Место пусто не будет

Место пусто не будет
Место пусто не будет
Место пусто не будет
Место пусто не будет
Место пусто не будет
Место пусто не будет
Место пусто не будет
Место пусто не будет
Место пусто не будет
Фото: eparhia-saratov.ru
Мордовскому селу Оркино, что в Петровском районе, более трех веков: оно упоминается в архивных документах, начиная с 1712 года. Посреди села — огромный храм в честь Рождества Христова: ему почти 180 лет. Долгие годы он пребывал в заброшенном и поруганном состоянии, а сейчас постепенно восстанавливается — усилиями настоятеля, иерея Алексия Заславского, и собравшейся вокруг него общины.

Община молодая, энергичная и творческая — как ни странно это звучит; а звучит странно потому, что мы уже привыкли: раз село — значит, бесперспективное.

Но сегодня в «бесперспективном» селе праздник, дающий надежду на будущее. Об этом говорит само название праздника: «Свято место» — то, что никогда не будет пусто.

В старом храме негде упасть яблоку: кроме жителей и уроженцев села, много гостей из Саратова и Петровска. Возле храма — с десяток автобусов и машин. Божественную литургию совершает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Все знают, что после Литургии — крестный ход на монастырский родник — это место в лесу, в пяти километрах от Оркино, все советские годы неофициально почиталось как святое. Люди ходили туда молиться, установили там деревянный крест. Воду из родника многие считали целебной.

В 30-е годы там, возле родника, существовал своего рода тайный скит: в его землянках жили и молились монахини разогнанного большевиками Вольского монастыря. Людей, которые еще застали там этих монахинь, давно уже нет в живых; рассказы о монахинях передавались из поколения в поколение, но долгое время не находили документальных подтверждений. Сегодня такое подтверждение у нас есть — хотя сведения о лесных отшельницах по-прежнему скудны. Вот — уголовное дело 1937 года, показания обвиняемой — уроженки Оркино Агафьи Семеновны Кривоноговой, которая с детства жила в Вольском женском монастыре в честь Владимирской иконы Божией Матери (хотя монашеского пострига, по ее словам, не принимала), а после ликвидации монастыря вернулась в родное село и вскоре была арестована: «Между Озерками и Оркино в лесу была пещера, в которой руководительницей была Лушникова из села Озерки. Туда ходила и я. Эта пещера носила название келии монастыря. Так я считала себя монашкой. В связи с этим я состояла членом церковного совета Оркинской церкви вплоть до ее закрытия».

Агафью Кривоногову обвиняли в том, что она «своей контрреволюционной работой разлагала темную массу колхозников, призывая их не идти на работу в колхоз, а жить по указанию Божию». За это ее расстреляли, как и «подельницу» — монахиню Елену Мигачеву, которая «…справляла в частных домах религиозные обряды, тем самым разлагала трудовую дисциплину в колхозе».

Сведения эти мы имеем благодаря одному из патриотов Оркина — Александру Сергееву; и по его же данным, Мария Ивановна Лушникова числится в списке лиц, проживающих на территории Вольского Владимирского монастыря и лишенных избирательных прав. Была ли она монахиней или ее статус в монастыре был иным — на сей день неизвестно. Многое еще предстоит узнать…

Владыка Лонгин обращается к собравшимся богомольцам с проповедью — о том горниле страданий, через которое прошла Русская Церковь в минувшем веке, о том, как важно для нас сохранять память о прославленных и непрославленных мучениках. Владыка останавливает наше внимание на особенно близких ему кавказских пустынножителях:

— Я родился и вырос в Абхазии, в Сухуми. Во времена моего отрочества и юности в окрестностях нашего города жили монахи, изгнанные из монастырей: Глинской пустыни, Успенской Почаевской Лавры. Кто-то из них жил один, кто-то вдвоем или втроем, где-то собиралась целая небольшая община. Местные жители поддерживали с ними связь, приносили какую-то еду; сами они разбивали небольшие огороды, выращивали кукурузу, овощи. На пустынников устраивали облавы, пытались выследить их с вертолетов. Но они жили так годами, десятилетиями. И не просто жили, а подвизались, вели истинно скитский образ жизни. И нечто похожее существовало недалеко от села Оркино, в том месте, куда мы сейчас с вами пойдем. Мы не имеем права забывать о этой героической и очень тяжелой странице нашей церковной истории. Жить в лесу, и не одну неделю, не один месяц, а годами, и летом, и зимой — это, безусловно, подвиг, и мы преклоняемся перед этим подвигом: люди шли на жертвы ради Христа, ради возможности жить с Ним, не отрекаясь от Него. Будем помнить и этих монахинь, и всех тех, кто пострадал ради Господа, кто не предал Его, не отступился, кто оставил ради Него всё, что имел и мог бы иметь.

Нам предстоит пройти пять километров по жаре — и не по асфальту, а по полевой дороге, по лесной тропе.

Крестный ход растягивается по сельской улице. Впереди — Владыка, духовенство и Архиерейский хор. Минуем старую, заброшенную мельницу: прошлой осенью прихожане оркинского Рождественского храма нашли здесь лари для муки, сколоченные из храмовых икон; мы подробно рассказывали об этом в публикации «Вытащить гвоздь» («Православная вера» № 2 за 2018 год; сайт «Православие и современность»).

Огибаем кладбище. Я отрываюсь от всех, чтобы подойти ближе к большому Поклонному кресту: он установлен по благословению отца Алексия Заславского в память о земляках, ставших жертвами репрессий — усилиями их потомков, на средства, собранные всем миром. К тому же кресту спешит женщина с цветами, также отделившаяся от крестного хода. Она ставит цветы, прикладывается к «голгофе» — основанию креста. «Кто-то из Ваших родных пострадал?» — спрашиваю я. «Да, прадед. Богомолов Захар Иванович». Мне это имя знакомо, поскольку я готовила уже публикацию об оркинских мучениках. Степенный крестьянин, не расстававшийся со Священным Писанием и толковавший его землякам. Из обвинительного заключения: «…Имеет связь со священнослужителями, проповедует религию, настраивает несознательную часть населения против колхозов». Расстрелян в октябре 1937 года. Правнучку мученика Захара зовут, как меня — Марина. Вместе с нею догоняем крестный ход.

Идти нелегко, но какая же кругом красота! Холмы, поросшие лесом, россыпь полевых цветов, в стороне бор. Входим в лес — становится легче, потому что тень, и труднее — потому что дорога превращается в малохоженую лесную тропу. Местные жители делятся информацией о грибных и ягодных местах.

Община оркинского храма изрядно потрудилась, чтобы приготовить монастырский родник к сегодняшнему празднику: средства на это дала победа в конкурсе малых грантов «Доброволец-2018»; поддержала оркинцев и районная администрация. Вода источника теперь наполняет новый деревянный колодец. На этом колодце Владыка Лонгин совершает водосвятный молебен. Он и духовенство — внизу, мы все наверху, на неудобном скользком склоне, поросшем осинами. Батюшкам приходится подниматься, чтобы окропить нас, к нашей радости, освященной водой.

А теперь мы все идем на поляну — там праздник продолжится. Сначала, конечно, подкрепимся — после такой дистанции! Борщ, пироги и чай — даром. А потом — концерт: посреди поляны сцена и много скамеек. Перед концертом к нам обращается Ирина Заславская — супруга отца Алексия. Она говорит о будущем. О том, что и село будет стоять, и храм возродится во всем своем благолепии, и сюда, в это святое место, будут приходить и приезжать люди — если с нами Бог, если мы сохраняем духовную преемственность, принимаем свет и передаем его следующему поколению.

На сцене — местный фольклорный мордовский ансамбль «Кучугуры». Звучит он так, как исстари положено: во всех окрестных селах должны знать, что в Оркино запели. За «Кучугурами» на сцену выбегают «Искорки» — детский ансамбль из соседнего села Озерки, затем поют Наталья Токарева, Елена Ушакова, Альбина Алпатова, Екатерина Морозова — в общем, талантов хватает, но особый подарок для всех — выступление Архиерейского мужского хора под управлением Александра Занорина.

А мы меж тем знакомимся с Куликовыми — Николаем Григорьевичем и Любовью Афанасьевной. Они родились и выросли и всю жизнь свою живут в Оркино:

— Я совсем еще маленький был, мы с мамой приходили сюда, на родник,— рассказывает Николай Григорьевич.— Люди за этим местом ухаживали: обновляли колодец, поставили крест. Крест меняли — примерно раз в десять лет. Василий Иванович Мигачев, известный человек, бригадир, орденоносец, особенно заботился об этом месте. А сейчас сын его, Сергей Васильевич, обустраивает Холодный родник (в нескольких километрах от этого.— М.Б .).

Любовь Афанасьевна дополняет:

— Когда случалась засуха, люди собирались, шли сюда, молились, просили дождя. И помогало!

Супруги Алпатовы, Сергей и Альбина — по профессии архитекторы и дизайнеры. Они переселились сюда, в Оркино, из Покровска (Энгельса) несколько лет назад — с двумя тогда еще детьми, а теперь у них четверо. Алпатовы — самые деятельные помощники отца Алексия. По словам Сергея, село для них — это не бесперспективный тупик, а, напротив, возможность полноценной плодотворной жизни в будущем:

— Мы нацелены именно на семейную жизнь, то есть не такую, как в городе, где человек целиком уходит в работу, а семья, меж тем, разваливается, а такую, где семья и дети у человека на первом плане. Село предоставляет возможность жить именно так.

Кстати, отец Алексий и его супруга Ирина Леонидовна — они вообще москвичи. И вот уже одиннадцать лет как трудятся в саратовской глубинке… Глубинка того стоит. Потому что она — живая и неотъемлемая часть России — святого для нас места во Вселенной. Простите уж за пафос. Бывают минуты, когда такие вещи очень хорошо чувствуются.

Фото Андрея Гутынина

Газета «Православная вера» № 15 (611)

[ Марина Бирюкова ]
 
По теме
Сейчас время Великого поста — слова богослужений приобретают покаянный характер, сами службы становятся длиннее.
Священник Роман Болотнов провел для сотрудников полиции беседу «Час веры» - Газета Аткарская газета Вчера, 28 марта иерей, благочинный Аткарского округа Роман Болотнов и начальник районного О МВД Алексей Соловьев организовали для сотрудников полиции мероприятие «Час веры».
Газета Аткарская газета
В центре Саратова полыхал частный дом - ИА Версия-Саратов © ИА «Версия-Саратов» В Саратове сегодня полыхал частный дом № 19 по улице Хвалынской (рядом с пересечением улиц Чапаева и Большой Горной).
ИА Версия-Саратов
Профориентация в ЦОД Галактика-64 - Вавиловский университет В рамках смены Вавиловского университета в центре одарённой молодёжи Галактика-64 преподаватель кафедры "Лесное хозяйство и ландшафтное строительство" Козаченко М.А.,
Вавиловский университет
Выездное мероприятие сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России - Городская больница №9 С 26 по 28 марта 2024 г в Саратовской области МЗ РФ организовало проведение выездного мероприятия сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России по оказанию организационно-методической помощи по профилю "терапия и профилак
Городская больница №9
В главном корпусе Ртищевской районной больницы заменят лифт-долгожитель - Министерство здравоохранения При замене лифтов используется комплексный подход, проекты зачастую включают не только замену лифта, но также учитывают и необходимость проведения ремонтных, отделочных работ и обновления инженерных сетей.
Министерство здравоохранения
СКАЖИТЕ «НЕТ» ТУБЕРКУЛЁЗУ, СКАЗАВ «ДА» ЕГО ПРОФИЛАКТИКЕ - Балаковские вести Всемирный День борьбы с туберкулёзом в этом году выпал на 24 марта. Туберкулёз является одной из 10 основных причин смерти во всём мире, входит в перечень социально значимых заболеваний и представляющих опасность для окружающих.
Балаковские вести
Акция - Вавиловский университет В период времени с 18 по 29 марта 2024 года на территории Марксовского района проходит первый этап общероссийской акции "Сообщи где торгуют смертью".
Вавиловский университет