Губернатор выступил на совещании по обсуждению концепции развития отдаленных территорий

Губернатор выступил на совещании по обсуждению концепции развития отдаленных территорий
Фото: sarvesti.ru

Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня нам предстоит обсудить трехлетнюю концепцию развития отдаленных территорий. Идея проекта принадлежит спикеру Государственной Думы Вячеславу Викторовичу Володину. Во время посещения Озинского, Алгайского, Самойлоского, Романовского, Перелюбского и Ивантеевского районов к нашему земляку обращались жители со своими чаяниями. Отклик последовал незамедлительно. Вячеслав Володин — опытный стратег, системно подходит к любой точечной проблеме. Он уделил первостепенное внимание вопросам кадровой обеспеченности здравоохранения и образования, а также современному оснащению этих сфер, заработной плате, эффективности системы целевого набора, в которой первостепенная роль отводится вузам. Как результат – нами принято совместное решение о разработке среднесрочных программ для каждого из этих районов. Цель их реализации – сделать все возможное для комплексного развития территорий.

Определены 7 самых отдаленных муниципальных образований, граничащих с другими регионами, а также с Казахстаном. Все они имеют стратегическое значение для экономики области и при этом остро нуждаются в поддержке. Это Алгайский, Ивантеевский, Озинский, Перелюбский, Романовский, Самойловский и Турковский районы, где в общей сложности проживают свыше ста тысяч человек. Все территории – традиционно аграрные.

Импульсом созданию специальных программ послужила проблема кадровой обеспеченности территорий и миграционная убыль. В связи с чем жители не имеют возможности полноценно пользоваться социальной инфраструктурой, в частности, услугами медиков. Поэтому вынуждены проделывать длительный путь для получения необходимой помощи.

Проблема нехватки кадров – многогранная. Чтобы повысить миграционную привлекательность территорий, сохранив тем самым их аграрный потенциал, нужно постоянно формировать соответствующие условия жизни и комфорта. Причем, нельзя терять времени. Потому что отрицательная миграционная динамика, характерная для всех районов, вызывает тревогу. Проиллюстрирую лишь одним примером. Из Алгайского района, начиная с 2013 года, уехали почти 4 тыс. человек, а прибыли чуть более 2,5 тыс. Миграционный отток не компенсируется, что приводит к вымыванию кадров, демографическому дисбалансу, когда в структуре населения начинают преобладать пожилые люди. Это, мягко говоря, не способствует развитию.

Поэтому занимаясь отдаленными районами, мы обеспечим рывок региональной экономики. Но на первом месте – конечно же, люди. Им должны быть доступны все современные возможности, какой бы сферы это ни касалось. Тогда начнет решаться и проблема кадров. Причинно-следственная связь здесь очевидна.

Отмечу, что кадровая обеспеченность ключевых социальных отраслей – острый вопрос, который возник не вчера. Определенная работа в этом направлении нами проделана. И она продолжается. Но этих мер явно недостаточно. Напомню, что с 2012 года в области действует программа «Сельский доктор». За время ее реализации трудоустроено более трехсот выпускников. Но только 44 из них – вернулись в отдаленные районы. И это тогда как в Самойловке, Озинках и Романовке — наибольшая потребность во врачах. Суммарно — порядка 50-ти вакансий. В прошлом году стартовала программа «Сельский фельдшер». Вынужден констатировать, что ни один выпускник медицинского колледжа в отдаленные районы не поехал. Не менее напряженная ситуация с педагогами сельских школ. Поэтому перед зампредом, министром образования и главами семи районов ставлю задачу синхронизировать профильную дорожную карту с нацпроектом, который начнет действовать с 2019 года.

Что касается целевиков, то ежегодно по договорам выпускаются около 700 человек. Но за последние 5 лет в семи отдаленных районах трудоустроились всего 72. Сегодня мы будем обсуждать сложившуюся ситуацию, услышим мнения и предложения руководителей вузов. Ясно главное – руководители районов должны находиться в постоянном личном контакте с ректорами по вопросам возвращения целевиков и формирования заявок. Сегодня этого не происходит. Например, Ивантеевский район за последние 5 лет не направил на обучение в СГМУ по целевому набору ни одного человека. И даже положительный пример Перелюбского района, в который вернулись после целевого обучения 10 молодых специалистов, общую картину не меняет. Поэтому в концепции развития отдаленных территорий обязательно должен быть сформирован комплекс мер, обеспечивающих приток кадров. Это наш приоритет.

Также в программе необходимо отразить целевой ориентир по цифровизации медицинских учреждений. Вчера я побывал в селе Куриловка Новоузенского района, осмотрел амбулаторию, где подключен скоростной интернет. Вот это действительно современные стандарты, возможность дистанционных консультаций, использования телемедицины. И так должно быть везде. В прошлом году подключили 60 медицинских организаций области, в этом — уже 73. Но динамику нужно наращивать.

Блок по здравоохранению должен включать в себя объективную оценку нуждаемости каждой территории в ФАПах, мобильных выездных бригадах, предложениями по обеспечению регулярной транспортной доступности к базовым медицинским учреждениям. Но всё это заработает при одном важнейшем условии – применении новых эффективных подходов вуза к ранней профориентации молодежи и ее сопровождению на всех этапах обучения и трудоустройства.

Как я уже сказал, перечисленные территории — наша земледельческая и животноводческая база. Нельзя не учитывать, что в ВРП на долю сельского хозяйства приходится до 20%, а это второе место в ПФО. Кроме того, мы претендуем на статус ведущего экспортера зерна. Эти позиции необходимо сохранять, что невозможно без благополучия отдаленных территорий.

Что мне видится принципиально важным.

Прежде всего, необходимо провести анализ ключевых параметров качества жизни в 7 районах. Сюда входят транспортная доступность и логистика, состояние среды обитания, демографические и экологические показатели, степень доведения до населения результатов реализации приоритетных национальных проектов. Такие выкладки сегодня нам будут представлены.

Анализ отправных точек поможет спланировать ресурсы для решения конкретных задач. А главный фактор роста для всех без исключения территорий, как я уже сказал вначале, – АПК.

В числе стратегических задач — уход от монопрофильности. В этой связи особый акцент хочу сделать на Романовском, Турковском и Самойловском районах, которые специализируются исключительно на растениеводстве. Хотя в том же Романовском районе успешно работает КФХ Андрея Гонтарева, который, много лет выращивая зерновые и подсолнечник, стал заниматься молочным животноводством и уже получил 2 гранта минсельхоза. За 5 лет поголовье превысило 200 единиц КРС. На этот пока что единичный пример нужно равняться всем. Ведь только параллельно развивая разные отрасли, возможно минимизировать последствия климатических и рыночных рисков. Засуха 2015-го и 2018-го годов показала, что хозяйства, занимающиеся лишь одним видом деятельности, понесли наибольшие убытки. А прошлогодний урожай в 6 млн. тонн зерна существенно снизил доходность растениеводческих хозяйств, которые пренебрегли животноводческими направлениями.

Для зернопроизводящих районов, таких как Перелюбский и Самойловский, получивших в 2017 году рекордные 250 и 234 тыс. тонн зерна, — не снимается задача по расширению и модернизации элеваторных мощностей, созданию современных зерновых хабов. Опыт подобного строительства в области уже есть. В конце сентября открыт терминал в Пугачевском районе. На очереди – Перелюбский. Достаточность элеваторных мощностей – один из обязательных элементов обеспечения прироста экспортных поставок, а значит — повышения рентабельности производства.

Важнейшая задача для каждого района – развитие животноводства. Для Алгая, Озинок и Перелюба приоритет – мясное скотоводство, для Турков, Самойловки, Ивантеевки и Романовки – молочное. С учетом сохранения угроз по АЧС свиноводство следует замещать альтернативными видами: птицеводством и овцеводством. Особенно это касается Турковского, Самойловского и Романовского районов, где животноводство развито недостаточно.

Такой путь предполагает активный поиск инвесторов. Поэтому муниципальной власти нужно оперативно формировать информацию по свободным инвестплощадкам и предоставлять ее в Корпорацию развития области. Эта структура как раз и создана для работы с инвесторами.

Другая задача — максимально задействовать потенциал фермерских хозяйств, а также сельхозкооперативов. Это и рабочие места, и налоговые поступления в местные бюджеты. Такой тренд особенно актуален для Романовского, Турковского и Самойловского районов.

Сейчас на федеральном уровне прорабатываются дополнительные формы поддержки малых хозяйств. Задача регионального минсельхоза — привлекать средства федерального бюджета через мероприятия профильной госпрограммы, а минфина – обеспечить софинансирование. Уверен, всё, что я сказал, найдет отражение в территориальных стратегиях.

Считаю, что главы не проявляют должной заинтересованности в реализации программных мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий. Владимир Путин на совещании по вопросам АПК сказал о том, что они будут действовать и после 2021 года. Этот инструмент направлен на развитие инженерной и социальной инфраструктуры, повсеместно имеющей высокую степень изношенности. Мы активно работаем с федеральным центром по выделению средств на данное направление, предоставляем софинансирование из бюджета области. И здесь у меня вопрос к руководству Турковского, Романовского и Озинского районов. Почему не проявляете инициативы по строительству или реконструкции своих инженерных объектов, не готовите заявки и проектно-сметную документацию? Ответ «нет денег» — слабый аргумент. Вот Перелюбский район, верно расставив приоритеты, активно включился в подготовку к участию в программе. Поэтому сегодня, на этапе формирования стратегий развития отдаленных территорий прошу глав кардинально изменить свою позицию. Должно быть встречное движение, а не выжидание, когда региональная власть придет на помощь. Мы на помощь пришли, Вячеслав Викторович всех нас поддержал, но отдача и заинтересованность должны быть обоюдными.

Делая ставку на сельское хозяйство как локомотив развития экономики отдаленных территорий, совместно с муниципальной властью нам нужно провести усиленную работу по увеличению налоговой базы местных бюджетов. Это направление не менее важное с точки зрения поиска источников. Сюда входят жесткий контроль за эффективностью расходования бюджетных средств, преодоление теневой занятости, развитие малого бизнеса, привлечение инвесторов.

Особо отмечу такой важный тренд, как перевод теневой занятости в сектор самозанятости. Сегодня федеральное законодательство по этой теме совершенствуется, делаются реальные шаги по легализации самозанятых, создается патентная система. Всё направлено на то, чтобы люди платили налоги и отчисления, а присутствие в правовом поле не ложилось на них непосильным бременем и не лишало стимулов трудиться на себя.

Но, не дожидаясь выхода профильных законов, мы должны вести работу с населением и видеть реальную картину на рынке труда каждого муниципального района.

Тенденция значительной доли теневой занятости сохраняется, она характерна для всех муниципалитетов. В то же время у местной власти нет механизма оценки реального масштаба этого явления. Госинспекция труда отслеживает процесс дистанционно, отчего объективная информация в полной мере не формируется. При этом каждый глава признаёт, что нелегальная занятость на его территории существует, концентрируясь в строительстве, транспортных услугах, сельском хозяйстве и торговле.

Поэтому жду предложений по переформатированию системы учета нелегальной занятости, чтобы мы могли понимать, каким ресурсом в виде налоговых отчислений прирастут бюджеты.

Уважаемые коллеги.

Создавая программы развития отдаленных территорий, помимо постановки конкретных целей и задач, рассчитываем на оживление местного самоуправления, которое должно чувствовать себя полноценным звеном всей системы власти. Чтобы у людей, проживающих за несколько сотен километров от областного центра, не было ощущения брошенности и оторванности, муниципалитетам необходимо совместно с населением решать, как сделать жизнь лучше, обоснованно бороться за доступные источники финансирования и постоянно коммуницировать с региональными ведомствами. Например, уже второй год показывает результат программа инициативного бюджетирования. На сегодняшний день благоустроено 40 объектов на общую сумму 27 млн. рублей. В текущем году работа идет на семидесяти объектах, финансирование — порядка 70-ти миллионов рублей. Все 7 районов в проекте участвуют, значит, этот опыт должен дать импульс дальнейшей консолидации усилий власти, предпринимательства и населения.

Нужно внести в программу и мероприятия по досуговой деятельности. При этом не ограничиваться ремонтом ДК и модернизацией кинозалов. Стоит продумать создание мобильных информационно-просветительских центров. Музеи, театры, библиотеки должны работать в передвижном и интерактивном формате. Для этого необходимы техническая база и финансовые ресурсы. Такую возможность нужно изыскивать, изучая имеющиеся практики. Следующий год объявлен Президентом Годом театра. Надо сделать так, чтобы все поколения жителей области были к этому причастны. И не только в 2019-ом году.

Уважаемые друзья.

Решение о создании программ развития для отдаленных районов – живой ответ на запросы людей. И сами программы в своей содержательной части должны быть живыми, с четким пониманием источников финансирования и приоритетов для каждой территории. Национальные проекты в рамках майского указа Президента, участие в госпрограммах, привлечение инвесторов, мобилизация социально ответственного бизнеса – вот ресурсная основа, на которой мы будем строить планирование. Все последние годы региональная власть тесно работает с федеральным центром, твердые позиции в отстаивании интересов области у наших представителей в Государственной Думе. Такое же тесное сотрудничество и взаимопонимание должно сложиться между муниципалитетами, жителями и региональным правительством. Перед министрами мною поставлена задача до конца года провести в каждом районе встречи с населением. В ответ на наши усилия хочется видеть понимание со стороны органов местного самоуправления, а самое главное — поддержку людей. Всё и сразу сделать не удастся. Проблем накопилось немало. Но важен первый шаг и в правильном направлении.

А направление на федеральном уровне — задано. И свои действия мы синхронизируем. Ориентируемся на Стратегию социально-экономического развития России до 2024 года, представленную главой Правительства Дмитрием Медведевым. Создавая свои программы, будем глубоко изучать документ и брать на вооружение методологические подходы.

Уважаемые коллеги.

Предлагаю перейти к работе.

Саратовские новости По материалам пресс-службы губернатора Саратовской области

Ещё новости о событии:

Об этом заявил первый зампред правительства региона Вадим Ойкин на обсуждении стратегии развития отдаленных территорий   На реализацию самых значимых проектов в Саратовской области требуется найти около 210 миллиардов
00:51 12.10.2018 КомпроматСаратов.Ru - Саратов
Губернатор выступил на совещании по обсуждению концепции развития отдаленных территорий - SarVesti.Ru
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня нам предстоит обсудить трехлетнюю концепцию развития отдаленных территорий.
16:12 11.10.2018 SarVesti.Ru - Саратов
В эти минуты в Правительстве области проходит совещание по обсуждению стратегии развития отдаленных территорий области.
16:12 11.10.2018 SarVesti.Ru - Саратов
 
По теме
Сформировать программы развития отдаленных территорий с учётом их точек роста — такую задачу перед министерством экономического развития области поставил Губернатор Валерий Радаев.
Сформировать программы развития отдаленных территорий с учётом их точек роста — такую задачу перед министерством экономического развития области поставил Губернатор Валерий Радаев.
Группа подрывников облспаса достигла рекорд по подрыву льда Нарина Балаян Фото: В Саратовской области проводят подрывы льда на реке Алтата В Саратовской области проводят подрывы льда на реке Алтата.
Авария произошла в Энгельсском районе в 6:30 Нарина Балаян Фото: У села Шумейка женщина-водитель «Опеля» госпитализирована после аварии с «Джили» В Энгельсском районе девушка-водитель «Опеля» госпитализирована посл
В Балашове к акции по профилактике наркомании присоединились  участники общественного регионального движения «Юный друг полиции» и активисты Российского движения детей и молодежи «Движение первых».
Руководители объекта, ответственные должностные лица за антитеррористическую защищенность, собственную безопасность организации, работы с кадрами, совместно с руководителями охранных структур,
В главном корпусе Ртищевской районной больницы заменят лифт-долгожитель - Министерство здравоохранения При замене лифтов используется комплексный подход, проекты зачастую включают не только замену лифта, но также учитывают и необходимость проведения ремонтных, отделочных работ и обновления инженерных сетей.
Министерство здравоохранения
Максим Владимирович в  2007 году окончил Саратовский Государственный Медицинский Университет им.
Министерство здравоохранения
JPG Файл - МО МВД по ЗАТО п. Светлый В рамках акции "Сообщи, где торгуют смертью", с целью привлечения общественности к участию в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, сбора  оперативно-значимой информации,
МО МВД по ЗАТО п. Светлый