Психиатр о волне нападений на школы: “Реальные таланты не позволяют завоевать популярность среди сверстников, поэтому дети начинают совершать бессмысленные поступки”

Фото: www.saratov.kp.ru
Что спровоцировало “колумбайн-эпидемию” в учебных заведениях [видео] Ксения КОНЮХОВА

Только на этой неделе в российских школах случилось три ЧП с применением оружия: в Перми , в Челябинской области и в Бурятии . Прямой связи между этими случаями нет: нападавшие не были знакомы между собой и не координировали свои действия. Во всяком случае, достоверных данных об этом нет.

- Не надо делать из этих случаев единый конгломерат: здесь нет единого центра, нет межрегионального организованного преступного сообщества, - заявил в эфире радио “КП” Михаил Игнатов, бывший оперативный сотрудник Регионального управления по борьбе с организованной преступностью. - Но у детей с нездоровой психикой после таких случаев начинается бравада — “тот подросток это сделал и прославился, и я тоже так могу”.

Вероятнее всего, нападавшие школьники вдохновлялись одним и тем же примером — массовым убийством в американской школе "Колумбайн" в 1999 году, где двое подростков Дилан Клиболд и Эрик Харрис застрелили 13 человек и ранили еще 24, а потом покончили с собой.

1999 год, ученица "Колумбайн" у здания школы оплакивает своих одноклассников, жертв массового убийства.Фото: EAST NEWS

Исследования в США (где стрельба в школах происходит регулярно — см. схему) показывают, что шансы на повторную трагедию в течение следующих двух недель составляют 22%. В России эта теория уже подтверждалась печальной практикой: в 2012 и 2016 годах самоубийство одного подростка спровоцировало целую эпидемию суицидов.

Почему подростки выбирают совсем не те примеры для подражания? Мы поговорили об этом с доктором медицинских наук Львом Пережогиным, ведущим научным сотрудником Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. Сербского.

Поделиться видео </> x HTML-код

Видео задержания подростка, напавшего с топором на школьников в Улан-Удэ. Подросток с топором и «коктейлем Молотова» напал на бурятскую школу. Смотрите, как задерживали девятиклассника

Школьники — больны, но им никто не помогает

Деталь, которая уже вызвала бурю возмущения в соцсетях: один из школьников, устроивших бойню в Улан-Удэ за неделю до всего этого проходил проверку у школьного психолога. Подросток ответил на все вопросы теста, получил заключение, что с ним все в порядке, после чего его отпустили на все четыре стороны.

- Психические расстройства есть почти у 10% российских школьников, - приводит статистику Лев Пережогин. — У кого-то дефицит внимания с гиперактивностью, у кого-то неврозы, у кого-то что-то похуже. Эти дети больны, ими должен кто-то заниматься. Но школьный психолог не является врачом, и возлагать эту обязанность на него — большая ошибка. Он не знает патологию психического развития и психики. Покажи ему бредового больного — психолог скажет, что это у него такой оригинальный взгляд.

Один из школьников, устроивших бойню в Улан-Удэ за неделю до всего этого проходил проверку у школьного психолога.Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

К более серьезным специалистам не готовы обращаться уже сами родители — боятся, что ребенка поставят на психиатрический учет, а это обернется для него большими проблемами.

- Именно поэтому все эпизоды психического нездоровья ребенка пропускаются на один чих, - уверен эксперт. - Пока у нас не будет национальной кампании, пока президент и премьер лично не придут на прием ко врачу-психиатру и не покажут, что ничего страшного нет, что никакого психиатрического учета никому не грозит, у нас будут выдумывать всё, что угодно.

Минута славы

Другая причина, по которой дети копируют "колумбайн" и суициды - это жажда внимания и славы. Часто такие подростки недополучают внимания даже от своих собственных родителей, не то что от сверстников.

- Часто в подростковой среде реальные таланты не позволяют завоевать статус, поэтому дети начинают совершать бессмысленные поступки в поисках внимания, - говорит психиатр. - Отсюда эта волна — дети сидят на краю крыши и фотографируются. Катаются на железнодорожных вагонах и участвуют в “группах смерти”. Убивают других детей, животных, снимают эти изощренные пытки на видео и выкладывают в интернет, не понимая, что правоохранительные органы их вычислят за пять минут. Главное — отметиться чем-то настолько вызывающим, чтобы получить свою минуту славы и признания.

При этом даже если у подростка есть реальные способности к чему-либо, часто он не может их развить — либо нет подходящих педагогов, которые заметят его талант; либо само окружение не даст ему проявить себя.

- Моя дочь занимается профессионально искусством, и ее учитель рисования хотел дать ей индивидуальные задания, - приводит свой собственный пример Лев Пережогин. - Но другие родители сказали, что это унижает других детей. Если ты объективно в чем-то лучше, как это может унижать остальных? Но сегодня в нашем менталитете - дешевая уравниловка. Хороший мальчик, который плох по русскому языку, но хорош в беге с барьерами, никому ничего не докажет в школе.

Не сдашь экзамены - сопьешься?

Получается замкнутый круг. То, в чем у ребенка талант, никому не нужно, а всеобщее внимание привлекают совсем другие вещи и люди. В школе постоянные перегрузки, учителя и родители долбят оценками и экзаменами, но забывают, что сами по себе оценки и ЕГЭ не гарантируют хорошей жизни.

- У большинства наших подростков такая установка: нет шансов выбраться в лучшую жизнь, социальные лифты у нас не работают, - утверждает эксперт. - Даже если родители стараются пробиться куда-то и что-то сделать для своего ребенка, все это зачастую ограничено возможностями их кошелька. Даже если ты поступишь в хороший вуз, никто не гарантировал тебе ничего, лучше места уборщицы в супермаркете. Подросток зачастую не видит смысла сдавать ЕГЭ и хорошо учиться. Те дети из пермской школы, которые стояли на учете в полиции, — какие у них были перспективы? Сидеть и пьянствовать? И ведь у огромной части молодежи, особенно в депрессивных регионах, это наиболее вероятный вариант развития событий.

Что хорошо, что плохо

У подросткового организма есть чисто физиологическая особенность: очень обостренное восприятие всего, что происходит в мире. В этом возрасте ребенок остро переживает каждый конфликт в своей жизни. И это не только личные драмы и стычки, но и более глобальные противоречия. Например, когда то, что учителя и родители говорят одно, а делают другое. Когда в школе и дома ему вдалбливают одни ценности, а реальный вес в жизни получают совсем другие слова и поступки.

- Все эти противоречия приводят к тому, что у подростка копится агрессия, возмущение окружающим миром, - заключает Лев Пережогин. - Но никто не учит его справляться с этим стрессом. Да что там - сами взрослые часто не могут ничего с этим поделать.

Поделиться видео </> x HTML-код

Очевидцы о нападении в школе Улан-удэ. В соцсетях поползли слухи о том, что школьники якобы знали о готовящемся нападении. Якобы одна из родительниц написала в вайбере, что дочка якобы рассказала ей, что к ней под