Новости города БезФормата.Ru
Саратов
Главные новости
 
Задать вопрос?

Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова...

И поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность — эта цитата из книги Бытия (15, 6) трижды встречается в Новом Завете (Рим. 4, 3, Гал. 3, 6 и Иак. 2, 23). Об истории Авраама, Исаака, Иакова и его сыновей, о том, чему учит эта ветхозаветная хроника нас, христиан, мы беседуем с библеистом, кандидатом богословия, автором учебного пособия для семинарий «Священное Писание Ветхого Завета» Алексеем Кашкиным.

— Алексей Сергеевич, история Аврама (Авраама) и его потомства изложена в первой, древнейшей из книг Ветхого Завета — Книге Бытия. Отец Аврама Фарра — прямой потомок Ноя. Но о Фарре мы почти ничего не знаем, а события, в центре которых оказывается Аврам (впоследствии Авраам), начинаются со слов «И сказал Господь Авраму…». То есть — с акта безусловного послушания Богу. Что она есть — та самая вера Авраама, вмененная ему в праведность?

— Если мы всмотримся в судьбу Авраама, которому Бог неоднократно обещает несметное потомство и который при этом доживает до ста лет, не имея детей, а затем призван принести единственного, чудом родившегося сына в жертву, мы увидим, что слово «вера» в данном случае можно заменить словом «доверие». Вера Авраама — это полное доверие к Богу. Доверие в любых обстоятельствах. В начале 12-й главы Бог обращается к Авраму и призывает его: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (1). Что это было для тогдашнего человека — покинуть свой род, свое племя? Да еще в 75 лет… Но Аврам выходит из Харрана. Он доверяет Богу, несмотря на то что ждать обещанного потомства приходится двадцать пять лет — с семидесяти пяти лет до ста. Двадцать пять лет — без ропота, без сомнений в том, что обещание Божие исполнится. Хотя он мог чисто по-человечески видеть исполнение обещанного не в том, в чем оно должно было состояться, например в рождении Измаила от рабыни Агари. То, что его упование осуществится именно в Исааке, сыне Сарры, а не в Измаиле — это ему стало понятно, только когда родился Исаак. Обратим внимание: Авраму было уже восемьдесят шесть лет, когда рабыня Агарь родила ему Измаила (см.: Быт. 16 , 16), и после этого целых тринадцать лет не было ничего — никаких известий от Бога, никаких знамений. Аврам терпеливо и доверчиво ждал. И лишь когда ему исполнилось девяносто девять, Бог явился ему и говорит: и поставлю завет Мой между Мною и тобою. И весьма, весьма размножу тебя (…) буду Богом Твоим и потомков Твоих после тебя (Быт. 17 , 1–7).

Бог дает Авраму новое имя — Авраам, отец множества народов, и знамение завета между Ним и Авраамом — обрезание. Апостол Павел в Послании к Римлянам подчеркивает, что этот знак — печать праведности через веру ( 4 , 11), которую Авраам уже имел и проявил ранее, до заключения завета. Потому он и стал отцом всех верующих (…) не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама ( 4 , 11–12). В той же главе говорится, что Авраам сверх надежды поверил с надеждою (18) и не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное (20–21).

— Но для чего же — насколько мы можем об этом судить — Господь так долго и так жестко испытывал Аврама (Авраама)?

— Награда, которую дает человеку Бог, предполагает всё же какой-то труд, подвиг с его стороны. Она не дается просто так. Отцы Церкви ставили аналогичный вопрос: почему Господь не мог устроить так, чтобы Адам в принципе не мог согрешить? И сами же отвечали: если бы человек не мог грешить, он не заслуживал бы и награды за преодоление греха, то есть всех тех благ, которые приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2 , 9). Господь устраивает судьбу Авраама таким образом, чтобы он проявил свои личные качества, сделав собственный выбор. Кроме того, события, происходящие с Авраамом, имеют значение не только для него, но и для всех будущих поколений — как урок, как образец. Конечно, вряд ли это утешило бы Авраама, когда он колол дрова для принесения в жертву Исаака (см.: Быт. 22 , 3). Но Господь заранее знал, чем всё это закончится.

На самом деле Господь не проверял Авраама — Он всеведущ, Ему не нужно человека проверять. Это Авраам должен был проверить себя. Можно предположить, что он и сам не подозревал о своих скрытых резервах, о своей способности перенести такое вот страшное испытание. Господь предвидит, что Авраам поступит именно таким образом — свято исполнит Его волю, но из этого не следует, что сам поступок Авраама не нужен. Он нужен самому Аврааму прежде всего. То, что пришлось ему пережить в земле Мориа (см.: Быт. 22 , 2), подготовило его к подлинному познанию Бога.

— Почему жертвоприношение Авраама считается прообразованием Крестной Жертвы?

— Здесь очень много параллелей, и они, конечно же, неслучайны. Авраам приносит в жертву любимого и, заметим, единственного сына. Христос тоже единственный, Единородный сын Бога Отца. Особое внимание христианские толкователи Ветхого Завета обращали на поведение Исаака, на его добровольное участие в жертве отца, на отсутствие всякого сопротивления или протеста. В сыне Авраама мы видим то же доверие к Богу, что и в его отце. Исаак несет на себе дрова (см.: Быт. 22 , 6) — так и Спаситель наш нес на Себе Свой крест. Исаак, хотя он, вероятно, сильнее своего дряхлого отца, позволяет ему себя связать и уложить на костер (см.: Быт. 22 , 9). Так и Христос мог призвать Себе на помощь легионы Ангелов, но Он добровольно принес Себя в жертву. Исаак, приговоренный, обреченный, лежащий уже на жертвеннике, остался в живых и вернулся домой вместе со своим отцом на третий день (см.: Быт. 22 , 19) — в этом также видят прообразование трехдневного пребывания Христа во гробе, хотя это — параллель уже несколько натянутая, ведь Исаак не умирал.

— Вернемся в те годы, когда Исаака не было еще на земле: кто явился Аврааму, когда он сидел у входа в свой кочевой шатер возле дубравы Мамре? Кто предсказал испуганной Сарре рождение сына? Авраам видит трех мужей, но обращается явно к одному из них: Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт. 18, 3). А в дальнейшем говорит и о двух других: а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (Быт. 18, 5). Развитие диалога и дальнейшие события заставляют предположить, что это был Сам Господь и с Ним два Ангела…

— Или Сама Пресвятая Троица. Заметьте, Господь говорит: Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них (Быт. 18 , 21), после чего Двое из Троих уходят в Содом, к Лоту. А Один — Господь — остается, чтобы беседовать с Авраамом, и происходит знаменитый диалог о справедливости, о судьбе праведников в грешном городе (см.: Быт. 18 , 23–33). Конечно, это очень трудное место, и здесь невозможно дать исчерпывающий ответ. Увидеть в трех гостях Авраама Троицу — это можно воспринимать как образ, подобранный для выражения догматической идеи Троичности. До преподобного Андрея Рублева никто не рассматривал это событие как явление Троицы. То есть это трактовка русского позднего Средневековья. В святоотеческой литературе есть две версии: три Ангела и Господь с двумя Ангелами. Последняя более вероятна. Большинство толкователей склоняется к тому, что Аврааму являлся Христос — второе Лицо Троицы, не воплотившееся еще Слово, Ангел Великого совета.

— Почему так важно, что род Авраама продолжился именно законнорожденным сыном — Исааком, а не Измаилом, хотя Отец Небесный явно проявляет попечение о бедной Агари и ее сыне?

— Полноправным наследником отца считался именно сын от жены, а не от рабыни, несмотря на то что дети от рабынь при отсутствии детей у госпожи с точки зрения тогдашнего права также считались законными наследниками. Но здесь важно другое. Воля Божия заключается в том, что потомство Авраама должно быть именно от Сарры, с определенного момента — Сарры; Бог благословляет именно ее (см.: Быт. 17 , 15–16). Именно на Сарре должно исполниться упование. Но это открылось позже, уже после рождения Измаила, а пока — время идет, а детей у стареющей четы всё нет, и Сарра, как бы мы сейчас сказали, проявляет инициативу. Она надеется решить проблему самостоятельно, за счет своих человеческих усилий — посылает к мужу рабыню (см.: Быт. 16 ). Ничего необычного в этом поступке Сарры нет: бесплодные женщины на Востоке поступали так достаточно часто, для того чтобы потом взять ребенка, рожденного рабыней, себе и воспитывать как своего. Иногда даже брачный контракт обязывал жену предоставить мужу рабыню в случае, если жена окажется бесплодной. Измаил рос в доме Авраама, но в результате его рождения между двумя женщинами — госпожой и рабыней — возник конфликт, и Авраам принял сторону жены. Рождение Измаила — проявление человеческой воли, которая как бы вторгается в эту историю. Но Господь любит всех, поэтому Он спасает Агарь и ее сына в пустыне (см.: Быт. 21 , 11–21).

— Почему умирающий Авраам уже после смерти Сарры (горе Авраама и Исаака, сострадание их соседей — одна из самых трогательных страниц книги Бытия, см. 23) посылает своего раба за невестой для сына Исаака в ту далекую страну, из которой он когда-то пришел в Ханаан (см.: Быт. 24)?

— Авраам не хочет, чтобы его сын женился на хананеянке: это люди с совсем другими религиозными представлениями и другими ценностями. Такой брак мог бы привести к заражению семьи местными суевериями; он не был бы счастливым для Исаака и не дал бы достойного продолжения роду. Ревекка происходит из той же семьи, что Исаак (см.: Быт. 22 , 23), она доводится ему двоюродной племянницей. Она — носительница тех же религиозных, культурных и нравственных представлений, что и ее будущий муж. Живая сцена встречи слуги Авраама с доброй, сердечной и трудолюбивой девушкой, которая в ответ на его просьбу дай мне испить немного воды из кувшина твоего (Быт. 24 , 17) тут же вызывается напоить еще и его верблюдов, говорит о том, какие качества воспитывались в этой среде, какое поведение поощрялось.

— Ревекку никто не принуждает покинуть родной дом и идти со слугой Авраама в далекую Ханаанскую землю. Родители спрашивают ее согласия. И она сразу отвечает: пойду (Быт. 24, 58). И в этом «пойду» слышится уже грядущее се, раба Господня: да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

— По крайней мере, решимость Ревекки сравнивают с решимостью Аврама, покинувшего Харран (см.: Быт. 12 ). Он так же оставил своего отца и свой род, чтобы последовать велению Божию. Так и Ревекка с готовностью отзывается на призыв оставить свою семью и идти в землю Ханаанскую, то есть для нее — неизвестно куда. Таким образом, она становится участницей обетований, данных Аврааму и его потомству. Надо учитывать, что тогда ведь не было никаких средств связи, и юная Ревекка расставалась со своими родителями, братьями и сестрами навсегда. Почему она приняла такое решение? Напрямую об этом в Библии не говорится, но мы можем предположить, что благодать Божия тронула сердце девушки, что она услышала голос Бога и откликнулась Ему. После того как Исаак женился на Ревекке, Господь является ему и подтверждает обетования, данные его отцу Аврааму: …умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии (Быт. 26 , 4).

— Мы переходим к поколению внуков Авраама — Ревекка рождает Исааку сыновей-близнецов. Исав, вышедший на свет первым, продает свое первородство брату Иакову за чашку красного, красного этого (Быт. 25, 30) — варева из чечевицы. Исав просто смертельно устал и проголодался на охоте, и он не видит особого смысла в своем первородстве. Смысл уясняется позже, и даже не Исавом, но Церковью: «Исава возненавиденнаго подражала еси, душе, отдала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство и отеческия молитвы отпала еси…» — это из Великого Покаянного канона Андрея Критского. Каков духовный смысл продажи первородства?

— Такого рода контракты — когда старший брат продавал право первородства младшему — были в то время распространены. Это чисто материальная сделка, не имеющая никакого духовного подтекста: старший (или как бы ставший старшим) брат получал преимущества при разделе отцовского наследства. Удивление здесь вызывает ничтожная цена — миска похлебки. Это говорит о легкомыслии Исава: он во власти сиюминутных желаний и не думает о ценностях долговременных. Но в данном случае — в потомстве Авраамовом — первородство несет еще и духовную нагрузку: это ведь наследование Божиих обетований. Исав этого не понимает. В Покаянном каноне нерассудительность Исава — символ нерассудительности человека, предпочитающего свои временные желания спасению души, жизни вечной.

— Весьма неожиданно для нас Ревекка проявляет хитрость и коварство — она обманом заставляет своего ослепшего мужа благословить Иакова (любимца матери), а не Исава, которого больше любит отец (см.: Быт. 27). А почему так важно, чтоб отцу наследовал именно Иаков, который позже получит от Бога имя Израиль, увидит Небесную Лествицу и будет бороться с Богом?

— Господь смотрит на сердце человека, и Он не всегда избирает первенца — Давид тоже был младшим в своей семье, но Бог выбрал именно его (см.: 1 Цар. 16 , 1). А в данном случае Господь вот так, через обман, выбирает кроткого (Быт. 25 , 27) Иакова, а не зверолова Исава. Обман, ложь — это то, что попущено Богом. Но это не может быть оправдано, и впоследствии Иаков расплатится за это сполна — его самого жестоко обманут, и кто же — его родной дядя Лаван (см.: Быт. 29 , 20–27). Иаков с первого взгляда полюбил дочь Лавана Рахиль; семь лет работы за нее показались ему за несколько дней, потому что он любил ее (Быт. 29 , 20). Но, когда приходит час брачного пира, Лаван обманом выдает за Иакова свою старшую дочь Лию вместо Рахили.

События идут по Божиему Промыслу; в этот Промысл вторгается человеческий грех, но Господь и последствия греха обращает на пользу. И всё же за каждым нарушением нравственного закона следует воздаяние. За благословение, приобретенное обманом, Иаков расплатился двадцатилетней службой у корыстного и нечестного Лавана: Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою (Быт. 31 , 41). Много лет ждал Иаков рождения сына от любимой Рахили — Иосифа (см.: Быт. 30 , 22). Все библейские патриархи переживали такие периоды — испытания веры: Ревекка ведь тоже поначалу не могла родить, Исаак молился о ней, чтобы она зачала близнецов (см.: Быт. 25 , 21). Но у Иакова на совести был еще и проступок, который он должен был искупить, заслужив прощение и уже потом — награду.

Иаков знает, что он недостоин всего того, что получил от Господа (см. его молитву — Быт. 32 , 10). И это смиряет Иакова, помогает ему примириться и с дядей-тестем Лаваном, когда Иаков, наконец, от него ушел (см.: Быт. 31 ), и с обманутым братом Исавом, которому Иаков первым поклонился до земли семь раз (Быт. 33 , 3–4). Это очень трогательное место — И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали . Прощение, примирение, мир — это то, чего Господь ждет от праведных людей.

Легко ли Исаву простить брата-близнеца, с которым он боролся еще в материнской утробе (Быт. 25 , 22)? Наверное, еще труднее, чем Иосифу — своих братьев в Египте, потому что Иосиф к моменту их встречи достиг высокого положения; то, что по своей глупости и жестокости сделали с ним братья, уже обернулось к лучшему для него; а братья находятся фактически в его власти. С Исавом всё иначе. Конечно, прошло достаточно времени, и боль его, может быть, утихла. Но главная причина того, что он прощает брата, — Господь касается его сердца. В следующей книге Ветхого Завета — книге Исход — там, где говорится о казнях египетских, Господь говорит Моисею: Я ожесточу сердце фараона (Исх. 14 , 4). Иногда люди спрашивают: в чем же виноват фараон, если Сам Бог ожесточил его сердце, не мог же он противостоять Богу. Но, когда Бог милует человека, он обращается к лучшему, что в нем есть, чтоб оно принесло человеку добрые плоды; а когда наказывает — к худшему, и человек получает горькие плоды своего зла. Бог ожесточил сердце фараона, но смягчил сердце Исава. Еще и потому, что Иаков своими страданиями заслужил право вернуться в Землю обетованную, заслужил, чтобы его здесь приняли по-доброму.

— Давайте поговорим о чудесных событиях, происходивших с Иаковом. Уходя от родителей в Месопотамию, к своему дяде Лавану (см.: Быт. 28), он засыпает в дороге и видит Небесную Лествицу, по которой восходят и нисходят Ангелы и на которой стоит Господь, вновь подтверждающий Свое благословение потомству Авраама (см.: Быт. 12–16). Почему именно лестница (лествица), как это понимать?

— Более точный перевод древнееврейского слова «суллам» — не лестница даже, а насыпь или возвышение. В Древней Месопотамии храмы строили в виде таких ступенчатых насыпных башен — зиккуратов; язычники считали, что по этим ступеням боги спускаются на землю. О видении лестницы Иакову напоминает Сам Христос, когда говорит Нафанаилу: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1 , 51). Видение таинственной лестницы — знак того, что сообщение Неба с землею после отпадения человека от Бога не прекращено; что от Бога на землю посылаются Ангелы (о чем в Ветхом Завете говорится многократно), и что в определенное время Сам Господь сойдет на землю, соединится с человеческим естеством и откроет человеку путь ко спасению. Святые отцы Церкви видят в Лествице Иакова прообраз Божией Матери, соединившей и примирившей Небо с землею: «Тайно во священных писаниих глаголася о Тебе, Мати Вышняго: лествицу бо древле Иаков, Тя образующую, видев, рече: степень Божия сия» — Канон утрени на Благовещение.

— В главе 32 Иаков борется с Богом и получает новое имя — Израиль. Смысл этой борьбы представляется загадочным…

— Значение этой таинственной борьбы приоткрывается в словах, услышанных Иаковом: ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт. 32 , 28). Иаков в это время боится мести своего брата Исава. Он должен понять, что бояться не нужно, что Бог его, Иакова, не оставил, кротость и любовь помогут ему заслужить прощение брата. В борьбе Иаков получает травму — Соперник повреждает сустав его бедра (см.: Быт. 25 ), делая его на всю жизнь хромым. Это нужно для уверения Иакова в реальности события, в том, что оно ему не приснилось. Слова Господа: Отпусти Меня, ибо взошла заря (Быт. 26 ) означают, возможно, что Иаков уже достаточно укреплен для предстоящих ему испытаний. Бог благословляет Иакова и дает ему новое имя — Израиль («Бог борется» или даже «Боровшийся с Богом»); впоследствии оно станет именем целого народа. Наречение нового имени говорит о новом духовном рождении человека; имя Израиль должно внушить Иакову твердое осознание того, что Бог даст ему силы вынести любое испытание. Борьба очистила Иакова от грехов и слабостей (таких, например, как тяга к земному богатству): отныне он твердо идет по стопам своих отцов.

— Но почему Бог не открыл Иакову Своего имени?

— Вообще, имя Божие — сложное для человеческого разума понятие, и оно не может быть открыто человеку неподготовленному, тем более что он всё равно не способен вместить всю глубину этой тайны; аналогичный ответ получает в Библии отец Самсона Маной (см.: Суд. 13 , 18). Также нужно учитывать: Иаков спросил об имени не потому, что не знал, с Кем он имеет дело. Он догадывался об этом, иначе не попросил бы своего Соперника его благословить (см.: Быт. 32 , 26) и не сказал бы сразу после поединка: Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя (30). Просьба назвать имя говорит о желании Иакова знать о Боге больше, чем ему дано; проникнуть в то, что нельзя знать другим людям. А Господь дает Иакову понять, что он должен довольствоваться тем, что ему открыто. Кроме того, у Иакова мог возникнуть соблазн использования имени Бога в магических целях.

— Уходя из отцовского дома вслед за мужем, Рахиль украла домашних богов — идолов (см.: Быт. 19, 32); из этого следует, что семья Лавана, родственная роду Авраама, не чуждалась идолопоклонства. Значит, с Рахилью язычество пришло и в семью Иакова тоже?

— Возможно, это так, хотя мы не знаем, как сам Иаков относился к этим идолам. На вопрос, почему Рахиль украла терафимов (так называли домашних богов — покровителей рода), толкователи дают разные ответы: возможно, обладание идолами давало право претендовать на наследство или же дочь Лавана считала их талисманами, хранящими путников в дальней дороге. Поэтому не исключено, что и Рахиль не считала домашних богов отца объектами поклонения; что ее отношение к ним было чисто прагматическим.

Дальнейшая же судьба этих божков такова: переживший столь близкую встречу с Богом Единым Иаков заставляет своих домашних отдать ему всех идолов и закапывает их под дубом (см.: Быт. 35 ). Дом Иакова должен очиститься от язычества, переменив одежды; затем Иаков устраивает жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною (Быт. 35 , 3). После этого Господь вновь является Иакову и еще раз (см.: Быт. 35 , 10) подтверждает наречение имени Израиль. Он говорит Израилю: плодись и умножайся: народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию ( 35 , 11–12).

— Иаков становится отцом двенадцати сыновей, а они — родоначальниками двенадцати колен Израилевых; из колена Иуды произойдет Иисус Христос. Но история этого, четвертого уже после Авраама, поколения (см.: Быт. 37) начнется с драмы: братья тайком от отца продадут в египетское рабство Иосифа, предпоследнего из сыновей Иакова, одного из двух сыновей Рахили, человека, с юности отмеченного чудесными духовными дарами. Почему в истории Иосифа и его братьев видят прообраз истории Христа?

— Это совершенно очевидный прообраз, об этом поется в песнопениях  Страстной Седмицы: «На рыдание ныне приложим рыдание, и излием слезы со Иаковом, плачущеся Иосифа приснопамятнаго и целомудреннаго, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго, и Египтом всем царствовавшаго: Бог бо подает рабом Своим венец нетленный» (икос Великого понедельника). Иосифа братья ненавидят, ревнуя к нему отца, завидуя его вещим снам (см.: Быт. 37 , 3–11); так же и Иисуса ненавидели за то, что Он называл Бога Своим Отцом, за те чудеса, которые Он творил. Иосифа братья продали чужеземцам (см.: Быт. 26 –28) — так и Иисус был предан Своими соплеменниками римской власти. Иосиф со дна страданий поднимается к вершинам власти в Египте; так и Иисус восходит к Отцу, перенеся муки распятия, приняв смерть. Наконец, Иосиф прощает, более того, спасает от голода своих братьев, находящихся в полной его власти, как и Христос простил Своих распинателей. История о том, как сыновья Иакова пришли в Египет, чтобы купить хлеб, и встретились там с неузнанным ими Иосифом, которого фараон перед тем поставил над всею землею Египетскою (Быт. 41 , 41), о тех испытаниях, которым Иосиф подверг братьев, дабы убедиться, что в них жива совесть и им не чуждо раскаяние, рассказывается в 42–45-й главах книги Бытия. Сцена прощения Иосифом братьев и воссоединения семьи — одна из самых пронзительных в Ветхом Завете: Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним. И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.

Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое ( 45 , 1–11). Так Израиль пришел в Египет, который станет для него впоследствии местом плена и жестокого угнетения. Но это уже другая история — история Исхода.

Журнал «Православие и современность» № 40 (56)

[ Алексей Кашкин , Беседовала Марина Бирюкова ]
b2 - Business-Vector.InfoБлагоустройство территории у бывших прудов Хемикомпа администрация Балаковского района начнет с выделения участка под строительство церкви.
21.08.2017 Business-Vector.Info
Бывает ли Христос без Церкви, а Церковь без Христа? - Саратовская епархияДумаю, что каждому известно популярное сейчас выражение: «Бог в душе». «В Бога я верю, но в церковь не хожу»  — так часто говорят люди.
20.08.2017 Саратовская епархия
20 августа, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице,  праздник Обретения мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского, Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Митрополит Курский и Рыльский Герман,
20.08.2017 Саратовская епархия
19 августа, в канун Недели 11-й по Пятидесятнице,  праздник Обретения мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского, Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин,
20.08.2017 Саратовская епархия
18 августа, в канун праздника святых Преображения Господня состоялось Всенощное бдение, которое возглавил настоятель храма протоиерей Илия Кузнецов.
19.08.2017 Вольское благочиние
19 августа, в двунадесятый праздник Преображения Господня, настоятель кафедрального собора Живоначальной Троицы г. Вольска протоиерей Илия Кузнецов и диакон Григорий Шевченко совершили Божественную литургию.
19.08.2017 Вольское благочиние
Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов) - Саратовская епархияЕсли бы кто захотел вам сказать о том, что есть самое важное в этой жизни, то в этот день Преображения Господня на Фаворе сказал бы вам, что самое главное — это научиться молиться, познав силу действия молитвы.
19.08.2017 Саратовская епархия
IMG_8989-18-08-17-05-06 - Духовное управление мусульман17 августа в Аппарате уполномоченного по правам ребёнка в Саратовской области состоялось заседание с участием общественных помощников.
19.08.2017 Духовное управление мусульман
22 августа 2017 года в 14.00 в столичном конгрессно-выставочном центре «Сокольники» пройдет научно-просветительская конференция, посвященная деяниям Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.
19.08.2017 Саратовская епархия
  19 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин,
19.08.2017 Саратовская епархия
  19 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин,
19.08.2017 Саратовская епархия
19 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин,
19.08.2017 Саратовская епархия
В саратовскую семинарию поступили 56 студентов - ИА СаратовИнформ18 августа завершились вступительные испытания в Саратовскую православную духовную семинарию.
19.08.2017 ИА СаратовИнформ
18 августа, в канун праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Всенощное бдение в храме в честь Сошествия Святого Духа города Саратова.
18.08.2017 Саратовская епархия
18 августа, в канун праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Всенощное бдение в храме в честь Сошествия Святого Духа города Саратова.
18.08.2017 Саратовская епархия
Snap_2017.04.07_18h47m31s_001_ - Духовное управление мусульманЗавтра, 19 августа, на телеканале «Россия 24» выйдет очередной выпуск телепередачи о жизни саратовских мусульман «Исламская мозаика».
18.08.2017 Духовное управление мусульман
В православном детском оздоровительном лагере «Солнечный» завершился десятый, юбилейный сезон — сюжет об этом событии смотрите в нашей программе.
18.08.2017 Саратовская епархия
День фотографии в «Балаковском центре «Семья» - Администрация БалаковоНакануне Дня фотографии специалисты отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями с несовершеннолетними и их родителями, стоящими на обслуживании в отделении,
18.08.2017 Администрация Балаково
Распоряжение Епархиального Архиерея от 17 августа 2017 года № 40   Настоящим распоряжением нижепоименованные священнослужители командируются в приписные храмы Саратовской епархии для совершения богослужений в пр
18.08.2017 Саратовская епархия
18 августа в помещении воскресной школы Покровского храма города Саратова прошло собрание духовенства Центрального благочиния.
18.08.2017 Саратовская епархия
В праздник Преображения Господня клирики Саратовской епархии будут совершать богослужения на приписных приходах Саратовского, Вольского, Воскресенского, Хвалынского, Базарно-Карабулакского, Новобурасского, Петровского,
18.08.2017 Саратовская епархия
Близится к завершению масштабная работа по изданию в России одного из лучших паллиативных учебников в мире — «Оксфордского руководства по паллиативной помощи детям».
18.08.2017 Саратовская епархия
Женщина погибла на «зебре» после наезда «Калины» - Четвертая ВластьДТП случилось в 21.00 на улице Комарова. Пенсионерка переходила проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу Вчера в Энгельсе под колесами «Лады Калины» погибла 60-летняя женщина.
21.08.2017 Четвертая Власть
В пруду в Перелюбском районе утонула женщина - Газета Наша Версия© Tuday.ru В Перелюбском районе сегодня, 20 августа, нашли утопленника.
20.08.2017 Газета Наша Версия
«Дэу Матиз» перевернулся на трассе. Видео - ИА СаратовИнформВ Аткарском районе Саратовской области, на тамбовской трассе, автомобиль «Дэу Матиз» вылетел в кювет и перевернулся.
21.08.2017 ИА СаратовИнформ
В Саратове горел Глебучев овраг - Газета Наша Версия
В Саратове горел Глебучев овраг
© "Саратов онлайн" В Саратове сегодня, 20 августа, случился пожар. В Глебучевом овраге горела трава.
Газета Наша Версия
В Вольске девятилетний велосипедист врезался в легковушку - Газета Наша Версия
В Вольске девятилетний велосипедист врезался в легковушку
© 1news.zp.ua Вечером 20 августа в Вольске на улице Володарского в столкновении с иномаркой пострадал велосипедист.
Газета Наша Версия
На улице Комарова 71-летний водитель насмерть сбил женщину на пешеходном переходе - Газета Наша Версия
На улице Комарова 71-летний водитель насмерть сбил женщину на пешеходном переходе
© ИА "Версия-Саратов" В Энгельсе на улице Комарова вечером 20 августа ВАЗ сбил 60-летнюю женщину.
Газета Наша Версия
Бывает ли Христос без Церкви, а Церковь без Христа? - Саратовская епархияДумаю, что каждому известно популярное сейчас выражение: «Бог в душе». «В Бога я верю, но в церковь не хожу»  — так часто говорят люди.
20.08.2017 Саратовская епархия
19 августа, в канун Недели 11-й по Пятидесятнице,  праздник Обретения мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского, Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин,
20.08.2017 Саратовская епархия
20 августа, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице,  праздник Обретения мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского, Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Митрополит Курский и Рыльский Герман,
20.08.2017 Саратовская епархия
В РПЦ рассказали, как спасти молодежь от экстремизма - Газета Наша Версия
В РПЦ рассказали, как спасти молодежь от экстремизма
© bg.ru Глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал в интервью ТАСС , что нужно сделать для того, чтобы спасти молодых людей от вербовки в террористические организации.
Газета Наша Версия
Группа по противодействию экстремизму при губернаторе пополнилась священником - Газета Наша Версия
Группа по противодействию экстремизму при губернаторе пополнилась священником
грязи.рф Эксперт в области нетрадиционных культов и сект Александр Кузьмин, который также является настоятелем храма святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба в Саратове,
Газета Наша Версия
Древнейшая в городе
Казанская церковь пережила многочисленные пожары До революции многие саратовцы считали, что Казанская церковь была древнейшей в городе.
Газета Недели
Горожан приглашают на концерт «Будем знакомы» - Администрация г. Саратов23 августа в рамках проекта «Культура в каждый дом» во дворе по адресу: улица Азина, 32 творческим коллективом Дома культуры химиков для жителей микрорайона будет проведена  концертно - развлекательная программа «Будем знакомы».
21.08.2017 Администрация г. Саратов
В Зареченском РДК состоялся  концерт «Дети земли» - Balashover.Ru18 августа 2017 года в Зареченком РДК состоялся  концерт «Дети земли». На сцене с песенными, танцевальными и театрализованными номерами выступали Мачнев Егор, Дюжева София, Демин Александр, Скворцовы Виктор и Иван.
21.08.2017 Balashover.Ru
rosiso_32.JPG - Газета Наша Версия© ИА "Версия-Саратов" Вчера, 20 августа, в Саратовском филиале Государственного Центра Современного Искусства (ГЦСИ) открылась экспериментальная выставка, где жители города могли ознакомиться с работами современных художников.
21.08.2017 Газета Наша Версия
Саратовские проекты не получат правительственной премии за достижения в области туризма - Газета Наша Версия
Саратовские проекты не получат правительственной премии за достижения в области туризма
Фестиваль "Укек" / © ИА "Версия-Саратов" Правительство России опубликовало постановление о присуждении премии за достижения в области туризма.
Газета Наша Версия
В Саратовской области 13 объектов культурного наследия находятся под угрозой обрушения - Газета Наша Версия
В Саратовской области 13 объектов культурного наследия находятся под угрозой обрушения
Дом художника Баракки / © ИА "Версия-Саратов" В Саратовской области насчитывается 5307 объектов культурного наследия, из которых 4349 объектов — вновь выявленных.
Газета Наша Версия
Ансамбль "Балаган" провел для одной из певиц традиционный выкуп невесты с плачем - Газета Наша Версия
Ансамбль "Балаган" провел для одной из певиц традиционный выкуп невесты с плачем
© ИА "Версия-Саратов" Сегодня, 17 августа, саратовский ансамбль "Балаган" провел театрализованное представление — фрагмент русской народной свадьбы с выкупом невесты.
Газета Наша Версия
Городские соревнования по стритболу - БИТИ18 августа на стадионе «Корд» прошли городские соревнования по стритболу, посвященные «Дню Физкультурника», среди мужских команд.
21.08.2017 БИТИ
Московский "Локомотив" в Саратове стал чемпионом России по пляжному футболу - Газета Наша Версия© beachsoccerrussia.ru Вчера, 19 августа, в Саратове завершился Суперфинал чемпионата России по пляжному футболу.
20.08.2017 Газета Наша Версия
ФЕДОР ЗАЙЦЕВ И ЭЛИНА ЛУКЬЯНОВА ПОБЕДИТЕЛИ КУБКА ФТР 2017 ПО ТРИАТЛОНУ - Министерство спорта и туризма20 августа в подмосковных Бронницах прошли финальные соревнования Кубка ФТР по триатлону-спринт среди юношей, девушек (15-17 и 13-14 лет).
21.08.2017 Министерство спорта и туризма
Саратовские юниоры завоевали пять наград на Первенстве России по гребле на байдарках и коноэ - Газета Наша Версия
Саратовские юниоры завоевали пять наград на Первенстве России по гребле на байдарках и коноэ
© ИА "Версия-Саратов" Сборная Саратовской области выиграла пять медалей на завершившихся в Казани Первенстве России и Всероссийских соревнованиях по гребле на байдарках и каноэ среди юниоров.
Газета Наша Версия
"Сокол" в добавленное время избежал домашнего поражения - Газета Наша Версия
"Сокол" в добавленное время избежал домашнего поражения
© ПФК "Сокол" Футболисты саратовского "Сокола" вечером 18 августа провели на домашнем стадионе очередной матч чемпионата России в ПФЛ.
Газета Наша Версия
"Автодор" подписал контракт с форвардом, умеющим играть "агрессивно и умно" - Газета Наша Версия
"Автодор" подписал контракт с форвардом, умеющим играть "агрессивно и умно"
© пресс-служба БК "Автодор" Последним новичком летней трансферной кампании саратовского баскетбольного клуба "Автодор" стал американский форвард Иэн Хаммер (201 см, 104 кг).
Газета Наша Версия
Женщина погибла на «зебре» после наезда «Калины» - Четвертая ВластьДТП случилось в 21.00 на улице Комарова. Пенсионерка переходила проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу Вчера в Энгельсе под колесами «Лады Калины» погибла 60-летняя женщина.
21.08.2017 Четвертая Власть
ДОЛ им. Лизы Чайкиной возобновил работу с 18 августа - Четвертая ВластьЛабораторные исследования и результаты проверок показали, что в лагере соблюдены все санитарно-эпидемиологические требования для обеспечения безопасного отдыха детей Сегодня,
21.08.2017 Четвертая Власть
Саратовские юниоры завоевали пять наград на Первенстве России по гребле на байдарках и коноэ - Газета Наша Версия© ИА "Версия-Саратов" Сборная Саратовской области выиграла пять медалей на завершившихся в Казани Первенстве России и Всероссийских соревнованиях по гребле на байдарках и каноэ среди юниоров.
21.08.2017 Газета Наша Версия
© Фотобанк СарБК - ИА СаратовБизнесКонсалтингМПо данным областного управления МЧС, в выходные в Саратовской произошло 15 пожаров, 3 из них - в Саратове.
21.08.2017 ИА СаратовБизнесКонсалтинг
В РФ решили не вводить акцизные марки для пива - АвтоСаратовМинфин РФ не одобрил введение акцизных марок для пива. По мнению специалистов, это приведет к удорожанию продукции, передает «Свободная Пресса».
21.08.2017 АвтоСаратов