Утро понедельника, к тому же очень холодное. Старинный трехпрестольный храм, окруженный со всех сторон кладбищем и сохранивший дух прежних веков (в советское время он не закрывался). Казалось бы, и время, и место, совершенно не подходящие для праздничной суеты. Но люди, пробирающиеся по отсыревшей кладбищенской тропке к церковной ограде, собираются именно на праздник, на торжество. С улыбкой узнают друг друга прихожане и сотрудники разных храмов, суетятся иподиаконы, стоят вереницей первоклашки православной гимназии. В храме можно встать, не протискиваясь, но уже довольно тесно.
Практически каждый год торжественное богослужение в Успенском соборе в этот день возглавляет Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Сегодня Литургию служат вместе три архиерея — Митрополит Лонгин, Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, Епископ Сердобский и Спасский Митрофан. В этом году праздник особенный — после Божественной литургии часть мощей святителя Иннокентия помещают в специальный ковчег, заливают воскомастихом и передают Саратовской епархии. Не на время, не для путешествия — насовсем.
— Почитание святителя Иннокентия — залог не просто общения, но и духовной близости саратовской и пензенской паствы, — отметил в слове к собравшимся Митрополит Лонгин. — Для Саратова, города, исторически небогатого святынями, этот мощевик станет одной из наиболее почитаемых святынь.
Вспоминая о духовном пути святителя, Владыка отметил, что он был, в первую очередь, человеком деятельной и живой веры.
— Мы все нуждаемся прежде всего не только и не столько в проповеди словами, сколько в научении жизнью, — сказал архипастырь. — «Слова назидают, а дела влекут», — гласит старинная пословица. И действительно, для человека важно не только услышать или прочитать что-то, пусть даже важное и глубокое, но и своими глазами увидеть того, кто это важное положил в основу своей жизни и смог прожить ее согласно Евангелию. Казалось бы, семь месяцев пребывания святителя Иннокентия на архиерейской кафедре — это очень маленький срок, однако паства на протяжении многих десятилетий помнила своего смирного, тихого, молитвенного архипастыря. Дай Бог, чтобы люди, поклоняясь святыням, не только просили бы для себя чего-то, пусть даже доброго, нужного, полезного, важного. Дай Бог, чтобы мы помнили о тех, кому молимся, чьего молитвенного предстательства ищем, и старались бы, взирая на их святые мощи, подражать их вере и жизни.
В дар Саратовской епархии Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим также передал образ святителя Иннокентия. Перед ковчегом с частью мощей был совершен молебен.
...Нам было пора возвращаться в Саратов, храм пустел, еще сохраняя, кажется, в своих округлых сводах отзвуки прошедшей службы.
— Жизнь святителя Иннокентия как-то по-новому открывается, когда осознаёшь, что это не древний пустынник, а достаточно близкий к нам по времени человек, — поделилась с нами прихожанка одного из пензенских храмов, Елена. — Я пришла в Церковь как раз в тот год, когда обрели его мощи, но ни это событие, ни последовавшая затем канонизация на меня тогда не произвели впечатления. Казалось, что ехать надо к каким-то другим святым — к преподобным. А потом мне как-то попалась на глаза подборка его писем, которая меня просто поразила своей естественностью и благородством. А еще потрясла та самоотдача, с которой он жил в Церкви — не жалея себя, не прикрываясь своими немощами и нездоровьем.
Ковчег решили везти по маршруту, который когда-то проделал во время своей архипастырской поездки сам святитель Иннокентий: Сердобск — Ртищево — Екатериновка — Аткарск — Петровск — Татищево — Саратов. Это не только историческое напоминание, но и возможность для многих людей поклониться святыне.
На территории Саратовской митрополии верующие встретили мощи святого 24 октября — во время Божественной литургии в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского города Ртищево. Затем святыня побывала в других храмах по пути следования. В Покровский храм Саратова ковчег будет принесен 28 октября; состоится всенощное бдение, которое возглавит Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. В Покровском храме святыня будет пребывать до вечера 29 октября. Местом ее постоянного пребывания станет Свято-Троицкий кафедральный собор Саратова.
* * *Святитель Иннокентий (Смирнов) родился 30 мая 1774 года в селе Павлово (ныне — г. Павловский Посад) в семье бедного дьячка. Родители стремились дать мальчику хорошее образование, которое в XVIII веке было доступно немногим.
Будущий святитель обладал незаурядными способностями, благодаря которым уже в 29 лет стал профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии. Святитель Иннокентий все свои силы отдавал на то, чтобы устранить негативные последствия церковной реформы Петра I: вернуть в систему духовного просвещения живое религиозное содержание, избавиться от элементов католической и протестантской философии, построить обучение на основе православного богословия. Непосильные нагрузки серьезно подорвали его здоровье — он заболел чахоткой.
В результате конфликта с могущественным чиновником того времени — князем А. Н. Голицыным, возглавлявшим Министерство духовных дел и народного просвещения, — архимандрита Иннокентия удалили из столицы и назначили на Пензенскую и Саратовскую кафедру. Епископская хиротония произошла 3 марта 1819 года в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга.
В связи с состоянием здоровья новый архиерей прибыл в Пензу только 21 июня. Несмотря на недомогание, он проявил усердие в своих архипастырских трудах. Владыка предпринял поездку по епархии, в ходе которой посетил и второй кафедральный город — Саратов. О богослужении в саратовском Троицком соборе святитель писал духовной дочери — княгине Софье Сергеевне Мещерской: «Хотелось обнять всех и во едином союзе возвеличить беспредельно Великого». Архипастырь отмечал, что не только собор, но и притвор, крыльцо были заполнены людьми. На следующий день, уже на будничной службе, епископ снова увидел множество народа и, радуясь такому усердию паствы к богослужениям, с теплом наставлял прихожан в духовной жизни.
С восторгом и умилением вспоминал святитель о том почитании и любви, с которыми встретила его саратовская паства: «В вечер приезда я думал об отдыхе с дороги, но сверх чаяния, из деревень, мимо коих я ехал, народ выходил на дорогу смотреть, а другие бежали к церкви, чтоб ближе видеть меня — за две или за три версты расстоянием от церкви. Когда же подъехали к церкви, не скажу тысячи, а многие сотни стояли в ожидании; на колокольне звонили во вся. Священник со крестом на крыльце церковном стоял в облачении с прочим причтом. Что ж в таком случае делать? При всей усталости — должно было встать, одеться у кареты, идти в церковь. Боже мой! Так почитают и грешников, облеченных саном священным! И окаянный Иннокентий должен был благословлять окаянною рукою многие сотни людей — может быть, и праведных!».
Во время этой поездки по епархии болезнь святителя Иннокентия сильно обострилась, и он вынужден был вернуться в Пензу. 10(23) октября 1819 года он отошел ко Господу.
Подготовка к канонизации святителя началась уже в конце XIX века, но большевистский переворот прервал эту работу. В 1990-е годы в Пензенской епархии был возобновлен сбор материалов к прославлению. 3 сентября 1998 года были обретены святые мощи почившего архипастыря, а 20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, святитель Иннокентий был причислен к лику святых для общецерковного почитания как «праведник, почитаемый за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству». В 2016 году имя святителя Иннокентия было включено в Собор Саратовских святых.
Фото Александра Курочкина
Газета «Православная вера» № 20 (592)
[ Яна Конченко ]