2 июля по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре г. Санкт-Петербурга начал работу круглый стол на тему «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты». Участие в работе круглого стола принял наместник Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова игумен Макарий (Зорин).
Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор в своем выступлении на тему «Послушание как фундамент духовного возрастания и приобретения других добродетелей» напомнил, что духовные истины, которым учит Церковное Предание, должны являться для нас не столько теоретическим знанием, сколько тем необходимым опытом, которым мы должны жить и который должны изучать в реалиях современности.
Доверию и любви как основам духовного руководства было посвящено выступление Епископа Касимовского и Сасовского Дионисия. Тема «Послушание как основа взаимоотношений послушника и духовного отца», по мнению Владыки Дионисия, всегда порождает много вопросов: «как выбрать духовного наставника?», «как относиться к его немощам?», «может ли духовник ошибиться и может ли это принести вред послушнику?». Размышления и советы, касающиеся этих проблем, есть у святых отцов Церкви и современных подвижников. Обязательно должен знать ответы на эти вопросы и игумен, осознавая, что руководство монастырем не может ограничиваться только заботой о внешнем благосостоянии братии.
Игумен Петр (Мажетов), наместник Свято-Косьминской пустыни Екатеринбургской епархии, в докладе «Подчинение, повиновение, послушание — "что есть что" и что должно быть в монашеском братстве», посвященном побудительным причинам послушания, в частности, предложил взглянуть на послушание как на целеустремленность, духовное дерзновение. Послушание — это наука, позволяющая монаху держаться конкретной жизненной цели, теряя которую инок перестает слышать сердечный зов Спасителя: «Гряди по Мне». У человека всегда есть свое мнение, и если он понимает послушание как подавление собственной воли, то ничего, кроме уныния, это занятие ему не принесет. Вялость и уныние как проявления подавленности духа очень опасны для монаха, который призван благоговеть перед Тем, Кому служит.
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в своем выступление на тему «Добродетель послушания и стяжание внутренней молитвы» отметил желание псевдостарцев подавлять критическое мышление своих учеников. Владыка напомнил, что исключительной и недоступной для рассуждения личность учителя делается в сектах, в том числе и псевдоправославных. В отношениях духовника и новоначального монаха послушание последнего возможно только в той мере, в какой он видит и воспринимает опыт послушания своего духовного наставника Господу и Спасителю Христу. Послушание, как и навык молитвы, лучше всего передается не поучением, а собственным примером.
Игумения Анастасия (Мордмиллович), настоятельница Казанского женского монастыря г. Калуги, в докладе «Послушание — основной монашеский обет» подчеркнула, что послушание есть не что иное, как закон жизни человека, с помощью которого он должен воплотить замысел Божий о нем.
Во второй части работы круглого стола, на секции «Что такое жизнь в послушании (на примерах житий святых и подвижников благочестия XX века, а также личного общения с духовно опытными наставниками)» докладчики поделились воспоминаниями из своей жизни, а также рассказали присутствующим о подвижниках благочестия, память о которых хранят представляемые ими обители.
По окончании заседаний для участников круглого стола была организована поездка в Кронштадт и посещение мемориальной квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского.
3 июля круглый стол продолжил свою работу. Монашествующие обсудили вопросы созидания жизни братства в духе послушания и приняли участие в дискуссии «Подвиг послушания в современном монастыре: препятствия, трудности и помощь в их преодолении».
Пресс-служба Саратовской епархии