Бездорожье и дорога

Командировка в Аткарский район Саратовской области еще раз убедила меня в том, что ничто в нашей жизни не происходит просто так, случайно. Во всякой нашей трудности, неприятности, неудаче узнается Промысл — нужно только научиться доверять и спокойно следовать тем путем, который чертит для тебя рука Создавшего.

Погода была неприятная, да и пейзаж не услаждал. Остатки грязного снега, раскисшие поля, рыжая трава, кое-где серый лесок, в низинах бурные потоки талой воды. Туман, небо в плотных серых тучах, периодически мокрый снегопад. А дороги… Да, та самая вторая всероссийская беда. Из-за этой беды полетели все наши планы. Весь рисунок нашей командировки изменился, можно сказать. Что-то мы потеряли. Но зато сколько приобрели!

Главное приобретение — ясное понимание того, что это значит и чего это стоит — служить священником в Аткарском районе. Теоретически-то я и раньше догадывалась, что это близко к подвигу. А теперь еще и на практике, на собственном опыте постигла.

Не та Осиновка, и церковь в ней не та

 

До запланированной Ивано-Языковки мы доехать не смогли. То есть мы могли бы до нее доехать, но обратно бы точно шли пешком: не выдержало бы наше авто этого щебеночного грейдера. Развернуться на нем, чтобы выехать на какой-никакой асфальт, нам удалось только с десятой попытки. Связь пропадала, но я дозвонилась-таки до аткарского благочинного, отца Дионисия Елистратова, который как раз в это время был в Саратове — участвовал в конференции, посвященной судьбам казачества, как духовник Аткарского хуторского казачьего общества. Отец Дионисий посоветовал нам рулить в Осиновку: «Там как раз сейчас отец Роман Болотнов, а еще там очень интересный старый храм разрушенный, в нем служил священномученик Феодор (Смирнов)…».

И вот мы опять сворачиваем с аткарской трассы. Под нашими колесами — воспоминания об асфальте. Потом просто грунтовка, темнеющая лужами и ведущая неизвестно куда. Объяснений, полученных от отца Дионисия, нам почему-то не хватает, а отец Роман Болотнов трубку взять не может — служит. И вдруг — счастье: навстречу нам катит мощный внедорожник из категории отсутствующих в епархиальном гараже. За рулем — красивая женщина: «А вам какую Осиновку? У нас их три: Большая, Малая и Новая». — «Ту, в которой старая разрушенная церковь». — «А, тогда вон туда. Церковь вы с дороги сразу увидите».

Черневшую в тумане деревянную церковь Архангела Михаила мы действительно сразу увидели с дороги. Что и церковь, и Осиновка не те, поняли чуть позже. Осиновка оказалась Новой. В Малой Осиновке разрушенная Троицкая церковь — не деревянная, а каменная.

Но в те минуты я не думала о том, как мы теперь доедем до Малой Осиновки. Чвакающий под ногами суглинок, прошлогодние репьи, мокрый снег — всё это было ничего. Потому что там, в плотных серых тучах, жужжали невидимые жаворонки — их было много, казалось, всё небо поет, и еще потому, что мы встретились с Михаило-Архангельским храмом. Скорбная, но встреча…

 

 

Бревенчатая церковь в Новой Осиновке была построена в 1871 году, а закрыта в 1934‑м по решению Аткарского райисполкома: «учитывая, что за распадом коллектива верующих церковь бездействует в течение трех лет, а культовое имущество по халатности сельсовета (не принято мер к сохранению) частично расхищено…». Это была распространенная в то время дежурная формулировка. Конечно, кто-то из новоосиновцев (а село тогда было большим, не то, что сейчас!) мог податься в комсомол, в колхозные активисты и поверить, что Бога нет, но приход развалиться вряд ли мог.

То, что Михаило-Архангельский храм не разобрали на бревна, — чудо. Храм горел — это очевидно. Огонь поднялся по колокольне очень высоко. Но потом погас. Может быть, ветер его сбил или дождь. Но ветер и дождь, они ведь тоже неслучайны…

Подлежит ли этот храм восстановлению? Хочется верить, что да. Бревенчатый храм в селе Пограничное Новоузенского района, схожий с Михаило-Архангельским и долгие годы находившийся в аналогичном состоянии, сейчас восстановлен и выглядит замечательно. Будем надеяться…

Молитва у развалин

 

Чудом не застряв, мы всё же добрались до Малой Осиновки, до руин каменной Троицкой церкви. В руинах живут вороны — огромные, таинственные, нелюдимые птицы с глухим гортанным говором.

В октябре 1921 года сюда, в эти стены, пришел служить 30-летний священник, отец Владимир Смирнов, тогда еще не монах, уроженец соседней Пензенской области, выпускник Саратовской семинарии и Казанской духовной академии. После революции Владимир Смирнов находил себе разные применения, но явно тяготел к педагогике: служил учителем школы грамоты и инструктором школьного дела политотделов Донской советской кавалерийской дивизии и Первой Конной армии, затем, в 1921 году, демобилизовавшись, — инструктором дошкольного воспитания при Саратовском райкультводе. Состоял в профсоюзе работников водного транспорта. А в октябре 1921 года был рукоположен в сан священника и назначен в Малую Осиновку Аткарского района. Через полтора года его перевели в Саратов, в Старо-Казанскую церковь, а в августе того же года арестовали первый раз — по делу епископа Петра (Соколова). После двух арестов и двух небольших сроков отец Владимир служил в Кузнецком районе Пензенской области. В 1934 году принял монашеский постриг. Сентябрь 1935 года — хиротония иеромонаха Феодора во епископа Пензенского. Октябрь 1936 года — арест: «контрреволюционная группа, организованная с целью ведения агитации среди населения, направленной на свержение советской власти и установление в стране фашистской диктатуры». Четыре сельских священника, один епископ и один псаломщик — они точно установили бы диктатуру… Сентябрь 1937 года — расстрел.

Улицы Малой Осиновки безлюдны. Где же нам искать отца Романа, по-прежнему не отвечающего на звонки? Два мужика возятся во дворе. «Где у вас здесь церковь? Ну, может быть, дом или комната какая-то, где верующие собираются?» — «Вить, где у нас тут бабки собираются, не знаешь?» — «Какие бабки?» — «Ну, те, которые крестятся». — «У нас тут никто не крестится». С такой информацией ехать остается только по интуиции. Наконец навстречу — пожилая женщина: «В клубе они все сегодня собрались, священник приехал. Прямо, потом направо…».

Открыв дверь сельского клуба и услышав церковное пение, я почувствовала себя счастливой. Пела супруга отца Романа — матушка Анастасия. В зрительном зале, прямо перед креслами стояли девять местных женщин разного возраста с горящими свечами в руках: совершалось Таинство Соборования. Девушка-инвалид беззащитно улыбалась, а временами пыталась начать танцевать — так радовало ее происходящее.

— Дорогие мои… — говорит отец Роман, обращаясь к собравшимся…

И это надо видеть — его искренность и их встречную благодарность.

— Мы так рады, так рады, что они с матушкой нас не забывают, — сказала, подойдя ко мне после службы, старшая из женщин. И я как-то очень хорошо почувствовала, что это такое — жить в Малой Осиновке возле разрушенного храма, в котором служил святой, и ждать священника…

Отец Роман и Анастасия — люди молодые, недавние выпускники: он — семинарии, она — Елисаветинского учебного центра в Саратове (отделения, кстати, не регентского, а медсестринского — в настоящий момент уже недействующего). В аткарской глубинке они недавно, с октября 2015-го. У них двое маленьких детей, Анна и Марк; живет семья в селе Приречном, возле нового Михаило-Архангельского храма, построенного в 1998 году по инициативе уроженца села, начальника Приволжской железной дороги Михаила Лихачева. Но вообще отец Роман — настоятель трех приходов: в Приречном, в Озерном и Старой Лопуховке. Плюс две Осиновки, в которых приходов, как таковых, пока нет, но есть еще (или уже есть…) люди, которые ждут.

Расчистить источники

 

Следом за машиной отца Романа едем в Озерное — самое большое из окормляемых им сел. Здесь строится маленький храм во имя блаженной Ксении; отец Роман совершает в этих недостроенных стенах молебны, соборование, как потеплеет, начнет регулярно служить Литургию. Приходит на службы, по его словам, человек двадцать — из двух тысяч жителей, но ведь это только начало!

В местной школе батюшку все знают: он здесь частый гость. А нас сюда пригласил, чтобы познакомить с Татьяной Николаевной.

Дело в том, что и в этой бездорожной глубинке можно жить по-разному. Кто-то, считая себя жертвой злой судьбы и плохой власти, опускает руки и утрачивает все творческие способности, кроме одной — беспрерывно жаловаться и ругаться. А кто-то и здесь живет на полную катушку, не тратя сил на жалобы, любя свою землю не на словах, а на деле и делая всё возможное для нее и для своих земляков.

Учитель истории и замдиректора по воспитательной работе Озерновской школы Татьяна Николаевна Игнатьева — из деятельных патриотов. Она краевед, и вместе со своими учениками раскопала массу интересного — о селе Озерном, основанном, оказывается, на заре Петровских времен, о разрушенных и действующих храмах Аткарщины, о помещиках Юрьевичах — три поколения этой семьи владели Старой Лопуховкой, она от Озерного в пяти километрах. Стенд, рассказывающий о Юрьевичах, висит у Татьяны Николаевны в кабинете. Первый из них, Семен Алексеевич Юрьевич (1798–1865), служил при дворе Николая I в должности помощника воспитателя наследника Александра Николаевича, будущего Александра II, освободителя крестьян. Он сопровождал наследника в его поездках по России и заграничных путешествиях. Уже будучи тяжелобольным и почти слепым, Семен Юрьевич принимал самое активное участие в строительстве железной дороги, которой мы все сегодня пользуемся, — от Москвы до Саратова. Старая Лопуховка досталась Юрьевичам как приданое супруги Семена Алексеевича Елизаветы Андреевны Ниротморцевой. Сын Семена Алексеевича и Елизаветы Андреевны Александр Семенович Юрьевич сделал из имения то, что мы теперь назвали бы экологическим заповедником. Там он и похоронен…

Но я должна остановиться: история семьи Юрьевичей — отдельная тема. Татьяна Николаевна убеждена, что человек должен не просто знать историю своей малой Родины…

— …И не просто прийти и посмотреть на храм или на родник. Он должен обязательно что-то делать, помочь храму, расчистить родник. За могилой Александра Юрьевича ухаживают и наши школьники, и ребята из Белгазы: его ведь специально похоронили так, чтобы видно было всё его имение.

 

 

Кроме истории, Татьяна Николаевна преподает «Основы православной культуры». Класс ОПК появился в школе по общей, так скажем, инициативе благодаря помощи депутата Аткарского муниципального собрания, местного фермера Виктора Федоровича Томарева — «очень неравнодушного человека», как характеризует его моя собеседница.

— Меня в селе спрашивали: «Ты что, молитвам будешь детей учить?». Я отвечала: «Нет. Я хочу познакомить их с культурой, объяснить им, что есть православная вера, помочь сориентироваться. А дальше они сами определят свой путь».

Но нам пора в ту самую Старую Лопуховку. Поскольку едем мы следом за батюшкой, заблудиться нам уже не грозит; но вот застрять грозит по-прежнему. В одном месте отец Роман едва не принял решение вернуться… Но, помолившись святителю Николаю, мы проехали-таки в село, которое в свое время называлось Никольским, к храму, построенному в 1817 году и освященному во имя архиепископа Мир Ликийских.

Каменный храм, окруженный соснами, производит невероятное впечатление. Он понемногу обретает достойный вид — и снаружи, и внутри. Долгое время его расчисткой и восстановлением вручную, в одиночку и за собственный пенсионный счет занималась немолодая женщина, переселившаяся в Озерное из Саратова, — Валентина Васильевна. Она проделала просто колоссальную работу. Увы, таких помощников у отца Романа немного: собрать народ на богослужение в Лопуховке ему пока не удается, разве что летом приходят горожане-дачники. Но на стене храма висит объявление: «…открыт для молитвы каждое воскресенье с 10 до 12».

— За храмом присматривает одна женщина из местных, Галина, у нее ключ. Зимой бывало так, что мы с этой Галиной вдвоем тут молились.

— А в Приречном у вас как дела идут? Храм хороший, новый…

— В Приречном осталось примерно 450 жителей, в школе всего восемь учеников. В храме служба каждую субботу и воскресенье, постоянных прихожан — человек двенадцать-пятнадцать, на Рождество и Пасху до двадцати пяти.

Еще раз повторим оптимистическую фразу…

 

 

Это еще только начало...

 

Нам пора в райцентр, в Аткарск, иначе мы не успеем на вечернюю службу с выносом креста, ведь наступает Крестопоклонная неделя. Новый Петропавловский храм в Аткарске — это тоже отдельная история: его построили супруги Краттли. Роберт Линкольн Краттли, уроженец штата Колорадо, воспитанный в протестантизме, работал в России с советских еще времен и именно здесь принял Православие — с характерной для американца мотивацией выбора: религия консервативная, следовательно, надежная, есть на что опереться. Жена Роберта Наталья — русская, родилась и выросла в нашем Петровске. Супруги создали в России свою фирму по продаже сельскохозяйственной техники. И вот построили храм в городке, в который и попали-то случайно…

Итак, мы в этом храме. Его настоятель  благочинный Аткарского округа иерей Дионисий Елистратов, можно сказать, местный: его отец, коренной аткарчанин, военный, выйдя в отставку, привез семью в родной городок. Будущий батюшка закончил здесь профтехучилище, затем заочно, работая на заводе, — техникум. Семья Елистратовых стала верующей еще до возвращения в Аткарск, потому выбор Дениса — поступить в семинарию — не стал неожиданностью для родителей и очень их обрадовал. После семинарии отец Дионисий закончил еще Московскую духовную академию. И вот — Аткарское благочиние… Всего-то восемьдесят километров от Саратова. А жизнь совсем другая…

— В Аткарске до революции было пять храмов, и все они были разрушены до основания, — рассказывает отец Дионисий, — и Михаило-Архангельский собор, и Сретенская церковь (на ее месте сейчас городской парк, и в нем мы установили памятный крест), и Казанский тюремный (поскольку здесь был пересыльный острог), и Иоанно-Предтеченский на кладбище, и Петропавловский. В тех городах, где хотя бы одна церковь действовала в советские годы, картина другая, приходы больше. А у нас с 1937 по 1992 год не было ни одного. В начале 90-х Церкви передали здание бывшего суда — это нынешний Михаило-Архангельский храм. А строительство нового Петропавловского было завершено к 2013 году.

Построить храм в наше время непросто. Но, даже если он построен, если он красив, достойно благоукрашен и так далее — это не означает, что люди в него потоком хлынут. Собственно, этого и не произошло. Далеко не всякий человек готов открыть свое сердце Богу. Чтоб сердца открывались, нужно потрудиться. Я приехал сюда в декабре, а в январе на Богоявление за освященной водой пришло всего пятьсот человек. В 25-тысячном городе! И то, что в этом году пришло полторы тысячи, что количество прихожан заметно возросло, — это не само собой произошло, это хотя и скромный пока, но всё же результат нашей работы.

Помню, примерно через год после назначения я приехал к Владыке Лонгину — весь воодушевленный: «Владыка, мы сделали вот это и вот это, и у нас явный прогресс, а через два-три года вообще всё будет замечательно…». А Владыка мне в ответ: «Ну ты оптимист! Десять лет, как минимум, нужно трудиться изо дня в день, чтобы обстановка реально изменилась». И очень скоро я убедился в его правоте. Три года прошло… Да, что-то сделано. Но совсем немного на самом деле…

— Но если в райцентре, в городе, всё так непросто, то что же говорить о глубинке, до которой и доедешь-то не всегда…

— Служение священника на селе — это подвиг. Это подъем целины. И отец Роман Болотнов действительно труженик. И у него, вопреки всему, получается. Господь ему подает помощь. Очень важно еще и то, что он там, в Приречном, живет. Когда священник не приезжает откуда-то, а живет на месте своего служения — это живая проповедь, это вызывает у людей уважение, доверие к нему. Но и искушений у отца Романа тоже хватает. Это ведь очень тяжело — не получать отдачи, не слышать отклика. Я, когда приезжаю в села, всегда людям говорю: «Помогайте, как можете, своему батюшке, молитесь за него, ваша молитва для него — огромная поддержка». Работа наша — и на селе, и в городе — должна вести к тому, чтобы верующие люди относились к своему храму как к дому — с любовью. Вы видели эти храмы разрушенные — в Новой Осиновке и в Малой? Местные жители ходят мимо них каждый день. Понятно, что они не в силах их восстановить, но ведь могли бы хотя бы расчистить внутреннее пространство, чтоб когда-то можно было и богослужение совершить.

— Счастье, что и другие люди там, в глубинке, есть… Я очень хотела в Большую Екатериновку, где старинный храм Георгия Победоносца, и в Сосновку, где Покровская церковь, построенная в 1822 году. Но Вы меня остановили: «Не проедете, застрянете». Теперь-то уж я знаю, что вы правы… В Земляные Хутора мы не успели из-за службы, которую не хотелось пропускать. Надеюсь, съездим еще, когда немножко просохнет. А что там за жизнь, на этих «островах», действуют ли приходы?

— Восстановление этих храмов требует огромных средств, их пока нет. В Большой Екатериновке отец Максим Васильев служит пока в приспособленном помещении в сельской администрации, в самом храме служить невозможно. Село Земляные Хутора, где тоже старинный, 1827 года, Троицкий храм, вот уже более двадцати лет окормляет иерей Димитрий Годин, его трудами там поддерживается жизнь, и храм понемногу восстанавливается.

— Вы счастливый человек — ваши близкие всегда рядом с вами, они разделяют ваши труды: супруга Ольга — регент хора, мама, Ольга Васильевна, — помощник по религиозному образованию и катехизации, папа, Сергей Александрович, прислуживает сыну-священнику в алтаре… А для многих ли еще Петропавловский храм стал домом?

— Первое время я вообще был один — сам снег расчищал. Но постепенно появились помощники, сейчас их не так мало, и они надежны. Это тоже большой труд — чтобы люди пришли, чтобы они остались. Господь Сам приводит в храм того, кто готов трудиться не ради себя, но ради Его славы. Для меня главное — тех, кто уже пришел, не оттолкнуть. И еще важно, чтоб в городе тебя видели и знали. Видели, что ты — не суровый и грозный, а нормальный живой человек, что ты умеешь общаться, что люди тебе нужны, интересны, тогда и ты будешь им нужен. Поэтому я стараюсь бывать везде, где только можно.

После нашей с отцом Дионисием беседы здесь же, при храме состоялся литературно-музыкальный вечер, собравший много народу. На вечере царила очень теплая и непринужденная атмосфера. И можно было почувствовать, что, несмотря на трудности, храм действительно становится центром духовного притяжения для многих аткарчан.

Не будем умалять проблему, бездорожье — это плохо. Это, по сути, похороны русского села — с его историей, памятью, опытом. Но, если человек действительно хочет найти самую твердую, самую надежную из дорог — дорогу в Царство Божие, то земное бездорожье не может ему помешать. А если бы все ощутили под своими ногами дорогу в Царство, тогда и о земных дорогах было бы кому позаботиться.

Но пока этого нет. Только начало…

 

Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества — история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68 рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Фото автора и из архива Татьяны Николаевны Игнатьевой

Журнал «Православие и современность» № 40 (56)

[ Марина Бирюкова ]
 
По теме
Указ Епархиального Архиерея от 07 августа 2017 года № 54   Священнику Дионисию Степанову   Настоящим определением Вы, священник Дионисий Степанов,
09.08.2017
Указ Епархиального Архиерея от 07 августа 2017 года № 52 Священнику Максиму Васильеву Настоящим определением Вы, священник Максим Васильев,
08.08.2017
Указ Епархиального Архиерея от 07 августа 2017 года № 50 Священнику Роману Болотнову Настоящим определением Вы, священник Роман Болотнов, настоятель храма Архангела Михаила с. Приречное Аткарского р-на и, по совместительству,
08.08.2017
 
Указ Епархиального Архиерея от 07 августа 2017 года № 51 Священнику Дионисию Елистратову Настоящим определением Вы, священник Дионисий Елистратов,
08.08.2017
Старинный храм в Малом Узене как свидетельство духовной жизни  предков   Простая мысль о том, что жизнь на земле была до тебя и будет после, становится особенно явной, когда погружаешься в историю родного края.
27.07.2017
Входя в храм неподготовленный человек сталкивается с совершенно новым — непонятным для него миром.
24.07.2017
 
Первое, что мы увидели, въезжая в село Мордово Красноармейского района,— это крупная табличка на одном из домов с надписью «Помоги храму»… Храм, о котором идет речь,
18.07.2017
В Издательстве Московской Патриархии в серии «Слово Святейшего Патриарха» вышла в свет книга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Верные Господу.
15.07.2018
 
Бескомпромиссный миротворец - Саратовская епархия 29 июня этого года исполнилось сто лет со дня мученической кончины священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского.
15.07.2018
Литургия в неделю 7-ю по Пятидесятнице - Вольское благочиние 15 июля, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, в Свято-Троицком кафедральном соборе города Вольска была совершена Божественная Литургия.
15.07.2018
 
15 июля, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Божественную литургию в храме в честь Сретения Господня г. Саратова.
15.07.2018
Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси - Саратовская епархия Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 июля 2018 года ( журнал № 42 ).   Благословен Господь Иисус Христос, Иже возлюби новыя люди, Русскую землю и просвети ю крещением святым.
15.07.2018
14 июля 2018 года участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви имели суждение о порядке применения норм, предусмотренных «Положением о порядке согласования рукоположения в священный сан лиц,
15.07.2018
 
На заседании Священного Синода 14 июля 2018 года был заслушан рапорт председателя Синодальной богослужебной комиссии митрополита Петрозаводского и Карельского Константина о представлении на утверждение Священного Синода
15.07.2018
14 июля, в канун Недели 7-й по Пятидесятнице и праздника Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил всенощное бдение в храме святителя Николая Японского г. Саратова.
14.07.2018
Кланы Маркса и дело Олега Тополя - КомпроматСаратов.Ru   В городском суде Маркса продолжаются слушания по уголовному делу бывшего главы Марксовского района Олега Тополя.
16.07.2018 КомпроматСаратов.Ru
В Энгельсе ищут двоих пропавших подростков - Четвертая Власть Приметы детей не сообщаются, известно лишь во что они были одеты В Энгельсе Саратовской области пропали трое подростков – Салават Афанасьев, Фарит Бураков и Максим Нор.
16.07.2018 Четвертая Власть
МО МВД РФ «Ртищевский» Саратовской области разыскивается Мачуженко Екатерина Евгеньевна, 07.11.1983 г. рождения, уроженка Саратовской области, г.Ртищево, проживающей г.Ртищево ул.Советская д.9.кв.65,
15.07.2018 Вольская жизнь
Бескомпромиссный миротворец - Саратовская епархия 29 июня этого года исполнилось сто лет со дня мученической кончины священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского.
15.07.2018 Саратовская епархия
IMG_4474 - Духовное управление мусульман 14 июля в Исламском комплексе г.Саратова состоялось первое организационное собрание для паломников, отправляющихся в этом году в Хадж из нашей губернии.
16.07.2018 Духовное управление мусульман
Семинар со священниками - УФСИН Саратовской области В мероприятии, организованном в формате «круглого стола» под председательством заместителя начальника территориального органа полковника внутренней службы Антона Глебова,
16.07.2018 УФСИН Саратовской области
В ее жилах эксперты нашли кровь пророка Мухаммеда Евгений ЧЕРНЫХ Поначалу я посчитал историю с коронованной наследницей пророка, появившуюся недавно на ряде исламских сайтов, чистым фейком.
08.07.2018 Комсомольская правда
          16 июля 1941 года. 25-й день войны Москва. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О реорганизации органов политической пропаганды и введении института военных комиссаров в РККА».
16.07.2018 СГМБТС
Балаковский филиал Областной специальной библиотеки для слепых подготовил музыкально-поэтический вечер «Остров семейных сокровищ …» - Администрация Балаково Балаковский филиал Областной специальной библиотеки для слепых подготовил для получателей социальных услуг Комплексного центра социального обслуживания населения Балаковского района музыкально-поэтический вечер «Остров с
16.07.2018 Администрация Балаково
Выставка одной картины — портрета купца-мецената Петра Сапожникова — открылась в картинной галерее ВКМ.
13.07.2018 Вольская жизнь
На отдыхе в Италии народный артист почувствовал недомогание Татьяна ЗИМНЯЯ 1 июля Владимир Этуш и его супруга Елена прилетели в Италию, где каждое лето проводят около месяца.
14.07.2018 Комсомольская правда
Байдарочница из Энгельса стала трехкратной чемпионкой России-2018 - Четвертая Власть Вчера на чемпионате России по гребле на байдарках и каноэ в Москве гребцы из Энгельса выиграли три медали Вчера на чемпионате России по гребле на байдарках и каноэ в Москве гребцы из Энгельса выиграли три медали.
16.07.2018 Четвертая Власть
renatalitvinovaofficiall - Комсомольская правда С кем смотрел исторический матч Станислав Черчесов Кира БУЛЫЧЕВА В последний месяц наши звёзды чаще встречались на футбольных матчах, чем на светских премьерах.
16.07.2018 Комсомольская правда
Подробности Создано: 16 июля 2018 16 июля с 9 до 16 часов в связи с производством аварийно-ремонтных работ по адресу Ф.Энгельса, д.№ 2 возможно отключение холодного водоснабжения.
16.07.2018 Администрация г. Энгельс