«Студенческая весна» – это не только сменяющие друг друга творческие номера. Это оригинальные замыслы и определённый посыл, который необходимо донести до каждого зрителя с помощью творчества и техники. Артисты спешат вызвать у публики эмоции, обратить внимание зрителя на острые проблемы, пробудить сердца к сочувствию. Именно по такому пути пошёл факультет психолого-педагогического и специального образования, представив 17 марта программу «Слова».
Смотр начался с фразы, которая подчёркивает ценность и значимость речи: «Иногда мы молчим, потому что хотим сказать намного больше, чем кто-то сможет понять».
За основу своей программы студенты ФППиСО взяли историю девочки, для которой слова не просто способ выразиться, а недосягаемый способ разрушить бесконечную изоляцию, порождённую аутизмом. Культмасс факультета решил обратить внимание на «молчаливых», но от этого не менее интересных людей. Героиня постановки – 16-летняя Соня (Дарья Дуйнова) – пример тех, кому необходимы понимание и протянутая рука ближнего.
Каждый номер сценария раскрывает одну из сторон внутреннего мира девушки, чьи запертые в грудной клетке слова мы слышим благодаря закадровому тексту. Раскрыть мысли героини помогает также коробка её страхов и переживаний, в которую она снова и снова прячется от окружающих.
Красоту внешнего, чужого для Сони, мира показали участницы танцевального коллектива «HEY GYA». Яркие костюмы, безостановочные движения – символы свободы мысли, фантазии и движения. Всё это кажется девушке чуждым. Она всего лишь героиня стихотворения Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка». Благодаря проникновенному прочтению Яны Богатырёвой зал увидел собирательный образ всех непонятых, но поистине красивых душой.
«Огонь, пылающий в сосуде» начинает всё глубже проникать в сознание зрителя. Чёткую границу между Соней и обществом мы начинаем ощущать после исполнения романса «Там нет меня» (музыка Игоря Николаева, стихи Павла Жагуна). Ирина Бондарь трогательно спела о недосягаемом мире, в котором девушке хотелось бы жить и быть счастливой. Но там её, к сожалению, нет и никогда не будет.
Наконец, главная героиня остаётся совершенно одна. Она читает стихотворение страдающей аутизмом Сони Шаталовой, объясняющее желание не быть одной, избавиться от внутренних оков и разрушить границу между миром людей и собственным воображением.
На сцене появляется персонаж из фантазий героини – весёлый друг. Мария Луткова, которая исполняет роль воображаемого знакомого, наполняет своей энергетикой зал и пытается рассмешить молчаливую подругу. Шутки льются одна за другой, показывая, каким открытым для смеха и радости бывает окружающий мир.
Яркость планеты людей подтверждают и другие персонажи постановки. Так, в комнату врывается целая компания зверюшек, которые готовы обнять Соню и поговорить с ней без слов. Жестовая песня «Бегемот» в исполнении вокального ансамбля «Гармония» под аккомпанемент скрипки, саксофона и фортепиано показала красоту невербального языка.
К Соне часто заходят и другие гости – неведомые призраки, белыми тенями обволакивающие девушку. В оригинальном номере «Страхи» артисты погрузили зрителя в тёмный мир, где яркими пятнами высвечиваются боязнь одиночества, изменений, смерти. Разрушающую силу бесконечного одиночества с помощью танца донесла до зрителя Ксения Васильева.
Вселенная Сони не всегда такая угрожающая и мрачная. Иногда героиня остаётся наедине с собой и пытается выразить свои чувства на бумаге – она рисует, пишет поэзию. Под музыкальное сопровождение саксофонистки Яны Баландинской процесс тихого самовыражения увлечённой девушки превращается в настоящее волшебство – творчество говорит само за себя.
Громкие и продолжительные овации у публики вызвала «Казачья плясовая» с саблями в исполнении танцевального коллектива «Ивушки».
Достучаться до Сони смогла в итоге Анастасия Крюкова, которая исполнила роль строгого психотерапевта Виктории. Притчей об отцовской проницательности врач пробудила в девушке желание жить и не бояться мира. Поучительный и вдохновляющий рассказ о борьбе и правильном ощущении себя стал решающим эпизодом смотра. Он открыл девушке путь к принятию людей, а окружающему обществу – дорогу к пониманию особенных, точнее, особенно чутких людей.
Психотерапевт видит, что в рисунках девушки преобладает оранжевый цвет, поэтому угощает её апельсинами. Героиня идёт на контакт, и её история завершается словами из повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери: «По-настоящему можно видеть только сердцем». Разнообразный, красивый мир предстаёт перед Соней. Театр мод «Ключи к воображению» демонстрируют его во всех деталях: здесь и русалки, и павлины, и экзотические цветы. Участники смотра дарят героине Дарьи Дуйновой оранжевые воздушные шары.
Финалом «Студенческой весны» стало слово, достойное отдельного номера. Это слово Сони, которое оно обращает людям, – «спасибо».