по факту возможного увода автовокзала из госсобственности готовится обращение в правоохранительные органы. Остается только надеется, что хотя бы на этот раз этой немудреной схеме будет поставлен заслон.

Кровные узы
Веселые истории, связанные с именем Андрея Павловича Беликова на этом не заканчиваются. Чего стоит только назначение в конце минувшего года начальником городского «Транспортного управления» Дмитрия Фремке. Мало того, что до прихода на эту должность он трудился техническим директором «Автокомбината-2», так и до сих пор его отец Владимир Фремке входит в состав правления беликовского АО и руководит перевозчиком «Фрелго», работающим под крышей и брендом «Автокомбината» (у которого собственных автобусов, напомним, нет). В результате Фремке-младший как бы осуществляет контроль над деятельностью своего многолетнего босса и своего отца: реагирует на жалобы пассажиров, решает вопросы об открытии, продлении или закрытии маршрутов и так далее. Конфликт интересов? «Нет, не слышали».
Подводя итог всему сказанному, нужно признать, что мы имеем дело с опасным явлением. Сам Андрей Беликов любит позиционировать себя как социально ответственного бизнесмена. Он даже, в отличие от многих других коллег-депутатов, ведет дотошный дневник своих расходов на работу с избирателями. Правда, эти траты совсем не бьются с декларациями его доходов, по которым выходит, что он находится в числе небогатых депутатов. Например, за весь 2014 год он заработал лишь около 750 тысяч рублей (или какие-то смешные для такого калибра 62 тысячи в месяц). Но пусть над этим парадоксом бьются думская комиссия по этике. Мы же лишь напомним старое правило: если что-то выглядит как змея, шипит как змея и жалит как змея, то, скорее всего, это змея и есть. Андрей Беликов все чаще выставляет себя в качестве эдакого «крестного отца» в региональном транспорте. И его покровительство и посредничество обходится все дороже тем перевозчикам, которые имели несчастье попасть в его сферу влияния.

Источник: http://www.om-saratov.ru/chastnoe-mnenie/23-june-2016-i37777-belikova-goryachka



 
По теме
Ежегодно тонкий лед становится причиной гибели людей, чаще всего среди погибших оказываются дети, которые гуляют вблизи замерзших водоемов без присмотра родителей.
Органами предварительного расследования житель города Петровска Саратовской области П. обвинялся в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 158 УК РФ - как кража,
Максим Владимирович в  2007 году окончил Саратовский Государственный Медицинский Университет им.
Министерство здравоохранения
Медицинские учреждения Саратовской области готовы к паводку - Министерство здравоохранения      В ходе подготовки к прохождению паводка министерством здравоохранения области и подведомственными  медицинскими организациями  уточнены населённые пункты, которые могут быть подтоплены на период паводка,
Министерство здравоохранения