Русский поляк Саратовской губернии

На пересечении улиц Радищева и Рабочей (исторические названия Никольская и Аничковская) стоит дом, известный саратовским краеведам как «деникинский». Именно здесь в 1907–1910 годах снимал квартиру Антон Иванович Деникин, в ту пору полковник. 7 августа исполнится 70 лет со дня кончины этого выдающегося человека, ставшего одним из вождей тех, кто в страшную годину русской Смуты шел на страдания и смерть за веру и Отечество. Мы беседуем о нем с известным историком, заведующим отделом военно-исторического наследия Дома русского зарубежья имени А. Солженицына (Москва) А. С. Кручининым.

— Андрей Сергеевич, Деникин вспоминал, как в минуту смертельной опасности в 1917 году он «машинально» назвал себя уроженцем Саратовской губернии. Почему, если в Саратове он служил всего три года, и было немало других мест, где он проходил службу?

— Действительно, осенью 1917 года, уже после большевистского переворота, генерал Деникин пробирался на Дон, где начиналось формирование Добровольческой армии для противодействия охватывавшему Россию безумию. Ехать приходилось, изменив внешность, с подложными документами на имя помощника начальника перевязочного отряда, поляка, с попутчиком — поляком же, но уже настоящим. «Фамилия польская, разговариваю с Любоконским (попутчиком. — А.  К. ) по-польски, — вспоминал впоследствии Деникин, — а на вопрос товарища солдата: “Вы какой губернии будете?” — отвечаю машинально — Саратовской. Приходится давать потом сбивчивые пояснения, как поляк попал в Саратовскую губернию». К сожалению, в опубликованных воспоминаниях генерал не дал даже сбивчивых пояснений, почему же «саратовским» он, родившийся и годы детства и юности проведший в Привислинском крае (Царстве Польском), считал себя «машинально».

Саратовским крестьянином был отец Антона, Иван Ефимович, покинувший родные места в молодости (отдан на военную службу, будучи еще крепостным крестьянином), выслужившийся в офицеры и вышедший в отставку майором. Много лет он служил в пограничной страже в польских областях, там же женился на полячке Елизавете Федоровне Вржесинской, поэтому их сын знал польский язык, как родной, дружил со сверстниками-поляками, но всё же… числил себя по Саратовской губернии.

Быть может, причина в том, что в исторических польских областях русский по духу и воспитанию мальчик, обожавший отца — николаевского солдата, был уроженцем, но не чувствовал их для себя родными. Здесь же ему пришлось делать и первый выбор в жизни, также отделявший его от окружающей национальной и культурной обстановки, и выбор этот был религиозным. Антон ходил с отцом в православную церковь, а иногда и с матерью в католический костел, пока ксендз не потребовал от Елизаветы Федоровны, «чтобы впредь она воспитывала тайно своего сына в католичестве и польскости». «На меня эпизод этот произвел глубокое впечатление, — вспоминал генерал. — С этого дня я, по какому-то внутреннему побуждению, больше в костел не ходил». Вероятно, мальчик чувствовал себя, как и его отец, саратовским крестьянином, заброшенным в чуждую среду, да и индивидуальный «выбор веры» был сделан Деникиным-младшим еще до упомянутого инцидента, причем сделан инстинктивно: «Если в убогой полковой церковке нашей я чувствовал всё с в о е (разрядка первоисточника. — А.  К. ), родное, близкое, то торжественное богослужение в импозантном костеле воспринимал только как интересное зрелище». Православное, русское и солдатское (полковое, военное) с ранних лет были для Деникина неразрывно взаимосвязаны (а своих сверстников-русских, «ополячившихся» и стыдившихся среди поляков говорить по-русски, Антон мог и поколотить).

— Нам с Вами уже доводилось беседовать о белых как о защитниках веры и Церкви (см.: «Мы за Родину и Бога!» //Православие и современность. 2015. № 35 (51)). А что можно сказать о личной религиозности самого генерала?

— Деникин с детства был упорен в отстаивании правды, и когда преподаватель в реальном училище пояснял, что слова «Божье хотенье» в стихотворной цитате следует понимать как удачу, в сочинении Антона он получил в ответ: «Не “удача”, как судят иные, а именно “Божье хотенье”» (за что мальчик и поплатился сниженной оценкой). Максималистские поиски истины провели его в юности и через «все стадии колебаний и сомнений» в бытии Божием, впрочем, разрешенные им, как рассказывал он много десятилетий спустя, «буквально в одну ночь»: «Человек — существо трех измерений — не в силах осознать высшие законы бытия и творения. Отметаю звериную психологию Ветхого Завета, но всецело приемлю христианство и православие. Словно гора свалилась с плеч! С этим жил, с этим и кончаю лета живота своего».

(Слова несколько соблазнительные, поскольку книги Ветхого Завета Церковь почитает как богодухновенные — и, конечно, Деникин, еще в детстве читавший на церковных службах «шестопсалмие и апостола», не мог относить великолепные псалмы царя Давида к проявлениям «звериной психологии». Вероятно, неосторожные слова были сказаны про жестокости ветхозаветных царей и пророков или максимы вроде «око за око, зуб за зуб»).

Уже повзрослевший, но оставшийся всё тем же беспокойным правдоискателем Деникин мог (в статье, опубликованной в 1907 году) проявить «строгость» даже к «таким столпам русского православия, как Сергий Радонежский, Гермоген, Дионисий, Авра[а]мий [Палицын] и прочие»: «При всей чистоте их религиозных убеждений они не могли отрешиться от субъективизма, заставлявшего их смотреть на явления общественной жизни сквозь призму национальных, патриотических интересов. Не могли и не должны были делать иначе, так как идея свободы и независимости, а вместе с тем и благосостояния России, нисколько не шла вразрез с идеей мира, а наоборот, культивировала ее в себе. Это отличительная черта войн народных — оборонительных». Пройдет всего десять лет, и генерал Деникин в годину новой Смуты будет подчеркивать необходимость благословения Церковью — как преподобным Сергием в 1380 году или священномучеником Ермогеном в 1612‑м — белых добровольцев, поднявших меч против большевистского богоборчества и поругания России.

Порой позицию Деникина в этом вопросе иллюстрируют некритически используемой мемуарной цитатой: «…По старому обычаю, говорилось: “За веру, царя и Отечество”. Хотели [при обсуждении лозунгов Белого движения] включить первую формулу и теперь, но, рассказывает очевидец Кутепов, генерал Деникин как “честный солдат” запротестовал, заявив, что это было бы ложью, фальшивою пропагандой, на самом деле этого нет в движении». Однако недостоверному пересказу следует решительно предпочесть подлинные слова самого Антона Ивановича, документально зафиксированные: «Велико должно быть значение мудрого голоса Церкви и в настоящую, тяжелую для государства годину, когда во многих местах его под напором большевизма и низменных страстей рухнули основы религии, права и порядка, и русские люди, забыв стыд и долг свой, глумятся над растерзанной и истекающей кровью Родиной. В такое тяжелое время глубоко отрадно вновь услышать голос Православной Церкви, и я верю, что по молитвам ее Господь Бог укрепит нас в нашем трудном подвиге и Десницею Своею благословит наше правое дело на благо и величие горячо любимой Матери-России»; «возрождение России не может совершиться без благословения Божия» — и «в деле этом Православной Церкви принадлежит первенствующее положение, подобающее ей в полном соответствии с исконными заветами истории».

На смену эпохе вооруженной борьбы придут долгие годы томительного изгнания; и, вглядываясь издалека в происходящее на родине, Деникин с болью видел страдания гонимой в СССР Церкви. Гневно восставал он и против заявлений некоторых кругов о том, что «большевики убивали и заточали священно­служителей не за их церковную деятельность, а за противосоветскую работу. И что это, мол, были “паршивые овцы” духовного стада»: «Перед мысленным взором моим встают образы исповедников и мучеников: смиреннейшего и благостного Вениамина, митрополита Петроградского; крепкого ревнителя о вере, местоблюстителя престола патриаршего, митрополита Петра; соловецких иерархов-страстотерпцев; и тысяч, тысяч священнослужителей — убитых, уморенных и ныне томящихся в узах. Это они — “паршивые овцы”?! “Блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще — Мене ради”…».

Окончание следует

Коллаж Анны Тонких

[Беседовала Оксана Гаркавенко ]
 
По теме
Каждый ли из нас знает, что «не всё, называемое в просторечии и даже в литературе религиозностью и религией, есть в самом деле религиозность и религия»?
01.08.2017
29 июля 2017 года участники заседания Священного Синода обсудили проекты документов образовательной программы подготовки служителей Русской Православной Церкви по специальности «Регент церковного хора,
31.07.2017
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальная библейском-богословская комиссия опубликовала  проект Катехизиса Русской Православной Церкви  для общецерковного обсуждения.
22.07.2017
 
Патриаршая проповедь в Праздник Преображения Господня после Литургии на центральной площади Котласа - Саратовская епархия 19 августа 2018 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию на центральной площади Котласа.
20.08.2018
Место пусто не будет - Саратовская епархия Мордовскому селу Оркино, что в Петровском районе, более трех веков: оно упоминается в архивных документах, начиная с 1712 года.
19.08.2018
 
Божественная литургия в храме Сошествия Святого Духа г. Саратова - Саратовская епархия 19 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Божественную литургию в храме Сошествия Святого Духа г. Саратова.
19.08.2018
Судья Марина Медникова об аварии в Затоне: "Я вообще не вожу машину" - ИА Взгляд-инфо Судья Арбитражного суда Саратовской области Марина Медникова настаивает на своей непричастности к аварии в поселке Затон , в которой в ночь с пятницы на субботу серьезно пострадал 25-летний мотоциклист.
19.08.2018 ИА Взгляд-инфо
Из-за высокой температуры и чрезвычайно высокой пожарной опасности на территории лесного фонда с 16 августа до 5 сентября включительно вводится режим ограничения пребывания граждан в лесах,
17.08.2018 Вольская жизнь
Корреспондент "КП" побывала на кладбище, где похоронили мужчину Василиса НИКОЛАЕВА Кладбище «Вешки» Мытищинского района находится в нескольких километрах от МКАД по Осташковскому шоссе в элитном коттеджного поселке.
16.08.2018 Комсомольская правда
Место пусто не будет - Саратовская епархия Мордовскому селу Оркино, что в Петровском районе, более трех веков: оно упоминается в архивных документах, начиная с 1712 года.
19.08.2018 Саратовская епархия
Патриаршая проповедь в Праздник Преображения Господня после Литургии на центральной площади Котласа - Саратовская епархия 19 августа 2018 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию на центральной площади Котласа.
20.08.2018 Саратовская епархия
Наш корреспондент Евгения Коробкова выяснила, как мальчик из благополучной семьи вдруг стал называть себя "сатаной" и решился на чудовищный поступок [видео] Евгения КОРОБКОВА "С Антоном что-то не так" Есть вещи,
14.08.2018 Комсомольская правда
Кубанский Казачий хор поздравил главу МИД Австрии. Фото: Кубанский казачий хор - Комсомольская правда На торжестве солисты ансамбля спели на французском и немецком языках [видео] Юлия ДУБИНА В субботу Владимир Путин посетил свадьбу министра иностранных дел Австрии Карин Кнайсль и финансиста Вольфганга Майлингера.
19.08.2018 Комсомольская правда
Писатель, создавший альтернативную русскую историю, скончался в возрасте 66 лет Евгения КОРОБКОВА В возрасте 66 лет умер от рака писатель Владимир Шаров, наш российский Умберто Эко, создавший свою гигантскую русскую историю.
18.08.2018 Комсомольская правда
20 сентября в 18.00 на большой сцене театра юного зрителя студенты мастерской народной артистки РФ Риммы Ивановны Беляковой представят премьеру уже третьего дипломного спектакля.
17.08.2018 Известия Саратов
На прошлой неделе ансамбль русской песни «Сударушка» (ДК с. Талалихино) порадовал песнями земледельцев хозяйства «Рассвет-1».
16.08.2018 Вольская жизнь
В Хвалынске завершился XXI открытый кубок Поволжья по мини-футболу памяти Константина Ерёменко - Министерство спорта и туризма С 12 по 18 августа 2018 года на центральном стадионе Хвалынска Саратовской области проходил XXI открытый кубок Поволжья по мини-футболу памяти мастера мини-футбола ХХ века, президента МФК «Динамо» 2002-2010 г.г.
19.08.2018 Министерство спорта и туризма
Артем Милевский, погуляв по всему миру, не забывал родные места. Фото: соцсети - Комсомольская правда "КП" вспоминает пять историй, когда игроки из Незалежной становились объектами различных скандалов Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin Защитник футбольного клуба "Нижний Новгород" Виталий Федорив стал в одночасье звездой новостей.
19.08.2018 Комсомольская правда
Окончательно прояснилась "темная" история с кадрами, на которых якобы запечатлен игрок сборной России и одна из звезд ЧМ-2018 [видео] Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin На второй день после того,
18.08.2018 Комсомольская правда
Чемпионат мира по футболу возвращается на СТС В конце августа на телеканале стартует показ нового комедийного сериала,
08.08.2018 Комсомольская правда
Vadim Chuprina, wikipedia.org - Sovetov.Su Если руководство Украины примет решение воплотить в реальность идею по прекращению железнодорожного сообщения с Россией, то сами нанесут огромной вред Украине, заявил депутат Верховной рады Дмитрий Линько, сообщает РИА Новости.
18.08.2018 Sovetov.Su
Замначальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений региональной ГИБДД Николай Панков не считает себя виновником вчерашней аварии на пересечении улиц Большая Горная и Вольская в Саратове.
19.08.2018 ИА Взгляд-инфо