Цикл «Графический альбом Радищевского музея»

Фото: riasar.ru
Русский учебный рисунок и акварель второй половины XIX – начала XX века

  В историческом здании Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева возобновлена экспозиция «Русский учебный рисунок и акварель второй половины XIX – начала XX века» из цикла «Графический альбом Радищевского музея».

  В системе академического художественного образования рисунку всегда отводилась первостепенная роль. Еще в проекте учреждения Петербургской Академии художеств – главной профессиональной школы для русских живописцев, скульпторов и архитекторов, говорилось, что достижение расцвета искусств невозможно без «твердого и исправного рисования», служащего «началом и основанием сих благородных художеств». Эти принципы, сформулированные в середине XVIII века, оставались неизменными на протяжении всей истории Академии. Бережно поддерживалась и методика преподавания, направленная на развитие у учащихся всех специальностей точности глаза, чувства пропорций, навыков в передаче объема, на владение различными техниками: карандашом, сангиной, тушью и другими материалами.

Обучение рисунку включало следующие основные этапы: рисование простейших элементов орнаментов и геометрических фигур, копирование деталей человеческой головы и фигуры, рисование головы и фигуры целиком со скульптурных образцов и с живой натуры. Большое место отводилось копированию гипсовых слепков. В классах гипсовых голов и гипсовых фигур образцами служили слепки с великих античных статуй – воплощение господствовавших в Академии эстетических идеалов классицизма.

    Завершающим этапом занятий рисунком было обучение в натурном классе, где учащиеся ежедневно рисовали «академии» – этюды с обнаженной модели. В учебную задачу входили точное определение пропорций и анатомических особенностей, характера движений, выявление выразительного контура, света и теней. Наиболее сложным было рисование двух натурщиков. Такие постановки, отличавшиеся продуманностью и пластичностью, обычно подразумевали какой-либо сюжет, позволявший использовать их в дальнейших самостоятельных композиционных работах.

    Строгие каноны академических штудий не исключали индивидуальной манеры каждого рисовальщика. Сопоставление представленных в экспозиции рисунков Ф.С. Журавлева (учился в Императорской Академии художеств в 1855–1863) и В.Э. Борисова-Мусатова (в 1890–1891 – учащийся Московского Училища живописи, ваяния и зодчества; в 1891–1893 – Академии художеств) наглядно демонстрирует особенности формирующегося графического языка каждого из мастеров, а также усилившуюся к концу XIX века тенденцию к реалистической жизненности и конкретности.

  Новой страницей в истории художественного образования в России стало появление учебных заведений, направленных на внедрение профессиональных художников в промышленную сферу. Самым успешным проектом такого рода стало Училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге, готовившее мастеров декоративно-прикладного искусства. В число обязательных учебных дисциплин входили: рисунок карандашом с гипсов и натуры, рисунок пером, отмывка тушью, акварель, рисование орнаментов и живых цветов. Для постановок в классе акварели использовались экспонаты богатейшего собрания музея Училища – рыцарские доспехи, чеканные шлемы, серебряные кубки и чаши, китайские вазы, парчовые и шелковые ткани и другие предметы прикладного искусства. Работы учеников отличались высоким качеством исполнения, мáстерской лепкой форм, тонким колоритом, построенным на звучных и чистых тонах.

  Одним из четырех филиалов Училища технического рисования барона А.Л. Штиглица стало Боголюбовское рисовальное училище, открытое в 1897 году в здании Радищевского музея. Так замысел А.П. Боголюбова воплотил весьма актуальную для своего времени идею художественного музея и рисовальной школы как единого культурно-образовательного центра.

  В год открытия музея (1885) в его коллекцию поступил обширный фонд учебных рисунков воспитанников Петербургской Академии художеств. В течение ряда последующих лет он был дополнен коллекцией экзаменационных работ учеников Центрального Училища технического рисования барона Штиглица. Этот дар был передан Надеждой Михайловной Половцовой – приемной дочерью А.Л. Штиглица, почетной попечительницей петербургского Училища, тонким знатоком искусства.

    Все переданные в Саратов ученические работы оказались незаменимым учебным материалом для питомцев «Боголюбовки». Многие их авторы остались безвестными, другие вошли в историю искусства. Сегодня эти работы составляют одну из интересных коллекций графического собрания музея, свидетельствующую об уровне художественного образования в России второй половины XIX века.

 
По теме
Удачнее всех прокатился с концертами по Черноморскому побережью 56-летний Григорий Лепс - «Рюмка водки» по-прежнему в цене у курортников. Фото: Михаил ФРОЛОВ - Комсомольская правда Гастроли прошли при полупустых залах - тому виной фальшивые аншлаги, дорогие шоу и требование валютных гонораров Кира БУЛЫЧЕВА Мы обычно подводим итоги летних гастролей сразу после того, как заканчиваеся сезон.
26.09.2018
 
Впервые на «Саратовские страдания» приедут режиссёры из Исландии, Австралии, Доминиканской республики, Непала, Гаити - SarVesti.Ru На пятнадцатый международный телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания» прислано больше 500 документальных фильмов из 75 стран мира.
25.09.2018
Судья отложила до вечера решение о продлении ареста Дмитрию Лобанову - Четвертая Власть Влиятельность экс-главы Энгельсского района Саратовской области Дмитрия Лобанова затрудняла расследование уголовного дела в отношении него Влиятельность экс-главы Энгельсского района Саратовской области Дмитрия Лобано
25.09.2018 Четвертая Власть
Дмитрия Лобанова оставили под стражей до конца сентября - Четвертая Власть Об этом стало известно сегодня на заседании в Кировском районном суде, где рассматривается ходатайство о продлении ареста Экс-глава Энгельсского района Саратовского района Дмитрий Лобанов заявил о конфликтах с подчиненным,
25.09.2018 Четвертая Власть
© Фото : отдел пропаганды УГИБДД по Саратовской области 24 сентября 2018 года около 8 часов утра на 2 км автоподъезда к городу Балаково вблизи села Быков Отрог водитель, данные которого устанавливаются,
25.09.2018 Вольская жизнь
Удачнее всех прокатился с концертами по Черноморскому побережью 56-летний Григорий Лепс - «Рюмка водки» по-прежнему в цене у курортников. Фото: Михаил ФРОЛОВ - Комсомольская правда Гастроли прошли при полупустых залах - тому виной фальшивые аншлаги, дорогие шоу и требование валютных гонораров Кира БУЛЫЧЕВА Мы обычно подводим итоги летних гастролей сразу после того, как заканчиваеся сезон.
26.09.2018 Комсомольская правда
15 сентября для читателей микрорайона 9 Мая работники библиотеки N 6 провели литературные чтения «Я буду видеть сердцем», посвященные 95-летию замечательного поэта Эдуарда Асадова.
25.09.2018 Вольская жизнь
"Аграрии" в лидерах - СГАУ-Саратов После вчерашнего матча против краснодарского "СКИФа" игроки и команда в целом находится на лидирующих позициях по статистическим показателям.
25.09.2018 СГАУ-Саратов
«С целью популяризации вида спорта, воспитания толерантного отношения к детям и молодым людям с ограниченными возможностями здоровья»...Как же сухой канцелярский язык не отражает рождение новой увлекательной истории,
25.09.2018 Известия Саратов
С 17 по 22 сентября 2018 года в г. Новочебоксарске (Республика Чувашия) прошла Всероссийская спартакиада детей-инвалидов по зрению «Республика спорт».
24.09.2018 Известия Саратов
United States Department of State, wikipedia.org - Sovetov.Su В интервью телеканалу NBC госсекретарь Соединенных Штатов Америки Майк Помпео назвал Россию «бесполезной» для своей страны, в вопросах по Украине и Сирии.
24.09.2018 Sovetov.Su
Обеспечение безопасности эксплуатации объектов систем водоснабжения и водоотведения – приоритетная задача ООО «Концессии водоснабжения – Саратов» Обеспечение безопасности эксплуатации объектов систем водоснабжения и в
25.09.2018 Четвертая Власть