Новости города БезФормата.Ru
Саратов
Главные новости
 
Задать вопрос?

Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова...

И поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность — эта цитата из книги Бытия (15, 6) трижды встречается в Новом Завете (Рим. 4, 3, Гал. 3, 6 и Иак. 2, 23). Об истории Авраама, Исаака, Иакова и его сыновей, о том, чему учит эта ветхозаветная хроника нас, христиан, мы беседуем с библеистом, кандидатом богословия, автором учебного пособия для семинарий «Священное Писание Ветхого Завета» Алексеем Кашкиным.

— Алексей Сергеевич, история Аврама (Авраама) и его потомства изложена в первой, древнейшей из книг Ветхого Завета — Книге Бытия. Отец Аврама Фарра — прямой потомок Ноя. Но о Фарре мы почти ничего не знаем, а события, в центре которых оказывается Аврам (впоследствии Авраам), начинаются со слов «И сказал Господь Авраму…». То есть — с акта безусловного послушания Богу. Что она есть — та самая вера Авраама, вмененная ему в праведность?

— Если мы всмотримся в судьбу Авраама, которому Бог неоднократно обещает несметное потомство и который при этом доживает до ста лет, не имея детей, а затем призван принести единственного, чудом родившегося сына в жертву, мы увидим, что слово «вера» в данном случае можно заменить словом «доверие». Вера Авраама — это полное доверие к Богу. Доверие в любых обстоятельствах. В начале 12-й главы Бог обращается к Авраму и призывает его: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (1). Что это было для тогдашнего человека — покинуть свой род, свое племя? Да еще в 75 лет… Но Аврам выходит из Харрана. Он доверяет Богу, несмотря на то что ждать обещанного потомства приходится двадцать пять лет — с семидесяти пяти лет до ста. Двадцать пять лет — без ропота, без сомнений в том, что обещание Божие исполнится. Хотя он мог чисто по-человечески видеть исполнение обещанного не в том, в чем оно должно было состояться, например в рождении Измаила от рабыни Агари. То, что его упование осуществится именно в Исааке, сыне Сарры, а не в Измаиле — это ему стало понятно, только когда родился Исаак. Обратим внимание: Авраму было уже восемьдесят шесть лет, когда рабыня Агарь родила ему Измаила (см.: Быт. 16 , 16), и после этого целых тринадцать лет не было ничего — никаких известий от Бога, никаких знамений. Аврам терпеливо и доверчиво ждал. И лишь когда ему исполнилось девяносто девять, Бог явился ему и говорит: и поставлю завет Мой между Мною и тобою. И весьма, весьма размножу тебя (…) буду Богом Твоим и потомков Твоих после тебя (Быт. 17 , 1–7).

Бог дает Авраму новое имя — Авраам, отец множества народов, и знамение завета между Ним и Авраамом — обрезание. Апостол Павел в Послании к Римлянам подчеркивает, что этот знак — печать праведности через веру ( 4 , 11), которую Авраам уже имел и проявил ранее, до заключения завета. Потому он и стал отцом всех верующих (…) не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама ( 4 , 11–12). В той же главе говорится, что Авраам сверх надежды поверил с надеждою (18) и не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное (20–21).

— Но для чего же — насколько мы можем об этом судить — Господь так долго и так жестко испытывал Аврама (Авраама)?

— Награда, которую дает человеку Бог, предполагает всё же какой-то труд, подвиг с его стороны. Она не дается просто так. Отцы Церкви ставили аналогичный вопрос: почему Господь не мог устроить так, чтобы Адам в принципе не мог согрешить? И сами же отвечали: если бы человек не мог грешить, он не заслуживал бы и награды за преодоление греха, то есть всех тех благ, которые приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2 , 9). Господь устраивает судьбу Авраама таким образом, чтобы он проявил свои личные качества, сделав собственный выбор. Кроме того, события, происходящие с Авраамом, имеют значение не только для него, но и для всех будущих поколений — как урок, как образец. Конечно, вряд ли это утешило бы Авраама, когда он колол дрова для принесения в жертву Исаака (см.: Быт. 22 , 3). Но Господь заранее знал, чем всё это закончится.

На самом деле Господь не проверял Авраама — Он всеведущ, Ему не нужно человека проверять. Это Авраам должен был проверить себя. Можно предположить, что он и сам не подозревал о своих скрытых резервах, о своей способности перенести такое вот страшное испытание. Господь предвидит, что Авраам поступит именно таким образом — свято исполнит Его волю, но из этого не следует, что сам поступок Авраама не нужен. Он нужен самому Аврааму прежде всего. То, что пришлось ему пережить в земле Мориа (см.: Быт. 22 , 2), подготовило его к подлинному познанию Бога.

— Почему жертвоприношение Авраама считается прообразованием Крестной Жертвы?

— Здесь очень много параллелей, и они, конечно же, неслучайны. Авраам приносит в жертву любимого и, заметим, единственного сына. Христос тоже единственный, Единородный сын Бога Отца. Особое внимание христианские толкователи Ветхого Завета обращали на поведение Исаака, на его добровольное участие в жертве отца, на отсутствие всякого сопротивления или протеста. В сыне Авраама мы видим то же доверие к Богу, что и в его отце. Исаак несет на себе дрова (см.: Быт. 22 , 6) — так и Спаситель наш нес на Себе Свой крест. Исаак, хотя он, вероятно, сильнее своего дряхлого отца, позволяет ему себя связать и уложить на костер (см.: Быт. 22 , 9). Так и Христос мог призвать Себе на помощь легионы Ангелов, но Он добровольно принес Себя в жертву. Исаак, приговоренный, обреченный, лежащий уже на жертвеннике, остался в живых и вернулся домой вместе со своим отцом на третий день (см.: Быт. 22 , 19) — в этом также видят прообразование трехдневного пребывания Христа во гробе, хотя это — параллель уже несколько натянутая, ведь Исаак не умирал.

— Вернемся в те годы, когда Исаака не было еще на земле: кто явился Аврааму, когда он сидел у входа в свой кочевой шатер возле дубравы Мамре? Кто предсказал испуганной Сарре рождение сына? Авраам видит трех мужей, но обращается явно к одному из них: Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт. 18, 3). А в дальнейшем говорит и о двух других: а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (Быт. 18, 5). Развитие диалога и дальнейшие события заставляют предположить, что это был Сам Господь и с Ним два Ангела…

— Или Сама Пресвятая Троица. Заметьте, Господь говорит: Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них (Быт. 18 , 21), после чего Двое из Троих уходят в Содом, к Лоту. А Один — Господь — остается, чтобы беседовать с Авраамом, и происходит знаменитый диалог о справедливости, о судьбе праведников в грешном городе (см.: Быт. 18 , 23–33). Конечно, это очень трудное место, и здесь невозможно дать исчерпывающий ответ. Увидеть в трех гостях Авраама Троицу — это можно воспринимать как образ, подобранный для выражения догматической идеи Троичности. До преподобного Андрея Рублева никто не рассматривал это событие как явление Троицы. То есть это трактовка русского позднего Средневековья. В святоотеческой литературе есть две версии: три Ангела и Господь с двумя Ангелами. Последняя более вероятна. Большинство толкователей склоняется к тому, что Аврааму являлся Христос — второе Лицо Троицы, не воплотившееся еще Слово, Ангел Великого совета.

— Почему так важно, что род Авраама продолжился именно законнорожденным сыном — Исааком, а не Измаилом, хотя Отец Небесный явно проявляет попечение о бедной Агари и ее сыне?

— Полноправным наследником отца считался именно сын от жены, а не от рабыни, несмотря на то что дети от рабынь при отсутствии детей у госпожи с точки зрения тогдашнего права также считались законными наследниками. Но здесь важно другое. Воля Божия заключается в том, что потомство Авраама должно быть именно от Сарры, с определенного момента — Сарры; Бог благословляет именно ее (см.: Быт. 17 , 15–16). Именно на Сарре должно исполниться упование. Но это открылось позже, уже после рождения Измаила, а пока — время идет, а детей у стареющей четы всё нет, и Сарра, как бы мы сейчас сказали, проявляет инициативу. Она надеется решить проблему самостоятельно, за счет своих человеческих усилий — посылает к мужу рабыню (см.: Быт. 16 ). Ничего необычного в этом поступке Сарры нет: бесплодные женщины на Востоке поступали так достаточно часто, для того чтобы потом взять ребенка, рожденного рабыней, себе и воспитывать как своего. Иногда даже брачный контракт обязывал жену предоставить мужу рабыню в случае, если жена окажется бесплодной. Измаил рос в доме Авраама, но в результате его рождения между двумя женщинами — госпожой и рабыней — возник конфликт, и Авраам принял сторону жены. Рождение Измаила — проявление человеческой воли, которая как бы вторгается в эту историю. Но Господь любит всех, поэтому Он спасает Агарь и ее сына в пустыне (см.: Быт. 21 , 11–21).

— Почему умирающий Авраам уже после смерти Сарры (горе Авраама и Исаака, сострадание их соседей — одна из самых трогательных страниц книги Бытия, см. 23) посылает своего раба за невестой для сына Исаака в ту далекую страну, из которой он когда-то пришел в Ханаан (см.: Быт. 24)?

— Авраам не хочет, чтобы его сын женился на хананеянке: это люди с совсем другими религиозными представлениями и другими ценностями. Такой брак мог бы привести к заражению семьи местными суевериями; он не был бы счастливым для Исаака и не дал бы достойного продолжения роду. Ревекка происходит из той же семьи, что Исаак (см.: Быт. 22 , 23), она доводится ему двоюродной племянницей. Она — носительница тех же религиозных, культурных и нравственных представлений, что и ее будущий муж. Живая сцена встречи слуги Авраама с доброй, сердечной и трудолюбивой девушкой, которая в ответ на его просьбу дай мне испить немного воды из кувшина твоего (Быт. 24 , 17) тут же вызывается напоить еще и его верблюдов, говорит о том, какие качества воспитывались в этой среде, какое поведение поощрялось.

— Ревекку никто не принуждает покинуть родной дом и идти со слугой Авраама в далекую Ханаанскую землю. Родители спрашивают ее согласия. И она сразу отвечает: пойду (Быт. 24, 58). И в этом «пойду» слышится уже грядущее се, раба Господня: да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

— По крайней мере, решимость Ревекки сравнивают с решимостью Аврама, покинувшего Харран (см.: Быт. 12 ). Он так же оставил своего отца и свой род, чтобы последовать велению Божию. Так и Ревекка с готовностью отзывается на призыв оставить свою семью и идти в землю Ханаанскую, то есть для нее — неизвестно куда. Таким образом, она становится участницей обетований, данных Аврааму и его потомству. Надо учитывать, что тогда ведь не было никаких средств связи, и юная Ревекка расставалась со своими родителями, братьями и сестрами навсегда. Почему она приняла такое решение? Напрямую об этом в Библии не говорится, но мы можем предположить, что благодать Божия тронула сердце девушки, что она услышала голос Бога и откликнулась Ему. После того как Исаак женился на Ревекке, Господь является ему и подтверждает обетования, данные его отцу Аврааму: …умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии (Быт. 26 , 4).

— Мы переходим к поколению внуков Авраама — Ревекка рождает Исааку сыновей-близнецов. Исав, вышедший на свет первым, продает свое первородство брату Иакову за чашку красного, красного этого (Быт. 25, 30) — варева из чечевицы. Исав просто смертельно устал и проголодался на охоте, и он не видит особого смысла в своем первородстве. Смысл уясняется позже, и даже не Исавом, но Церковью: «Исава возненавиденнаго подражала еси, душе, отдала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство и отеческия молитвы отпала еси…» — это из Великого Покаянного канона Андрея Критского. Каков духовный смысл продажи первородства?

— Такого рода контракты — когда старший брат продавал право первородства младшему — были в то время распространены. Это чисто материальная сделка, не имеющая никакого духовного подтекста: старший (или как бы ставший старшим) брат получал преимущества при разделе отцовского наследства. Удивление здесь вызывает ничтожная цена — миска похлебки. Это говорит о легкомыслии Исава: он во власти сиюминутных желаний и не думает о ценностях долговременных. Но в данном случае — в потомстве Авраамовом — первородство несет еще и духовную нагрузку: это ведь наследование Божиих обетований. Исав этого не понимает. В Покаянном каноне нерассудительность Исава — символ нерассудительности человека, предпочитающего свои временные желания спасению души, жизни вечной.

— Весьма неожиданно для нас Ревекка проявляет хитрость и коварство — она обманом заставляет своего ослепшего мужа благословить Иакова (любимца матери), а не Исава, которого больше любит отец (см.: Быт. 27). А почему так важно, чтоб отцу наследовал именно Иаков, который позже получит от Бога имя Израиль, увидит Небесную Лествицу и будет бороться с Богом?

— Господь смотрит на сердце человека, и Он не всегда избирает первенца — Давид тоже был младшим в своей семье, но Бог выбрал именно его (см.: 1 Цар. 16 , 1). А в данном случае Господь вот так, через обман, выбирает кроткого (Быт. 25 , 27) Иакова, а не зверолова Исава. Обман, ложь — это то, что попущено Богом. Но это не может быть оправдано, и впоследствии Иаков расплатится за это сполна — его самого жестоко обманут, и кто же — его родной дядя Лаван (см.: Быт. 29 , 20–27). Иаков с первого взгляда полюбил дочь Лавана Рахиль; семь лет работы за нее показались ему за несколько дней, потому что он любил ее (Быт. 29 , 20). Но, когда приходит час брачного пира, Лаван обманом выдает за Иакова свою старшую дочь Лию вместо Рахили.

События идут по Божиему Промыслу; в этот Промысл вторгается человеческий грех, но Господь и последствия греха обращает на пользу. И всё же за каждым нарушением нравственного закона следует воздаяние. За благословение, приобретенное обманом, Иаков расплатился двадцатилетней службой у корыстного и нечестного Лавана: Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою (Быт. 31 , 41). Много лет ждал Иаков рождения сына от любимой Рахили — Иосифа (см.: Быт. 30 , 22). Все библейские патриархи переживали такие периоды — испытания веры: Ревекка ведь тоже поначалу не могла родить, Исаак молился о ней, чтобы она зачала близнецов (см.: Быт. 25 , 21). Но у Иакова на совести был еще и проступок, который он должен был искупить, заслужив прощение и уже потом — награду.

Иаков знает, что он недостоин всего того, что получил от Господа (см. его молитву — Быт. 32 , 10). И это смиряет Иакова, помогает ему примириться и с дядей-тестем Лаваном, когда Иаков, наконец, от него ушел (см.: Быт. 31 ), и с обманутым братом Исавом, которому Иаков первым поклонился до земли семь раз (Быт. 33 , 3–4). Это очень трогательное место — И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали . Прощение, примирение, мир — это то, чего Господь ждет от праведных людей.

Легко ли Исаву простить брата-близнеца, с которым он боролся еще в материнской утробе (Быт. 25 , 22)? Наверное, еще труднее, чем Иосифу — своих братьев в Египте, потому что Иосиф к моменту их встречи достиг высокого положения; то, что по своей глупости и жестокости сделали с ним братья, уже обернулось к лучшему для него; а братья находятся фактически в его власти. С Исавом всё иначе. Конечно, прошло достаточно времени, и боль его, может быть, утихла. Но главная причина того, что он прощает брата, — Господь касается его сердца. В следующей книге Ветхого Завета — книге Исход — там, где говорится о казнях египетских, Господь говорит Моисею: Я ожесточу сердце фараона (Исх. 14 , 4). Иногда люди спрашивают: в чем же виноват фараон, если Сам Бог ожесточил его сердце, не мог же он противостоять Богу. Но, когда Бог милует человека, он обращается к лучшему, что в нем есть, чтоб оно принесло человеку добрые плоды; а когда наказывает — к худшему, и человек получает горькие плоды своего зла. Бог ожесточил сердце фараона, но смягчил сердце Исава. Еще и потому, что Иаков своими страданиями заслужил право вернуться в Землю обетованную, заслужил, чтобы его здесь приняли по-доброму.

— Давайте поговорим о чудесных событиях, происходивших с Иаковом. Уходя от родителей в Месопотамию, к своему дяде Лавану (см.: Быт. 28), он засыпает в дороге и видит Небесную Лествицу, по которой восходят и нисходят Ангелы и на которой стоит Господь, вновь подтверждающий Свое благословение потомству Авраама (см.: Быт. 12–16). Почему именно лестница (лествица), как это понимать?

— Более точный перевод древнееврейского слова «суллам» — не лестница даже, а насыпь или возвышение. В Древней Месопотамии храмы строили в виде таких ступенчатых насыпных башен — зиккуратов; язычники считали, что по этим ступеням боги спускаются на землю. О видении лестницы Иакову напоминает Сам Христос, когда говорит Нафанаилу: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1 , 51). Видение таинственной лестницы — знак того, что сообщение Неба с землею после отпадения человека от Бога не прекращено; что от Бога на землю посылаются Ангелы (о чем в Ветхом Завете говорится многократно), и что в определенное время Сам Господь сойдет на землю, соединится с человеческим естеством и откроет человеку путь ко спасению. Святые отцы Церкви видят в Лествице Иакова прообраз Божией Матери, соединившей и примирившей Небо с землею: «Тайно во священных писаниих глаголася о Тебе, Мати Вышняго: лествицу бо древле Иаков, Тя образующую, видев, рече: степень Божия сия» — Канон утрени на Благовещение.

— В главе 32 Иаков борется с Богом и получает новое имя — Израиль. Смысл этой борьбы представляется загадочным…

— Значение этой таинственной борьбы приоткрывается в словах, услышанных Иаковом: ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт. 32 , 28). Иаков в это время боится мести своего брата Исава. Он должен понять, что бояться не нужно, что Бог его, Иакова, не оставил, кротость и любовь помогут ему заслужить прощение брата. В борьбе Иаков получает травму — Соперник повреждает сустав его бедра (см.: Быт. 25 ), делая его на всю жизнь хромым. Это нужно для уверения Иакова в реальности события, в том, что оно ему не приснилось. Слова Господа: Отпусти Меня, ибо взошла заря (Быт. 26 ) означают, возможно, что Иаков уже достаточно укреплен для предстоящих ему испытаний. Бог благословляет Иакова и дает ему новое имя — Израиль («Бог борется» или даже «Боровшийся с Богом»); впоследствии оно станет именем целого народа. Наречение нового имени говорит о новом духовном рождении человека; имя Израиль должно внушить Иакову твердое осознание того, что Бог даст ему силы вынести любое испытание. Борьба очистила Иакова от грехов и слабостей (таких, например, как тяга к земному богатству): отныне он твердо идет по стопам своих отцов.

— Но почему Бог не открыл Иакову Своего имени?

— Вообще, имя Божие — сложное для человеческого разума понятие, и оно не может быть открыто человеку неподготовленному, тем более что он всё равно не способен вместить всю глубину этой тайны; аналогичный ответ получает в Библии отец Самсона Маной (см.: Суд. 13 , 18). Также нужно учитывать: Иаков спросил об имени не потому, что не знал, с Кем он имеет дело. Он догадывался об этом, иначе не попросил бы своего Соперника его благословить (см.: Быт. 32 , 26) и не сказал бы сразу после поединка: Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя (30). Просьба назвать имя говорит о желании Иакова знать о Боге больше, чем ему дано; проникнуть в то, что нельзя знать другим людям. А Господь дает Иакову понять, что он должен довольствоваться тем, что ему открыто. Кроме того, у Иакова мог возникнуть соблазн использования имени Бога в магических целях.

— Уходя из отцовского дома вслед за мужем, Рахиль украла домашних богов — идолов (см.: Быт. 19, 32); из этого следует, что семья Лавана, родственная роду Авраама, не чуждалась идолопоклонства. Значит, с Рахилью язычество пришло и в семью Иакова тоже?

— Возможно, это так, хотя мы не знаем, как сам Иаков относился к этим идолам. На вопрос, почему Рахиль украла терафимов (так называли домашних богов — покровителей рода), толкователи дают разные ответы: возможно, обладание идолами давало право претендовать на наследство или же дочь Лавана считала их талисманами, хранящими путников в дальней дороге. Поэтому не исключено, что и Рахиль не считала домашних богов отца объектами поклонения; что ее отношение к ним было чисто прагматическим.

Дальнейшая же судьба этих божков такова: переживший столь близкую встречу с Богом Единым Иаков заставляет своих домашних отдать ему всех идолов и закапывает их под дубом (см.: Быт. 35 ). Дом Иакова должен очиститься от язычества, переменив одежды; затем Иаков устраивает жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною (Быт. 35 , 3). После этого Господь вновь является Иакову и еще раз (см.: Быт. 35 , 10) подтверждает наречение имени Израиль. Он говорит Израилю: плодись и умножайся: народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию ( 35 , 11–12).

— Иаков становится отцом двенадцати сыновей, а они — родоначальниками двенадцати колен Израилевых; из колена Иуды произойдет Иисус Христос. Но история этого, четвертого уже после Авраама, поколения (см.: Быт. 37) начнется с драмы: братья тайком от отца продадут в египетское рабство Иосифа, предпоследнего из сыновей Иакова, одного из двух сыновей Рахили, человека, с юности отмеченного чудесными духовными дарами. Почему в истории Иосифа и его братьев видят прообраз истории Христа?

— Это совершенно очевидный прообраз, об этом поется в песнопениях  Страстной Седмицы: «На рыдание ныне приложим рыдание, и излием слезы со Иаковом, плачущеся Иосифа приснопамятнаго и целомудреннаго, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго, и Египтом всем царствовавшаго: Бог бо подает рабом Своим венец нетленный» (икос Великого понедельника). Иосифа братья ненавидят, ревнуя к нему отца, завидуя его вещим снам (см.: Быт. 37 , 3–11); так же и Иисуса ненавидели за то, что Он называл Бога Своим Отцом, за те чудеса, которые Он творил. Иосифа братья продали чужеземцам (см.: Быт. 26 –28) — так и Иисус был предан Своими соплеменниками римской власти. Иосиф со дна страданий поднимается к вершинам власти в Египте; так и Иисус восходит к Отцу, перенеся муки распятия, приняв смерть. Наконец, Иосиф прощает, более того, спасает от голода своих братьев, находящихся в полной его власти, как и Христос простил Своих распинателей. История о том, как сыновья Иакова пришли в Египет, чтобы купить хлеб, и встретились там с неузнанным ими Иосифом, которого фараон перед тем поставил над всею землею Египетскою (Быт. 41 , 41), о тех испытаниях, которым Иосиф подверг братьев, дабы убедиться, что в них жива совесть и им не чуждо раскаяние, рассказывается в 42–45-й главах книги Бытия. Сцена прощения Иосифом братьев и воссоединения семьи — одна из самых пронзительных в Ветхом Завете: Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним. И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.

Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое ( 45 , 1–11). Так Израиль пришел в Египет, который станет для него впоследствии местом плена и жестокого угнетения. Но это уже другая история — история Исхода.

Журнал «Православие и современность» № 40 (56)

[ Алексей Кашкин , Беседовала Марина Бирюкова ]
© Фотобанк СарБК - ИА СаратовБизнесКонсалтингЦентробанк РФ собирается выпустить монету, посвященную Свято-Троицкому собору Саратова.
23.01.2018 ИА СаратовБизнесКонсалтинг
Светлана Глухова поздравила жителей Ленинского района с Крещением - Саратовская городская Дума   19 января православные христиане отмечают один из 12-ти главных церковных праздников – Крещение Господне, или Богоявление.
23.01.2018 Саратовская городская Дума
ek - Духовное управление мусульманСегодня в Исламском комплексе г.Саратова состоялось первое заседание оргкомитета по проведению I Евразийского конкурса чтецов Корана.
23.01.2018 Духовное управление мусульман
Правильно ли мы живем? Помним ли о тех благах, которые у нас есть? Ценим ли их?
23.01.2018 Духовное управление мусульман
Балаковские волонтеры провели благотворительную акцию «Крещение Господне» - Министерство образованияВ рамках празднования одного из самых почитаемых православных праздников,
23.01.2018 Министерство образования
4 февраля в 17.00 в актовом зале воскресной школы Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова состоится концерт «Мелодии сердца» автора-исполнителя Максима Соколова.
23.01.2018 Саратовская епархия
Вопрос священнику. Новые ответы - Саратовская епархияОтвечает иерей Василий Куценко Здравствуйте! Можно ли готовиться к покаянию только по книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающемуся»?
22.01.2018 Саратовская епархия
IMG_1322 - Духовное управление мусульманВ минувшую субботу в Исламском комплексе г.Саратова состоялся поминальный вечер, посвященный трагическим событиям 1990 года.
22.01.2018 Духовное управление мусульман
25-26 января 2018 года в Москве пройдут XXVI Международные Рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»,
22.01.2018 Саратовская епархия
В ИК-4 УФСИН России по Саратовской области прошли торжества в честь празднования Крещения Господня - УФСИН Саратовской областиНа протяжении уже многих лет в исправительном учреждении проходят мероприятия с молебнами, праздничной службой и освящением воды.
22.01.2018 УФСИН Саратовской области
21 января, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, протоиерей Илия Кузнецов совершил Божественную Литургию в кафедральном соборе Живоначальной Троицы г. Вольска.
22.01.2018 Вольское благочиние
20 января, в канун Недели 33-й по Пятидесятнице, в кафедральном соборе Живоначальной Троицы г. Вольска состоялось Всенощное бдение.
22.01.2018 Вольское благочиние
Более 200 человек — будущих прихожан строящегося храма — собрались вместе встретить праздник Крещения - Саратовская епархияХрам в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», строящийся в Ленинском районе города Саратова, еще не освящен, но у него уже сформировалась дружная община.
22.01.2018 Саратовская епархия
В Свято-Троицком соборе прошла донорская акция «Во имя жизни» - Саратовская епархия20 января на территории Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова была организована донорская акция «Во имя жизни».
22.01.2018 Саратовская епархия
В школе-интернате для слепых и слабовидящих детей прошло совещание,  посвященное проекту по созданию тактильных книг - Саратовская епархия19 января в саратовской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей состоялось совещание, посвященное организации внеклассных занятий по чтению тактильных книг со слепыми детьми и детьми с нарушениями зрения.
22.01.2018 Саратовская епархия
В Троицком соборе прошел концерт старинной музыки - Саратовская епархия21 января в актовом зале воскресной школы Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова прошел концерт старинной музыки, в котором приняли участие ансамбль древнерусского певческого искусства Саратовской консерватории им.
22.01.2018 Саратовская епархия
В «Колоске» завершились рождественские праздники - Саратовская епархияВ детском развивающем центре «Колосок» при саратовском храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины завершился цикл праздничных мероприятий для детей дошкольного и школьного возраста «Свет Рождественской звезды».
22.01.2018 Саратовская епархия
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в московском храме иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке - Саратовская епархия21 января 2018 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения московского храма иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке и возглавил Божественную литургию в новоосвящ
22.01.2018 Саратовская епархия
В дни крещенских праздников СИЗО-2 УФСИН России по Саратовской области посетил благочинный Вольского и Воскресенского округа протоиерей Илия  Кузнецов - УФСИН Саратовской областиПосле праздничного молебна священник освятил кабинеты сотрудников и помещение отряда для проживания осужденных.
22.01.2018 УФСИН Саратовской области
В Энгельсском доме-интернате прошли праздничные богослужения - Администрация Энгельского районаВ день Крещения Господня в Энгельсском доме-интернате для престарелых и инвалидовпрошли праздничные богослужения и Водосвятные молебны.
22.01.2018 Администрация Энгельского района
Пристанное — его пристань - Саратовская епархияСудьба священника саратовского села Пристанное Николая Алексеевского решилась 23 октября 1937 года на заседании судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области.
21.01.2018 Саратовская епархия
Изнасиловавшего гостью саратовца посадили на 3 года - ИА СаратовИнформВ Ленинском районе Саратова вынесен приговор 44-летнему местному жителю. Он признан виновным в изнасиловании и иных действиях сексуального характера.
23.01.2018 ИА СаратовИнформ
Облсуд признал законным заключение Олега Тополя под стражу - ИА Взгляд-инфоБывшему главе Марксовского района Олегу Тополю удалось обжаловать постановление Волжского районного суда Саратова об аресте денежных средств на сумму 112 тысяч рублей.
23.01.2018 ИА Взгляд-инфо
Террористы убеждали раненого саратовца стать смертником в Сирии - ИА Взгляд-инфоЖитель Саратова освобожден от уголовной ответственности за участие в деятельности террористической организации.
23.01.2018 ИА Взгляд-инфо
Внимание! Фальшивка! - Известия Саратов
Внимание! Фальшивка!
В связи с имеющими место фактами сбыта поддельных денежных купюр достоинством 5000 рублей ГУ МВД Саратовской области выступило с обращением к гражданам: "Уважаемые жители и гости Саратовской области!
Известия Саратов
В Вольске мужчина пытался убить знакомую,  отказавшуюся с ним помириться - Известия Саратов
В Вольске мужчина пытался убить знакомую, отказавшуюся с ним помириться
Вынесен приговор 43-летнему Андрею Денисову, обвинявшемуся в покушении на убийство.
Известия Саратов
Собаки нажали на курок, запрыгнув на хозяина - Комсомольская правда
Под Саратовом собаки застрелили из ружья охотника
Питомцы прыгнули на хозяина и нажили на курок Денис ПЛАТОНОВ Любитель охоты из Краснокутского района, что под Саратовом, погиб по вине своих питомцев.
Комсомольская правда
Вопрос священнику. Новые ответы - Саратовская епархияОтвечает иерей Василий Куценко Здравствуйте! Можно ли готовиться к покаянию только по книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающемуся»?
22.01.2018 Саратовская епархия
ek - Духовное управление мусульманСегодня в Исламском комплексе г.Саратова состоялось первое заседание оргкомитета по проведению I Евразийского конкурса чтецов Корана.
23.01.2018 Духовное управление мусульман
Балаковские волонтеры провели благотворительную акцию «Крещение Господне» - Министерство образованияВ рамках празднования одного из самых почитаемых православных праздников,
23.01.2018 Министерство образования
Американский посол окунулся в прорубь, чтобы лучше понять Россию Фото: Евгения ГУСЕВА - Комсомольская правда
Американский посол окунулся в прорубь, чтобы лучше понять Россию
Джон Хантсман с семьей и коллегами посетил Новоиерусалимский монастырь Елена ЧИНКОВА @ElenaChinkova В годовщину инаугурации Дональда Трампа,
Комсомольская правда
Образ Феодоровской Божией Матери в храме, в котором служит иерей Владимир Духович, не случайно стоит на самом видном месте: женщины молятся ей о даровании чад. Фото: Алексей ОВЧИННИКОВ - Комсомольская правда
Молитва спасет от аборта?
За первенцев, родившихся в новом году, государство будет ежемесячно доплачивать около 10 тысяч рублей, деньги получат семьи с небольшими доходами Алексей ОВЧИННИКОВ Демографы продолжают гадать:
Комсомольская правда
Общественный порядок на крещенских купаниях обеспечивали 800 полицейских
В ночь с 18 на 19 января в 120 специально оборудованных на открытых водоёмах местах в 69 населённых пунктов Саратовской области состоялись торжественные богослужения и массовые купания, посвященные празднованию Крещения Господня,
Известия Саратов
Новости культуры - Администрация Энгельского районаВ фойе Дома досуга «Прибрежновский» состоялось открытие выставки «Зимняя сказка», на которой были представлены работы творческих коллективов Дома культуры «Мелиоратор».
23.01.2018 Администрация Энгельского района
ВЦИОМ: россияне назвали тройку кумиров ХХ века - ИА Взгляд-инфоНакануне 80-летия со дня рождения Владимира Высоцкого россияне включили его в тройку главных русских кумиров ХХ века.
23.01.2018 ИА Взгляд-инфо
Виктория Шанина: «Я отказывалась от ролей,  которые мне совесть играть не позволяла» - МК в СаратовеПросто маму Виктории зовут Любовь Кочнева-Клюкина, и она прослужила на сцене Саратовского ТЮЗа несколько десятилетий.
23.01.2018 МК в Саратове
Мария Силашина: Через знание получаем любовь
2018 год для музея Федина начался с печального события: 11 января из жизни ушла Нина Константиновна – дочь писателя и человек, во многом благодаря которому сформировался архив учреждения.
Газета Недели
Анастасия Москалёва: «Московский Красный Октябрь – пример для Саратова» - Газета Репортер
Анастасия Москалёва: «Московский Красный Октябрь – пример для Саратова»
В управлении по охране объектов культурного наследия обсуждалась судьба двух заброшенных зданий в центре Саратова – гостиниц «Россия» и «Европа».
Газета Репортер
В Доме Павла Кузнецова (филиале Радищевского музея) продолжает работу выставка «Саратов — родина слонов»
В Доме Павла Кузнецова (филиале Радищевского музея) продолжает работу выставка, ставшая настоящим подарком для всех жителей и гостей нашего города.
Известия Саратов
Краснодарское «Динамо» в первом матче 1/8 финала женского Кубка вызова на своей площадке разгромило словацкую «Братиславу» со счётом 3:0.
23.01.2018 ВК Протон
В Саратове пройдет региональный финал Игры «Что? Где? Когда?» среди школьников - Министерство образования2 февраля в г. Саратове пройдет региональный финал Игры «Что? Где? Когда?» среди школьников в рамках Интеллектуальной олимпиады Приволжского федерального округа.
23.01.2018 Министерство образования
Сотрудники энгельсского ОГИБДД напоминают горожанам, что въезд на  автотранспорте  в лесопарковую зону  запрещен - Администрация Энгельского районаВ декабре 2017 года в лесопарковой зоне в районе озера Сазанка состоялось открытие всесезонной зоны отдыха – велосипедные трассы и дорожки для скандинавской ходьбы летом, зимой разноуровневые 10-ти километровые лыжные трассы.
23.01.2018 Администрация Энгельского района
Из списков участников Олимпиады вычеркнуты биатлонист Антон Шипулин и лыжник Сергей Устюгов. Фото: ТАСС и Михаил Фролов - Комсомольская правда
Отстранение Устюгова и Шипулина: МОК демонстративно выбивает тех, кто может завоевать медали для сборной России
Сильнейших российских биатлониста и лыжника вслед за Виктором Аном вычеркнули из списка кандидатов на участие в Олимпиаде Андрей ВДОВИН @av_esq Международный олимпийский комитет продолжает делать все,
Комсомольская правда
Саратовские школьники сразились в мини-футбол - Известия Саратов
Саратовские школьники сразились в мини-футбол
Турнир, в котором приняли участие более 100 человек, прошел на базе СГАУ им.
Известия Саратов
Лидер сборной России Антон Шипулин не попадает, пока что, на Олимпиаду в Пхенчхан. - Комсомольская правда
Вслед за Виктором Аном МОК не пустил на Олимпиаду в Пхенчхан биатлониста Шипулина и лыжника Устюгова
Чиновники без объяснения причин продолжают "выкашивать" лидеров российской команды Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin Во вторник, 23 января, появилась новая информация о составе сборной России на Олимпиаду 2018,
Комсомольская правда
Изнасиловавшего гостью саратовца посадили на 3 года - ИА СаратовИнформВ Ленинском районе Саратова вынесен приговор 44-летнему местному жителю. Он признан виновным в изнасиловании и иных действиях сексуального характера.
23.01.2018 ИА СаратовИнформ
Саратовскому правительству предложили выкупить сети балашовского водоканала - Четвертая ВластьОб этом сегодня заявил депутат облдумы Иван Чепрасов на заседании рабочей группы комитета по ЖКХ Для запуска водозабора в Балашове Саратовской области нужно выкупить сетевые коммуникации у налоговой службы.
23.01.2018 Четвертая Власть
Министр рассказала о планах по поднятию и реставрации ледокола "Саратов" - ИА Взгляд-инфоВ эти минуты в правительстве Саратовской области проходит заседание совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
23.01.2018 ИА Взгляд-инфо
В Саратове пройдет Зимний Велопарад - Министерство спорта и туризма27 января 2018 года в Саратове с 12.00 до 15.00 состоится Зимний Велопарад.
23.01.2018 Министерство спорта и туризма
В Саратове не ходят троллейбусы №1 - Sarinform.RuЭнергетики ремонтируют поврежденную теплотрассу Сегодня в Саратове перекрыли участок улицы Челюскинцев, сообщила пресс-служба "Т-Плюс".
23.01.2018 Sarinform.Ru