Система бездефектного изготовления продукции (БИП) была разработана и внедрена в 1955 году на Саратовском авиационном заводе как система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее отделу технического контроля (ОТК) и заказчикам с первого предъявления.
В ее основу были положены следующие принципы:
- полная ответственность исполнителя за качество изготавливаемой продукции;
- строгое соблюдение технологической дисциплины;
- полный контроль качества изделий и соответствие их действующей документации до предъявления службе ОТК;
- акцент в техническом контроле не только на выявлении брака, но главным образом на мероприятиях, устраняющих причины появление дефектов.
Исполнителю запрещалось предъявлять ОТК детали и изделия с отклонением от технической документации.
Если работники ОТК обнаруживали дефект в предъявленной партии продукции, то они прекращали дальнейший осмотр и возвращали всю партию для исправления и устранения дефектов. Вторичное предъявление этих изделий производилось только по письменному разрешению начальника цеха. При повторном отклонении продукции начальник цеха обязан был представить директору предприятия объяснение. Третье предъявление продукции могло быть сделано начальником цеха только по разрешению директора. При наличии в продукции дефектов исполнитель передавал ее в ОТК для оформления акта о браке.
Внедрение системы способствовало развитию движения по самоконтролю «работы с личным клеймом». К такой работе допускались исполнители, которые не менее шести месяцев изготовляли продукцию без дефектов и сдавали ее в ОТК с первого предъявления. При вручении личного клейма исполнителю выдавалось удостоверение на право самоконтроля, выплачивалось дополнительно до 10% оклада или сдельного заработка.
Выпуску продукции высокого качества способствовала система материального и морального стимулирования исполнителей в зависимости от уровня сдачи продукции с первого предъявления. Применялись такие моральные стимулы, как присвоение звания «Отличник качества», «Мастер - золотые руки» и др. Эффективность системы поддерживалась обучением и воспитанием кадров, организовывались школы качества.
С 1962 г. подобные системы начали внедряться в бывших ГДР, ПНР, а также в США, ФРГ, Японии и других странах.
В экспозиции музея «Трудовая слава Саратовской области» представлены материалы, рассказывающие о наших земляках, получивших право сдачи продукции с первого предъявления, о заводчанах, получивших звания «Отличник качества» и «Мастер – золотые руки» за производство качественной продукции.
http://www.sistus-iso.ru/articles/31/
Сайт: Систул Консалт Специализированный консалтинговый центр