Как жители влияли на проект Привокзальной площади

На Привокзальной площади пройдет капитальная реконструкция.
На Привокзальной площади пройдет капитальная реконструкция.
Фото: www.saratov.kp.ru
Замечания горожан учтены в капитальном проекте реконструкции

Любые городские проекты планируются и создаются для горожан. Однако зачастую даже самые хорошие и правильные идеи реализуются с трудом из-за недостаточной работы с жителями на всех этапах проекта. Это просто объяснить: привлечение жителей на этапе концепции помогает понять, что нужно людям и как исключить ошибки, а последующий сбор отзывов позволяет оперативно исправлять неточности и снижать вероятность вандализма.

Привокзальная площадь в Саратове создавалась в тесном контакте архитекторов и планировщиков с жителями на всех этапах тестового благоустройства. Все 190 пожеланий и замечаний горожан были рассмотрены, большая часть была учтена в капитальном проекте реконструкции площади. О самых интересных изменениях авторы проекта рассказали в понедельник в Общественной палате города.

Как собирались мнения

На подготовительном этапе проводили глубинные интервью жителей и специалистов. Так, архитекторы поняли примерные пожелания людей и составили первоочередной список работ для улучшения площади.

Дополнительно был проведен мониторинг социальных сетей и активности горожан в Интернете. За счет геопозиции фотографий и комментариев под ними удалось выявить самые любимые места горожан. Авторы исходили из логики, что в некрасивых и дискомфортных местах люди не стали бы фотографировать себя или город. Такая практика широко применяется во всем мире при разработке подобных проектов.

После изменения схемы движения, расстановки скамеек и вазонов с растениями начался второй этап работы - сбор обратной связи. Для этого привлекались волонтеры для опроса людей на площади, а также был создан специальный электронный адрес для дистанционной связи.

Только не в моем дворе

После внедрения тестового благоустройства было получено много негативных отзывов, большая часть которых не была подкреплена какими-то объективными факторами. Это нормальная ситуация для любого проекта. Люди в большинстве своем консервативны и не любят, когда меняется привычный уклад жизни, даже если это в перспективе сделает жизнь удобнее и безопаснее.

Для подобной реакции в Нью-Йорке был придуман специальный термин «только не в моем дворе». Подобной фразой жители часто отвечают на любой городской проект, даже если понимают, что он хороший и правильный. Обычно нужны один-два месяца для раскатки проекта и привыкания к нему, после чего отзывы начинают меняться в лучшую сторону и становиться более конструктивными.

На Привокзальной площади пройдет капитальная реконструкция.

Парковки

58 из 190 комментариев касались платной парковки. Горожане беспокоились, что оборудованных в рамках благоустройства мест не хватит для нормальной работы вокзала. Ситуацию ухудшали нелегальные таксисты и частные перевозчики, которые занимали парковочные места у вокзала. У обычных людей не было возможности подъехать к вокзалу для высадки и посадки своих близких или пассажиров.

После изучения отзывов в транспортный план площади были внесены изменения. Количество мест для парковки увеличили с 47 до 144 и предусмотрели парковку закрытого типа. Если город не может контролировать стоянку в карманах, то это можно компенсировать с помощью шлагбаумов.

Для этого было изменено зонирование площади - часть сквера перераспределена в пользу парковки. Места будут чередоваться с деревьями, что снизит эффект асфальтного поля и позволит в будущем переоборудовать парковку обратно в сквер.

Авторы проекта отмечают, что проект Привокзальной площади столкнулся с общегородской проблемой контроля правил парковки. Этот вопрос все равно придется решать для нормального функционирования города и решения транспортных проблем. Лишь введение платной парковки и неотвратимого наказания за нарушение правил сможет решить проблемы запаркованных улиц, нелегальных таксистов и стоянки маршруток на парковках. С этой же позицией согласен Александр Ландо, председатель Общественной палаты Саратовской области:

«Мы сегодня специально направили своих товарищей на Привокзальную площадь, чтобы сфотографировать и показать, что там происходит. Хорошо, что на сегодняшнем мероприятии у нас есть представители и ГИБДД, и города. Я уверен, что любой проект не будет иметь никакого эффекта, если не исполняется действующее законодательство. Это происходит не только на Привокзальной площади, но и в других местах города. Поэтому я призываю вас работать в этом направлении».

Общественный транспорт

У людей появились вопросы к организации движения после создания единой зоны остановок у вокзала: почему городские троллейбусы и автобусы останавливаются у одной платформы, а маршрутки в том же направлении - на другой? В результате схема движения была изменена: теперь деление остановок происходит исходя из направления движения маршрута, а не типа подвижного состава.

Комментарии и жалобы на междугородние маршруты тоже были: жителям не нравится, что автобусы стоят под их окнами. Здесь авторы проекта не смогли ответить людям - это выходит за рамки проекта, так как архитекторы и транспортные специалисты рассматривали лишь Привокзальную площадь и не занимались вопросами переноса стоянки автобусов междугородних маршрутов в иные места.

Организация движения

Новая схема движения значительно отличается от предыдущей, что вызвало множество споров. В результате рассмотрения аргументированных предложений были приняты

решения об установке новых знаков, изменении разметки и светофорных циклов. В проект капитальной реконструкции площади внесены новые переходы и парковочные места в удобных для пассажиров местах, установка светофора для безопасности движения, перенос остановки с улицы Аткарской на Московскую. Например, решение внедрить платную парковку с бесплатным периодом стоянки в один час - результат работы с жителями и мониторинг эффекта тестового благоустройства.

Игорь Гришаев, заместитель председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Саратова:

«Тестовое благоустройство дало нам бесценный опыт. То, что схема движения на Аткарской улице изменилась, это однозначно плюс. Потому что Привокзальная - транспортно-пересадочный узел. Его нужно рассматривать в контексте ж/д, автовокзала и общественного транспорта. За это время количество ДТП не увеличилось. Самая главная проблема там, где Аткарская пересекается с Большой Казачьей, потому что два транспортных потока сливаются в один из-за того, что там стоят большие автобусы. После того как будет отрегулирован светофор и убраны автобусы, все поедет».

Уличная мебель, краска и озеленение

Вопрос уличной мебели стал самым популярным после парковки: было получено 53 отзыва с формулировками от «мне стыдно за такую площадь» до «мне кажется, что нужен фонтан». Архитекторы тоже думали о фонтане, но близость вокзала повышает риск его неправильного использования, например для купания и стирки вещей. Поэтому было решено отказаться от этой идеи.

Основная масса негативных комментариев касалась вандалостойкости мебели и ее внешнего вида. Скорее всего, люди не понимали, что это временные конструкции для тестирования проекта «в поле». В рамках капитальных работ будут закуплены более крепкие, нейтральные и удобные скамейки и кадки. Столбики заменит бордюр, а краску на асфальте поменяют на ровную плитку. Отдельно многие горожане выделяли проблему количества урн на площади - их очень мало. В следующем году они появятся на площади.

Количество деревьев после сбора обратной связи увеличили до 107 штук с кустовым и цветным локальным озеленением. Изначально планировалось высадить лишь 36 деревьев.

Ларьки

Вопрос мобильных объектов торговли жителей интересовал не меньше, чем вопросы навигации. Люди просили снести или перенести ларьки и рынок. В рамках проекта будут созданы две зоны для торговли. Их внешний вид будет регламентирован, а местоположение не помешает людям подойти к вокзалу.

Вопрос рынка выходит за границы проекта, поэтому его судьбу придется решать администрации вместе с жителями и бизнесом вне проекта реконструкции Привокзальной площади.

Все вопросы и ответы

Ольга Баталина, заместитель секретаря генерального совета партии «Единая Россия», депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:

«…площадь в таком виде существует уже десятки лет, но за это время сильно изменилась транспортная нагрузка. Тестовое благоустройство позволило не в теории, а в жизни понять, что нужно убрать, а что оставить. Реальные работы будут произведены в следующем году».

Работа над проектом продолжается. Выше были представлены лишь самые популярные и насущные вопросы горожан к проекту и изменения, к которым они привели. Ознакомиться с полным перечнем на 30 страницах можно здесь .

 
По теме
Ради освоения кем-то 100 млн рублей горожане могут и потерпеть Тестовое благоустройство, которое затеяло в Саратове на Привокзальной площади московское конструкторское бюро «Стрелка», очень не понравилось саратовцам.
Максим Владимирович в  2007 году окончил Саратовский Государственный Медицинский Университет им.
Министерство здравоохранения
Медики «скорой» Базарно-Карабулакской больницы возмутились лишением допвыплат - Четвертая Власть В правительстве РФ, видимо, про сотрудников «скорой помощи» просто забыли В Базарно-Карабулакском районе Саратовской области сотрудники «скорой помощи» сделали видеообращение к президенту Владимиру Путину из-за неполу
Четвертая Власть
JPG Файл - МО МВД по ЗАТО п. Светлый В рамках акции "Сообщи, где торгуют смертью", с целью привлечения общественности к участию в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, сбора  оперативно-значимой информации,
МО МВД по ЗАТО п. Светлый