С начала этого года на Приволжской магистрали зарегистрировано 43 случая незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта и 182 хищения имущества.
– Среди самых массовых хищений – примерно, две трети всех случаев – это воровство деталей верхнего строения пути, – говорит заместитель начальника отдела охраны и защиты объектов Приволжского регионального центра безопасности – структурного подразделения ОАО «РЖД» Ольга Усанова . – Граждане тащат сами рельсы, различные накладки, стрелочные переводы и затем сдают их в металлолом.
Так, 16 мая на станции Тракторная – Товарная в Волгограде были задержаны двое безработных, пытавшихся украсть 107 метров рельсов и 69 подкладок. А 23 марта на станции Качалино – также, в Волгоградской области, двое злоумышленников сняли с вагона аварийно-осветительную установку. И то, и другое имущество изъято, решается вопрос о возбуждении дела в порядке статьи 145 УПК РФ.
– Металлы воруют, в основном, деклассированные элементы, – отмечает Ольга Усанова. – Причем, для железной дороги страшна не столько сумма потерь, сколько вмешательство посторонних в работу сложного оборудования. В поисках цветных металлов граждане ломают различные системы сигнализации, бьют линзы светофоров. Эти поломки видны сразу, дежурный диспетчер быстро вызывает специалистов для наведения порядка и до серьезных проблем не доходит, но ситуация, все равно, тревожная.
Говоря о хищениях грузов, Ольга Усанова отмечает воровство перевозимого в полувагонах металлолома.
– Хулиганы забираются в вагон и начинают сбрасывать его прямо на рельсы. А вдруг, какой-то состав по встречному пути в этот момент поедет? – говорит она.
Бесхозные предметы на путях попадаются железнодорожникам довольно часто. С начала года таких случаев было уже 23. «Могут оставить на рельсах все что угодно – вплоть до холодильника или бревна, – рассказывает заместитель начальника отдела. – И тут же прячутся рядом – посмотреть, справится поезд или нет. К счастью, машинисты успевают вовремя заметить препятствие или посторонних людей рядом с дорогой, и остановиться. Иногда такие предметы видят из проезжающих по параллельному пути поездов и тут же сообщают о них на ближайшую станцию.
К вопиющим случаям в отделе относят хищение специальных тормозных башмаков, произошедшее в июне на одной из волгоградских станций.
– Их пропажа обнаружилась в 5 утра и через несколько часов виновные уже были найдены, – рассказывает Ольга Усанова. – Ими оказались несколько подростков, оттащившие башмаки в пункт приема металлолома. Приемщики в пункте поняли, что это специальное оборудование, и отказались его покупать. Тогда хулиганы просто выбросили тормозные башмаки в мусорный контейнер неподалеку.
Отметим, что юный возраст правонарушителей не позволяет привлечь их к уголовной ответственности, однако если воры были бы взрослыми, уголовного наказания в данном случае им было бы не избежать.
Вообще, подростки доставляют железнодорожникам массу неприятностей. На их счету в этом году 35 случаев вандализма: граффити, закидывание поездов камнями, битье стекол в вагонах.
– Мы даже знаем самые вандалоопасные перегоны – это район Мамаева кургана в Волгограде и участок Зоринский – Трофимовский в Саратове, – говорит Ольга Усанова. – Тут больше всего случается всяких ЧП с участием малолетних хулиганов.
В прошлые годы подростки умудрялись пробивать у идущих поездов сразу по два стекла. В одном случае пострадал пассажир, в другом – камень едва не попал в голову машиниста. А в этом году 27 апреля на станции Красный Кут в Саратовской области подростки обкидали камнями пассажирский и грузовой поезд. В результате, к административной ответственности были привлечены их родители – по ст. 5. 35 ч. 1 КОАП РФ, предусматривающей наказание за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Другую серьезную проблему представляют попытки детей нанести граффити на стенки вагонов. Таких случаев с начала года зафиксировано уже десять. В отличие от мелких хищений, граффити ведут к значительным материальным потерям железной дороги – испорченный вагон надо или полностью перекрашивать, или отмывать растворителем.
А вот вандализма в электричках в последние годы стало ощутимо меньше. Уже никто не режет ножиком сидения и не выкорчевывает печки. На ПривЖД это связывают с тем, что в пригородных поездах теперь дежурят сотрудники частных охранных предприятий, сопровождающие кассиров и приглядывающие за имуществом.
Но от телефонных террористов железнодорожники по-прежнему не застрахованы. Ложный звонок о гранате, якобы находящейся в одном из поездов, привел минувшей весной в боевую готовность все силовые структуры Волгоградской области. Позвонившим на горячую линию оказался 10-летний мальчик. «То, что звонил ребенок, было понятно сразу. Но ведь оперативно-розыскных действий это не отменяет – а вдруг, его заставили набрать номер?» – отмечает Ольга Усанова.
Чтобы предотвратить подобные хулиганские случаи, железнодорожники ведут со школьниками большую профилактическую и разъяснительную работу. Проводят классные часы и конкурсы, раздают памятки, устраивают открытые мероприятия на детских железных дорогах.
Вместе с сотрудниками транспортной полиции, Приволжского регионального центра безопасности ОАО «РЖД», и ведомственной охраны железнодорожники проводят оперативно-профилактические операции «Контрафакт», «Арсенал», «Алкоголь», «СЦБ-Металл», «Мак» и другие.
Результат такой работы очевиден. Так, по сравнению с показателями 2016 года общее число случаев незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта снизилось на 30,6%, количество хищений уменьшилось на 31,3%, случаев вандализма зафиксировано на 17,5 меньше. Причем в трети случаев похищенное имущество было возвращено, а материальный ущерб – компенсирован.
Подготовила Марина Лайкаск