Этой доброй саратовской истории - 99 лет

Этой доброй саратовской истории - 99 лет
Фото: saratov.mk.ru

Хохотали до слёз на «Маленькой Бабе Яге»?

Побаивались (чуть-чуть) на «Аленьком цветочке» и восхищались его сказочностью?

Ваше сердце растрогали шаловливость и одновременно человечность «Приключений Солнышкина»?

Восторгались современностью и драгоценной патриархальностью «Последнего папы»?

Смахивали тайком слёзы умиления на «Отрочестве»?

Фото из архива тюза

Выходили в светло-озарённом состоянии после пронзительной «Очень простой истории»?

Осознавали, что ровным образом ничего не знали про жизнь инвалидов, пока не посмотрели «Сотворившую чудо», в свою очередь сотворившую чудо духовного прозрения с вами?

Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили утвердительно, значит вы саратовец, а если на несколько, то вы — театрал и ТЮЗ — ваш любимейший театр. Театр, придя в который хотя бы однажды, ты начинаешь приходить в него снова и снова. Потому что таково притяжение любви и таланта.

ТЮЗу — 99 лет. Помилуйте, неужели такое возможно? Это ведь дом, где живут самые мудрые сказки, самые вечные и добрые истории и самые поэтичные предания. Дом, который построил маг КИСЕЛЁВ и который носит сейчас его имя, и значит, у театра нет возраста. И всё-таки ТЮЗу — 99. И есть смысл отметить день его рождения. Согласитесь, столетие отмечать легко, сама дата звенит, как стрела в полёте, а вот 99… Это не юбилей в чистом виде, это предчувствие столетия, века бытия. Сам-то театр отметил день рождения великолепной фантазией «Всё будет хорошо» от драматурга Ирины ВАСЬКОВСКОЙ и режиссёра Ильи РОТЕНБЕРГА, премьера которой была показана в рамках очередной творческой лаборатории. «Всё будет хорошо» превратилось в ностальгический вздох по былому театру и в светлую беседу о театре нынешнем. «Всё будет хорошо» вывело на сцену целый букет замечательных актёров: Викторию ШАНИНУ и Татьяну ЛУКИНУ, Валерия ЕМЕЛЬЯНОВА, Алексея КРИВЕГУ и Алексея ЧЕРНЫШЁВА, Алексея РОТАЧКОВА, Викторию САМОХИНУ и Александра СТЕПАНОВА. Наверное, назвала не все имена, поэтому прошу не обижаться тех, кого не назвала. Это не от злого умысла, скорее от невозможности охватить необъятное по имени ТЕАТР.

«Всё будет хорошо» — это театральная машина времени, позволяющая хотя бы на мгновение переместиться в тот самый период, когда революция не убила искусство, когда искусство пыталось облагородить «револьверный лай».

Театр, родившийся на заре ХХ в. в бедной, измученной нехватками и недостатками стране, сполна впитал всю энергию того окаянного и великого времени. Все его перехлёсты и надежду, его страсть, его способность жить, несмотря ни на что, не благодаря обстоятельствам, а вопреки им. Создавая возможности для своей жизни и не ожидая шансов на жизнь ни от кого и ни от чего.

Театр — зеркало времени, и потому в нём отражались и его заблуждения, и его идеалы, и его кумиры. Только странное дело: мудрости Киселёва хватило, чтобы заблуждений у театра было куда меньше, чем у общества. И потому даже заряженные идеологической составляющей спектакли получались скорее человечными, чем социально значимыми, благословлёнными обкомами и парткомами. Киселёв, лично друживший с великим драматургом РОЗОВЫМ, ставил много спектаклей по его работам, и опять-таки они получались скорее трепетно живыми, чем призывающими «гвозди бы делать из этих людей».

Феноменальность ТЮЗа в том, что он всегда был — стараниями своих отцов-основателей Киселёва и ДАВЫДОВА — апологетом не власти, не какой-то группки людей, пусть и бешено талантливых, а страны по имени Детство.

Великие старики были слишком мудры, чтобы позволить себе сделать своё детище обслуживающим какой-либо строй, какую-либо идеологию. ТЮЗ простодушно говорил своему юному зрителю «Эй, ты, здравствуй!», ратовал за вечную и прекрасную «Чайку» искусства, за идеи юности, которые столь ошеломляюще-уязвимы, детства, которое никогда не заканчивается, «Отрочества», слёзы которого столь сладки. Классика на все времена — ЧЕХОВ и ГОГОЛЬ, ПУШКИН и ЛИНДГРЕН — вот что такое ТЮЗ.

Здесь умели работать с актёрами, и потому студиец из театральной студии Дворца пионеров, ученик СУХОСТАВ и красивый мальчик Гриша ЦИНМАН вырос сначала до ученика Киселёва, а потом до замечательного актёра, в свою очередь научившего целую плеяду новых актёров.

Здесь всегда умели находить проникновенные слова, и потому Вика Шанина совсем ещё юной услышала в свой адрес от чрезвычайно авторитетного театрального ума, что у неё есть шанс стать новой Зоей Георгиевной СПИРИНОЙ… Сама дочь актрисы Любови КОЧНЕВОЙ стала замечательной Викторией Шаниной, отмеченной лица необщим выраженьем, но сравнением с талантом уровня Спириной гордится до сих пор.

Здесь всегда было ощущение дома, и потому в театре подчас доигрывали спектакли для детей, зная про то, что у них только что умерли собственные отец или мать. И это не являлось святотатством, скорее было жесточайшим долгом любви, который надлежало выплатить своему зрителю. Мёртвых уже было не воскресить, и потому плавя в своей душе немыслимые страдания, эти люди танцевали и смеялись во весь голос на сцене. А что происходило с их душами… Попробуйте поговорить об этом ну хотя бы со Светланой ЛАВРЕНТЬЕВОЙ, великой тюзовской актрисой-травести.

Вы спрашиваете, каково точное значение слова травести? О нет, это много больше, чем женщина, играющая мальчишек. Это слёзы, живущие в улыбке, это сальто-мортале над пропастью страха с цветком в зубах и в платье в горошек.

Травести — это добродушнейшая из усмешек над взрослостью и гимн вечному детству, притаившемуся, нет, не в улыбке и даже не в косичках, заплетённых разноцветными бантами.

Травести — это сон наяву, и когда-то мы, давние зрители ТЮЗа, были без ума от Людмилы ШИШКИНОЙ и Тамары ЦИХАН, Нины ПАНТЕЛЕЕВОЙ… Это их Буратино, Томми и Маленькие принцы сводили нас с ума. Ну а теперь, теперь у ТЮЗа появилось целое восхитительное облако новых травести. Хрупких, тонких, миниатюрных… рвущих нам душу своей почти что неуместностью в коммерциализированном мире за пределами ТЮЗа.

Александра КАРЕЛЬСКИХ, Анастасия БЕСКРОВНАЯ, Ольга САМОХИНА, Ирина ПРОТАСОВА, Кристина ТОПЧЕВА, Юлия МЕЩЕРЯКОВА — это я о вас...

Ах, ТЮЗ, большой и сложный дом, сколько без преувеличения великих актёров начинали здесь свой путь. Валентина ЕРМАКОВА, выдающаяся актриса и великий театральный педагог, начинала свою творческую судьбу в ТЮЗе, царство ей небесное… Блистательный Сергей СОСНОВСКИЙ, играющий ныне в МХТ, сначала являлся тюзовским — его долгий и замечательный роман с саратовской драмой начался много позже. Это тюзовских кровей и Владимир КРАСНОВ, давно уже работающий на знаменитой столичной сцене.

ТЮЗ — это нежный возраст ярких и талантливых ПУСКЕПАЛИСА, КУТИНОЙ и ФЁДОРОВА.

ТЮЗ — это молодость и зрелость безвременно ушедшего ВОЛОДАРСКОГО («Брак по-итальянски» с его коронной главной ролью останется любимейшим спектаклем для тысяч саратовцев).

ТЮЗ — это легенды про красоту недавно ушедшей от нас СТРОГАНОВОЙ… Про комсомольскую свадьбу ОШЕРОВА и Лаврентьевой…

ТЮЗ — это музыкальный талант Сергея ТКАЧЁВА, личностная интонация Елены ВОВНЕНКО, сокровенный мистицизм Татьяны ЧУПИКОВОЙ, сценическая мудрость Тамары ЛЫКОВОЙ, убедительность Александра СОЛОВЬЁВА и патриархальная современность Владимира КОНЕВА.

ТЮЗ — это увлекательная вереница творческих лабораторий, это опыт приглашений самых различных и именитых режиссёров не только России, но и мира, это гастрольные турне по России и Европе…

ТЮЗ — это конкурсы детского рисунка на тему искусства, это обмен старинных афиш на подарки, это особенные спектакли-праздники на Новый год…

ТЮЗ — это его управленцы многих лет: МАЗАЕВ, РАЙКОВ, БАРСУКОВ — каждый из директоров привносил в него свой уклад, свои законы… Люди с разными взглядами на мир, люди разного времени и разной театральной религии едины в одном: становясь частью этого мира, каждый из управленцев работает на него…

ТЮЗ — это не только любовь. Как и в каждом доме, на определённом этапе жизни возникали в нём и драмы, и утраты, и конфликты, и противостояния, но уверяю вас: во имя театра полыхали конфликты, и убеждена: у каждой из конфликтовавших во все времена сторон была своя правда.

ТЮЗ — это незабываемый страшный пожар, разгоревшийся прямо во время спектакля, эвакуация зрителей и актёров, выгоревшие зал и сцена, чёрные от копоти любимые стены… Тюзовский пожар стал трагедий для Саратова… У многих людей было ощущение — они утратили свой, родной дом.

ТЮЗ — это для многих и многих саратовцев навсегда и безусловно два дома — историческое здание на Вольской и собственно сам ТЮЗ, новый ТЮЗ — высокий, монументальный дом с фонтаном под своими окнами. Два здания и одна любовь. На новой сцене идут спектакли, которые невозможно было бы поставить в историческом старом доме — технические премудрости, возможные здесь, открывают простор и для феерии «Майской ночи», и для каскадов чудес «Путешествий Нильса».

В историческом здании ТЮЗа, в доме, помнящем и Киселёва, и РОСС, и множество других замечательных и, увы, уже ушедших, так же продолжается творчество, оживляющее великие имена. В труппе исторического здания стараниями его директора Татьяны НИКОНОВОЙ появилось немало молодых артистов, среди которых, кстати, и дочь блистательного Сосновского Дарья СОСНОВСКАЯ.

Педагогическая часть ТЮЗа, уникальный опыт общения театрального народа с детьми, интересующимися театром, тоже когда-то родился здесь, на Вольской. А сейчас здесь работают театральные студии, занимающиеся с детьми, и ведутся репетиции спектаклей с участием профессиональных актёров и детей. Значит, дух старого ТЮЗа живёт в его историческом здании. Великие и светлые духи театра! Они бродят на этом историческом пятачке, перемещаются из одного дома в другой, вслушиваются в реплики в гримёрках, вглядываются в лица людей, приходящих сюда, нет, не работать — служить.

Театр живёт, светится, играет, проказничает и мечтает — как и 99 лет назад. И знаете, что мне подумалось: даже из названий спектаклей любимого театра можно составить приветствие ему: «Эй, ты, здравствуй!»! «Аленький цветочек» и «Отрочество» — вот кто ты для нас, ТЮЗ! Мы все твои вечные «Мальчики», а ты наш «Последний папа».

«Завтра была война» — и мы плакали навзрыд.

Твой «Шум за сценой» — наша вечная отрада.

Твоя «Чайка» отправляет наши души в творческий полёт.

И мы свято верим: что бы ни происходило, «Всё будет хорошо»!

И какие бы бури ни потрясали наш мир, у нас есть рецепт спасения — твой причал — «У ковчега восемь».

В ТЮЗе — в шесть. Если, конечно, повезёт со свободным билетиком. 99-летие длится до самого юбилея. Так что у нас есть ещё целый год для встречи дня рождения любимого театра.

 
По теме
Ноябрьские выходные в ТЮЗе: 4 ноября в 19-00 — «Ночь искусств» на Малой сцене просмотр видеозаписи спектакля «Маленькие трагедии», 1996 г. 6 ноября в 18-00 — Юбилей нар.
Максим Владимирович в  2007 году окончил Саратовский Государственный Медицинский Университет им.
Министерство здравоохранения
Медики «скорой» Базарно-Карабулакской больницы возмутились лишением допвыплат - Четвертая Власть В правительстве РФ, видимо, про сотрудников «скорой помощи» просто забыли В Базарно-Карабулакском районе Саратовской области сотрудники «скорой помощи» сделали видеообращение к президенту Владимиру Путину из-за неполу
Четвертая Власть
JPG Файл - МО МВД по ЗАТО п. Светлый В рамках акции "Сообщи, где торгуют смертью", с целью привлечения общественности к участию в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, сбора  оперативно-значимой информации,
МО МВД по ЗАТО п. Светлый