400 миллионов рублей не хватает на текущую деятельность Саратовгорэлектротрансу. 334 миллиона составляют долги этого предприятия. Рассчитывать на такую большую бюджетную поддержку предприятию бессмысленно. Так что всё идёт к тому, что СГЭТ всё-таки передадут в концессию.
Без этой меры можно обойтись только в том случае, если повысить стоимость проезда в трамваях и троллейбусах до 25 рублей. Теоретически депутаты Саратовской городской думы вольны это сделать, потому что Саратовгорэлектротранс – муниципальное предприятие. Но чтобы мера сыграла, цену билета на автобус до тех же значений должно поднять правительство Саратовской области. Автобусное сообщение под его контролем. Правительство этого не сделает, потому что в региональном бюджете не хватит денег для того, чтобы оплачивать билеты льготникам, которых в Саратовской области наплодили в несметных количествах. А если перестать ждать перечисления денег за льготников от правительства области, то стоимость одной поездки нужно поднимать минимум до 28 рублей. Вот такие грустные ценовые параллели и меридианы обсуждали в минувшую среду на рабочей группе в Саратовской городской думе.
О критической ситуации на предприятии депутатам рассказывал директор СГЭТа Роберт Виньков . Странно было слушать о таком тотальном упадке в трамвайно-троллейбусном хозяйстве после того, как не раз и не два бывший директор Юрий Касьянов рисовал картинки выхода из кризиса одна радужнеё другой. Но приходится смириться, что касьяновские домики рисовались на песке.
«Всё закончилось достаточно плачевно, – сказал Виньков. – Сегодня у нас 217 пассажирских трамвайных вагонов. К сожалению, только 81 вагон выходит на линию. И 86 троллейбусов из 160. Остальные стоят неисправные. Когда мы их отремонтируем, сказать не могу. Нет на это средств. В основном неисправности крайне тяжелые».
Депутаты поинтересовались судьбой 23 трамваев и 20 троллейбусов, которые с большой помпой подарила Саратову в прошлом году Москва. Оказалось, что на линию выпускают только шесть трамваев. Девять стоят в депо неисправные, остальные списаны. С троллейбусами всё ещё хуже. Все не могут работать из-за неисправностей, угрожающих жизни пассажиров.
– А когда забирали, не делали осмотр? – справедливо возмущались депутаты. Роберт Виньков ответил, что сейчас во всей этой истории разбираются правоохранительные органы.
Переговоры с концессионером идут вторую неделю. Предварительно говорится о том, что он возьмёт предприятие вместе с долгами, которые муниципалитет не сможет оплатить. 30 млн рублей выделены на оптимизацию маршрутов и составление новой схемы движения, где маршрутки перестанут забирать пассажиров у электротранспорта. Только в этом случае концессионер купит для Саратова новые современные трамваи по цене 95 млн рублей штука и начнёт перекладку путей под них.
Параллельно городская администрация ведёт переговоры с инвесторами, готовыми ввести в Саратове единый электронный транспортный билет. Говорят, что саратовцы смогут использовать его вообще по всей транспортной системе Саратова, оплачивая электрички, троллейбусы, трамваи, автобусы и даже маршрутки. Говорят, что все перевозчики уже дали на него согласие. Осталось о рентабельности тарифов договориться.
[кстати сказать] Ради сохранения депо Скрипит зубами городская власть, но платит долг Россельхозбанку Почти 87 млн рублей СГЭТ должен Россельхозбанку. По решению суда. С учётом набежавших процентов по ставке 21,73 годовых. Кредит предприятие с одобрения администрации брало в 2013 году. Истратили деньги на текущую деятельность. Понимая, что возвращать такой долг одномоментно нечем, администрация не раз пыталась договориться о рассрочке. Но только после того, как провели «лояльный платёж» в 14 млн рублей, дело сдвинулось с мёртвой точки. В конце 2017 года решение о рассрочке долга на три года утвердили в суде. В 2018 году предстоит погасить 33,4 млн рублей – ежемесячно равными долями. У предприятия денег нет. Платит администрация. Сорвут график – и прощай два депо. Они у Россельхозбанка в залоге по этому кредиту. Кроме Россельхозбанка СГЭТ должен: Минфину РФ – 81 млн рублей; налоговому органу – 23 млн рублей; энергетикам – 118 млн рублей; перевозчикам автобусных маршрутов – 33 млн рублей; за поставленные материалы и запчасти – 39 млн рублей; городскому центру размещения рекламы – 11 млн рублей и т.д. |