Саратовские журналисты увидели ледокол "50 лет Победы" и узнали об амбициозных проектах "Росатомфлота"

Саратовские журналисты увидели ледокол "50 лет Победы" и узнали об амбициозных проектах "Росатомфлота"
Саратовские журналисты увидели ледокол "50 лет Победы" и узнали об амбициозных проектах "Росатомфлота"
Саратовские журналисты увидели ледокол "50 лет Победы" и узнали об амбициозных проектах "Росатомфлота"
Саратовские журналисты увидели ледокол "50 лет Победы" и узнали об амбициозных проектах "Росатомфлота"
Саратовские журналисты увидели ледокол "50 лет Победы" и узнали об амбициозных проектах "Росатомфлота"
Саратовские журналисты увидели ледокол "50 лет Победы" и узнали об амбициозных проектах "Росатомфлота"
Фото: saratov.mk.ru


Корреспондент "МК" в Саратове" в составе группы журналистов ведущих региональных СМИ посетила ФГУП "Атомфлот" в Мурманске, где познакомилась с историей создания атомного ледокольного флота, своими глазами увидела, где и как ремонтируются сверхмощные суда, и узнала о перспективных проектах освоения Арктики. Пресс-тур организован ГК "Росатом".  

"Ленин" стал музеем

Россия – единственная в мире страна, которая может себе позволить работать в арктических морях круглый год, потому что обладает  флотом гражданских атомных судов, способных крушить многолетний спрессованный лед. Ледоколы с ядерными энергетическими установками уже больше полувека обеспечивают надежную  и безопасную проводку транспортных судов на всех участках Северного морского пути. Попытки построить атомные ледоколы  в свое время предпринимались американцами, немцами и даже японцами, но они не увенчались успехом. Но для нашей страны, контролирующей самую большую на планете  арктическую акваторию  Северо-Ледовитого океана от Кольского полуострова  до  Берингова пролива,  это был вопрос  государственной важности. И уже в 1959 году в Советском Союзе был  введен в эксплуатацию первый атомный ледокол "Ленин", построенный всего за три года и три месяца – это абсолютный рекорд в истории отечественного судостроения. Современные ледоколы строятся минимум 5 лет, а самый пока большой и мощный из  ныне действующих  атомоходов а/л "50 лет Победы" возводился 18 лет. 

"Ленин" стал первым в мире надводным судном с атомной энергетической установкой, с его вводом в строй началась эра атомных ледоколов.  Главным конструктором  реакторной установки ОК-150, впрочем, как и всех  других судовых РУ для атомного ледокольного флота был и остается АО "ОКБМ Африкантов".  Надо отдать должное двум людям, без которых было бы невозможно создание атомного флота: это главный конструктор атомной установки для ледокола -сам Игорь Иванович Африкантов, чьим именем позже было названо ОКБМ, и  научный руководитель проекта, академик Анатолий Петрович Александров. В строительстве первого ледокола принимало участие более 500 предприятий. И поскольку  на судно изначально возлагались  представительские функции, в  дизайне  кают, салонов, парадных лестниц использовались только ценные породы деревьев, поэтому помещения до сих пор поражают сдержанной  красотой внутренней отделки.

"Ленин" отработал на трассах Арктики 30 лет, и за это время провел во льдах 3700 судов. Это единственный ледокол, на котором была произведена замена одной ядерной энергетической установки (ОК-150) на другую (ОК-900). Эксплуатация а/л продолжалась до 1989 года, и 20 лет историческое судно ожидало решения своей судьбы. В 90-е годы, когда весь атомный флот находился на грани выживания, ледокол чуть было не порезали на металлолом, и только благодаря общественности  судно удалось отстоять. В 2009 году атомоход был отшвартован к причалу у морского вокзала города-героя Мурманска, и стал  первым судном-музеем с ЯЭУ,  а позже получил официальный статус памятника культурного наследия федерального значения.

Первые в мире

Успешная эксплуатация первого атомного ледокола положила начало развитию новой отрасли – гражданскому атомному судостроению. В период с 1975 по 2006 годы в стране было построено еще 8 ледоколов, у каждого из которых была своя морская судьба и свои рекорды. Например 17 августа 1977 года  а/л "Арктика" впервые в мировой практике  активного надводного плавания достиг  географической точки -Северного полюса. Эта ранее недостижимая мечта человечества по масштабности задачи сравнима с полетом в космос. Отечественные мореплаватели сумели успешно решить и другую задачу: в 1978 году состоялась первая круглогодичная навигация,  и на следующий год мурманчане будут отмечать 40-летие этого события.

Кроме России, ни одна страна в мире не может позволить себе круглый год работать в Арктике. На огромных пространствах Севморпути, где очень мало портов и баз снабжения, огромное значение имеет автономность плавания. И только атомные ледоколы, одной загрузки ядерного топлива которому хватает на 4-6 лет непрерывной эксплуатации ЯЭУ, могут чувствовать себя уверенно во льдах даже во время полярной ночи. Атомоходы имеют практически ничем неограниченную автономность плавания. И Россия является единственной в мире страной, имеющей свой атомный ледокольный флот, основная задача которого –обеспечивать арктическое судоходство  вплоть до создания условий для  круглогодичной навигации на Севморпути. Во многом благодаря  атомному флоту в последние годы началось интенсивное развитие городов и промышленного  Севера России.

Но как всякая большая машина ледоколы требуют тщательного ухода и технического обслуживания. Для этого в "Атомфлоте" есть судоремонтное производство, на котором  также побывали журналисты.  Было непривычно видеть огромные, буквально исполинских размеров    суда  вне водной стихии, да еще и прогуливаться под днищем океанских кораблей   водоизмещением почти  20 тысяч тонн.  Сначала познакомились с а/л "Таймыр", который зашел на месячный ремонт в плавучий док для ремонта винторулевого комплекса,  полной разборки левой линии гребного вала и покраски корпуса. По словам заместителя директора по производству Максима Филиппова, ледокол 4 месяца находился на трассах Севморпути, и по правилам Морского регистра, ему требовалось пройти освидетельствование. 

А потом мы поднялись на палубу ледокола "50 лет Победы", где зашли на центральный пункт управления, побывали на ходовом мостике, в кают-компании и машинном отделении атомного гиганта. Надо сказать, с высоты 50 метров открывается очень живописный вид на Кольский залив и морской порт.  Экскурсию для нас провел капитан ледокола Дмитрий Лобусов. Он рассказал, как помимо проводки караванов судов по СМП, на суде осуществляются туристические круизы на Северный полюс. Дмитрий Викторович подчеркнул, что за все время эксплуатации атомного реактора, не было ни одной аварийной ситуации, что говорит о большой надежности и безопасности ЯЭУ.  А о том, что ледовая обстановка на Севморпути бывает весьма сложной, красноречиво свидетельствовала двухметровая вмятина в правом боку судна. "Да это мы с айсбергом не очень удачно встретились. Обычное дело. Но у нас такая крепкая броня, что ничего не страшно", - спокойно пояснил капитан.

Захватывающие перспективы

Начальник оперативного штаба ФГУП "Атомфлот" Владимир Арутюнян рассказал о том, как сегодня осуществляется эксплуатация флота и какова перспектива использования новых ледоколов, которые строятся на Балтийском заводе. По его словам, в настоящее время в состав атомного ледокольного флота входят 4 ледокола: два  а/л с с двухреакторной  ЯЭУ мощностью 75 тысяч лошадиных сил  ("Ямал" и "50 лет Победы"), два а/л с однореакторной установкой мощностью около 50 тысяч л.с. ("Таймыр" и "Вайгач"), а также единственное в мире транспортное судно-лихтеровоз  "Севморпуть"  с ЯЭУ  мощностью 40 тыс. л.с. Длина этого  уникального судна-контейнеровоза составляет 260 метров (для сравнения – длина ледоколов  от 147 до 160 метров), оно способно заменить 3 сухогруза. "Севморпуть" может работать в любом районе мирового океана, но лучшее для себя применение нашел в северных морях.

Одним из наиболее перспективных направлений деятельности Росатомфлота в последние годы стала транзитная навигация по трассам Северного морского пути, который имеет исключительно важное экономическое значение как для нашей страны, так и на международном уровне. Расстояние от порта Мурманск до портов Японии  по Севморпути составляет около 6  000 миль, а через Суэцкий канал- 12  000 миль. Это 18 дней пути против 37. В январе 2017 года ледокол "50 лет Победы" впервые в истории арктической навигации успешно завершил сверхпозднюю проводку каравана  из трех судов, затратив на переход от Берингова пролива до Обской губы всего две недели.

По словам Арутюняна, сегодня одной из главных задач, которую успешно выполняет Росатомфлот, является ледокольное обеспечение крупных национальных арктических углеводородных проектов. В их числе "Ямал СПГ", проекты компаний "НОВАТЭК", "Газпромнефть" и другие. Для транспортировки углеводородного сырья, угля и других полезных ископаемых с северных месторождений и выполнения других масштабных  государственных задач требуются  еще более мощные атомные ледоколы. Поэтому в настоящее время  на ООО "Балтийский завод – Судостроение" реализуется проект строительства универсальных двухосадочных атомных ледоколов нового поколения. Для них в ОКБМ "Африкантов" созданы реакторы нового поколения типа РИТМ-200. Установка включает в себя два реактора мощностью 175 МВт каждый. Длина первого универсального ледокола "Арктика", спущенного на воду в 2016 году, составляет 173 метра, водоизмещение – 33,5 тыс. тонн, он будет готов пополнить российский атомный флот к концу  2019 года. А в 2020 году вступят в строй еще два серийных УАЛ - "Сибирь" и "Урал", они смогут одинаково эффективно работать в устьях сибирских рек и на трассах Севморпути, спокойно пробивая лед толщиной до трех метров.

Но еще более захватывающие перспективы по освоению Арктики откроются со строительством атомного ледокола "Лидер", разработкой которого уже занимается ОАО ЦКБ "Айсберг". Для будущего суперледокола конструкторы создают еще более мощную и надежную интегральную  реакторную установку РИТМ-400. Для этого типа реакторов  преград просто не существует, производимая ими колоссальная атомная энергия может пробить путь сквозь любые льды и торосы. Со строительством  атомных ледоколов нового поколения Россия сможет еще лучше обеспечить и укрепить свои  геополитические интересы  в Арктике.   

 
По теме
      Краснокутский районный суд Саратовской области рассмотрел материалы уголовного дела в отношении Пантюхова Д.В., обвиняемого в совершении преступлений,  предусмотренных  ч. 3 ст.
Дом расположен на пересечении Большой Горной и Хвалынской Нарина Балаян Фото: В центре Саратова пылает деревянный дом В центре Саратова пылает деревянный дом.
Выездное мероприятие сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России - Городская больница №9 С 26 по 28 марта 2024 г в Саратовской области МЗ РФ организовало проведение выездного мероприятия сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России по оказанию организационно-методической помощи по профилю "терапия и профилак
Городская больница №9
В главном корпусе Ртищевской районной больницы заменят лифт-долгожитель - Министерство здравоохранения При замене лифтов используется комплексный подход, проекты зачастую включают не только замену лифта, но также учитывают и необходимость проведения ремонтных, отделочных работ и обновления инженерных сетей.
Министерство здравоохранения
СКАЖИТЕ «НЕТ» ТУБЕРКУЛЁЗУ, СКАЗАВ «ДА» ЕГО ПРОФИЛАКТИКЕ - Балаковские вести Всемирный День борьбы с туберкулёзом в этом году выпал на 24 марта. Туберкулёз является одной из 10 основных причин смерти во всём мире, входит в перечень социально значимых заболеваний и представляющих опасность для окружающих.
Балаковские вести