25 июля отмечается День сотрудника органов следствия России в соответствии с постановлением правительства РФ от 27 августа 2013 года.
Выбор даты объясняется тем, что 25 июля (5 августа по новому стилю) 1713 года был издан именной указ Петра I о создании следственной канцелярии гвардии майора Семеновского полка Михаила Волконского, которая явилась первым государственным органом России, наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия с установленным статусом непосредственного подчинения главе государства.
К подследственности следственных канцелярий были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).
После смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.
В результате судебной реформы 1860 года следственные органы были выведены из состава полиции и переданы в организационную структуру судов. Немного позже был введен аппарат военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 года состояли при военно-окружных судах.
В таком виде следственная служба развивалась до Октябрьской революции 1917 года, когда на основании декрета Совета народных комиссаров (СНК) от 7 декабря (24 ноября по старому стилю) 1917 года «О суде» институт судебных следователей был упразднен. В новой стране следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.
В мае 1922 года надзор за производством предварительного следствия был возложен на прокуратуру, а в сентябре 1928 года следователи были полностью выведены из подчинения судов и переданы в ведение прокуроров. Согласно постановлению Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и СНК СССР от 30 января 1929 года, военные следователи перешли в подчинение органов военной прокуратуры.
В июне 1936 года органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР.
Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел. В ходе судебной реформы 1956-1964 годов было упразднено министерство внутренних дел. Во вновь созданном ведомстве, названном министерством охраны общественного порядка, следственного подразделения не было.
Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации».
Этот документ установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет президент Российской Федерации.
В настоящее время Следственный комитет не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.
Председатель Следственного комитета РФ назначается на должность и освобождается от должности главой государства.
СК расследует тяжкие и особо тяжкие преступления. Его сотрудники решают важнейшие и ключевые задачи современности, такие как противодействие коррупции и экстремизму, обеспечение защиты законных прав и интересов россиян. Праздник российских следователей отмечают работники Следственного комитета РФ и следственных подразделений других правоохранительных ведомств России.
Коллектив Поволжского института ВГУЮ (РПА Минюста России) поздравляет коллег с профессиональным праздником и желает сотрудникам ведомства дальнейших профессиональных успехов и достижений на благо России!
Использована информация: https://ria.ru/spravka/20180725/1525127289.html