Радищевский музей открывает выставку одной иконы

Фото: izvestia64.ru


20 февраля в 16 часов в Петровском зале исторического корпуса Радищевского музея на Радищева, 39 состоится открытие выставки одной иконы. Сотрудники Радищевского музея и Хвалынского краеведческого музея расскажут о редком экспонате - иконе XVI века «Святой митрополит Петр Киевский и всея Руси», об истории реставрации и возвращения этой иконы в музейное пространство.

Этот образ был восстановлен реставраторами Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Москва), куда он попал в 1964 году. Одной из главных задач создания этого уникального музея было спасение древнерусских памятников из полуразрушенных храмов и местных музейных учреждений, которые не могли хранить подобные произведения. Его коллекция комплектовалась с 1950-х годов с помощью многочисленных экспедиций по прославленным российским религиозным центрам и местам, известным своими иконописными традициями. В Хвалынском краеведческом музее московские специалисты отобрали для своего собрания ряд икон XV – XVIII веков. Все иконы находились на тот момент в тяжелейшем состоянии. Происходили эти произведения из Черемшанских старообрядческих монастырей и скитов.

Хвалынское старообрядчество стало преемником известнейших монастырей, возникших в конце XVIII века в Заволжье, на реках Большой и Малый Иргиз. После их жестокого уничтожения в 1830–1840-х годах, в южные окрестности Хвалынска переместилась часть братии вместе с некоторыми реликвиями. Местные жители, сторонники старой веры с давнейших времен, способствовали организации старообрядческих монастырей в урочище Черемшан (по названию реки Черемшанки). Постепенно здесь сформировался крупнейший на то время в России старообрядческий центр Белокриницкого согласия, состоявший из ряда обителей и скитов. В Успенском мужском монастыре, а также во Введенском женском монастыре, по свидетельству посещавших их современников, хранились древние иконы. После закрытия черемшанских обителей в 1918-1920-х годах их реликвии частично были переданы в местный краеведческий музей.

Старообрядцы всегда дорожили древними реликвиями и памятниками дониконовского православия. Огромный вклад внесло старообрядчество в сохранение технологий древнерусского иконописания, отторгнутых в XVIII–XIX веках новым религиозным искусством, ориентированным на западные образцы. Благодаря особой заинтересованности старообрядцев в собирательстве древностей, до нас дошли многие произведения древнерусской культуры. Одним из таких памятников является представляемая икона из хвалынского музея.

Образ святого митрополита Петра Киевского и всея Руси (вторая половина XIII века – 1326) издавна почитается Русской православной церковью. Прежде всего, святой известен тем, что во время активной борьбы за великокняжеский престол в начале XIV века, которую вели Тверское и Московское княжества, он встал на сторону последнего, поддерживая сначала князя Юрия Даниловича Московского (1281 – 1325), потом Ивана Даниловича (Калиту) Московского (1283/1288 – 1340/1341). В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Ивана Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело огромное значение: тем самым митрополит предопределил будущее возвышение Москвы как центра всей России. По совету святителя в Москве в 1325 году была заложена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, в которой в следующем году он и был погребен. В 1339 году митрополит Петр был причислен к лику святых.

Усиливавшееся на протяжении последующего столетия почитание митрополита Петра способствовало политическому возвышению Московского княжества. В это время создается ряд известнейших его иконописных образов. В процессе сложения композиции высокого иконостаса икона с изображением святителя занимает одно из заглавных мест в деисусном ряду. Скорее всего, образ из хвалынского музея тоже некогда находился в составе деисусного чина иконостаса.

Само произведение представляет собой поясное изображение святителя, слегка развернутого и склонившегося вправо. В левой руке он держит закрытое Евангелие; правая рука развернута в молитвенном жесте. Но изначально это было изображение святого в полный рост, о чем свидетельствует состояние доски. Икону обрезали и надставили снизу и по бокам, что изменило изначальные пропорции произведения. Скорее всего, этот образ, происходивший из древнего иконостаса, прошел реставрацию в старообрядческой мастерской.

Колористическое решение памятника отличается праздничной декоративностью. Весь красочный строй определяет светоносный белый тон саккоса, омофора и клобука. Саккос изукрашен геометрическим узором из красно-зеленых, перекрещенных черными крестами кругов. Фон произведения обильно вызолочен. Лик святителя, в отличие от звенящего колорита облачения, написан в мягких полутонах, которые подчеркивают созерцательное состояние изображенного. Подобные колористические тенденции нарастают в древнерусском искусстве к концу XV века и наиболее ярко представлены в творчестве одного из самых известных иконописцев этого периода – Дионисия (около 1440 – 1502), и художников его круга. Сам Дионисий обращался к образу митрополита Петра, известна житийная икона кисти мастера 1580-х годов из Успенского собора Московского Кремля.

Саратовский зритель имеет уникальную возможность познакомиться с редчайшим произведением, в котором нашли свое отражение страницы истории российской государственности, православной и старообрядческой церквей, а также золотого периода древнерусского иконописания, - сообщает пресс-служба музея.

Последние новости Саратовской области по теме:
Радищевский музей открывает выставку одной иконы

Радищевский музей открывает выставку одной иконы - Известия Саратов
Радищевский музей открывает выставку одной иконы - Саратов
20 февраля в 16 часов в Петровском зале исторического корпуса Радищевского музея на Радищева, 39 состоится открытие выставки одной иконы.
17:14 19.02.2018 Известия Саратов
- Саратов
20 февраля в 16 часов в Петровском зале исторического корпуса Радищевского музея на Радищева,
15:51 19.02.2018 RiaSar.Ru
 
По теме
Губернатор обсудил с жителями Екатериновки начало строительства нового Дома культуры - Правительство Саратовской области Губернатор Валерий Радаев посетил Екатериновский муниципальный район, где обсудил с жителями Екатериновки начало строительства нового Дома культуры.
20.09.2018
 
Экскурсия в Музее-усадьбе Н. Г. Чернышевского - СГМУ Музей Н. Г. Чернышевского — это целый комплекс сооружений. В его состав входят принадлежавший Чернышевским дом с мезонином и флигелем, имение их ближайших родственников Пыпиных, а также здание администрации.
20.09.2018
Приглашаем на воскресные экскурсии по выставке «Врут все: А.П. Чехов в воспоминаниях современников» - Музей К.А. Федина Приглашаем на воскресные экскурсии по выставке «Врут все: А.П. Чехов в воспоминаниях современников» из Государственного музея истории литературы имени В.И.
20.09.2018
ВЫХОДНОЙ В МУЗЕЕ! - Музей Льва Кассиля   Знаете ли вы, как называют лису в народных сказках?Лисичка - сестричка, кумушка, лиса -Олисава...
20.09.2018
 
«Комсомолка» разыскала одну из жертв изверга, которой удалось спастись [видео] Анна СВЕТЛАКОВА «Комсомолка» уже рассказывала про мажора из Петербурга,
20.09.2018 Комсомольская правда
Утром 12 сентября в полицию обратилась с заявлением 35-летняя С. Она сообщила, что днем раньше неизвестный злоумышленник обманным путем завладел ее средствами в сумме 1800 рублей.
21.09.2018 Вольская жизнь
Губернатор обсудил с жителями Екатериновки начало строительства нового Дома культуры - Правительство Саратовской области Губернатор Валерий Радаев посетил Екатериновский муниципальный район, где обсудил с жителями Екатериновки начало строительства нового Дома культуры.
20.09.2018 Правительство Саратовской области
Купить билет - Театр драмы им. И. А. Слонова Главная Репертуар Артисты Режиссеры Пресса Правила жизни Ваше мнение Просим Вас заполнить анкету и  оценить спектакли .
20.09.2018 Театр драмы им. И. А. Слонова
Ночной таран, один из первых в истории Великой Отечественной войны, совершенный Виктором Талалихиным в московском небе в августе 1941 года, восьмое десятилетие служит примером мужества и беззаветной любви к Родине.
19.09.2018 Вольская жизнь
На Театральной площади прошли соревнования по фигурному вождению автомобилей с ручным управлением среди инвалидов с ПОДА - Администрация г. Саратов Сегодня, 20 сентября, на Театральной площади прошли соревнования по фигурному вождению автомобилей с ручным управлением среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА).
20.09.2018 Администрация г. Саратов
У "Автодора" - ничья в Швейцарии, у "Кристалла" - вторая победа - ИА СаратовБизнесКонсалтинг СЮЖЕТ 19.09.18 11:51 "Автодор" начнет сезон в "Звездном", Даунс - в "Бенфике" 17.09.18 08:36 "Автодор" - победитель турнира, "Протон" в Казани: выигрыш и 2 поражения 14.09.18 10:06 Шахматист стал третьим на КР,
21.09.2018 ИА СаратовБизнесКонсалтинг
Саратовский «Кристалл» снова победил южноуральцев - Четвертая Власть Первый гол матча забил «кристалловец» Павел Антипов уже на 13-й секунде, но три с половиной минуты спустя Никита Любишкин уравнял шансы Вчера вечером хоккеисты «Кристалла» (Саратов) одержали третью домашнюю победу Пер
21.09.2018 Четвертая Власть
В год 100-летия системы дополнительного образования России с 10 по 14 сентября на территории спортивно-оздоровительного лагеря «Азимут» Энгельсского района проводился юбилейный 50-й областной туристский слет работников образования .
20.09.2018 Вольская жизнь
Административный «волейбол обвинений» продолжается и может привести к исчезновению клуба «Протон» Александр Уриевский Саратовский волейбольный «Протон» с большей долей вероятности пропустит игры Кубка России.
20.09.2018 Комсомольская правда
В Саратове прекращается выпуск газеты «Саратовские вести» - Четвертая Власть «Как это ни прискорбно, мы вынуждены попрощаться с вами, дорогие читатели, попрощаться с любимой работой и родной редакцией» Вышел последний выпуск газеты «Саратовские вести», которая издавалась более 100 лет.
21.09.2018 Четвертая Власть