Готовы ли саратовцы оплатить модернизацию «Водоканала»?

Готовы ли саратовцы оплатить модернизацию «Водоканала»?
Готовы ли саратовцы оплатить модернизацию «Водоканала»?
Готовы ли саратовцы оплатить модернизацию «Водоканала»?
Готовы ли саратовцы оплатить модернизацию «Водоканала»?
Готовы ли саратовцы оплатить модернизацию «Водоканала»?
Готовы ли саратовцы оплатить модернизацию «Водоканала»?
Готовы ли саратовцы оплатить модернизацию «Водоканала»?
Готовы ли саратовцы оплатить модернизацию «Водоканала»?
Фото: www.reporter64.ru

Передача «Саратовводоканала» в концессию с последующей заменой сетей приведет к росту тарифов на водоснабжение в 2017-2020 годах. По подсчетам регионального Минстроя, он может достигнуть 9,22%, в зависимости от предоставляемой услуги (ранее для саратовского региона предельный рост тарифов на ЖКХ на 2018 год был утверждён в размере 3,5%). В общем, чуда не произошло и гражданам все-таки придется платить за воду больше, чтобы изношенные до последней степени городские коммуникации не вышли из строя окончательно. Перспектива крайне неприятная, но, кажется, неизбежная. Остается лишь надеяться, что эти деньги горожан будут осваиваться с толком и в их же интересах.

Ведь не исключено, что нагрузка на сети «Водоканала» будет с годами возрастать за счет населения области по мере создания агломерации. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, «на селе» в России проживают 15 миллионов «лишних» людей, которые для производства сельскохозяйственной продукции, с учетом новых технологий, больше не нужны. По его мнению, выход – именно в создании агломераций, которые помогут найти себе применение незанятым гражданам.

Так что вполне возможно, что в Саратове станет поплотнее, и городскому руководству придется прилагать максимум усилий для налаживания хозяйства. Пока в «Национальном рейтинге мэров» Михаил Исаев на 65-м месте. Но он только начал работать. Первыми шагами главы областного центра в новой должности стали рокировки руководителей районов города, глав комитетов, изменение структуры администрации, введение нерегулируемых тарифов на автобусных маршрутах, призыв к горожанам помочь с уборкой снега. В верном ли направлении движется мэр? Спросим у экспертов – известных политиков, депутатов, общественников. К ним три вопроса:

1) Как вы относитесь к перспективе повышения в Саратове тарифов на воду в целях модернизации изношенных сетей «Водоканала»?

2) Согласны ли вы с Сергеем Собяниным в том, что в сельской местности есть «лишние» люди, и для решения вопроса необходимо создание агломераций? Насколько эта проблема актуальна для такого аграрного региона как Саратовская область?

3) Как вы оцениваете первые шаги Михаила Исаева в должности главы Саратова?

Зинаида САМСОНОВА, председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Саратовской области, депутат областной думы

1) Вопрос передачи «Саратовводоканала» в концессию – это же не просто чье-то желание. Предприятие в его сегодняшнем состоянии является угрозой для города. По качеству питьевой воды и потерям на коммуникациях Саратов оказался в аутсайдерах экологического рейтинга. Необходимы колоссальные денежные средства для радикального изменения ситуации. Если посчитать, какой ущерб сегодня наносят постоянно «взрывающиеся» трубы, из-за которых мы вынуждены раз за разом выделять деньги на ремонт дорог, то станет понятно, что масштабная замена коммуникаций просто необходима. Сегодня мы сначала ремонтируем, потом вскрываем, потом снова ремонтируем. Это такая бездонная бочка, в которую уходит городской бюджет. Значительно снизив износ на сетях, мы, наконец, сможем решать многие социальные проблемы, сможем направить средства на создание той самой комфортной городской среды, о которой сегодня так много говорят. Конечно, очень неприятная ситуация с ростом тарифов. Но, боюсь, без этого не обойтись. И если мы хотим, чтобы город развивался, то, наверное, мы должны это принять. И тут серьезная зона ответственности теперь возникает у городской власти. Если повышаются тарифы, принимаются обязательства по модернизации коммуникаций, должен быть серьезный контроль. Чтобы не получилось так, что сначала меняет трубы водоканал, а через год – энергетики, и снова бесконечная стройка на дорогах. Город должен руководить этими процессами, синхронизировать их. Схемы и графики замены коммуникаций водоканала, тепловых сетей должны лежать на столе у мэра города или его заместителя. И только после согласования с городом можно проводить все работы.

2) Я бы этот вопрос разделила. Если Собянин говорит о невостребованности жителей в сфере выращивания и переработки сельхозпродукции, возможно, это данные какого-то мониторинга, исследований, которые проводились. Но нельзя сказать, что есть «лишние» люди. «Лишних» людей нет нигде. Тема агломерации сегодня набирает серьезные обороты. Это мировой тренд. Весь мир идет в этом направлении. И если мы тоже не будем стремиться к этому, то, отставая уже сейчас на 20-30 лет в развитии экономики от ведущих стран, только увеличим это отставание в будущем.

Люди должны быть мобильными. Но для того, чтобы сейчас обеспечить работой всех, кто не занят в экономике на селе, нужно поднимать производства в крупных городах, которые станут центрами агломераций, нужно строить муниципальное жилье по найму для тех, кто переезжает. Это очень серьезная программа, но этим нужно заниматься. Люди могут остаться жить в сельской местности, но работать в городах, входящих в агломерацию, а для этого нужна инфраструктура. Ведь необязательно переселяться, если есть современная трасса и в течение часа можно добраться до места работы. Для развития агломераций необходимо строительство современных железных дорог, скоростных поездов. В Японии сегодня поезда развивают скорость 500 км в час, в Германии, Испании – 350 км в час. Эти страны серьезно подходят к вопросам развития агломерации, и здесь действительно границы стираются. Там, где рядом с поселением есть скоростная железная дорога, люди могут работать в любом городе. Говорить об агломерации нужно, но если это делать, то и подход нужен серьезный.

3) На сегодняшний день, думаю, что давать какие-либо оценки преждевременно. На мой взгляд, год – это минимальный срок, по истечении которого можно судить об эффективности работы того или иного руководителя.

Николай СКВОРЦОВ, председатель группы по подготовке экспертных заключений Общественной палаты Саратовской области

1) Отремонтировать водопроводные сети в Саратове возможно только, затратив значительную сумму. Таких денег в "Водоканале" нет, из бюджета города отремонтировать сети точно не получится - средств в нем недостаточно. Остаются два пути: повышение тарифа или разработка Федеральной целевой программы по ремонту сетей и включение нашего города в эту ФЦП. К сожалению, на данный момент целевой программы федеральным центром не предусмотрено. Поэтому выбран единственно возможный путь - передача сетей в концессию и постепенное повышение тарифа на услуги "Водоканала". Если этого не сделать, то в самой ближайшей перспективе мы не сможем получать в свои дома и квартиры воду. Важно в этой связи регулярно осуществлять жесткий контроль за действиями концессионера, чтобы собранные с граждан денежные средства в виде увеличенного тарифа на воду ушли строго по назначению, а инвестпрограмма "Водоканала" была реализована в полном объеме.

2) К сожалению, такого объема информации по всей России, которым располагает мэр столицы, у меня нет, соответственно, без анализа массива данных делать выводы лично мне преждевременно. То, что село постепенно погибает, это факт. Поэтому, создание агломераций, вероятно, сможет решить проблему безработицы на селе.

3) Новая метла по-новому метёт. Это нормально. Совершенно закономерно, что руководитель приводит с собой свою команду, расставляет ее и принимает новые управленческие решения. Эффективность этих решений и всей команды можно будет оценить только спустя время.

Александр ЕРМИШИН, руководитель саратовского городского отделения партии «Яблоко» и общественного движения «Жить здесь»

1) Как может нормальный человек относиться к тому, что что-то, чем он пользуется в ежедневном режиме, дорожает?! Конечно, отрицательно. Я бы предпочел, чтобы тарифы, по крайней мере, не повышались.

Мне трудно судить об экономической обоснованности действующего тарифа, в этом нужно досконально разбираться. Но если предположить, что он не позволяет обеспечить денежный поток, необходимый для реализации заявленной инвестиционной программы, то повышение действительно напрашивается.

Бюджетные реалии, а также фактическое состояние сетей и оборудования «Саратовводоканала» состоят в том, что объем требуемых инвестиций (более 6,2 млрд. руб.) есть половина годового бюджета муниципалитета. В условиях его, бюджета, закредитованности и наличия массы других проблем, которые требуют решения, концессия – это, пожалуй, единственный способ для муниципалитета и региона реализовать инвестиционную программу. Если, конечно, не считать средства федерального бюджета, но мы знаем, что здесь другие приоритеты: благоустройство, новый аэропорт и т.д. Таким образом, повышение тарифа на водоснабжение и водоотведение приходится воспринимать как неизбежное зло.

Повторюсь, что не готов комментировать конкретные цифры, кроме очевидного замечания, что да, действительно, 9,22 практически в 3 раза больше, чем 3,5. Но хочу обратить внимание на то, что нам пока озвучены предварительные цифры на период 2018-2020г., тогда как дисконтированный период окупаемости проекта согласно той же инвестиционной программе составляет 11 лет. Что будет с тарифом после 2020 г. не совсем понятно. Впрочем, так можно сказать обо всем. Столь длинные прогнозы в нашей стране дело совершенно неблагодарное.

2) Стремление эвакуировать 15 млн. «лишних» россиян, проживающих «на селе», но не задействованных в непосредственном производстве с/х продукции, в агломерации, оставив, видимо, только бездетных, не болеющих и не интересующихся ничем, кроме трактора трактористов и комбайнеров, весьма революционно. А вернее говорит о весьма специфическом представлении о том, из чего должна состоять жизнь человека в XXI веке. Возить вахтовым методом из «саратовской агломерации» в районы области на с/х работы по примеру нефтяников теоретически можно, но не нужно. Нужно стремиться создавать цивилизованные условия, подчеркиваю, во всех аспектах современной жизни, в местах, находящихся на разумном удалении от мест приложения труда.

Однако я соглашусь с тем, что задачи сохранить каждый населенный пункт на карте России и региона стоять не должно. Обеспечить за разумные бюджетные траты приемлемый уровень здравоохранения, социальной, образовательной и культурной сферы, транспортной инфраструктуры и т.д. возможно только в местах концентрированного проживания населения. Поэтому я бы сосредоточился как раз на малых городах. Что касается Саратовской области, то кроме районных центров, это могут быть еще 2-3 «базовых» населенных пункта в каждом районе. Нужно смотреть подробно и тщательно. На карте области есть населенные пункты, в которых проживает в лучшем случае несколько десятков человек, и «размазывать» бюджет столь тонким слоем, действительно, бесперспективно.

Речь не должна идти, разумеется, о каких-то срочных и пожарных мерах, но обозначить приоритеты развития вполне можно. Но, повторюсь, речь должна идти о концентрации населения в малых городах с соответствующим изменением бюджетной политики в пользу муниципалитетов, а не о суперконцентрации в агломерациях со всеми сопутствующими проблемами.

3) Первые шаги нового главы города вполне традиционны. С новым главой приходит новая команда, или, по крайней мере, существенно перетрясается старая, даже несмотря на то, что все это происходит в рамках одной политической силы. Какие-то отставки и назначения были для меня очевидны, например, в сфере благоустройства, какие-то не очень. Я не великий специалист в аппаратной борьбе. Какие-то решения, например, с введением нерегулируемых тарифов на автобусных маршрутах, были приняты явно, что называется, «по инерции». Бюрократическая машина инерционна, вряд ли это решение внезапно родилось в голове нового градоначальника. Разговоры об этом ходили давно.

Лично для меня первым шагом господина Исаева, который коснулся меня непосредственно, была его встреча и знакомство с городской общественной палатой то ли на второй, то ли на третий день после его вступления на должность еще в качестве ИО. Первое и единственное пока впечатление было благоприятным.

Что касается призыва к горожанам помочь с уборкой снега, то это для наших градоначальников как поздороваться. Мы и так ежегодно чистим снег каждый в меру своих представлений о целесообразности и разумной необходимости. Для того, чтобы мы приложили некие дополнительные усилия в благоустройстве нашего города, призывов со стороны власти недостаточно. Во-первых, авторитет городской власти низок сам по себе, а во-вторых, вовлекать горожан нужно не в качестве лопаты с ногами, а в качестве равноправного субъекта в вопросах развития и обустройства города по всем направлениям. Кто бы подсказал Михаилу Александровичу, там бы и с рейтингом наладилось…

Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ, общественник, «ветеран гражданского сопротивления»

1) Нашли чем нас пугать – ростом тарифов и цен..! С нами, потребителями услуг, налогоплательщиками, жителями-собственниками творят, что хотят, и сколько хотят и в какой хотят позе – вы что не видите как это происходит уже десятки лет? Причём наши сутенёры все свои издержки, включая миллионные долги, якобы не дополученные с нас, списывают всегда на нас же. Моя семья платит за холодную воду порядка 170-180 руб. в месяц. За последнее десятилетие эта цена выросла в 5 раз! А вы 9,22%...

Беда в том, что уже давно, чуть ли не советских времён, никаких программ ремонта, реконструкции и строительства новых сетей водопровода и канализации мы не видим – это же должны быть ТЭО, проектно-сметная документация, в частности на замену изношенных трубопроводов и арматуры, на ремонт и строительство различных инженерных сооружений, графики… Ещё в 1997-98 г.г. была утверждена областная программа реформирования ЖКХ. И тогда уже она вызывала критику, поскольку речь шла о не совсем внятных понятиях «оптимизация», «санация» с размытыми критериями оценок качества и укрупнёнными количественными показателями. Все программы и планы мероприятий заменили «чопики» - интересно, сколько тысяч дыр в трубах ими забили?

При отсутствии полноправных территориальных органов местного самоуправления (таких как управы в Москве) кто и как будет оценивать, контролировать многотрудный процесс модернизации тысяч километров внеплощадочных ВК-сетей и даже считать «чопики» - непонятно. Так что перспектива - в программе исполнения, а форма реализации вторична – концессия, так концессия!

2) Всё же зависит от того, какую политику проводить… Сама концепция глобализации, провозглашённая лет 40 назад и получившая название «теории золотого миллиарда», предполагает значительную ненужность подавляющего большинства живущих на планете людей. Соотношение З. Бжезинского 20:80 подходит практически для любой капиталистической страны, для любого региона, любых городов и весей… Присмотритесь – так и есть в Испании, в Саратове, в с. Кузебеевка! То есть мы уверено идём к тому, что ¾ людей реально не нужны делам, производству, жизни…

Так вот, северные корейцы, кубинцы, теорию Бжезинского опровергнут - их всех хватает и чтобы в армии служить, и чтобы всем впроголодь жить, где прикажут - в городах или сёлах. Привычка к «социальной пайке» и для нас во многом снимала остроту проблемы кризиса и прежде, когда мы жили при социализме, снимает и теперь, когда мы живём при феодализме и, по сути, мало чем отличаемся от крепостных крестьян. Проблема есть и её пытался решить в своё время П.А. Столыпин созданием экономических условий для расселения предприимчивых крестьян по сибирским просторам. И.В. Сталин – тоже, только условия расселения у него были больше принудительно-уничтожительного характера. Теперь вот, оказывается, С.С. Собянин – «большой учёный», в агломерации познавший толк…

3) Я никак не отношусь ни к рейтингу М. Исаева, ни к его шагам в качестве мэра, поскольку он и они (Исаев и его шаги) сохраняют ту систему общественных отношений в городе Саратове, которая не является конституционно полноправным и полноценным местным самоуправлением. Город Саратов последние 20 лет – это объект, в котором всё живое, включая деревья и людей, элементы лишние, оказавшиеся здесь по недоразумению. Был ли какой-то другой мэр, председатель горисполкома, который не призывал горожан выйти на улицы с лопатами, ломами и мётлами? Откликались ли на их призывы люди без принуждения со стороны «встроенных в вертикаль» разномастных начальников? Есть кто-то? Назову себя-любимого, уже постаревшего, но из года в год пытающегося благоустроить свой двор (не частный), тротуар, газон возле дома. Назову Виктора Васильевича из соседнего дома, который в свои 80 заботится о небольшом уголке своего города. Назову Л.В. Виненко, которая содержит свой двор в ухоженности и порядке… Ещё могу назвать несколько подвижников, число которых невосполнимо, их становится всё меньше и меньше, как и примеров побед здравомыслия над произволами, творимыми изо дня в день в градостроительстве, ЖКХ, при так называемом «благоустройстве».

Если бы политиков, мэров и депутатов интересовали люди, как партнёры, как участники городской общественной жизни, разве такими были бы «публичные слушания», такой ОПщественная палата, таким Устав города, схема его административно-территориального деления, разве таким было бы доверие к мэру в глазах саратовцев? Пока «пришлость» правит бал в городе, она же гранты НКО раздаёт и оплачивает, она же рейтинги выставляет…

Анастасия МОСКАЛЕВА, координатор общественного движения «Открытая Россия» в Саратовской области

1) Безусловно, модернизация водопроводных сетей жизненно необходима городу. Они находятся в плачевном состоянии. Людям регулярно отключают воду по причине очередной аварии, которая выливается ещё и в уничтожение вновь уложенного асфальта, который никто потом не восстанавливает.

Но вызывает негодование идея вновь перенести все эти расходы на плечи наших граждан! Почему «Саратовводоканал» не занимался планомерной и постепенной модернизацией? Почему его руководители не формировали фонды для этих целей? Любой хозяйственник всегда знает о том, что рано или поздно ему необходимо осуществлять обслуживание и обновление оборудования и сетей. Это свидетельствует о полной некомпетентности руководителей организации как сейчас, так и в прошедшие периоды. И эта некомпетентность вызывает чрезвычайно серьёзные последствия для жителей города, а значит, разбираться с этим необходимо со всей строгостью вплоть до возмещения ущерба должностными лицами.

2) Идея Собянина понятна: его задача максимально расширить столицу и свою сферу влияния. Но для чего на самом деле нам нужны агломерации? Для ухудшения экологии? Для того, чтобы люди создавали больший спрос на товары и возвращали свои деньги в экономику и в бюджет? А кто предоставит им там работу и возможности?

Наша земля используется крайне нерационально. Во Франции, например, нет ни одного неиспользованного клочка земли. Везде что-то выращивают, пасут скот. И поэтому люди имеют доступ к качественным и недорогим продуктам. Наша же земля... Когда едешь по области, складывается ощущение, что мы отвергаем то, что подарила нам русская Природа. Земля заброшенная. А потом мы получаем полусьедобные продукты по грабительским ценам на наших прилавках. Люди нужны, чтобы возделывать эту землю! Дайте им работу и хлеба, а не кидайтесь модными словами.

3) Классическая схема любого нового чиновника - окружить себя доверенными людьми и переложить проблемы города на граждан и бизнес. Все. Больше ничего. Очень серо. Люди платят налоги для того, чтобы администрация занималась городским хозяйством. Вместо выполнения своих прямых обязанностей, людям с издёвкой предлагают заняться хозяйством самостоятельно. Возникает вопрос: для чего платить зарплату такому мэру и остальным чиновникам? Пусть они тоже сами как-то справляются. В городе масса нерешенных проблем. Неочищенные тротуары представляют собой опасность для людей, экологическая ситуация катастрофическая, памятники архитектуры разрушаются, водопровод прогнивший. Но переставлять кадры с места на место, видимо, важнее и интереснее.

Юрий СЛУДНИКОВ, Республиканский клуб

1) Саратовский водоканал прогнил весь. Прогнили старые трубы, прогнила система управления и руководство. Саратов - город, по которому постоянно где-нибудь текут ручьи из воды или бытовых стоков. Концессия свидетельствует о том, что и власти города не способны организовать работу водоканала по реконструкции сетей и по эффективному облуживанию. Иллюзия, что коммунальным хозяйством можно управлять с помощью планерок в мэрии, похоже, испарилась. Команды деловых и опытных производственников у властей не нашлось.

2) Я с уважением отношусь к градоначальнику Москвы г-ну Собянину. Он человек дела и много изменений прошло в столице под его руководством. Я понимаю, что его заботят проблемы рабочей силы в Москве. Для развития столицы и других мегаполисов требуется все больше рабочих рук. Но ведь Россия это не Москва и даже не мегаполисы. Любая страна держится на жителях сел, поселков и сельских райцентров. Село поставляет стране хороших солдат, оборотистых предпринимателей, пополняет загнивающую в третьем поколении городскую интеллигенцию. Обезлюдит село – конец России. Об этом говорит опыт всех без исключения цивилизаций, закончивших свой век.

Кроме того, говорить о лишних 15 млн. человек в сельской местности, когда пустуют еще большие земельные наделы, не достигнуто самообеспечение России некоторыми видами мяса, овощей и фруктов, просто близоруко. Тем более, когда в последние годы наметился подъем сельского хозяйства. Заманить сельчан в город можно, а переселить их обратно – нет. Это имманентный закон всех цивилизаций. Г-ну Собянину нужно осторожней быть с такими подходами. Критически прорабатывать подбрасываемые ему идеи и идейки. Нужно смотреть не только в сегодняшний день, а и в завтрашний и послезавтрашний.

3) С уборкой снега ничего не получится по причине недоверия граждан к властям. Нынешняя власть населению не подконтрольна и реально населением не избирается, отсюда и ее непопулярность. Граждане не знают размеров статей городского бюджета, как эти средства расходуются, не знают зарплаты чиновников и расходы на их содержание. Поэтому простой человек рассуждает так: я буду чистить снег, а они сэкономленные средства на уборку снега будут воровать. Поэтому обычный горожанин может только расчистить подход к своему подъезду и к своему автомобилю. И больше ни-ни.

Что касается перестановок, новых кадровых назначений, изменения структуры, то это не шаги. Шагами будут будущие действия по улучшению работы городского хозяйства, а пока это все по большому счету обычным гражданам не интересно.

Вот нерегулируемые тарифы для граждан новость существенная, и новость плохая. Дело в том, что транспорт в Саратове монополизирован. Вначале власти задавили и вытеснили с маршрутов под разными предлогами мелких перевозчиков в угоду приближенным к властям крупным автотранспортным предприятиям, которые от этого стали монополистами. А монополия вещь ужасная, от диктата их расценок никуда гражданам не уйти. Вот и будут монополисты-перевозчики в отсутствие конкуренции «стричь» малоимущие слои населения. Ведь имущие граждане, в том числе крупные чиновники и депутаты, ездят на своих автомобилях.

Михаил ЖУКОВСКИЙ, руководитель региональной рабочей группы Общероссийского народного фронта «Качество повседневной жизни»

1) Государственно-частное партнерство в сфере ЖКХ – нелегкая тема: отрасль предполагает колоссальные вложения, расходы, так или иначе, отразятся на конечном потребителе. О плачевном состоянии сетей нашего водоканала знает каждый житель Саратова. Есть ряд причин, усугубивших это положение – об этом тоже всем известно. Концессия, пожалуй, единственный реальный выход из ситуации. Учитывая объемы предстоящей модернизации, рост тарифов произойдет неизбежно. Но вместе с этим должно произойти и повышение качества услуг.

2) Сказано неуклюже. Такие выражения в отношении граждан публичному политику, чиновнику могут стоить рейтинга или даже карьеры. Что касается сути сказанного, то сельскохозяйственной отрасли, безусловно, нужна технологическая «перезагрузка», которая позволила бы сохранить миллионы людей в аграрном секторе и конкретно – в сельской местности. Относительно Саратовской области: эксперты Народного фронта неоднократно выходили с предложением о развитии кооперации в аграрном секторе. На региональном уровне профильное министерство также готово и оказывает помощь фермерским кооперативам. Считаю, что это одна из возможных точек роста для области, перспективное направление, в которое нужно вкладывать и силы, и средства.

3) Михаил Александрович с первых дней на посту показывает желание работать и решать те проблемы, которым раньше внимание не уделялось. Взять, например, инициативу по возврату земель в муниципальную собственность. Общественность поддержала этот шаг. Насчет введения нерегулируемых тарифов, здесь пассажиры проголосуют рублем и оценят перспективы таких нововведений. В остальном, как я уже говорил, наступающая зима проверит нового градоначальника и его команду на профпригодность.

 
По теме
Депутат Саратовской городской Думы, руководитель рабочей группы по вопросу «О передаче МУПП «Саратовводоканал» в концессию» Дмитрий Кудинов прокомментировал заключенное соглашение:
Ежегодно тонкий лед становится причиной гибели людей, чаще всего среди погибших оказываются дети, которые гуляют вблизи замерзших водоемов без присмотра родителей.
Максим Владимирович в  2007 году окончил Саратовский Государственный Медицинский Университет им.
Министерство здравоохранения
Медицинские учреждения Саратовской области готовы к паводку - Министерство здравоохранения      В ходе подготовки к прохождению паводка министерством здравоохранения области и подведомственными  медицинскими организациями  уточнены населённые пункты, которые могут быть подтоплены на период паводка,
Министерство здравоохранения