Новости города БезФормата.Ru
Саратов
Главные новости
 
Задать вопрос?

Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова...

И поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность — эта цитата из книги Бытия (15, 6) трижды встречается в Новом Завете (Рим. 4, 3, Гал. 3, 6 и Иак. 2, 23). Об истории Авраама, Исаака, Иакова и его сыновей, о том, чему учит эта ветхозаветная хроника нас, христиан, мы беседуем с библеистом, кандидатом богословия, автором учебного пособия для семинарий «Священное Писание Ветхого Завета» Алексеем Кашкиным.

— Алексей Сергеевич, история Аврама (Авраама) и его потомства изложена в первой, древнейшей из книг Ветхого Завета — Книге Бытия. Отец Аврама Фарра — прямой потомок Ноя. Но о Фарре мы почти ничего не знаем, а события, в центре которых оказывается Аврам (впоследствии Авраам), начинаются со слов «И сказал Господь Авраму…». То есть — с акта безусловного послушания Богу. Что она есть — та самая вера Авраама, вмененная ему в праведность?

— Если мы всмотримся в судьбу Авраама, которому Бог неоднократно обещает несметное потомство и который при этом доживает до ста лет, не имея детей, а затем призван принести единственного, чудом родившегося сына в жертву, мы увидим, что слово «вера» в данном случае можно заменить словом «доверие». Вера Авраама — это полное доверие к Богу. Доверие в любых обстоятельствах. В начале 12-й главы Бог обращается к Авраму и призывает его: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (1). Что это было для тогдашнего человека — покинуть свой род, свое племя? Да еще в 75 лет… Но Аврам выходит из Харрана. Он доверяет Богу, несмотря на то что ждать обещанного потомства приходится двадцать пять лет — с семидесяти пяти лет до ста. Двадцать пять лет — без ропота, без сомнений в том, что обещание Божие исполнится. Хотя он мог чисто по-человечески видеть исполнение обещанного не в том, в чем оно должно было состояться, например в рождении Измаила от рабыни Агари. То, что его упование осуществится именно в Исааке, сыне Сарры, а не в Измаиле — это ему стало понятно, только когда родился Исаак. Обратим внимание: Авраму было уже восемьдесят шесть лет, когда рабыня Агарь родила ему Измаила (см.: Быт. 16 , 16), и после этого целых тринадцать лет не было ничего — никаких известий от Бога, никаких знамений. Аврам терпеливо и доверчиво ждал. И лишь когда ему исполнилось девяносто девять, Бог явился ему и говорит: и поставлю завет Мой между Мною и тобою. И весьма, весьма размножу тебя (…) буду Богом Твоим и потомков Твоих после тебя (Быт. 17 , 1–7).

Бог дает Авраму новое имя — Авраам, отец множества народов, и знамение завета между Ним и Авраамом — обрезание. Апостол Павел в Послании к Римлянам подчеркивает, что этот знак — печать праведности через веру ( 4 , 11), которую Авраам уже имел и проявил ранее, до заключения завета. Потому он и стал отцом всех верующих (…) не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама ( 4 , 11–12). В той же главе говорится, что Авраам сверх надежды поверил с надеждою (18) и не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное (20–21).

— Но для чего же — насколько мы можем об этом судить — Господь так долго и так жестко испытывал Аврама (Авраама)?

— Награда, которую дает человеку Бог, предполагает всё же какой-то труд, подвиг с его стороны. Она не дается просто так. Отцы Церкви ставили аналогичный вопрос: почему Господь не мог устроить так, чтобы Адам в принципе не мог согрешить? И сами же отвечали: если бы человек не мог грешить, он не заслуживал бы и награды за преодоление греха, то есть всех тех благ, которые приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2 , 9). Господь устраивает судьбу Авраама таким образом, чтобы он проявил свои личные качества, сделав собственный выбор. Кроме того, события, происходящие с Авраамом, имеют значение не только для него, но и для всех будущих поколений — как урок, как образец. Конечно, вряд ли это утешило бы Авраама, когда он колол дрова для принесения в жертву Исаака (см.: Быт. 22 , 3). Но Господь заранее знал, чем всё это закончится.

На самом деле Господь не проверял Авраама — Он всеведущ, Ему не нужно человека проверять. Это Авраам должен был проверить себя. Можно предположить, что он и сам не подозревал о своих скрытых резервах, о своей способности перенести такое вот страшное испытание. Господь предвидит, что Авраам поступит именно таким образом — свято исполнит Его волю, но из этого не следует, что сам поступок Авраама не нужен. Он нужен самому Аврааму прежде всего. То, что пришлось ему пережить в земле Мориа (см.: Быт. 22 , 2), подготовило его к подлинному познанию Бога.

— Почему жертвоприношение Авраама считается прообразованием Крестной Жертвы?

— Здесь очень много параллелей, и они, конечно же, неслучайны. Авраам приносит в жертву любимого и, заметим, единственного сына. Христос тоже единственный, Единородный сын Бога Отца. Особое внимание христианские толкователи Ветхого Завета обращали на поведение Исаака, на его добровольное участие в жертве отца, на отсутствие всякого сопротивления или протеста. В сыне Авраама мы видим то же доверие к Богу, что и в его отце. Исаак несет на себе дрова (см.: Быт. 22 , 6) — так и Спаситель наш нес на Себе Свой крест. Исаак, хотя он, вероятно, сильнее своего дряхлого отца, позволяет ему себя связать и уложить на костер (см.: Быт. 22 , 9). Так и Христос мог призвать Себе на помощь легионы Ангелов, но Он добровольно принес Себя в жертву. Исаак, приговоренный, обреченный, лежащий уже на жертвеннике, остался в живых и вернулся домой вместе со своим отцом на третий день (см.: Быт. 22 , 19) — в этом также видят прообразование трехдневного пребывания Христа во гробе, хотя это — параллель уже несколько натянутая, ведь Исаак не умирал.

— Вернемся в те годы, когда Исаака не было еще на земле: кто явился Аврааму, когда он сидел у входа в свой кочевой шатер возле дубравы Мамре? Кто предсказал испуганной Сарре рождение сына? Авраам видит трех мужей, но обращается явно к одному из них: Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт. 18, 3). А в дальнейшем говорит и о двух других: а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (Быт. 18, 5). Развитие диалога и дальнейшие события заставляют предположить, что это был Сам Господь и с Ним два Ангела…

— Или Сама Пресвятая Троица. Заметьте, Господь говорит: Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них (Быт. 18 , 21), после чего Двое из Троих уходят в Содом, к Лоту. А Один — Господь — остается, чтобы беседовать с Авраамом, и происходит знаменитый диалог о справедливости, о судьбе праведников в грешном городе (см.: Быт. 18 , 23–33). Конечно, это очень трудное место, и здесь невозможно дать исчерпывающий ответ. Увидеть в трех гостях Авраама Троицу — это можно воспринимать как образ, подобранный для выражения догматической идеи Троичности. До преподобного Андрея Рублева никто не рассматривал это событие как явление Троицы. То есть это трактовка русского позднего Средневековья. В святоотеческой литературе есть две версии: три Ангела и Господь с двумя Ангелами. Последняя более вероятна. Большинство толкователей склоняется к тому, что Аврааму являлся Христос — второе Лицо Троицы, не воплотившееся еще Слово, Ангел Великого совета.

— Почему так важно, что род Авраама продолжился именно законнорожденным сыном — Исааком, а не Измаилом, хотя Отец Небесный явно проявляет попечение о бедной Агари и ее сыне?

— Полноправным наследником отца считался именно сын от жены, а не от рабыни, несмотря на то что дети от рабынь при отсутствии детей у госпожи с точки зрения тогдашнего права также считались законными наследниками. Но здесь важно другое. Воля Божия заключается в том, что потомство Авраама должно быть именно от Сарры, с определенного момента — Сарры; Бог благословляет именно ее (см.: Быт. 17 , 15–16). Именно на Сарре должно исполниться упование. Но это открылось позже, уже после рождения Измаила, а пока — время идет, а детей у стареющей четы всё нет, и Сарра, как бы мы сейчас сказали, проявляет инициативу. Она надеется решить проблему самостоятельно, за счет своих человеческих усилий — посылает к мужу рабыню (см.: Быт. 16 ). Ничего необычного в этом поступке Сарры нет: бесплодные женщины на Востоке поступали так достаточно часто, для того чтобы потом взять ребенка, рожденного рабыней, себе и воспитывать как своего. Иногда даже брачный контракт обязывал жену предоставить мужу рабыню в случае, если жена окажется бесплодной. Измаил рос в доме Авраама, но в результате его рождения между двумя женщинами — госпожой и рабыней — возник конфликт, и Авраам принял сторону жены. Рождение Измаила — проявление человеческой воли, которая как бы вторгается в эту историю. Но Господь любит всех, поэтому Он спасает Агарь и ее сына в пустыне (см.: Быт. 21 , 11–21).

— Почему умирающий Авраам уже после смерти Сарры (горе Авраама и Исаака, сострадание их соседей — одна из самых трогательных страниц книги Бытия, см. 23) посылает своего раба за невестой для сына Исаака в ту далекую страну, из которой он когда-то пришел в Ханаан (см.: Быт. 24)?

— Авраам не хочет, чтобы его сын женился на хананеянке: это люди с совсем другими религиозными представлениями и другими ценностями. Такой брак мог бы привести к заражению семьи местными суевериями; он не был бы счастливым для Исаака и не дал бы достойного продолжения роду. Ревекка происходит из той же семьи, что Исаак (см.: Быт. 22 , 23), она доводится ему двоюродной племянницей. Она — носительница тех же религиозных, культурных и нравственных представлений, что и ее будущий муж. Живая сцена встречи слуги Авраама с доброй, сердечной и трудолюбивой девушкой, которая в ответ на его просьбу дай мне испить немного воды из кувшина твоего (Быт. 24 , 17) тут же вызывается напоить еще и его верблюдов, говорит о том, какие качества воспитывались в этой среде, какое поведение поощрялось.

— Ревекку никто не принуждает покинуть родной дом и идти со слугой Авраама в далекую Ханаанскую землю. Родители спрашивают ее согласия. И она сразу отвечает: пойду (Быт. 24, 58). И в этом «пойду» слышится уже грядущее се, раба Господня: да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

— По крайней мере, решимость Ревекки сравнивают с решимостью Аврама, покинувшего Харран (см.: Быт. 12 ). Он так же оставил своего отца и свой род, чтобы последовать велению Божию. Так и Ревекка с готовностью отзывается на призыв оставить свою семью и идти в землю Ханаанскую, то есть для нее — неизвестно куда. Таким образом, она становится участницей обетований, данных Аврааму и его потомству. Надо учитывать, что тогда ведь не было никаких средств связи, и юная Ревекка расставалась со своими родителями, братьями и сестрами навсегда. Почему она приняла такое решение? Напрямую об этом в Библии не говорится, но мы можем предположить, что благодать Божия тронула сердце девушки, что она услышала голос Бога и откликнулась Ему. После того как Исаак женился на Ревекке, Господь является ему и подтверждает обетования, данные его отцу Аврааму: …умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии (Быт. 26 , 4).

— Мы переходим к поколению внуков Авраама — Ревекка рождает Исааку сыновей-близнецов. Исав, вышедший на свет первым, продает свое первородство брату Иакову за чашку красного, красного этого (Быт. 25, 30) — варева из чечевицы. Исав просто смертельно устал и проголодался на охоте, и он не видит особого смысла в своем первородстве. Смысл уясняется позже, и даже не Исавом, но Церковью: «Исава возненавиденнаго подражала еси, душе, отдала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство и отеческия молитвы отпала еси…» — это из Великого Покаянного канона Андрея Критского. Каков духовный смысл продажи первородства?

— Такого рода контракты — когда старший брат продавал право первородства младшему — были в то время распространены. Это чисто материальная сделка, не имеющая никакого духовного подтекста: старший (или как бы ставший старшим) брат получал преимущества при разделе отцовского наследства. Удивление здесь вызывает ничтожная цена — миска похлебки. Это говорит о легкомыслии Исава: он во власти сиюминутных желаний и не думает о ценностях долговременных. Но в данном случае — в потомстве Авраамовом — первородство несет еще и духовную нагрузку: это ведь наследование Божиих обетований. Исав этого не понимает. В Покаянном каноне нерассудительность Исава — символ нерассудительности человека, предпочитающего свои временные желания спасению души, жизни вечной.

— Весьма неожиданно для нас Ревекка проявляет хитрость и коварство — она обманом заставляет своего ослепшего мужа благословить Иакова (любимца матери), а не Исава, которого больше любит отец (см.: Быт. 27). А почему так важно, чтоб отцу наследовал именно Иаков, который позже получит от Бога имя Израиль, увидит Небесную Лествицу и будет бороться с Богом?

— Господь смотрит на сердце человека, и Он не всегда избирает первенца — Давид тоже был младшим в своей семье, но Бог выбрал именно его (см.: 1 Цар. 16 , 1). А в данном случае Господь вот так, через обман, выбирает кроткого (Быт. 25 , 27) Иакова, а не зверолова Исава. Обман, ложь — это то, что попущено Богом. Но это не может быть оправдано, и впоследствии Иаков расплатится за это сполна — его самого жестоко обманут, и кто же — его родной дядя Лаван (см.: Быт. 29 , 20–27). Иаков с первого взгляда полюбил дочь Лавана Рахиль; семь лет работы за нее показались ему за несколько дней, потому что он любил ее (Быт. 29 , 20). Но, когда приходит час брачного пира, Лаван обманом выдает за Иакова свою старшую дочь Лию вместо Рахили.

События идут по Божиему Промыслу; в этот Промысл вторгается человеческий грех, но Господь и последствия греха обращает на пользу. И всё же за каждым нарушением нравственного закона следует воздаяние. За благословение, приобретенное обманом, Иаков расплатился двадцатилетней службой у корыстного и нечестного Лавана: Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою (Быт. 31 , 41). Много лет ждал Иаков рождения сына от любимой Рахили — Иосифа (см.: Быт. 30 , 22). Все библейские патриархи переживали такие периоды — испытания веры: Ревекка ведь тоже поначалу не могла родить, Исаак молился о ней, чтобы она зачала близнецов (см.: Быт. 25 , 21). Но у Иакова на совести был еще и проступок, который он должен был искупить, заслужив прощение и уже потом — награду.

Иаков знает, что он недостоин всего того, что получил от Господа (см. его молитву — Быт. 32 , 10). И это смиряет Иакова, помогает ему примириться и с дядей-тестем Лаваном, когда Иаков, наконец, от него ушел (см.: Быт. 31 ), и с обманутым братом Исавом, которому Иаков первым поклонился до земли семь раз (Быт. 33 , 3–4). Это очень трогательное место — И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали . Прощение, примирение, мир — это то, чего Господь ждет от праведных людей.

Легко ли Исаву простить брата-близнеца, с которым он боролся еще в материнской утробе (Быт. 25 , 22)? Наверное, еще труднее, чем Иосифу — своих братьев в Египте, потому что Иосиф к моменту их встречи достиг высокого положения; то, что по своей глупости и жестокости сделали с ним братья, уже обернулось к лучшему для него; а братья находятся фактически в его власти. С Исавом всё иначе. Конечно, прошло достаточно времени, и боль его, может быть, утихла. Но главная причина того, что он прощает брата, — Господь касается его сердца. В следующей книге Ветхого Завета — книге Исход — там, где говорится о казнях египетских, Господь говорит Моисею: Я ожесточу сердце фараона (Исх. 14 , 4). Иногда люди спрашивают: в чем же виноват фараон, если Сам Бог ожесточил его сердце, не мог же он противостоять Богу. Но, когда Бог милует человека, он обращается к лучшему, что в нем есть, чтоб оно принесло человеку добрые плоды; а когда наказывает — к худшему, и человек получает горькие плоды своего зла. Бог ожесточил сердце фараона, но смягчил сердце Исава. Еще и потому, что Иаков своими страданиями заслужил право вернуться в Землю обетованную, заслужил, чтобы его здесь приняли по-доброму.

— Давайте поговорим о чудесных событиях, происходивших с Иаковом. Уходя от родителей в Месопотамию, к своему дяде Лавану (см.: Быт. 28), он засыпает в дороге и видит Небесную Лествицу, по которой восходят и нисходят Ангелы и на которой стоит Господь, вновь подтверждающий Свое благословение потомству Авраама (см.: Быт. 12–16). Почему именно лестница (лествица), как это понимать?

— Более точный перевод древнееврейского слова «суллам» — не лестница даже, а насыпь или возвышение. В Древней Месопотамии храмы строили в виде таких ступенчатых насыпных башен — зиккуратов; язычники считали, что по этим ступеням боги спускаются на землю. О видении лестницы Иакову напоминает Сам Христос, когда говорит Нафанаилу: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1 , 51). Видение таинственной лестницы — знак того, что сообщение Неба с землею после отпадения человека от Бога не прекращено; что от Бога на землю посылаются Ангелы (о чем в Ветхом Завете говорится многократно), и что в определенное время Сам Господь сойдет на землю, соединится с человеческим естеством и откроет человеку путь ко спасению. Святые отцы Церкви видят в Лествице Иакова прообраз Божией Матери, соединившей и примирившей Небо с землею: «Тайно во священных писаниих глаголася о Тебе, Мати Вышняго: лествицу бо древле Иаков, Тя образующую, видев, рече: степень Божия сия» — Канон утрени на Благовещение.

— В главе 32 Иаков борется с Богом и получает новое имя — Израиль. Смысл этой борьбы представляется загадочным…

— Значение этой таинственной борьбы приоткрывается в словах, услышанных Иаковом: ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт. 32 , 28). Иаков в это время боится мести своего брата Исава. Он должен понять, что бояться не нужно, что Бог его, Иакова, не оставил, кротость и любовь помогут ему заслужить прощение брата. В борьбе Иаков получает травму — Соперник повреждает сустав его бедра (см.: Быт. 25 ), делая его на всю жизнь хромым. Это нужно для уверения Иакова в реальности события, в том, что оно ему не приснилось. Слова Господа: Отпусти Меня, ибо взошла заря (Быт. 26 ) означают, возможно, что Иаков уже достаточно укреплен для предстоящих ему испытаний. Бог благословляет Иакова и дает ему новое имя — Израиль («Бог борется» или даже «Боровшийся с Богом»); впоследствии оно станет именем целого народа. Наречение нового имени говорит о новом духовном рождении человека; имя Израиль должно внушить Иакову твердое осознание того, что Бог даст ему силы вынести любое испытание. Борьба очистила Иакова от грехов и слабостей (таких, например, как тяга к земному богатству): отныне он твердо идет по стопам своих отцов.

— Но почему Бог не открыл Иакову Своего имени?

— Вообще, имя Божие — сложное для человеческого разума понятие, и оно не может быть открыто человеку неподготовленному, тем более что он всё равно не способен вместить всю глубину этой тайны; аналогичный ответ получает в Библии отец Самсона Маной (см.: Суд. 13 , 18). Также нужно учитывать: Иаков спросил об имени не потому, что не знал, с Кем он имеет дело. Он догадывался об этом, иначе не попросил бы своего Соперника его благословить (см.: Быт. 32 , 26) и не сказал бы сразу после поединка: Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя (30). Просьба назвать имя говорит о желании Иакова знать о Боге больше, чем ему дано; проникнуть в то, что нельзя знать другим людям. А Господь дает Иакову понять, что он должен довольствоваться тем, что ему открыто. Кроме того, у Иакова мог возникнуть соблазн использования имени Бога в магических целях.

— Уходя из отцовского дома вслед за мужем, Рахиль украла домашних богов — идолов (см.: Быт. 19, 32); из этого следует, что семья Лавана, родственная роду Авраама, не чуждалась идолопоклонства. Значит, с Рахилью язычество пришло и в семью Иакова тоже?

— Возможно, это так, хотя мы не знаем, как сам Иаков относился к этим идолам. На вопрос, почему Рахиль украла терафимов (так называли домашних богов — покровителей рода), толкователи дают разные ответы: возможно, обладание идолами давало право претендовать на наследство или же дочь Лавана считала их талисманами, хранящими путников в дальней дороге. Поэтому не исключено, что и Рахиль не считала домашних богов отца объектами поклонения; что ее отношение к ним было чисто прагматическим.

Дальнейшая же судьба этих божков такова: переживший столь близкую встречу с Богом Единым Иаков заставляет своих домашних отдать ему всех идолов и закапывает их под дубом (см.: Быт. 35 ). Дом Иакова должен очиститься от язычества, переменив одежды; затем Иаков устраивает жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною (Быт. 35 , 3). После этого Господь вновь является Иакову и еще раз (см.: Быт. 35 , 10) подтверждает наречение имени Израиль. Он говорит Израилю: плодись и умножайся: народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию ( 35 , 11–12).

— Иаков становится отцом двенадцати сыновей, а они — родоначальниками двенадцати колен Израилевых; из колена Иуды произойдет Иисус Христос. Но история этого, четвертого уже после Авраама, поколения (см.: Быт. 37) начнется с драмы: братья тайком от отца продадут в египетское рабство Иосифа, предпоследнего из сыновей Иакова, одного из двух сыновей Рахили, человека, с юности отмеченного чудесными духовными дарами. Почему в истории Иосифа и его братьев видят прообраз истории Христа?

— Это совершенно очевидный прообраз, об этом поется в песнопениях  Страстной Седмицы: «На рыдание ныне приложим рыдание, и излием слезы со Иаковом, плачущеся Иосифа приснопамятнаго и целомудреннаго, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго, и Египтом всем царствовавшаго: Бог бо подает рабом Своим венец нетленный» (икос Великого понедельника). Иосифа братья ненавидят, ревнуя к нему отца, завидуя его вещим снам (см.: Быт. 37 , 3–11); так же и Иисуса ненавидели за то, что Он называл Бога Своим Отцом, за те чудеса, которые Он творил. Иосифа братья продали чужеземцам (см.: Быт. 26 –28) — так и Иисус был предан Своими соплеменниками римской власти. Иосиф со дна страданий поднимается к вершинам власти в Египте; так и Иисус восходит к Отцу, перенеся муки распятия, приняв смерть. Наконец, Иосиф прощает, более того, спасает от голода своих братьев, находящихся в полной его власти, как и Христос простил Своих распинателей. История о том, как сыновья Иакова пришли в Египет, чтобы купить хлеб, и встретились там с неузнанным ими Иосифом, которого фараон перед тем поставил над всею землею Египетскою (Быт. 41 , 41), о тех испытаниях, которым Иосиф подверг братьев, дабы убедиться, что в них жива совесть и им не чуждо раскаяние, рассказывается в 42–45-й главах книги Бытия. Сцена прощения Иосифом братьев и воссоединения семьи — одна из самых пронзительных в Ветхом Завете: Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним. И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.

Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое ( 45 , 1–11). Так Израиль пришел в Египет, который станет для него впоследствии местом плена и жестокого угнетения. Но это уже другая история — история Исхода.

Журнал «Православие и современность» № 40 (56)

[ Алексей Кашкин , Беседовала Марина Бирюкова ]
В Саратове освятили колокола храма в посёлке Северный - ИА СаратовИнформ23 ноября в посёлке Северный Саратова был совершен чин освящения колоколов храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
23.11.2017 ИА СаратовИнформ
IMG_4544 - Духовное управление мусульманВ минувшие выходные в Саратовской соборной мечети состоялся вечер, посвященный жизни пророка Мухаммада (мир ему).
23.11.2017 Духовное управление мусульман
IMG_1897-22-11-17-05-51 - Духовное управление мусульман21 ноября активистки женской общественной организации «Родник» посетили коррекционную школу-интернат №5 города Саратова.
23.11.2017 Духовное управление мусульман
Совершен чин освящения колоколов храма, построенного в поселке Северный Ленинского района г. Саратова - Саратовская епархия23 ноября был совершен чин освящения колоколов храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Саратова.
23.11.2017 Саратовская епархия
IMG_4884 - Духовное управление мусульман22 ноября в саратовском медресе «Шейх Саид» прошел вечер «Пророк Мухаммад (мир ему) — милость для миров».
23.11.2017 Духовное управление мусульман
Осужденные ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области приняли участие в праздничной службе в Свято-Никольском храме учреждения - УФСИН Саратовской областиВ день празднования Собора Архистратига Михаила прихожане храма смогли исповедаться и причаститься.
23.11.2017 УФСИН Саратовской области
21 ноября 2017 года прошел первый вебинар курса дистанционного обучения для церковных социальных работников.
23.11.2017 Саратовская епархия
22 ноября 2017 года, выступая на пресс-конференции, посвященной предстоящему Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р.
23.11.2017 Саратовская епархия
Православная церковь решит, сколько браков для верующего - в самый раз - ИА СаратовИнформРусская православная церковь на заседаниях Архиерейского собора окончательно определится с вопросом о допустимом количестве браков для верующих,
22.11.2017 ИА СаратовИнформ
В поселке Озерки Петровского района живет Нариман Купряков со своей мамой.
22.11.2017 Духовное управление мусульман
22 ноября, в день празднования в честь иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», прихожане храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» пос.
22.11.2017 Вольское благочиние
Прихожане храмов Вольска посетили школу-интернат в селе Широкий Буерак - Саратовская епархияМиссионерская и социальная службы Вольского благочиния организовали встречу «Господь просвещение мое…» в школе-интернате для обучающихся по адаптированным образовательным программам в селе Широкий Буерак.
22.11.2017 Саратовская епархия
Освящено здание воскресной школы при храме священномученика Космы Саратовского - Саратовская епархияЗдание воскресной школы освятил настоятель храма иеромонах Анастасий (Денисов).
22.11.2017 Саратовская епархия
РПЦ расскажет верующим, сколько раз можно вступать в брак - Balashover.RuРусская православная церковь в скором времени планирует определить, сколько раз верующий человек может заключать брак.
22.11.2017 Balashover.Ru
img_104455 - Духовное управление мусульманНа минувшей неделе по поручению имама-мухтасиба Пугачевского района Фарида-хазрата Мустафина исправительную колонию №4 посетил его помощник Махмуд Нугаев.
22.11.2017 Духовное управление мусульман
Состоялась экскурсия по местам, где до революции в Саратове находились домовые церкви - Администрация г. СаратовВ минувшее воскресенье, 19 ноября, в Саратове состоялась очередная экскурсия по местам, где до революции находились домовые церкви: Крестовая Архиерейского дома,
22.11.2017 Администрация г. Саратов
Храмы во имя Архистратига Михаила отметили престольный праздник - Саратовская епархия21 ноября, в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в храме во имя Архангела Михаила села Михайловка Саратовского района была совершена праздничная Литургия.
22.11.2017 Саратовская епархия
22 ноября, в день празднования в честь иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», прихожане храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» пос.
22.11.2017 Саратовская епархия
18 ноября в Вольске состоялось освящение поклонного креста, установленного по инициативе местных жителей в память об образовании Саратовского наместничества и города Волгска в ноябре 1780 года.
22.11.2017 Вольское благочиние
От колоска до каравая — чему учат в православных детских садиках? - Саратовская епархия«Когда моему среднему сыну Володе было шесть лет, я перевела его из обычного детского сада в только что открывшийся центр «Колосок», — рассказывает Вера Белякова, — и сразу почувствовала разницу.
21.11.2017 Саратовская епархия
Указ Епархиального Архиерея от 18 ноября 2017 года № 89 Диакону Николаю Русских Настоящим определением Вы, диакон Николай Русских,
21.11.2017 Саратовская епархия
21 ноября в Саратовской кадетской школе-интернате №2 имени В. В. Талалихина состоялось торжественное открытие первого в области класса полиции.
21.11.2017 Саратовская епархия
В частном доме на диване найден труп мужчины - Четвертая ВластьДом выгорел на площади 48 кв.м. После ликвидации огня пожарные нашли тело 62-летнего мужчины Вчера в Саратовском районе после возгорания в частном доме найден труп 62-летнего мужчины.
23.11.2017 Четвертая Власть
На переезде в Расловке столкнулись поезд и "Камаз" - ИА Взгляд-инфоСегодня около 13.30 в Саратовском районе в районе села Расловка произошло ДТП с на железнодорожном переезде.
22.11.2017 ИА Взгляд-инфо
26-летний парень жестоко избил 54-летнюю женщину лопатой за отказ в сексе - ИА СаратовИнформ21 ноября в 18.54 из села Красный Яр Энгельсского района Саратовской области была госпитализирована 54-летняя женщина.
23.11.2017 ИА СаратовИнформ
На пожаре в Сосновке погиб мужчина - Известия Саратов
На пожаре в Сосновке погиб мужчина
О причинах происшествия пока не сообщается. По информации пресс-службы ГУ МЧС области, вчера около десяти часов вечера на пульт «01» поступил сигнал о пожаре в частном доме в селе Сосновка Саратовского района.
Известия Саратов
Ограбившую знакомого женщину отправят на принудительное лечение - Известия Саратов
Ограбившую знакомого женщину отправят на принудительное лечение
Вынесен приговор 46-летней жительнице Базарного Карабулака, уличенной в совершении кражи и незаконном проникновении в жилище против воли проживающего в нем лица.
Известия Саратов
За сутки несколько пешеходов попали под колеса авто - Известия Саратов
За сутки несколько пешеходов попали под колеса авто
Пострадавшие госпитализированы. По информации ГИБДД города, вчера в 6 часов утра водитель "ГАЗ-2747" нарушил правила проезда пешеходных переходов на проспекте Энтузиастов и сбил 65-летнюю женщину.
Известия Саратов
IMG_4884 - Духовное управление мусульман22 ноября в саратовском медресе «Шейх Саид» прошел вечер «Пророк Мухаммад (мир ему) — милость для миров».
23.11.2017 Духовное управление мусульман
IMG_1897-22-11-17-05-51 - Духовное управление мусульман21 ноября активистки женской общественной организации «Родник» посетили коррекционную школу-интернат №5 города Саратова.
23.11.2017 Духовное управление мусульман
Осужденные ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области приняли участие в праздничной службе в Свято-Никольском храме учреждения - УФСИН Саратовской областиВ день празднования Собора Архистратига Михаила прихожане храма смогли исповедаться и причаститься.
23.11.2017 УФСИН Саратовской области
Митрополит Лонгин совершил Великое освящение храма в честь Успения Божией Матери г. Вольска - Вольская жизнь
Митрополит Лонгин совершил Великое освящение храма в честь Успения Божией Матери г. Вольска
18 ноября, в день памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского, святителя Тихона, патриарха Московского и всея России,
Вольская жизнь
Журналист «КП» в изумлении читает методички по работе с паствой. Фото: Роман ГОЛОВАНОВ - Комсомольская правда
Секты XXI века: Отдайте деньги и квартиры. И будьте счастливы!
Корреспондент «КП» проник в логово религиозных «гуру» и увидел, как они превращают людей в дойных коров Роман ГОЛОВАНОВ ЙОГИ НЕ БОГИ - В России действует не менее 5 крупных сект.
Комсомольская правда
В четверг новоиспеченный посол США в России Джон Хантсман отправился знакомиться с Патриархом Кириллом Фото: Евгения ГУСЕВА - Комсомольская правда
Посол США в России Джон Хантсман - «КП»: Только вместе мы сможем решить проблемы Сирии и Украины
Новый глава американской дипмиссии поделился первыми впечатлениями о жизни в Москве Елена ЧИНКОВА @ElenaChinkova В четверг новоиспеченный посол США в России Джон Хантсман отправился знакомиться с Патриархом Кириллом.
Комсомольская правда
Купить билет - Театр драмы им. И. А. СлоноваГлавная Репертуар Артисты Режиссеры Пресса Правила жизни Ваше мнение Новости [20.11.2017] Аншлаги на гастролях и дома [20.11.2017] «Легенды Саратовского театра драмы» [07.11.2017] Ба!
22.11.2017 Театр драмы им. И. А. Слонова
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Вольская жизньЛитературно-музыкальная встреча, посвященная Дню матери, состоялась накануне этого праздника в библиотеке N 2. Гостями встречи стали читатели библиотеки, авторы Литературного центра имени Ф. Панферова - люди старшего поколения.
23.11.2017 Вольская жизнь
1 - Энгельсский медколледж22 ноября 2017 г. с выездными лекциями колледж посетили сотрудники музея Н.Г.
23.11.2017 Энгельсский медколледж
Состоится творческий вечер Риммы Беляковой - Известия Саратов
Состоится творческий вечер Риммы Беляковой
Мероприятие пройдет сегодня в 16.00 в музее-усадьбе Н.Г.Чернышевского в рамках проекта "Провинциального салона".
Известия Саратов
Продолжается подготовка к областному фестивалю «Город кино» - Известия Саратов
Продолжается подготовка к областному фестивалю «Город кино»
В этом году его частниками году станут представители 29 муниципалитетов. По информации областного киновидеоцентра,
Известия Саратов
Парк «Хвалынский» привез вольчанам Виталий Кошкин - Вольская жизнь
Парк «Хвалынский» привез вольчанам Виталий Кошкин
21 ноября в отделе природы Вольского краеведческого музея открылась персональная фотовыставка саратовского краеведа, фотографа-анималиста Виталия Кошкина «Природа национального парка «Хвалынский»,
Вольская жизнь
У гребчихи - "бронза" ПР, у настольного теннисиста - "золото" - ИА СаратовБизнесКонсалтингВ Чебоксарах прошло первенство России по настольному теннису среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата.
23.11.2017 ИА СаратовБизнесКонсалтинг
Региональный координатор партпроекта названа эффективным руководителем года - Единая РоссияРуководитель детского сада №215 Кировского района Саратова «Капельки солнца», региональный координатор проекта «Детские сады – детям» партии «Единая Россия» Лариса Ерешкина отмечена знаком «Эффективный руководитель – 2017»,
23.11.2017 Единая Россия
Хоккеисты "Кристалла" обыграли в гостях "Юниор" со счетом 5:1 - ИА СаратовБизнесКонсалтингХоккеисты "Кристалла" (Саратов) выиграли очередной матч первенства ВХЛ в Кургане у местного "Юниора" со счетом 5:1 (1:0, 3:0, 1:1).
23.11.2017 ИА СаратовБизнесКонсалтинг
Саратов готовится к зимнему спортивному сезону - Известия Саратов
Саратов готовится к зимнему спортивному сезону
Вопрос зимнего отдыха горожан обсуждали на постоянно действующем совещании при главе города.
Известия Саратов
На чемпионате мира победил «Дантист» - Газета Репортер
На чемпионате мира победил «Дантист»
Настоящей сенсацией стала победа саратовского спортсмена Саида Магомедова в финале чемпионата мира по кикбоксингу, который состоялся в Будапеште.
Газета Репортер
Известные кавээнщики оценят в Саратове "Игры в театр" - Известия Саратов
Известные кавээнщики оценят в Саратове "Игры в театр"
Команды из разных регионов России будут соревноваться в направлении СТЭМ.
Известия Саратов
В Саратове оглашается приговор лже-рекрутеру ФСБ - ИА Взгляд-инфоВ эти минуты в Октябрьском районном суде Саратова оглашается приговор 56-летнему Павлу Карахтанову , обвиняемому в покушении на мошенничество.
23.11.2017 ИА Взгляд-инфо
Борисова Ольга победитель Первенства России до 21 года по дзюдо - Саратовская ШВСМс 23 по 26 ноября 2017 года сибирский город Иркутск принимает у себя Первенство России до 21 года по дзюдо.
23.11.2017 Саратовская ШВСМ
Балашовским районным судом удовлетворен протест прокуратуры города об отмене постановления Государственной инспекции труда по Саратовской области о прекращении в отношении главы Балашовского муниципального района админис
23.11.2017 Прокуратура
В Саратове решили не повышать базовую ставку аренды помещений - Четвертая ВластьСегодня об этом сказала и.о.
23.11.2017 Четвертая Власть
Осужденный за мошенничество адвокат не смог убедить облсуд в своей невиновности - ИА Взгляд-инфоПредседатель саратовской коллегии адвокатов "Алиби" Владимир Стоянов, признанный виновным в покушении на мошенничество и совершении мошенничества в особо крупном размере, не смог добиться изменения приговора.
23.11.2017 ИА Взгляд-инфо