— Эта идея появилась у меня года три назад, — вспоминает настоятель Крестовоздвиженского храма протоиерей Виталий Колпаченко. — Мне хотелось, чтобы в памяти горожан были наши православные хвалынские храмы, варварски уничтоженные, чтобы люди знали, что здесь их было около десятка, и все они были нужны. Я думал или фотографии хорошие разместить, или в мозаике что-то сделать, но в итоге остановился на керамических макетах.
На создание «Сада храмов» был получен грант Международного открытого конкурса «Православная инициатива».
— Был бы этот конкурс или не было бы его, эта идея все равно воплотилась бы, — замечает отец Виталий. — Но, слава Богу, нам помогли материально, это было большим подспорьем.
Еще в 2004 году уроженец Хвалынска историк Алексей Наумов написал книгу «Земли хвалынской храмы», в которой он рассказал о разрушенных святынях его родного края. Эта книга и стала некой теоретической базой проекта. С Алексеем батюшка знаком уже более десяти лет и когда поделился с ним своей идеей, стало понятно, что нашел единомышленника.
— У меня уже были мысли о том, чтобы вернуть в городское пространство образ православных святынь, — говорит Алексей. — Признаюсь, как историк я даже мечтал о том, чтобы когда-нибудь их все восстановить. Но обстоятельства складываются так, что сделать это практически невозможно.
Но выход всё же нашелся. Отец Виталий привел Алексея и Юлию Терехову — директора музея «Дом со львом» в селе Поповка Хвалынского района — в парк перед Крестовоздвиженским храмом. Здесь, на месте, они и решили сообща, как лучше изготовить и разместить макеты. Оставалось найти мастера, который возьмется за эту трудную, кропотливую работу и выполнит ее добросовестно. Такой умелец нашелся в Саратове.
* * *Наталья Макарова по специальности архитектор. Подобные макеты, только в меньшем размере, она уже создавала.
— Взяться за такой проект было заманчиво, — говорит Наталья. — Но сложностей, конечно, было много.
Главная проблема — поиск информации, ведь ее по воссоздаваемым храмам было мало. Все по крупицам — в разных местах и в разное время — находил Алексей Наумов, когда работал над книгой. Но одной-двух фотографий недостаточно, чтобы полностью восстановить внешний облик храма. К тому же не все фотографии были хорошего качества — некоторые архитектурные детали плохо просматривались. Тогда в библиотеке брали чертежи объектов, соразмерных по масштабу, и смотрели, что может быть вместо утраченного элемента, как он мог бы выглядеть.
Алексей был в постоянной переписке с мастером — историческая точность в такой работе крайне важна.
— Удалось найти не только фотографии, но и типовые проекты, планы, — рассказывает он. — В XIX веке правительство и соответствующие организации выпускали для городов альбомы с типовыми проектами гражданской архитектуры. Например, кладбищенский храм во имя Трех святителей мы восстанавливали по одному из таких типовых проектов, который был в этом альбоме. Фотография этого храма крупным планом была всего одна, и то из-за надгробных крестов большинства деталей не было видно. Некоторых храмов и часовен вообще не осталось на фотографиях. Мы знаем, что храмы были, на общих фото городских улиц видны их очертания. Словом, это комплексная работа, не такая простая, как может показаться на первый взгляд.
Всего в макетах было восстановлено пять храмов. На эти пять макетов ушло около девятисот килограммов глины. Некоторые детали залиты бетоном, армированы, поэтому понадобились еще цемент, песок, проволока.
— Конструкция получилась прочная, — рассказывает Наталья. — Детали довольны тяжелые, и чтобы их переставлять, компоновать, требовалась физическая сила. Но результатом я довольна.
— Когда из куска глины получается храм — это волшебство, — улыбается Алексей. В процессе работы Наталья постоянно присылала ему фотографии. Сначала это были просто черные кубы из глины, потом эти кубы медленно высыхали, из них вырезали части конструкции, и уже потом можно было разглядеть очертания будущего макета храма.
— Когда все макеты были окончательно собраны, получилось здорово, — продолжает наш собеседник. — Наши ожидания оправдались. Есть ли еще где-то «Сад храмов», я не знаю. Но макеты храмов в том или ином виде присутствуют, например, в Санкт-Петербурге, в Херсонесе. В Саратове есть макеты Княже-Владимирского храма и церкви «Утоли моя печали». Мы не претендуем на уникальность, но уникальна сама ситуация: у нас есть церковный парк — не просто садово-ландшафтный комплекс, а именно исторический парк.
* * *Готовые макеты сначала разместили в актовом зале Хвалынской православной гимназии, и первыми их увидели гимназисты.
— Все макеты мне очень понравились, — рассказывает Аня Колпаченко, ученица 7 класса. — Каждый храм красив по-своему. Даже маленький кладбищенский — есть в его облике какая-то глубина, неизвестность.
Первую презентацию провели в гимназии: гимназисты рассказали о праздниках и событиях, в честь которых освящены храмы, а об истории самих храмов поведали протоиерей Виталий Колпаченко и Алексей Наумов. Гимназия едва вместила всех желающих увидеть будущую достопримечательность города — на встречу собрались учащиеся, их родители и преподаватели со всех школ Хвалынска.
— Была у меня тихая радость, — вспоминает отец Виталий. — Не бурная, именно тихая. Определенный этап работы позади. Но нужно было еще изготовить гранитные постаменты и готовиться уже к большому открытию.
Самую лучшую рекламу открытию «Сада храмов» сделали… строители. Когда они устанавливали постаменты на прихрамовой территории, каждый прохожий не преминул поинтересоваться: «А что это? А когда можно будет посмотреть?». Рабочие снабжали любопытных информацией и приглашали на праздничное торжество.
Церемония открытия комплекса «Сад храмов» прошла 7 августа. На историческое для Хвалынска событие собрались не только горожане, но и гости из района и области.
Рассказ об истории каждой церкви в «Саду храмов» предварял волнующий момент — снятие белых полотен с керамических макетов под торжественную музыку. Храмы, когда-то уничтоженные безбожной властью, вновь возвращались к верующим Хвалынска.
— На церемонии открытия я случайно услышал один разговор, — вспоминает Алексей Наумов. — Ребенок спросил у своей бабушки: «А где были эти храмы? Почему их разрушили?». Собственно, мой интерес к истории города и ко всему, что я делал здесь, в Хвалынске, в последнее время, также начался с вопросов: «Где эти храмы были и почему их уничтожили? Что произошло с нашей страной, что до такого ее довели?». И я думаю, что возвращение храмов в пространство нашей сегодняшней жизни, пусть и в виде макетов, будет способствовать возрождению исторической памяти, и дети, которые задают эти вопросы, будут искать ответы, интересоваться, и может, когда-нибудь что-то поймут. А может, и смогут возродить эти храмы в натуральную величину.
В Хвалынске есть старожилы, которые помнят разрушенные святыни города.
— Художник Георгий Иванович Лбов, он 1923 года рождения, рассказывал мне о том, как они с отцом ходили в Казанский собор, — вспоминает Алексей. — Он помнит, как в 1936 году сбрасывали колокол — был большой столп пыли и долго еще стоял звон разбивающегося колокола — словно стон.
Казанский собор помнит и бабушка Ларисы Геннадьевны Евдокимовой, учителя русского языка и литературы Хвалынской гимназии.
— Для бабушки было трагедией, что храмы уничтожали, отдавали их под дома культуры, под склады. Она всегда с такой любовью о них вспоминала. В каждой семье об этих храмах знали; даже когда их не стало, о них рассказывали детям, передавали эту любовь и память из поколения в поколение. И сейчас, в «Саду храмов», люди не просто подходят и смотрят — они понимают, что это не музейные экспонаты, это святыни, — хоть они и вернулись к нам в таком уменьшенном виде, их нужно чтить и уважать память о них.
— Живой интерес это вызывает до сих пор, — подтверждает отец Виталий. — И горожане, и гости города — подходят, фотографируются, смотрят, задают вопросы. Мы еще планируем изготовить стойки с историческими справками, возможно, установим на входе в парк стенд с более подробной информацией и правилами поведения на территории. К сожалению, случаются акты вандализма, по крайней мере, по отношению к цветам и деревьям. Надеюсь, на храмы рука больше ни у кого не поднимется.
Фото автора и из архива Н. Макаровой
Газета «Православная вера» № 22 (570)
[ Яна Конченко ]