Модернизируя строй

01.02.10 09:20

Какая политическая система нам нужна. Часть I

На минувшем заседании Госсовета впервые во весь голос была озвучена необходимость не только экономической, но и политической модернизации страны. И хотя никто еще сегодня толком не объяснил, что подразумевается под словом «модернизация», необходимость в политической реформе назрела давно. В предлагаемой читателям серии коротких очерков автор намерен поделиться своими мыслями о возможных путях реформы (модернизации) политической системы.

Если ограничиться периодом, равным последним ста годам, то в России существовало не более трех политических систем. Первая (назовем ее самодержавной) формировалась в течение 300 лет и была ликвидирована в феврале-октябре 1917 года. Вторая (назовем ее партийно-советской) сложилась в первые два десятилетия после октябрьской революции и просуществовала чуть более 70-ти лет. Третья (назовем ее постсоветской) в общих чертах оформилась после референдума в декабре 1993 года, когда была принята новая редакция Конституции РФ. За минувшие 15 лет данная система подвергалась неоднократной перестройке, пережив как минимум три этапа реформирования.
Но прежде чем кратко остановиться на характеристике каждой из перечисленных выше систем, особо отметим, что, в отличие от других стран, наша политическая система в большинстве случаев вы¬страивается под лидера и часто зависит от его авторитета в обществе.
В 1912 году вся Россия отметила 300-летие Дома Романовых. К этому времени Российская империя достигла пика своего развития. До Манифеста от 17 октября 1905 года Россия была той самой, ничем и никем не ограниченной, монархией. После Манифеста в стране были введены основные конституционные (без наличия Конституции) свободы — свобода слова, печати, веры, собраний, союзов, партий и т. д. Однако главным достижением стали выборы и созыв I Государственной Думы, но как законосовещательного органа при царе.
Какой же она была — политическая система Российской империи до февральской буржуазно-демократической революции?
Если кратко, то в начале XX века Российская империя была абсолютной монархией. Император передавал свою власть по наследству. Главой Правительства являлся назначаемый царем председатель Совета министров.
Государственная Дума имела законодательные права, которые ограничивались требованием обязательного утверждения принятых царем законов, признанием за ним неограниченной законодательной инициативы, монополии на издание Основных государственных законов, прав чрезвычайного законодательства. Бюджетные прерогативы Думы нарушались правом царя на чрезвычайные, военные расходы и займы. Декларированные права граждан России (неприкосновенность личности, свободы слова, печати и т. д.) могли быть отменены на основе военного и исключительного положения, вводимого царем. Царю принадлежало право руководства внешней политикой, объявления войны и мира. Основные государственные законы охраняли единство Империи, общегосударственным языком являлся русский язык.

Представительный орган власти был двухпалатным: верхняя палата — Государственный совет (половина членов Госсовета назначалась императором, другая половина — избиралась) и нижняя палата — Государственная Дума. Она избиралась по куриальной системе, выборы были неравными и непрямыми. Всего было учреждено четыре избирательных курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая.
По рабочей курии к выборам допускались лишь те рабочие, которые были заняты на предприятиях с числом трудящихся не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. В выборах не принимали участия женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Выборы были многоступенчатыми: депутатов избирали выборщики от избирателей — двухстепенными, а для рабочих и крестьян — трех- и четырехстепенными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30 тысяч, в рабочей — на 90 тысяч. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.
В первой Думе было 10 фракций. Самая крупная — Октябристы (правые центристы) — насчитывала 148 человек. Самая маленькая — польско-литовско-белорусская группа — 7 человек. При этом фракции не обязательно были партийными. Они могли формироваться и по отраслевому, и по национальному признаку.
Преамбула к Своду законов Российской империи просто очаровательна. Так ст. 1 Основных государственных законов гласит: «Государство Российское едино и неделимо». Далее следует, что «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Повиноваться ему не за страх, а за совесть сам Бог повелевает». Наконец, «особа государя императора священна и неприкосновенна». И хотя государь работает совместно с Госдумой и Госсоветом, тем не менее, ему принадлежит почин по всем предметам законодательства. Основные законы Империи могут быть пересмотрены парламентом только с согласия царя. О том, что государь является верховным главнокомандующим или «державным вождем» армии и флота, объявляет войну и мир, ведает внешней политикой, казнит и милует, мы уже говорили.
Особенностью этой системы, как следует из всего сказанного выше, был император-самодержец. Именно под него выстраивалась вся политическая система огромного государства. Все попытки реформировать его натыкались на жесткое сопротивление монарха. Недруги России прекрасно понимали, что государство, целиком и полностью основанное на самодержавной воле, может погибнуть, если этой воли положить конец.
Продолжение следует

Владимир ВОЛЬСКИЙ

 

 
По теме
В Балашове к акции по профилактике наркомании присоединились  участники общественного регионального движения «Юный друг полиции» и активисты Российского движения детей и молодежи «Движение первых».
Руководители объекта, ответственные должностные лица за антитеррористическую защищенность, собственную безопасность организации, работы с кадрами, совместно с руководителями охранных структур,
Максим Владимирович в  2007 году окончил Саратовский Государственный Медицинский Университет им.
Министерство здравоохранения
Медики «скорой» Базарно-Карабулакской больницы возмутились лишением допвыплат - Четвертая Власть В правительстве РФ, видимо, про сотрудников «скорой помощи» просто забыли В Базарно-Карабулакском районе Саратовской области сотрудники «скорой помощи» сделали видеообращение к президенту Владимиру Путину из-за неполу
Четвертая Власть
JPG Файл - МО МВД по ЗАТО п. Светлый В рамках акции "Сообщи, где торгуют смертью", с целью привлечения общественности к участию в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, сбора  оперативно-значимой информации,
МО МВД по ЗАТО п. Светлый