В Большой физической аудитории III корпуса СГУ прошёл традиционный совместный день науки (день открытых дверей) физического факультета, факультета нелинейных процессов и факультета нано- и биомедицинских технологий. Сотрудники рассказали абитуриентам об образовательных возможностях и карьерных перспективах.
Перед началом основной части мероприятия работала выставка физических приборов, которые используются в научной деятельности и устройств, разработанных самими студентами. Гостям демонстрировали тепловизор, голограмму, сенсорные датчики движения, опыты с магнитами. Представители направлений подробно описывали функции представленного оборудования и их практическое применение.
Презентация выступающих была разнообразной и охватывала все сферы студенческой жизни. Первым выступил заведующий кафедрой электроники, колебания и волн, член-корреспондент РАН, профессор Д.И. Трубецков. Дмитрий Иванович увлечённо и вдохновенно рассказал об одной из тем, которую могут изучать будущие студенты, – о космологии, связав её с именем Стивена Хокинга — одного из самых знаменитых ученых нашего времени. Он доступно объяснил природу происхождения излучения Хокинга - «испарение» черных дыр. В своём рассказе Д.И. Трубецков ссылался на выдающихся учёных разных времён – Джона Митчелла, Пьера-Симона Лапласа, Роберта Оппенгеймера и Стивена Хокинга. Говоря о Хокинге, заведующий кафедрой обратился к его научным трудам, его просветительской деятельности и привёл в пример несколько показательных ситуаций из жизни учёного. «Стивен Хокинг не гений, но герой. Он призывал изучать космос, чтобы исключить полное вымирание человечества», – так отозвался об известном теоретике Дмитрий Иванович.
Поскольку физика – это не только теория, но и практика, доцент кафедры общей физики С.В. Овчинников и заведующая музеем кафедры О.Г. Данке продемонстрировали абитуриентам несколько занимательных опытов. Они показали в действии закон сохранения момента импульса, эффект вязкости воздуха, а также работу термоскопа Галилея и трансформатора Теслы.
Декан ФНБМТ профессор С.Б. Вениг рассказал о столетней истории физико-инженерного фундаментального образования в Саратове и представил абитуриентам диапазон направлений, которые изучают в СГУ: от нанотехнологий до космической сферы. Профессор затронул и практическую сторону обучения: рассказал о возможностях трудоустройства. Он отдельно остановился на стипендиях и грантах для студентов. Сергей Борисович упомянул возобновление сотрудничества с нефтесервисной компанией MI SWAKO, которая принимает на практику студентов СГУ. А выпускники-физики, по словам С.Б. Венига, могут найти себя в разных сферах жизни: от программирования до биомедицины. Это подтверждают успешные примеры прошлых лет. Основой для удачной карьеры Сергей Борисович считает развитое логическое мышление студентов-физиков Саратовского университета.
Доцент кафедры оптики и биофотоники И.В. Федосов рассказал о дифракции и спектрах света. Бодрый монолог с долей юмора сопровождался демонстрацией оптических явлений при помощи лазерной указки, проектора и спектрометра. Опыты наглядно объясняли волновую природу света.
Завершила череду выступлений доцент кафедры электроники, колебаний и волн И.С. Ремпен. Она рассказала о таком междисциплинарном направлении науки, как синергетика, которая изучает образование и самоорганизацию моделей и структур в открытых системах, далёких от термодинамического равновесия. Ирина Сергеевна продемонстрировала абитуриентам опыт «Ячейки Бенара», иллюстрирующий такую самоорганизацию. Суть эксперимента заключается в том, что силиконовое масло с помещёнными в него алюминиевыми опилками нагревается с одной стороны: из-за разности температур жидкость разбивается на примерно равные ячейки в форме пчелиных сот.
После завершения встречи с абитуриентами декан факультета нано- и биомедицинских технологий С.Б. Вениг рассказал о приоритетах выпускников школ при поступлении в университет: «Изменение формата проведения Дня открытых дверей связано с изменением менталитета абитуриентов. Сейчас выпускники школ иначе смотрят на свою дальнейшую жизнь. Мы сегодня рассказали о финансовых перспективах, потому что это один из главных вопросов, которые родители и старшеклассники задают при поступлении. Мы хотели показать весь спектр возможностей для выпускников-физиков, доказать, что у нас высокая практическая направленность обучения».