11 августа 2017 года на базе администрации Татищевского муниципального района состоялось расширенное заседание Президиума Палаты сельских поселений Ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области». В рамках совещания с докладом о ведении похозяйственного учета в сельских поселениях выступил начальник управления ветеринарии Правительства области Алексей Частов. В своем выступлении руководитель ведомства обобщил наиболее распространенные нарушения, допускаемые органами местного самоуправления при осуществлении ими полномочий в сфере исполнения ветеринарного законодательства.
В соответствии со статьей 2.5 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» животные (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.
Согласно статье 2.1 настоящего Закона Ветеринарные правила в области ветеринарии разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии (Минсельхоз России).
В силу приказа Минсельхоза России от 11 октября 2010 г. №345 «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов» полномочия по ведению учета сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах граждан возложены на органы местного самоуправления.
За период 1 полугодия 2017 года государственной региональной ветеринарной службой в соответствии с ежегодным планом проверок на 2017 год проведено 35 проверок исполнения муниципальными образованиями Базарно-Карабулакского, Ртищевского, Екатериновского, Ровенского, Ершовского, Романовского, Турковского, Краснопартизанского муниципальных районов области требований вышеуказанного приказа Минсельхоза России.
Установлено, что практически в каждом муниципальном образовании ведение похозяйственных книг осуществляется с нарушением установленных требований федерального законодательства.
В частности, сведения для записи в 3 раздел похозяйственных книг собираются путем сплошного обхода хозяйств и опроса членов хозяйств, без фактического пересчетаживотных. Это является нарушением части 1 пункта 25 Приложения 2 к приказу Минсельхоза РФ от 11 октября 2010 г. N 345 "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов", согласно которому в разделе III указывают количество сельскохозяйственных животных, которое записывается после их пересчета в натуре в присутствии главы хозяйства и (или) взрослых членов хозяйства. Пересчет сельскохозяйственных животных в натуре производится в то время дня, когда сельскохозяйственные животные находятся на усадьбе.
Распространены факты внесения в похозяйственные книги исправлений (зачеркиваний и т.д.), не заверенных подписью должностного лица с указанием даты внесения соответствующих исправлений, что является нарушением пункта 7 приложения 2 к названному приказу Минсельхоза РФ.
Как предусмотрено пунктом 27 приложения №2 к указанному приказу, информация о наличии сельскохозяйственных животных, птицы, пчел записывается по состоянию на 1 июля текущего года. Должностным лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, следует регулярно опрашивать членов хозяйств и вносить предоставляемые сведения об изменениях о количестве животных в хозяйстве в книги в подраздел "Дополнительные сведения об изменениях количества животных". Между тем, данные нормы исполняются не должным образом. Опросы не проводятся, в этой связи соответствующие изменения своевременно не вносятся в похозяйственные книги.
Отдельные поселковые администрации в нарушение пункта 5 приказа по истечении пятилетнего периода ведения похозяйственных книг не издавали правовой акт об их перезакладке.
Публичные обсуждения надзорной практики проводятся для принятия администрациями мер по предупреждению совершения вышеуказанных нарушений.