Цикл «Графический альбом Радищевского музея»

Фото: riasar.ru
Русский учебный рисунок и акварель второй половины XIX – начала XX века

  В историческом здании Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева возобновлена экспозиция «Русский учебный рисунок и акварель второй половины XIX – начала XX века» из цикла «Графический альбом Радищевского музея».

  В системе академического художественного образования рисунку всегда отводилась первостепенная роль. Еще в проекте учреждения Петербургской Академии художеств – главной профессиональной школы для русских живописцев, скульпторов и архитекторов, говорилось, что достижение расцвета искусств невозможно без «твердого и исправного рисования», служащего «началом и основанием сих благородных художеств». Эти принципы, сформулированные в середине XVIII века, оставались неизменными на протяжении всей истории Академии. Бережно поддерживалась и методика преподавания, направленная на развитие у учащихся всех специальностей точности глаза, чувства пропорций, навыков в передаче объема, на владение различными техниками: карандашом, сангиной, тушью и другими материалами.

Обучение рисунку включало следующие основные этапы: рисование простейших элементов орнаментов и геометрических фигур, копирование деталей человеческой головы и фигуры, рисование головы и фигуры целиком со скульптурных образцов и с живой натуры. Большое место отводилось копированию гипсовых слепков. В классах гипсовых голов и гипсовых фигур образцами служили слепки с великих античных статуй – воплощение господствовавших в Академии эстетических идеалов классицизма.

    Завершающим этапом занятий рисунком было обучение в натурном классе, где учащиеся ежедневно рисовали «академии» – этюды с обнаженной модели. В учебную задачу входили точное определение пропорций и анатомических особенностей, характера движений, выявление выразительного контура, света и теней. Наиболее сложным было рисование двух натурщиков. Такие постановки, отличавшиеся продуманностью и пластичностью, обычно подразумевали какой-либо сюжет, позволявший использовать их в дальнейших самостоятельных композиционных работах.

    Строгие каноны академических штудий не исключали индивидуальной манеры каждого рисовальщика. Сопоставление представленных в экспозиции рисунков Ф.С. Журавлева (учился в Императорской Академии художеств в 1855–1863) и В.Э. Борисова-Мусатова (в 1890–1891 – учащийся Московского Училища живописи, ваяния и зодчества; в 1891–1893 – Академии художеств) наглядно демонстрирует особенности формирующегося графического языка каждого из мастеров, а также усилившуюся к концу XIX века тенденцию к реалистической жизненности и конкретности.

  Новой страницей в истории художественного образования в России стало появление учебных заведений, направленных на внедрение профессиональных художников в промышленную сферу. Самым успешным проектом такого рода стало Училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге, готовившее мастеров декоративно-прикладного искусства. В число обязательных учебных дисциплин входили: рисунок карандашом с гипсов и натуры, рисунок пером, отмывка тушью, акварель, рисование орнаментов и живых цветов. Для постановок в классе акварели использовались экспонаты богатейшего собрания музея Училища – рыцарские доспехи, чеканные шлемы, серебряные кубки и чаши, китайские вазы, парчовые и шелковые ткани и другие предметы прикладного искусства. Работы учеников отличались высоким качеством исполнения, мáстерской лепкой форм, тонким колоритом, построенным на звучных и чистых тонах.

  Одним из четырех филиалов Училища технического рисования барона А.Л. Штиглица стало Боголюбовское рисовальное училище, открытое в 1897 году в здании Радищевского музея. Так замысел А.П. Боголюбова воплотил весьма актуальную для своего времени идею художественного музея и рисовальной школы как единого культурно-образовательного центра.

  В год открытия музея (1885) в его коллекцию поступил обширный фонд учебных рисунков воспитанников Петербургской Академии художеств. В течение ряда последующих лет он был дополнен коллекцией экзаменационных работ учеников Центрального Училища технического рисования барона Штиглица. Этот дар был передан Надеждой Михайловной Половцовой – приемной дочерью А.Л. Штиглица, почетной попечительницей петербургского Училища, тонким знатоком искусства.

    Все переданные в Саратов ученические работы оказались незаменимым учебным материалом для питомцев «Боголюбовки». Многие их авторы остались безвестными, другие вошли в историю искусства. Сегодня эти работы составляют одну из интересных коллекций графического собрания музея, свидетельствующую об уровне художественного образования в России второй половины XIX века.

 
По теме
Артисты группы 5sta Family долго не могли уснуть после концерта в Саратове - Четвертая Власть Коллектив первыми из музыкальных гостей праздника выступил на Театральной площади перед молодежью Участники группы 5sta Family долго не могли уснуть после концерта в Саратове на празднике выпускников «Роза ветров».
25.06.2018
 
Новости муниципальных образований - Администрация Энгельского района Новопушкинское МО 22 июня в поселке Лощинный у Стелы Памяти состоялся траурный митинг, посвященный началу Великой Отечественной войны.
25.06.2018
Толпа армян напала на спасателей - Sarinform.Ru Юрий Юрин : "Нам не просто мешали работать, а угрожали расправой" Вчера около девяти часов вечера на турбазе "Островок" в Энгельсском районе Саратовской области агрессивная толпа напала на спасателей.
25.06.2018 Sarinform.Ru
Беглеца подозревают в двух вооруженных налетах и краже 230 тысяч долларов Роман ЛЯЛИН Матч между Бразилией и Коста-Рикой в Санкт-Петербурге оказался волнительным не только для фанатов, но и для местной полиции.
24.06.2018 Комсомольская правда
Новости муниципальных образований - Администрация Энгельского района Новопушкинское МО 22 июня в поселке Лощинный у Стелы Памяти состоялся траурный митинг, посвященный началу Великой Отечественной войны.
25.06.2018 Администрация Энгельского района
22 июня — девять дней со дня смерти Станислава Говорухина, «КП» публикует малоизвестные факты о самых знаменитых фильмах выдающегося режиссера Анна ВЕЛИГЖАНИНА На 83-м году жизни скончался Станислав Говорухин .
22.06.2018 Комсомольская правда
Кто-то до сих пор на гребне популярности, а кто-то забыт и никому не нужен Юлия МАЗУР Когда-то мы смотрели их клипы по музыкальным каналам каждый день по тысяче раз.
19.06.2018 Комсомольская правда
Саратовец – победитель Международного турнира по дзюдо, посвященный памяти Героя Советского Союза Маншук Маметовой - Министерство спорта и туризма 22-24 июня 2018 года в г. Уральск (Западно - Казахстанская область, Республика Казахстан) прошел IX Международный турнир по дзюдо среди мужчин и женщин, посвященный памяти Героя Советского Союза Маншук Маметовой.
25.06.2018 Министерство спорта и туризма
В чем причина разгрома аргентинской сборной на чемпионате в России Андрей ВДОВИН @av_esq Вся Аргентина с Диего Марадоной во главе возносила молитвы во спасение сборной.
22.06.2018 Комсомольская правда
Почему на ЧМ-2018 команды-фавориты не могут одержать победы [видео] Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin Чемпионат мира по футболу в России продолжает шокировать всех фанатов.
22.06.2018 Комсомольская правда
В Саратове забил очередной коммунальный "фонтан". По словам очевидцев, авария произошла на теплотрассе у дома N3Д по Одесской, из труб бьет струя воды высотой несколько метров.
25.06.2018 ИА СаратовБизнесКонсалтинг