В Литературном музее (Дом Остроухова в Трубниках) открылась персональная выставка московской художницы Александры Шадриной "Птицелов".
"Птицелов" - название серии станковой живописи, которая на удивление не похожа на все, что делает Александра Шадрина (1985 г.) - иллюстратор (серии сказок Людмилы Петрушевской) и аниматор (фильмы "Штормовое предупреждение", "Длинный мост в нужную сторону", снискавшие призы "Ники" и "Берлиналле", а также, что немаловажно - любовь и признание критики). Мы не видим почерка. Художник будто меняет руку.
Дебютный показ "Птицелова" состоялся в августе этого года в пространствах Радищевского музея (Саратов) и тоже, надо сказать, имел успех.
А также резонанс, повлекший за собой сразу несколько не планировавшихся сдвигов пространственно-временного континуума, заставивших
героев пересекать границы, музеи - корректировать планы, писателей, становиться продюсерами - и многое прочее, что часто развивается по какому-то вовсе нам неведомому плану. Поправлю одного мистика, который любил говаривать "все идёт по плану. Жаль только что не по нашему". К счастью - не по нашему. Ибо искусство часто заставляет людей делать то, что им дОлжно.
Итак, о "Птицелове". И о том, почему его стоит посмотреть.
Во-первых, занимает его колористическая аскеза. Кажется, что художник разговаривает со зрителем только двумя цветами - черным и коричневым. Только потом мы уясняем песчаный жёлтый, будто подсвеченный изнутри тускловатым фонарем, яичный тёплый "белый" или сгустки терракотового красного - , например, горошины переспелых ягод, которыми питаются люди-птицы - герои этих картин. Или - крылья стаи-тучи, успешно сбежавшей от птицелова - неудачника.
Вообще, человек у Шадриной смешон и наивен. Вот птицелов решил, что надежно спрятал своих птиц по клеткам, а они все равно взлетают и тянут его ввысь.
И так всюду, кроме, пожалуй триптиха, в котором родители, сидящие по клеткам, каждый в своей - бережно помещают в клетку же яйцо и с любовью созерцают его, ожидая появления уже несвободного птенца.
Человек, чьи мозги (голова) в клетке извечно стремится "усадить" туда же и свою душу. Иногда ему это удаётся. Иногда - нет. И тут выступает какой-то фантастический птичий дозор - птицеголовые люди в пальто-шинелях, которые не позволяют людям нормальным творить все, что им вздумается. И тащат за собой на прутике распахнутую клетку - ликвидированное орудие убийства чужой свободы. Пресеченное посегновение головы на душу. Мозгов на крылья.
Умозрения на полет.
Шадрина - Иероним Босх, Брейгель и Гриша Брускин в одном лице. А вообще - самобытна. Сама по себе. "Малый голландец наша Саша", - пишет о ней Петрушевская. Впрочем, это, конечно, шутливые попытки списать в традицию.
Не будем пугать птиц. Пусть летят туда - куда им нужно. К счастью, у них есть крылья и они могут делать то, что не вписывается в рамки, планы, традиции, графики, нормы. Превосходит ожидания.
Автор: Вероника Чернышева
(Саратов -Москва - Саратов)
P.S.: выставка "Птицелов" Александры Шадриной открыта в Литературном музее (Дом Остроухова в Трубниках).
Куратор: Наталья Реброва
Автор идеи: Людмила Петрушевская
Слово о «Птицелове»
Елена Слухаева, искусствовед, заместитель генерального директора по экспозиционно-выставочной деятельности Саратовского художественного музея им. Радищева:
- Живописная серия «Птицелов» Александры Шадриной была завершена специально для выставки в Саратовском художественном музее имени А.Н. Радищева «В садах других возможностей», где были представлены и ее иллюстрации к сказкам Людмилы Петрушевской и рисунки к мультфильмам. В своих работах художница всегда выходит за рамки иллюстраций, следующих за текстом, объясняющих его. Ее образы трогательны, забавны и очень живые.
Серия «Птицелов» представила художницу не только как иллюстратора. Александра здесь сама – автор некоего сказочного сюжета. Придуманные персонажи птицы-люди живут по своим правилам и законам. В этом мире есть своя логика и связь. Птицы-люди свободны в своих поступках. Просто люди – мужчина и женщина - находятся в клетках. Между ними в клетке же – яйцо, как символ дитя, рожденного в неволе. Женский и мужской портреты по стилистике близки портретам эпохи Возрождения, а люди-птицы – персонажам Брейгеля и Босха. Определенная геометричность формы и четкость линии, темный колорит, статичность фигур придают образам монументальность и незыблемость. Живописная и формальная целостность объединяет эти холсты в серию. Фантастичность и неординарность изображенного притягивают и заставляют рассматривать и домысливать сюжеты.
Источник: Известия Саратов
23.09.2016 01:04