Когда проповедью становилась сама жизнь

«Расскажите обязательно про матушку Макрину и Марию Пантееву, — настойчиво просили меня прихожанки Казанской церкви города Петровска. — Не станет нас, хоть газетные полосы сохранят о них память». С этим напутствием я уезжала из этого небольшого городка, увозя с собой настоящую драгоценность — записанные на диктофон свидетельства о жизни двух женщин — монахини и мирянки, своим вроде бы незаметным для стороннего глаза подвигом жизни с Богом и для Бога укреплявших веру в тех, кто не отринул ее в страшные безбожные годы.

Решая, какой из храмов Петровска станет местом редакционной командировки, мы не случайно остановили свой выбор на старинной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Казанский храм — один из немногих в области избежал участи быть принесенным в жертву атеистическому режиму. Он лишился колокольни и был закрыт в начале 20‑х годов прошлого века, но в 1944 году его вновь открыли, и больше богослужебная жизнь в нем уже никогда не прерывалась. Именно этот храм стал средоточием духовной жизни не только самого Петровска, но и окрестностей.

Духовные связи

 

Наличие в городе действующей церкви, несомненно, наложило отпечаток на жизнь горожан. У тех, с кем мне довелось пообщаться, был — такой редкий для советского человека! — личный опыт церковного детства. Они помнят, как бабушки и мамы водили их на всенощную и Литургию, как учили молиться, обращаться за помощью к Господу, Божией Матери, святым. Эти люди, будучи советскими гражданами, венчались, когда создавали семьи, крестили детей во младенчестве и провожали в последний путь своих усопших родственников с молитвами чина отпевания и чтением Псалтири. Православие было для них не­отъемлемой частью жизни, и пусть им приходилось выполнять на заводе по две-три нормы, чтобы отпроситься у начальства в день церковного праздника, терпеть «проработки» за веру, скорбеть из-за несправедливых увольнений, они не жалеют ни о чем — жизнь в Церкви, жизнь с Богом в настоящем давала значительно больше, чем мифические обещания счастья в светлом коммунистическом завтра.

Мы расположились в уютном классе воскресной школы Казанского храма. Перед командировкой я просила нынешнего настоятеля — священника Николая Смирнова — пригласить на встречу прихожан, которые могли бы рассказать об истории прихода, поделиться воспоминаниями о духовенстве, о том, как жили верующие. Прихожанки охотно откликнулись на приглашение, принесли фотографии. Я слушала их рассказы и поражалась: принимать у себя дома многочисленных паломников, прибывающих в Петровск на большие церковные праздники, ездить на исповедь к духовному отцу на другой конец страны было для жителей Петровска обычным делом.

Духовные связи соединили в один узор судьбы схимонахини Артемии (в миру Антонины Горбуновой), митрополита Вениамина (Федченкова), который нес свое служение в Саратове в 1955–1958 годах, и священноисповедника Иоанна Оленевского — в миру Ивана Васильевича Калинина, одного из наиболее почитаемых подвижников Пензенской земли. Когда Антонина — вчерашняя выпускница светского вуза — пришла к митрополиту Вениамину с вопросом, какой путь ей избрать — быть в миру или уходить в монастырь, в дверь неожиданно постучали. Оказалось, что в это же время к Владыке решил наведаться «в гости» уполномоченный по делам религии. Чтобы не навлекать на девушку гнев властей, Владыка велел ей спрятаться за занавеску. А на вопрос уполномоченного: «Кто это у вас там?» — отмахнулся: «Да так, одна монахиня…». Позже Владыка благословил Антонину отправляться в Пюхтицкий монастырь, где она и подвизалась всю свою жизнь. Однажды монахиня Артемия решила посетить пензенского старца — отца Иоанна. И Господь сподобил ее стать свидетельницей последних минут его жизни.

Я слушала удивительную историю о том, как десятилетней девочке Люсе Мигачевой, посланной мачехой в грозу на пруд за гусями, помогал загнать этих самых гусей домой никто иной, как святитель Николай Чудотворец. И подобных эпизодов чудесной помощи святых в жизни петровчан наберется не на одну статью. Но были и другие рассказы, в которых чудесным представлялось вполне земное — мужество, смелость, твердость в вере. Таков, например рассказ Валентины Ивановны Крапивиной о том, как ее бабушка, староста храма, Колесникова Пелагея Михайловна, не отдала представителю власти ключи от храма, и церковь на некоторое время оставили в покое, что фактически спасло ее от разрушения.

Насколько же сильное влияние может оказать на окружающих истинный христианин… Когда не было книг, когда священнику приходилось говорить проповедь с оглядкой на представителей власти, самой сильной проповедью становилась жизнь — жизнь самых обычных людей.

«Пресвятая Богородица, управь как-нибудь»

 

В начале 2000-х в крестильне Казанского храма жила пожилая женщина — матушка Макрина (в миру Мария Насаченко, в иночестве Мелания). Она была монахиней, хотя по внешнему виду этого было не определить — ходила в обычной одежде и была по наружности простой старушкой. Когда-то у нее был свой небольшой домик, но когда он пришел в полную негодность, она перебралась в церковь, где служила Богу, подобно евангельской пророчице Анне, постом и молитвою.

— Тридцать лет она прожила при храме, а когда стала совсем старенькой — слепой почти, передвигающейся с трудом из-за трофической язвы на ноге, начала проситься: «Возьми меня к себе!» — вспоминает Наталия Иголкина, певчая Казанского храма. — «Матушка, я работаю, ну как я тебя возьму!» — объясняла я ей, но она продолжала просьбы. И вот так случилось, что на работе меня неожиданно, за два года до пенсии, сократили, и уже не осталось препятствий, чтобы взять матушку к себе. Договорилась со священником, что беру ее на зиму, а на лето она опять в храм переберется. Но стоило нам с матушкой преступить порог моего дома, она вдруг спросила: «Ты зачем меня сюда привезла?». Я опешила. Говорю, что сама же просилась. А она: «Вот придет новый батюшка, а меня там нет. А потом скажет: “Я ее не видел, не знаю, и она мне не нужна”». Я говорю: «Что ты, матушка, да разве такое может быть!». И подумать только! Пока она у меня зиму жила, в храме сменился настоятель. Весной я ему говорю, что пора матушку назад в храм везти. А он мне: «Я ее не знаю, не видел, и она мне не нужна». Слово в слово сказал.

Так и осталась матушка Макрина у Наталии Михайловны насовсем.

Как проходили ее дни? В молитве. Иногда вспоминала детство, юность. Родилась Мария 13 января 1915 года на Украине, в деревне Ивановка станицы Мокроус, в зажиточной семье Павла и Пелагеи Насаченко. Во время Гражданской войны (девочке было тогда два года) отца убили. Мать вышла замуж за другого — Федора Лущая. Был он вдовцом с малолетней дочкой Александрой. Потом у супругов родилась совместная дочка. Вскоре семью раскулачили, умерли дедушка и бабушка, а потом и мама Марии. Сиротку взял к себе брат матери — Максим, который жил в станице Семеновка. Когда у Максима родились дети — Иван и Василий, она стала для них нянькой. Мальчишки подросли, и десятилетняя девочка пошла в работницы в семью учителей. С ними, вероятно, она и переехала в Петровск. Матушка говорила, что не помнит, как здесь оказалась, — хотя в Петровске жили ее родственники по отцу, никаких отношений с ними у нее не было.

В Петровске Мария работала при храме. Были тогда при Казанской церкви две инокини — Ксения и Саломия, просфоры пекли и убирались в алтаре. Она стала им помогать: стирать, мыть в храме полы. А когда они состарились, приняла иноческий постриг от отца Нила — иеромонах Нил (Позднев) служил священником в Казанском храме с 1944 по 1959 год. Когда отец Нил отошел ко Господу, она стала духовным чадом схиархимандрита Симеона (Нестеренко) — насельника Глинской пустыни, который и постриг ее в монахини.

— Матушка посвятила Богу всю свою жизнь. И ее близость к Господу, Божией Матери была для окружающих очевидной, — говорит Наталия Михайловна. — Бывало, скажет: «Наташа, иди скорей сюда! Ты посмотри, что мне Матерь Божия показывает! Ой, как головы горят людские!» — «И как же они горят?» — спрашиваю. «Да вот кто скверными словами ругается, тому дают огарочек свечи, и у них головы загораются. Да сколько их!». Конечно, это было назидание мне и мужу, но он этого, к сожалению, не понял.

В памяти Наталии Михайловны сохранилось, как Сам Господь явным образом облегчал ей благое бремя ухода за престарелой подвижницей.

— Иногда матушка попросит меня: «Наташа, посиди со мной». А я всё на бегу, в суете: «Не могу, огород копать надо!». Матушка Макрина к потолку голову поднимет: «Пресвятая Богородица, управь как-нибудь» — только это и скажет. Выхожу с лопатой в огород, а возраст уже сказывается и спина больная, с таким здоровьем не то что копать — ходить трудно. А начнешь работать — смотришь, уже всё сделано. Муж вечером с работы возвращается — огород перекопан. Удивляется: «Кто помогал?». Я только руками развожу — сама не понимаю, как так получилось. Или опять, бывало, Макрина попросит: «Наташа, посиди со мной». Я снова свое: «Не могу я, матушка, мне огород поливать надо». Она снова с молитвой к Богородице. И как помолится — ночью дождик пойдет. Пока Макрина у меня жила, я огород и не поливала почти. А когда она умерла, без ее молитвы такие огородные мучения начались… Так я устала от этого, недавно сходила к ней на могилку, поплакала, пожаловалась. Так что бы вы думали — опять дожди, слава Богу, помогают нам урожай растить.

Умерла матушка Макрина на девяносто первом году жизни — в 2005 году. Язву на ноге с Божией помощью вылечили, а больше она особо ничем и не болела, только слабела в последние годы. «Она говорила: “А чего смерти бояться — три раза выдохнул и всё”, — вспоминает Наталия. — Так и получилось: у меня на глазах она сделала три глубоких выдоха и закрыла глаза».

При жизни матушка никогда не носила иноческой одежды, но в последний путь ее провожали в полном монашеском облачении.

«Я молилась, и словно кто-то мне помогал огонь тушить»

 

У некоторых верующих жителей Петровска до сих пор хранятся дома листки с написанной от руки печатными буквами семнадцатой кафизмой. Эти листочки раздавала землякам Мария Ивановна Пантеева.

Мария родилась в Петровске в 1905 году. В школах в те времена учились только мальчики, но Маша через брата Гришу, который в школу ходил, освоила грамоту. Правда, писала всю жизнь только печатными буквами. С юных лет она ходила в храм, любила службу и хотела уйти в монахини. Когда подросла, с двумя подружками отправилась в Пензу за благословением на иноческий путь. Подружек в монастыре оставили, а ей сказали: «У тебя мама есть, ты ей помогать должна, иди домой. А монашество к тебе само придет».

Замуж Мария так и не вышла. Жила тем, что «домовничала», то есть помогала работающим людям вести хозяйство, чужих детей воспитывала. В колхоз не пошла, что вызвало ярость властей. То, что она не скрывала религиозных убеждений, тоже не способствовало их лояльности к молодой одинокой женщине. В 1937 году Марию Пантееву арестовали и репрессировали. Срок — десять лет — она отбывала где-то в Сибири. Когда он закончился, вернулась в родной Петровск. От пенсии она отказалась. К тому времени уже открылся Казанский храм, и Мария Ивановна стала читать там на клиросе.

Самый яркий эпизод из ее жизни знают все прихожане Казанского храма.

— Приключилась эта история, — вспоминает ее родственница Анна Семеновна Семакова, пенсионерка, член приходского совета, — когда Мария Ивановна продолжала «домовничать» у людей. И понадобилось ей зачем-то в подпол спуститься. На лестнице голова у женщины закружилась, она упала и, видимо, в падении задела керосиновую лампу. Та опрокинулась, и начался пожар. Очнулась, из подпола вылезла — изба огнем объята. Что делать?! В доме было всего два ведра воды. Она ковшиком стала воду зачерпывать и поливать огонь. Поливает и половицы рукой гладит, поливает и гладит, а сама молится. И огонь стал утихать, а вскоре совсем унялся. Вернулись хозяева — и понять не могут, что произошло. Мария говорит, что пожар был, а в доме только половик сгоревший. Сама она цела, даже юбка не опалена. «Кто Вам помогал, кого отблагодарить?» — пытают ее хозяева, а она говорит: «Бога благодарите. Я молилась, и словно кто-то мне помогал огонь тушить».

* * *

Наша встреча с прихожанами подходит к концу. За несколько часов беседы невозможно охватить богатейшую историю Казанского храма. Но тем, чье внимание она привлекла, будет не­безынтересно узнать, что в издательстве Саратовской митрополии готовится к печати книга «Петровск православный. Вчера. Сегодня. Завтра», написанная протоиереем Дионисием Абрамовым и краеведом И. М. Скворцовым. В ней собрана уникальная информация по истории всех храмов Петровска с именами священников, служивших в этом городе, представлен богатый фотографический материал. Есть в книге и страницы, на которых читатель снова встретится с некоторыми героями нашего материала. А мы с прихожанами надеемся, что внесли свою малую лепту в сохранение истории любимой петровчанами Казанской церкви.

Я смотрю на ее переливающиеся на солнце золотые купола: то, что этот храм уцелел, — это еще одно явленное нам чудо. И нет ему другого объяснения, кроме милости Божией и силы веры людей, не боявшихся ничего и никого. Людей, которые про жизнь свою могли бы сказать: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4 , 13).

 

Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества — история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68‑рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Газета «Православная вера» № 14 (586)

[ Ольга Протасова ]
 
По теме
Мы продолжаем наши беседы со священниками, путь которых к престолу оказался непростым.
25.07.2017
23 июля 2017 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Живоначальной Троицы в Троицке (Троицкий административный округ Москвы) и Божественную литургию в новоосвя
24.07.2017
 
14 июля Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма в честь святого благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора на Увекском кладбище Саратова и Божественную литургию в нов
20.07.2018
 
19 июля 2018 года под председательством митрополита Калужского и Боровского Климентасостоялось очередное заседание общего собрания членов Издательского Совета Русской Православной Церкви.
20.07.2018
Митрополит Лонгин принял участие в работе Издательского совета - Саратовская епархия 19 июля в Москве прошло очередное заседание Общего собрания членов Издательского совета Русской Православной Церкви, участие в котором принял Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
19.07.2018
 
К 190-летию со дня рождения Н.Г. Чернышевского Дорогие друзья! Приглашаем вас 24 июля в 12.00 в Саратовский областной музей краеведенияпознакомиться с экспресс-выставкой редких документов,
19.07.2018
Указ Епархиального Архиерея от 16 июля 2018 года № 66 Священнику Александру Азовскому Настоящим определением Вы, священник Александр Азовский,
19.07.2018
Прокуратурой направлено в суд уголовное дело в отношении 34-летнего инспектора ОВМ МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных  п. «з»  ч. 2 ст.
20.07.2018 Прокуратура
Завершено расследование уголовного дела по обвинению 35-летнего инспектора отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Балаковское» в совершении преступлений против здоровья двух человек.
20.07.2018 Известия Саратов
Еще одна пассажирка доставлена в больницу. По информации пресс-службы регионального управления МВД, 19 июля утром в Вольском районе водитель 1996 года рождения, управляя автомашиной "Део Нексия",
20.07.2018 Известия Саратов
Митрополит Лонгин принял участие в работе Издательского совета - Саратовская епархия 19 июля в Москве прошло очередное заседание Общего собрания членов Издательского совета Русской Православной Церкви, участие в котором принял Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
19.07.2018 Саратовская епархия
100 лет назад в ночь на 17 июля в подвале Ипатьевского дома Екатеринбурга по приказу большевиков расстреляли всю семью последнего русского императора Роман ГОЛОВАНОВ Тела убитых вывезли, облили серной кислотой и закопали.
17.07.2018 Комсомольская правда
В ее жилах эксперты нашли кровь пророка Мухаммеда Евгений ЧЕРНЫХ Поначалу я посчитал историю с коронованной наследницей пророка, появившуюся недавно на ряде исламских сайтов, чистым фейком.
08.07.2018 Комсомольская правда
Рок – звезда оставила негативный отзыв о творчестве молодых музыкантов Людмила ИЛЬИНА Напомним, накануне вечером певица Земфира Рамазанова негативно отозвалась о внешности,
20.07.2018 Комсомольская правда
Неловко Сергей и Элеонора Ковальчук завоевали золотые медали на чемпионате России по гребле в лодках «Дракон» - Министерство спорта и туризма После первого дня соревнований на  проходящем в эти дни в Москве чемпионате России по гребле в лодках «Дракон», в копилке саратовских гребцов 3 медали.
19.07.2018 Министерство спорта и туризма
Чем жгучая блондинка так полюбилась миллионам болельщиков во время чемпионата мира по футболу Дарья АСЛАМОВА Она стала королевой сердец на чемпионате мира по футболу в России.
20.07.2018 Комсомольская правда
Администрация Саратова: Принято решение не устанавливать общественный туалет на Набережной Космонавтов - Администрация г. Саратов Администрацией муниципального образования «Город Саратов» принято решение об отмене работ по строительству общественного туалета на Набережной Космонавтов, который планировалось установить после многочисленных обращений горожан.
20.07.2018 Администрация г. Саратов
Прокуратурой направлено в суд уголовное дело в отношении 34-летнего инспектора ОВМ МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных  п. «з»  ч. 2 ст.
20.07.2018 Прокуратура
Завтра, 21 июля, с 09.00 для устранения повреждений на теплосети после гидравлических испытаний будет закрыто движение по ул.
20.07.2018 Администрация г. Саратов