Лечебная философия

Саратовцам рассказали о медицинской этике Франции

Саратов посетил французский философ, преподаватель университета города Нант, руководитель Совета по медицинской этике Гийом Дюран. Ученый с помощью переводчика провел публичную лекцию и поставил перед слушателями довольно неожиданные и щепетильные вопросы: о серьезных болезнях и отказах от лечения, уважении к личности и свободе выбора для пациента.

Моральный выбор
Лекция, организованная саратовским отделением общества «Альянс Франсез» , прошла в областной научной библиотеке. Из-за ремонта и настежь распахнутой входной двери русская зима ощущалась даже в конференц-зале на втором этаже. Однако саратовцы несмотря ни на что, остались на несколько часов. Дюран ходил по залу, жестикулировал и приводил неожиданные примеры, которые российские студенты вряд ли могут услышать от родных преподавателей.
Этический совет, где работает философ, дает порядка 150 консультаций в год по крайне сложным вопросам, например о пересадке органов или прерывании беременности. В первые минуты встречи открытость иностранца, рассуждения француза об автономности пациента и границах вмешательства в его жизнь поразили неподготовленную публику. Дюран сразу четко обозначил круг проблем.
— Я работаю с вещами, которые многие назовут странными. Это моральные, этические вопросы философии и вопросы об «особых людях». Мы часто сталкиваемся с отказом от лечения, прекращением лечения, стерилизацией и прекращением беременности в особых случаях. Вопрос в том, всегда ли мы должны уважать автономию и мнение пациента.
Иностранный гость привел шокирующую историю из жизни:
— Девочка, назовем ее Фату, ей 13-15 лет, приехала из Северной Африки, чтобы заниматься проституцией, больна туберкулезом и СПИДом. Агрессивный отказ от лечения. Если не лечить — она, скорее всего, умрет, если лечить — есть риск паралича. В такой ситуации лечащий врач будет чувствовать себя палачом. Почему врачи не могут ее отпустить?
Аудитория, где были и школьники, восприняла пример с напряжением, но с интересом. А Дюран перешел к главному вопросу: какой подход выбрать? Исповедовать принцип помощи и покровительства, то есть патернализм, или положиться на автономию? Уважать личность и позволить ей умереть? Такая дилемма, по признанию Дюрана, характерна для демократии.
О подобных проблемах во Франции говорят активно и открыто. Моральными дилеммами в Пятой республике занимается совет по этике, финансируемый государством. В организацию входят в основном врачи и общественники, а также несколько философов, социологов и экономистов.
Франция за последние 50 лет перешла от одной модели поведения к другой. В середине прошлого века считалось, что врач знает, как лучше, и должен убедить пациента в необходимости лечения. Больного прямо сравнивали с ребенком, то есть царил патернализм. Теперь же, когда признана автономия пациента, доктор должен добиваться от него сознательного и добровольного решения лечиться. Это отражено во французской версии клятвы Гиппократа от 1996 года. «Индивид и его состояние — приоритетны перед наукой. Нужно уважать всех пациентов, их автономию и свободу выбора без дискриминации их состояния и убеждений», — сказано в документе.

Быть или не быть?
Однако иногда у либералов все же возникает вопрос, всегда ли можно уважать такую автономию.
— Ленивых будут осуждать за отсутствие работы, самоубийц всегда осуждали и карали их семью. К нам обратилась с просьбой о стерилизации 25‑летняя женщина, замужем, двое детей. После вторых родов она получила тяжелую травму и решила больше не рожать. Муж был согласен, а врачи — против. Вопрос был в том, связана ли такая просьба с психологической травмой. Является ли ее решение осознанным, решала комиссия по этике. И ей отказали. Но почему, потому, что сомневались в осознанности ее решения или потому, что женщина обязана быть матерью? — задается вопросом Дюран.
Нужно не путать автономного и независимого человека, провозглашает член этического совета. Медикам следует установить границы автономии, и, по мнению философа, лучше придерживаться золотой середины. Такие критерии — осознанное согласие, информированность, а также продолжительность просьбы и соотношение с планами на будущее. То есть, если женщина отказывается лечить артроз, но хочет гулять по городу, автономность под вопросом.
— Допустим, родители девочки не хотят принимать то, что их 12‑летний ребенок умирает, и хотят, чтобы ей сделали операцию. А девочка после вопроса о ее согласии смотрит на мать и отца и говорит, что сделать ту операцию, о которой говорят родители, — это ее осознанный выбор. А можно ли говорить пожилому человеку, что он скоро умрет? Мы не должны дискриминировать его, но это может вызвать ухудшение. Вопрос в том, объективны ли мы в своих решениях, — сказал гость.

Российский вариант


Но наших сограждан волновали несколько другие вопросы. Одна из первых реплик из зала была посвящена зависимости от спиртного.
— Может ли быть автономным алкоголик, если он отказывается от лечения? — спросила слушательница.
Дюран прописал здесь умеренный патернализм, как и в примере с Фату. И добавил: моральные нормы не определены раз и навсегда. По каждому случаю надо решать индивидуально.
Сразу же после лекции появились сомнения: готово ли наше общество к такому уровню решения сложных вопросов, к объективности и абстрагированию? Способны ли мы так приподняться над проблемой? О каких комитетах по этике может идти речь или о каком осознанном согласии на лечение, если у нас пациент не всегда толком понимает, что и как с ним произошло, а добиться уточнения от врачей практически нереально?
Часто выходит, как в истории с интернет-порталом под характерным названием «Задолба.ли» , когда у гинеколога любой начальник отдела не только «чувствует себя так, будто она снова шестнадцатилетняя девчонка без трусов на первом школьном полном медосмотре», но и не может добиться от врача ответа о плюсах и минусах вариантов лечения.
Перекликается ли «демократическое», «французское» отношение к проблемам с ситуацией в России? Возможно ли, чтобы у нас существовали целые структуры, которые будут решать, корректно ли отказать пациенту в просьбе не начинать лечение, или пичкать пилюлями будут насильно, даже если человек сомневается в правильности диагноза и целесообразности врачебной помощи?
В 2001 году академик Российской академии медицинских наук Юрий Лопухин в «Вестнике РАМН» после примера с согласием умирающего на пересадку его органов сделал неутешительный вывод: «Вряд ли можно преодолеть патерналистский тип взаимоотношения врача и пациента в нашем обществе. Нам пока чужды договорные отношения врача и пациента по типу купли-продажи или даже принятие совместного с больным плана лечения после детального обсуждения сути заболевания».
Вертикальная плоскость
Другой эксперт, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Саратовского НИИ сельской гигиены Роспотребнадзора Алексей Трубецков пояснил, что система этических советов, похожих на французский, в России практически не развита. По его словам, у нас об этом задумываются только во время экспериментов на людях, да и то формально:
— Сейчас всем студентам медицинских вузов преподают биоэтику (исследование моральных проблем, порожденных последними достижениями науки, — авт.) . Есть худо-бедно этические комитеты, но они оценивают этику медицинских исследований. Что касается разборов клинических случаев, такой структуры у нас нет. Я не слышал, чтобы серьезно обсуждались подобные вопросы. К тому же у нас почти все комитеты находятся при институтах, клиниках, больницах, которые проводят исследования. Они подчиняются директору института и носят достаточно зависимый характер.
Такой, как во Франции, дискуссии нет. Но никуда не денешься. У нас нет традиции автономии. У нас патерналистское общество, вертикаль власти. И так во всем. Что сказали — то и делай, и твое счастье, что я дал тебе таблетку. Но другое дело, что и пациенты далеко не всегда хотят объяснений, но хотят, чтобы большой добрый доктор вылечил и все стало хорошо.
В общем, именно с государственным строем эксперты связывают «врожденный» патернализм нашего общества.

Вы в ответе за то, что пролечили
Заместитель министра здравоохранения Саратовской области Жанна Никулина склонна выделять другой аспект нынешнего положения дел. Она напомнила об ответственности самого больного за свое здоровье:
— Доктор, который лечит пациента, несет ответственность. Пациент подписывает согласие на проведение медицинского вмешательства и должен доверять врачу. Конечно, решение, как лечить, принимают две стороны. Но в новом законе об охране здоровья граждан законодатель впервые прописал ответственность пациента за свое здоровье и за выполнение назначений врача. Там впервые выделен раздел, который касается пациента. Договориться две стороны просто должны. Но предлагать и разъяснять методы лечения и профилактики должен человек, который имеет диплом врача.
Чиновница отметила, что в регионе активно работают пациентские организации, отчасти выполняющие роль этического комитета, а также общественный совет при минздраве.
— Можно разобрать любую ситуацию, которая, по мнению пациента, важна. Этические комитеты, если бы они были созданы, будут не лишними, а скорее были бы плюсом к существующим структурам, — подытожила она.

* * *

Сам Дюран соглашается, что культурные различия влияют на медицинскую этику. Он не знает, существуют ли этические комитеты в нашей стране, но заявил, что хотел бы обменяться опытом с российскими коллегами.
Есть мнение, что истоки биоэтики — ситуация, когда в 1970‑х годах в больнице Сиэтла появился первый аппарат «искусственная почка». Решить, кого из больных прежде всего подключить к устройству, врачи просили комитет из уважаемых граждан округа. Как спровоцировать расцвет продуктивной общественной дискуссии, сформировать общий подход к этическим нормам и уважению к автономии пациента в государстве, которое многие считают патерналистским, вопрос, конечно, открытый. Демократу — демократово. По какому пути пойдет этика в России, покажет время.


 

 
По теме
Ежегодно тонкий лед становится причиной гибели людей, чаще всего среди погибших оказываются дети, которые гуляют вблизи замерзших водоемов без присмотра родителей.
Органами предварительного расследования житель города Петровска Саратовской области П. обвинялся в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 158 УК РФ - как кража,
Фрунзенским районным судом г. Саратова рассмотрено уголовное дело в отношении Быкова А.А., обвиняемого в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека,
Клумбы за 19 миллионов в Энгельсе. Экс-директор муниципального учреждения, заключивший контракт с родственницей, подозревается в коррупции - ИА Версия-Саратов © нейросеть «Шедеврум» / ИА «Версия-Саратов» В Энгельсе в отношении бывшего директора муниципального учреждения, подведомственного администрации Энгельсского района,
ИА Версия-Саратов
Медицинские учреждения Саратовской области готовы к паводку - Министерство здравоохранения      В ходе подготовки к прохождению паводка министерством здравоохранения области и подведомственными  медицинскими организациями  уточнены населённые пункты, которые могут быть подтоплены на период паводка,
Министерство здравоохранения
В Саратовской области у скотины нашли бруцеллез: ветеринары добираются на лодках - Четвертая Власть На территории двух районов региона из-за бруцеллеза ввели карантин Фото: Управление ветеринарии по Саратовской области В Саратовской области на территории двух районов из-за бруцеллеза ввели карантин.
Четвертая Власть
Выездное мероприятие сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России - Городская больница №9 С 26 по 28 марта 2024 г в Саратовской области МЗ РФ организовало проведение выездного мероприятия сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России по оказанию организационно-методической помощи по профилю "терапия и профилак
Городская больница №9
Сообщи, где торгуют смертью - Филиал СГТУ в г. Петровске 28 марта 2024 года студенты отряда правоохранительной направленности «Юный друг полиции» филиала СГТУ имени Гагарина Ю.А.
Филиал СГТУ в г. Петровске