Черно-белое кино

Черно-белое кино
Фото: www.saratovnews.ru

Знаете, как называется российский аналог "Оскара"? Правильно, "Золотой орел". Так вот после феерической церемонии вручения американских статуэток тем, кто их заслужил и кто оказался в струе политкорректности, самое время обратиться к лучшему российскому фильму прошедшего года.

"Рай", 2016, режиссер Андрей Кончаловский, в ролях: Юлия Высоцкая, Кристиан Клаус, Филипп Дюкень, Виктор Сухоруков.

Новая работа Кончаловского победила в номинациях "Лучший фильм" и "Лучший режиссер". Лучшим режиссером Андрея Кончаловского объявили и на Венецианском кинофестивале, где он представлял свою ленту.

В картине три главных персонажа – русская княгиня-эмигрантка, прятавшая еврейских детей и угодившая из-за этого в концлагерь, фашистский высокий чин, давно влюбленный в русскую литературу и княгиню. А еще французский коллаборационист, работающий в полиции.

Все трое по очереди подвергаются некоему допросу. Хотя практически сразу понятно, что это нечто вроде Страшного суда, который больше похож на собеседование. Параллельно показывают сцены из жизни каждого персонажа.

У мужчин свои устремления – переспать с задержанной княгиней, построить идеальный мир без евреев. Бездетная женщина живет без какой-либо конкретной цели, просто плывет по течению. Но однажды берется спасать чужих детей, а потом, имея возможность вырваться из концлагеря, идет на смерть за другую. И сама не понимает, почему так сделала. Пытается объяснить (зло случается само по себе, а для добра нужно совершить усилие), но не может. Что-то внутри не дало поступить иначе. Возможно, осознание того, что после ужасов концлагеря прежней жизни уже не будет. Что этот ад будет с ней до конца дней, так к чему их множить, когда есть шанс спасти женщину, у которой есть дочь, и которая наверняка спасет двух еврейских мальчишек.

Юлия Высоцкая получила приз за лучшую женскую роль, хотя, на мой вкус, сильно переиграла. Ее допрос – это серия кинопроб, в которых пятая супруга Кончаловского демонстрирует особенности нашей актерской школы. Заламывает руки, имитирует сбивчивую речь. Ну и вот этот избитый фокус со зрачками, когда они мечутся по горизонтали в момент наивысшей ажитации. Попробуйте одновременно говорить и крутить зрачки – собьетесь. А хорошая актриса может.

Офицер СС Хельмут кажется наполовину сумасшедшим. Финальный монолог об идеальном мире, который пытались построить фашисты, должен показать, что человек в одержимости становится нечувствительным к категориям добра и зла, переставая различать их. Какими же нелепыми выглядят попытки людей, объединенных какой-либо целью и договорившихся носить одинаковую одежду, установить на земле порядок, более справедливый, нежели тот, что установлен Создателем.

Сам Кончаловский убежден, что тему Холокоста нельзя раскрывать в цвете, потому фильм снят в монохроме. А вообще режиссер стремился показать не столько ужасы концлагеря, сколько ад, который поселяется в душе. Даже просто голодающий человек быстро теряет свое человеческое обличье, а уж постоянно унижаемый и избиваемый, каждодневно видящий смерть, тем паче. И только истинно чистая душа в таких условиях не собьется с пути.

"Франц", 2016, режиссер Франсуа Озон, в ролях: Паула Бир, Пьер Нине

Не удержусь от параллелей с новым фильмом Франсуа Озона, который показался несколько тоньше. Он тоже снят преимущественно в черно-белом формате. Впрочем, иногда цвет все-таки появляется – когда расцветают чувства главных героев.

В небольшом немецком городке после Первой мировой войны живет Анна, не дождавшаяся с фронта жениха Франца. Каждый день она ходит к нему на могилу, но

однажды застает на кладбище молодого человека, оплакивающего убиенного на войне солдата. Да еще француза.

Зритель сразу понимает, что это неспроста. Не нужно быть Порфирием Петровичем, чтобы догадаться, что "он и убил". Но поначалу французский паренек представляется парижским знакомым Франца, становится вхож в семью погибшего. Родители даже рады тому, что их невестка начинает приходить в себя.

Жизнь берет свое, Анна увлекается Адриеном. Они ходят в пивбар на танцы, в разговорах с родителями Франца француз рисует сцены из прежней мирной жизни. Он словно пишет картину, как могло бы быть. Как они с Францем ходят по парижским музеям и славно развлекаются, спорят о литературе и живописи. Два молодых человека действительно могли подружиться – оба играли на скрипке, любили стихи Верлена. Однако судьба поставила их в такие условия, когда выжить мог только один.

В какой-то момент Адриен понимает, что не может более обманывать. Он признается Анне в совершенном убийстве и даже зачитывает строки из письма Франца к невесте, которое тот написал, но не успел отправить. Его отправил уже сам Адриен.

Прикончить солдата чужой армии на войне не считается грехом, но именно так воспринимает совершенное Адриен. Вернувшись во Францию, он не находил места, но нашел в себе силы отправиться во враждебную Германию, где каждый немец в каждом французе видел убийц своих сыновей.

Адриен жаждет прощения, хотя и понимает, что это невозможно. Так же думает Анна, но спустя время с некоторым удивлением обнаруживает в себе неспособность ненавидеть француза.

Любовь – та же война. Смерть близкого человека лишает любящего будущности, долгой и счастливой жизни. Но точно так же действует и нелюбовь. Потеряв Франца, погибшего на фронте, Анна теряет Адриена из-за того, что у того есть своя невеста.

В рукопашной побеждает сильнейший. Тот, кто ловчее управляется с ножом или штыком. В любви выбор – тот же выстрел. В мыслях немки Адриен умирает, как Франц. Совместная счастливая жизнь невозможна, а причина не так уж и важна. Цветная картинка меркнет, остаются лишь черно-белые тона.

Валерий Кедров

 
 
По теме
Профориентация в ЦОД Галактика-64 - Вавиловский университет В рамках смены Вавиловского университета в центре одарённой молодёжи Галактика-64 преподаватель кафедры "Лесное хозяйство и ландшафтное строительство" Козаченко М.А.,
Вавиловский университет
Выездное мероприятие сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России - Городская больница №9 С 26 по 28 марта 2024 г в Саратовской области МЗ РФ организовало проведение выездного мероприятия сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России по оказанию организационно-методической помощи по профилю "терапия и профилак
Городская больница №9
В главном корпусе Ртищевской районной больницы заменят лифт-долгожитель - Министерство здравоохранения При замене лифтов используется комплексный подход, проекты зачастую включают не только замену лифта, но также учитывают и необходимость проведения ремонтных, отделочных работ и обновления инженерных сетей.
Министерство здравоохранения
СКАЖИТЕ «НЕТ» ТУБЕРКУЛЁЗУ, СКАЗАВ «ДА» ЕГО ПРОФИЛАКТИКЕ - Балаковские вести Всемирный День борьбы с туберкулёзом в этом году выпал на 24 марта. Туберкулёз является одной из 10 основных причин смерти во всём мире, входит в перечень социально значимых заболеваний и представляющих опасность для окружающих.
Балаковские вести
Акция - Вавиловский университет В период времени с 18 по 29 марта 2024 года на территории Марксовского района проходит первый этап общероссийской акции "Сообщи где торгуют смертью".
Вавиловский университет