Радищевский музей открывает выставку одной иконы

Фото: izvestia64.ru


20 февраля в 16 часов в Петровском зале исторического корпуса Радищевского музея на Радищева, 39 состоится открытие выставки одной иконы. Сотрудники Радищевского музея и Хвалынского краеведческого музея расскажут о редком экспонате - иконе XVI века «Святой митрополит Петр Киевский и всея Руси», об истории реставрации и возвращения этой иконы в музейное пространство.

Этот образ был восстановлен реставраторами Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Москва), куда он попал в 1964 году. Одной из главных задач создания этого уникального музея было спасение древнерусских памятников из полуразрушенных храмов и местных музейных учреждений, которые не могли хранить подобные произведения. Его коллекция комплектовалась с 1950-х годов с помощью многочисленных экспедиций по прославленным российским религиозным центрам и местам, известным своими иконописными традициями. В Хвалынском краеведческом музее московские специалисты отобрали для своего собрания ряд икон XV – XVIII веков. Все иконы находились на тот момент в тяжелейшем состоянии. Происходили эти произведения из Черемшанских старообрядческих монастырей и скитов.

Хвалынское старообрядчество стало преемником известнейших монастырей, возникших в конце XVIII века в Заволжье, на реках Большой и Малый Иргиз. После их жестокого уничтожения в 1830–1840-х годах, в южные окрестности Хвалынска переместилась часть братии вместе с некоторыми реликвиями. Местные жители, сторонники старой веры с давнейших времен, способствовали организации старообрядческих монастырей в урочище Черемшан (по названию реки Черемшанки). Постепенно здесь сформировался крупнейший на то время в России старообрядческий центр Белокриницкого согласия, состоявший из ряда обителей и скитов. В Успенском мужском монастыре, а также во Введенском женском монастыре, по свидетельству посещавших их современников, хранились древние иконы. После закрытия черемшанских обителей в 1918-1920-х годах их реликвии частично были переданы в местный краеведческий музей.

Старообрядцы всегда дорожили древними реликвиями и памятниками дониконовского православия. Огромный вклад внесло старообрядчество в сохранение технологий древнерусского иконописания, отторгнутых в XVIII–XIX веках новым религиозным искусством, ориентированным на западные образцы. Благодаря особой заинтересованности старообрядцев в собирательстве древностей, до нас дошли многие произведения древнерусской культуры. Одним из таких памятников является представляемая икона из хвалынского музея.

Образ святого митрополита Петра Киевского и всея Руси (вторая половина XIII века – 1326) издавна почитается Русской православной церковью. Прежде всего, святой известен тем, что во время активной борьбы за великокняжеский престол в начале XIV века, которую вели Тверское и Московское княжества, он встал на сторону последнего, поддерживая сначала князя Юрия Даниловича Московского (1281 – 1325), потом Ивана Даниловича (Калиту) Московского (1283/1288 – 1340/1341). В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Ивана Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело огромное значение: тем самым митрополит предопределил будущее возвышение Москвы как центра всей России. По совету святителя в Москве в 1325 году была заложена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, в которой в следующем году он и был погребен. В 1339 году митрополит Петр был причислен к лику святых.

Усиливавшееся на протяжении последующего столетия почитание митрополита Петра способствовало политическому возвышению Московского княжества. В это время создается ряд известнейших его иконописных образов. В процессе сложения композиции высокого иконостаса икона с изображением святителя занимает одно из заглавных мест в деисусном ряду. Скорее всего, образ из хвалынского музея тоже некогда находился в составе деисусного чина иконостаса.

Само произведение представляет собой поясное изображение святителя, слегка развернутого и склонившегося вправо. В левой руке он держит закрытое Евангелие; правая рука развернута в молитвенном жесте. Но изначально это было изображение святого в полный рост, о чем свидетельствует состояние доски. Икону обрезали и надставили снизу и по бокам, что изменило изначальные пропорции произведения. Скорее всего, этот образ, происходивший из древнего иконостаса, прошел реставрацию в старообрядческой мастерской.

Колористическое решение памятника отличается праздничной декоративностью. Весь красочный строй определяет светоносный белый тон саккоса, омофора и клобука. Саккос изукрашен геометрическим узором из красно-зеленых, перекрещенных черными крестами кругов. Фон произведения обильно вызолочен. Лик святителя, в отличие от звенящего колорита облачения, написан в мягких полутонах, которые подчеркивают созерцательное состояние изображенного. Подобные колористические тенденции нарастают в древнерусском искусстве к концу XV века и наиболее ярко представлены в творчестве одного из самых известных иконописцев этого периода – Дионисия (около 1440 – 1502), и художников его круга. Сам Дионисий обращался к образу митрополита Петра, известна житийная икона кисти мастера 1580-х годов из Успенского собора Московского Кремля.

Саратовский зритель имеет уникальную возможность познакомиться с редчайшим произведением, в котором нашли свое отражение страницы истории российской государственности, православной и старообрядческой церквей, а также золотого периода древнерусского иконописания, - сообщает пресс-служба музея.

Последние новости Саратовской области по теме:
Радищевский музей открывает выставку одной иконы

Радищевский музей открывает выставку одной иконы - Известия Саратов
Радищевский музей открывает выставку одной иконы - Саратов
20 февраля в 16 часов в Петровском зале исторического корпуса Радищевского музея на Радищева, 39 состоится открытие выставки одной иконы.
17:14 19.02.2018 Известия Саратов
- Саратов
20 февраля в 16 часов в Петровском зале исторического корпуса Радищевского музея на Радищева,
15:51 19.02.2018 RiaSar.Ru
 
По теме
 
    2018 год отмечен чередой памятных дат, связанных с именами тех, кого мы называем основателями авторской песни у нас в стране - 80 лет со дня рождения выдающегося барда и актера Владимира Высоцкого,
23.06.2018
 
Так выглядит памятник в Великом Устюге. Фото: facebook.com/viktor.chuchin - Комсомольская правда «Комсомолка» попыталась разобраться, кем была Маруся Климова из знаменитого шлягера, которой недавно в Великом Устюге поставили памятник [видео] Евгений ЧЕРНЫХ «Мурка» - главный блатной шлягер СССР,
23.06.2018
Информация о состоянии жизнеобеспечивающих земляных насыпных перемычек (плотин) - Администрация Балаково В результате прохождения паводка 2018 года повреждения получили 8 из 12 гидротехнических сооружений (земляных насыпных перемычек (плотин)), влияющих на жизнеобеспечение населения,
22.06.2018 Администрация Балаково
Акцию "Свеча памяти" поддержали 50 жителей Саратова - ИА Взгляд-инфо Сегодня поздно вечером на Театральной площади Саратова прошла Всероссийская патриотическая акция "Свеча памяти", посвященная Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и событиям, случившимся 22 июня 1941 года.
21.06.2018 ИА Взгляд-инфо
Новости муниципальных образований - Администрация Энгельского района Новопушкинское МО В п. Новопушкинское состоялось заседание организационного комитета по вопросу подготовки к проведению Дня поселка, намеченного на 7 июля.
22.06.2018 Администрация Энгельского района
22 июня — девять дней со дня смерти Станислава Говорухина, «КП» публикует малоизвестные факты о самых знаменитых фильмах выдающегося режиссера Анна ВЕЛИГЖАНИНА На 83-м году жизни скончался Станислав Говорухин .
22.06.2018 Комсомольская правда
Кто-то до сих пор на гребне популярности, а кто-то забыт и никому не нужен Юлия МАЗУР Когда-то мы смотрели их клипы по музыкальным каналам каждый день по тысяче раз.
19.06.2018 Комсомольская правда
© Фотобанк СарБК - ИА СаратовБизнесКонсалтинг Сегодня - Международный Олимпийский день, День государственной службы ООН, Международный праздник музыкантов-народников – День балалайки, День изобретателя и рационализатора, Международный день вдов.
23.06.2018 ИА СаратовБизнесКонсалтинг
В чем причина разгрома аргентинской сборной на чемпионате в России Андрей ВДОВИН @av_esq Вся Аргентина с Диего Марадоной во главе возносила молитвы во спасение сборной.
22.06.2018 Комсомольская правда
Почему на ЧМ-2018 команды-фавориты не могут одержать победы [видео] Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin Чемпионат мира по футболу в России продолжает шокировать всех фанатов.
22.06.2018 Комсомольская правда
Поддержать мужей на чемпионате мира по футболу в Россию прилетела и «женская сборная»: «Комсомолка» выбрала самых ярких красавиц среди жен футболистов,
22.06.2018 Комсомольская правда
На завершение самых сложных саратовских долгостроев нужно более 4 млрд рублей - Четвертая Власть Дольщики ЖСК «Капитель» заявили Володину, что договоры, которые были заключены с ними, оказались фиктивными Договоры саратовских дольщиков с застройщиками проверят на фиктивность в Генпрокуратуре.
23.06.2018 Четвертая Власть
Огонь уничтожил дом в 100 квадратных метров Позавчера пожарные почти четыре часа тушили горевшую дачу в поселке Расловка-2 Саратовского района.
23.06.2018 Sarinform.Ru