Кризисные явления в разных проявлениях

Обвал рубля отечественному производителю в борьбе с зарубежными конкурентами пока не сильно помогает

Кризис принес на российскую землю не только негативные последствия. В результате удешевления рубля отечественным производителям теоретически должно было стать проще конкурировать в цене с зарубежными компаниями. Однако насколько это преимущество оказалось реализуемым на практике? На минувшей неделе корреспондент «Газеты недели в Саратове» посетил выставки «Нефть. Газ. Хим. 2016» и «Техноэкспо. 2016», где пообщался на эту тему со специалистами разных отраслей.

Бизнес-пластик

Отечественным производителям пластиковых конструкций кризис помог. Они смогли упрочить свои позиции. Так, по словам заместителя директора по развитию саратовской компании «ВСК Пласт» (производство ванн для гальванирования металла и очистного оборудования) Максима Болдырева, до кризиса между российскими и зарубежными производителями шла достаточно напряженная конкуренция. Особенно сильно показывали себя немецкие и итальянские компании. Конкуренция обострялась тем, что если по качеству пластиковых конструкций россияне не уступали иностранцам, то в обеспечении их электроникой проигрывали. Но в конечном итоге кризис сделал свое дело: зарубежные производители сдали позиции, чем российский бизнес умело воспользовался.

Однако не стоит считать, что вместе с этой победой сами собой исчезли другие проблемы российского предпринимательства. Например, в стране по-прежнему все сложно с оборотными средствами. «В банке под 23 процента деньги дают, мы это просто не тянем, – отметил Болдырев. – С этими ставками мы с немцами не можем конкурировать. То есть выживаем». Кроме того, загадочным образом нефтеносная держава не может обеспечить саму себя качественным пластиком. Собеседник привел в пример производство полипропилена: «Гранулы производятся только в России, из нефти. Мы эти гранулы продаем за рубеж и потом за рубежом покупаем пластик, который по характеристикам лучше, чем пластик нашего производителя».

По словам топ-менеджера, до сих пор заказчики в техзадании прописывают использование немецкого пластика, в крайнем случае – чешского. «Если мы немецкий пластик берем – он, во-первых, в пленке с двух сторон. Во-вторых, абсолютная геометрия соблюдена, – объяснил разницу собеседник. – В российском этого нет. Там пленка с одной стороны, и геометрия очень слабая. То есть бывает, что волнами приходит пластик. С ним тяжелее работать, остается больше обрезков».

Экономика расстояний

Недоумевает по поводу российского сырья и представитель московской компании, производящей рабочую обувь. «В России, хоть мы и считаемся нефтяной державой, нет производства полиуретана, – отметил руководитель продаж и организации производства рабочей обуви и обуви спецназначения ЗАО МОФ «Парижская коммуна» Александр Котов. – Все идет либо из Европы, либо из Южной Кореи». Зарубежные материалы стали одной из причин того, что в период кризиса российская спецобувь подорожала на 40-50 процентов. При этом российским обувщикам, как и производителям пластика, на рынке приходится конкурировать с европейскими, а также китайскими производителями. Хотя пока расклад сил смотрится не катастрофично: в прошлом году иностранная продукция занимала порядка 40-45 процентов отечественного рынка.

Стоит запомнить, что в общем и целом рабочую обувь дешевле изготавливать в Китае, чем в России. Однако на руку российским производителям играют расстояния, которые приходится пройти китайскому продукту по пути к российскому прилавку. Транспортировка логичным образом приводит к удорожанию товара, в результате чего некоторые виды обуви становятся дороже, чем отечественные аналоги. Это касается, например, обуви для работы в особо сложных условиях (для сталеваров, металлургов). «Готовое изделие в самом Китае может быть и дешевле, но перевозка – из-за веса и требований по коже, налоговым пошлинам – всегда была дороже», – отметил Котов. Тем не менее, по словам собеседника, в России работают всего две фабрики, выпускающие продукцию такого рода.

Кризис отразился на российском рынке спецобуви не только удорожанием продукции: сократились и заказы, в том числе – из-за сокращения рабочих мест на производствах. «Рынок, конечно, сократился, – отметил Котов. – Не только по обуви, а и по средствам индивидуальной защиты рынок просел процентов на тридцать – за счет реального сокращения рабочих мест, но в то же время и из-за урезания бюджетов, которые были бы выделены на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты». Зато теперь заказчики стали более расчетливыми и делают акцент на качество: выбирают обувь, которая прослужит рабочему дольше, даже если стоит дороже. В конечном итоге это все равно приводит к определенной экономии. «Это положительная динамика, – отмечает собеседник. – Да, уменьшается само количество [заказов], но в то же время идет процесс к улучшению качественной составляющей».

Разрыв качества

А вот на местном рынке металлорежущего инструмента (сверл и т.д.) продолжают доминировать европейские бренды. Как считает начальник отдела продаж компании «Проминструмент» Дмитрий Козорез, они завоевали доверие потребителя еще в те времена, когда в России с производством чего-либо было совсем туго. Конечно, кризис помог некоторым отечественным производителям отвоевать позиции, но о каком-то коренном переломе ситуации пока говорить рановато.

Несмотря на то, что российский инструмент стоит значительно дешевле зарубежного, он заметно более низкого качества. «В России, к сожалению, сейчас качество упало на порядок», – отметил Козорез. Отечественный продукт стал чаще ломаться, быстрее затупливаться и пр. Причина, по предположению собеседника, кроется в дефиците средств для закупки хорошего сырья.

Есть и еще одна причина высокого спроса на западный товар: оборудование, которое сейчас используется в России, часто работает только с инструментами конкретной фирмы. «Эти же компании производили станки и производят под них оснастку. И другая оснастка уже, грубо говоря, не подходит», – пояснил собеседник. По его мнению, хорошие перспективы у российского производителя металлорежущего инструмента появятся только тогда, когда промышленные компании начнут отказываться от западного оборудования. Заменить же иностранные комплектующие российскими аналогами мы пока не можем. В пример Козорез привел одну из отечественных компаний, которая вообще-то делает пластинки, но у них нет форм, чтобы сделать пластинки, взамен импортных. «Может быть, не умеют, не хватает знаний... Такое ощущение, как будто не получается или не хотим, ленимся, может быть, – искал причины отставания собеседник. – Сложно так сразу сказать. Но вот не делают наши заводы то, что делают за рубежом».

Активно заходят на российский рынок и китайские производители (компания, которую представляет собеседник, как раз сотрудничает с заводом в Китае). Даже после обвала рубля производство в Поднебесной стоит в разы дешевле, чем в России, что позволяет компенсировать в том числе и расходы на транспортировку. В Китае, по словам менеджера, относятся к делу «более добросовестно» и готовы брать заказы на любой кошелек: «Хочешь подешевле – получай похуже. Хочешь нормальное – заплати нормально».

Без бренда и конвейера

Схожая ситуация наблюдается и на рынке котлов. Как рассказал заместитель директора по продажам екатеринбургского завода «Агуна» (производство котлов для систем отопления и горячего водоснабжения) Ильдус Карамов, российский покупатель продолжает отдавать предпочтение котлам иностранного производства. Причина – в долгой и упорной работе, проделанной иностранцами для завоевания нашего рынка. К тому же зарубежные бренды у всех на слуху, и заказчикам привычнее с ними работать. «Их знают проектные организации. У них готовые проекты уже, технические решения», – отметил Карамов.

Некоторые заказчики склонны выбирать импортный товар просто потому, что он импортный. Кризис на расклад сил повлиял крайне незначительно: во всяком случае, иностранцы своих позиций сдавать не собираются. «Они готовы поступиться частью своей прибыли и дальше работать», – отметил собеседник. Тем более, многие иностранные компании уже освоили выпуск продукции внутри России. Зато за время кризиса заметно сузился сам рынок: заказчики предпочитают ремонтировать уже существующее оборудование, а не покупать новое. Реализация же новых масштабных проектов попросту откладывается.

Доминируют зарубежные компании и в сегменте домашних отопительных котлов. Как отметили представители стенда немецкой компании «Bosch» (имеет собственное производство в Энгельсе ), в низкой ценовой категории этого рынка доминирует Южная Корея, в средней и высокой – все тот же «Бош». Иностранные компании выигрывают в конкурентной борьбе, потому что могут предложить более высокое качество при практически аналогичной цене. И хотя в России есть предприятия, которые собирают вполне качественные котлы, им сложно конкурировать с узнаваемыми брендами, работающими на рынке уже много лет. Кроме того, в российских котлах очень высока доля импортных комплектующих, поэтому кризис не помог переломить ситуацию.

Кстати, как отметил один из собеседников, на некоторых российских производствах даже нет конвейера: «Там просто стоят рабочие, которые друг другу передают эти котлы».

Российское измерение

Относительно неплохо чувствуют себя производители оборудования для газоанализа. «Если взять весь рынок приборостроения в сфере газового анализа за сто процентов, то у российского оборудования – примерно процентов шестьдесят», – отметил ведущий инженер ФГУП СПО «Аналитприбор» (г. Смоленск) Максим Галко. Цены на российские газоанализаторы существенно ниже, чем на европейские, а система сертификации для российских производителей – проще. Ремонт российской техники также стоит дешевле, достать запчасти для нее легче, и при необходимости заказчику проще наладить диалог с заводом-изготовителем. «И, конечно, красивое слово «импортозамещение» тоже в большей или меньшей степени помогает», – отметил собеседник. Более того, многие крупные компании работают по проектам еще 90-х годов, в которых предусмотрено использование отечественных приборов. Поменять все это – слишком кропотливый труд.

Однако российское оборудование было на отличных позициях и до кризиса, поэтому его влияние на ситуацию сказалось не слишком сильным. Другое дело, что в сложные годы спрос на приборы в целом несколько упал, однако не настолько сильно, чтобы «паниковать». «Если в 90-е завод смог выжить, создавая в конверсии плойки, приборы быта, маникюрные наборы, то после того времени нынешние проблемы уже кажутся не такими серьезными», – отметил собеседник.

Роман Дрякин
 
По теме
Ежегодно тонкий лед становится причиной гибели людей, чаще всего среди погибших оказываются дети, которые гуляют вблизи замерзших водоемов без присмотра родителей.
Органами предварительного расследования житель города Петровска Саратовской области П. обвинялся в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 158 УК РФ - как кража,
Фрунзенским районным судом г. Саратова рассмотрено уголовное дело в отношении Быкова А.А., обвиняемого в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека,
Медицинские учреждения Саратовской области готовы к паводку - Министерство здравоохранения      В ходе подготовки к прохождению паводка министерством здравоохранения области и подведомственными  медицинскими организациями  уточнены населённые пункты, которые могут быть подтоплены на период паводка,
Министерство здравоохранения
В Саратовской области у скотины нашли бруцеллез: ветеринары добираются на лодках - Четвертая Власть На территории двух районов региона из-за бруцеллеза ввели карантин Фото: Управление ветеринарии по Саратовской области В Саратовской области на территории двух районов из-за бруцеллеза ввели карантин.
Четвертая Власть
Выездное мероприятие сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России - Городская больница №9 С 26 по 28 марта 2024 г в Саратовской области МЗ РФ организовало проведение выездного мероприятия сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России по оказанию организационно-методической помощи по профилю "терапия и профилак
Городская больница №9
Сообщи, где торгуют смертью - Филиал СГТУ в г. Петровске 28 марта 2024 года студенты отряда правоохранительной направленности «Юный друг полиции» филиала СГТУ имени Гагарина Ю.А.
Филиал СГТУ в г. Петровске