Способ спасения – жизнь

Фото: eparhia-saratov.ru
О том, что такое путь спасения, как найти его конкретно для себя и почему самое простое оказывается порой очень непростым, размышляет редактор газеты игумен Нектарий (Морозов). «Как спастись лично мне?»

 

Бывает, что человек в разговоре со священником задает вопрос о том, каков путь спасения конкретно для него, просит совета. Что на это можно ответить?

Во многих древних патериках есть такие эпизоды: приходит кто-то из братии либо человек из мира к святому старцу и спрашивает: «Что мне делать для того, чтобы спастись?» — и прозорливый святой муж дает то или иное наставление, которое трогает вопросившего до глубины сердца. И современный христианин, особенно новоначальный, пытается спроецировать эту ситуацию на себя.

Но на самом деле, безусловно, не стоит, да и нет необходимости ждать от священника какого-то сугубо «индивидуального» ответа. Нужно понимать, что святым старцам такой вопрос нередко задавали люди, которые очень горячо и всей душой стремились к Богу, духовно трудились, но имели в себе какое-то внутреннее препятствие, по поводу которого опытный подвижник и давал совет, каким путем его можно преодолеть. Но это не значит, что для каждого человека есть своя, отдельная «пошаговая инструкция» к достижению Царства Небесного. На самом деле, все советы о спасении, даже если они даны были конкретному человеку, по сути своей универсальны — и, что очень важно, в них нет ничего нового по сравнению с Евангелием. Мы помним, что когда Христа спрашивают, что нужно делать для того, чтобы наследовать Царство Небесное, Он говорит, что нужно исполнить две заповеди — о любви к Богу и ближнему, ибо в них заключаются весь закон и пророки (см.: Мф. 22 , 37–39). И если речь идет о человеке, который не желает сделаться для нас гуру, а хочет помочь нам прийти ко Христу, то мы не услышим от него ничего принципиально иного.

Упасть с самодельной лествицы

 

Изобретение «индивидуальных» путей спасения для себя основано на одном распространенном заблуждении: человек полагает, что может какую-то совокупность конкретных действий исполнить, и этого будет для его спасения достаточно. Но наше спасение не «зарабатывается», оно достигается не посредством каких-то наших дел — наше спасение может совершиться только лишь по милости и благодати Божией. А всё, что мы делаем, просто развивает в нас способность эту благодать и эту милость воспринимать и становиться ее причастниками.

Но человек как бы говорит себе: «А я не хочу зависеть от благодати Божией — я хочу быть уверенным в том, что спастись мне обязательно удастся». И тогда приходит в голову такая, может быть, не до конца осознаваемая мысль: я пойду не «обычным» — «негарантированным» — путем спасения, а своим, особым. И это уже ошибка на самом деле страшная, потому что вслед за этим человек начинает сколачивать по своему разумению, своими руками некую альтернативную лествицу, ведущую к Небесам, — и конечно, он с этой лествицы непременно упадет, и чем дальше он успеет по ней взойти, тем сильнее будет падение.

Как распознать это ложное восхождение? Очевидно, что есть несколько основных критериев. Человек считает, что избранный им путь спасения — самый прямой, что кто-то, может быть, и блуждает на каких-то других путях, а он на своем наверняка не заблудится. Человек абсолютизирует что-то в своей жизни, считая, что спасение подается именно от этого и за это. С такими мыслями люди порой, к сожалению, и монашество принимают, не понимая, что постриг не является для человека однозначно спасением. Точно так же неправильно человек может относиться и к своей волонтерской деятельности, и к благотворительности, и к воспитанию детей, многочадию. Или бывает, что некоторые, например, прочитав, как полезно творить Иисусову молитву, решают, что всё — спасение от нее и через нее. Но можно ли сказать, что каждый человек, который пусть даже всю жизнь или значительную часть своей жизни творит или просто повторяет молитву Иисусову, обязательно будет с Богом в вечности? Нет, и об этом прямо сказано в Евангелии: не каждый, кто говорит «Господи! Господи!», спасется (см.: Мф. 7 , 21).

И еще один момент: такие люди всегда почему-то убеждены, что они сами желают себе спасения более, нежели им желает его Господь. И когда человек пытается устроить для себя нечто нарочито спасительное, это всегда попытка «оказаться умнее» Бога, происходящая от недоверия Ему и ни к чему хорошему не ведущая.

Именно он называется «жизнь»

 

Мы можем быть в деле нашего спасения лишь сотрудниками Божиими — мы можем трудиться в этом вместе с Господом, но никак не без Него. А что касается способов спасения — есть только один-единственный способ, и он называется «жизнь». Жизнь во всех ее бесконечных и многообразных проявлениях, к которой мы прикладываем желание быть с Богом и стремление исполнять Евангелие.

Но что мы можем видеть очень часто? То, что человек, считающий себя христианином, участвующий в богослужениях и церковных таинствах, как бы проводит разделительную черту: «вот моя жизнь христианская, а вот вся моя остальная жизнь», то есть «вот это я делаю для своего спасения, а вот тут я просто живу», причем в «просто жизни» есть масса вещей, которые спасению якобы мешают. Если пойти дальше и проанализировать, что воспринимает человек как помехи своему спасению, оказывается, что в категорию помех он относит практически всё — весь свой ежедневный быт. А «спасается» — в лучшем случае пару часов в день: бывая в храме, читая правило и святых отцов, совершая то, что называется делами благочестия. Причем тут тоже есть определенная избирательность: те дела благочестия, которые были самолично запланированы, относятся к категории «спасительного», а непредвиденные, неудобно возникшие, в конкретной ситуации трудные — опять же к разряду «помех». И священнику бывает трудно убедить его в том, что это разделение совершенно ненормально.

Мне кажется, что очень важно понять: школой, в которой мы учимся ступать по спасительному для нас пути, является жизнь со всем тем, из чего она состоит — нет таких повседневных нужд и дел, которые находились бы «за рамками» спасения. Когда Господь говорил Адаму, изгоняемому из Эдема: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3 , 19), это было не образное выражение — это обозначение того, что будет в буквальном смысле происходить с ним и его потомками. Но это, вопреки распространенному мнению, не проклятие, не наказание — это указание, которому мы все должны следовать. Так что сама эта необходимость ежедневно трудиться, уставать, отдавать очень значительную часть своего времени и сил, чтобы обеспечить себе пропитание, — это послушание Богу и исполнение нами Его слова о нас. Это только один из моментов, и если человек посмотрит так на всю свою жизнь, то он с удивлением заметит, как словно начнет растворяться в ней то, что его тяготило. И вместо досады придет ощущение возможности — способности служить Богу не через великие дела и свершения, а через всё то, что происходит реально, по необходимости, сейчас.

К слову, каким бы элементарным, само собой разумеющимся и «не духовным» некоторые христиане ни считали быт, мне как священнику периодически приходится встречать верующих людей, которые не могут каких-то вещей, на которые даже неловко обращать их внимание. Они не могут встать на полтора часа раньше, притом что им, допустим, необходимо попасть в этот день на раннюю Литургию — и они просто не приходят, потому что не смогли себя заставить. Они не могут разгрести дома бардак и приучиться класть вещи на место, чтобы этот беспорядок больше не создавать. Они не могут не опаздывать, не могут сделать хотя бы сегодня то, что надо было сделать позавчера. И всё это мешает человеку стать даже, по большому счету, человеком — он все время до своего человечества как-то не дотягивает. Не то, что стать христианином…

А все эти проблемы — там не сделал, тут забросил, здесь себя не заставил — еще имеют свойство накапливаться и образовывать какие-то сложные цепочки, в которых, пока ты не сделаешь первое дело, не получится выполнить и все остальные. А взяться за это первое оказывается неимоверно трудно, тем более что здесь стоит наготове враг, которому очень важно на этом рубеже нас удержать и оставить под дамокловым мечом всего накопившегося. И разбираться со всем этим, приводить свою жизнь в порядок и означает, опять-таки, идти путем спасения — самым непосредственным образом.

* * *

Ни в коем случае не будем пытаться изобретать для себя какие-то особые пути спасения, потому что это пути спасения искусственные, а всё, что искусственно, не может устоять — оно обязательно разрушается. И только лишь тот путь, который устраивает для нас Господь, — а еще точнее, тот путь, которым является Он Сам, ибо Он есть путь, истина и жизнь (Ин. 14 , 6), — может привести нас к вечной жизни с Ним.

Фото из открытых интернет-источников

Православие.Ru

[ Игумен Нектарий (Морозов) , Подготовила Елена Сапаева ]
 
По теме
Жизнь вечная и спасение от вечной смерти — это не вопрос суммы добрых дел, а состояние души, ее вектор, способность или неспособность быть с Богом.
30.01.2018
Рождественское послание Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина священному клиру, боголюбивым инокам и инокиням, всей богоспасаемой пастве Саратовской епархии - Саратовская епархия Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братия и сестры!
05.01.2018
 
Департамент городского имущества города Москвы издал распоряжение от 28 мая 2018 № 16843 о передаче в собственность Русской Православной Церкви девяти зданий,
20.06.2018
21 июня 2018 года в Издательском Cовете Русской Православной Церкви состоится научная конференция «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности».
20.06.2018
Указ Епархиального Архиерея от 19 июня 2018 года № 56 Священнику Антонию Сотникову Настоящим определением Вы, священник Антоний Сотников,
20.06.2018
 
Указ Епархиального Архиерея от 19 июня 2018 года № 54 Протоиерею Илии Кузнецову Настоящим определением Вы, протоиерей Илия Кузнецов, настоятель кафедрального собора Живоначальной Троицы г.Вольска Саратовской обл.,
20.06.2018
Указ Епархиального Архиерея от 19 июня 2018 года № 55 Протоиерею Алексию Субботину Настоящим определением Вы, протоиерей Алексий Субботин,
20.06.2018
01_Экскурсия учеников СШ 17 - Вольское благочиние 20 июня в пла­не реали­за­ции про­грам­мы нравст­вен­но­го вос­пи­та­ния под­рас­тающе­го по­ко­ле­ния груп­пы детей лет­ней оз­до­ро­ви­тель­ной пло­щад­ки МОУ СОШ №17 с пе­да­го­га­ми-ру­ко­во­ди­те­ля­ми по­бы­ва­ли н
21.06.2018 Вольское благочиние
О недоумениях в отношениях с ближними - Саратовская епархия Трудности в отношениях с ближними можно сравнить с подводным рифом, с которым сталкивается христианин в плавании по морю житейскому и вслед за тем, нередко всерьез и надолго, садится на мель.
19.06.2018 Саратовская епархия
Патриотическая акция «Выпускники 2018 года – выпускникам рокового 1941 года» пройдет в Саратове - Администрация г. Саратов 21 июня 2018 года с 21.30 ч. до 22.15 ч. в Парке Победы на Соколовой горе состоится городская молодёжная патриотическая акция «Выпускники 2018  года – выпускникам рокового 1941 года», приуроченная ко Дню памяти и скорби.
20.06.2018 Администрация г. Саратов
Студенты Института прошли на очный этап Всероссийского конкурса «Идеи преображающие города» - ПИУ имени П.А. Столыпина Состоялось подведение результатов заочного этапа Всероссийского конкурса «Идеи, преображающие города», направленного на выявление, сопровождение и поддержку талантливых молодых граждан,
20.06.2018 ПИУ имени П.А. Столыпина
Кто-то до сих пор на гребне популярности, а кто-то забыт и никому не нужен Юлия МАЗУР Когда-то мы смотрели их клипы по музыкальным каналам каждый день по тысяче раз.
19.06.2018 Комсомольская правда
Как сложились судьбы детей-актеров из зарубежных кинохитов Анна УДОВИДЧЕНКО Эрик из "Игрушки" - веб-дизайнер Фабрис Греко был самым популярным французским ребенком в 1970-х.
18.06.2018 Комсомольская правда
- Ты красивая, Марина. Донесем до Татуина! - Что ты, милый, говоришь? Я-то думала - в Париж! - Комсомольская правда Корреспондент «КП», пользуясь грандиозным наплывом туристов, вышел на тропу любви Павел КЛОКОВ kp_ru_msk Большие мероприятия издавна помогали нашей стране улучшать демографическую ситуацию.
21.06.2018 Комсомольская правда
Как болели звезды за наших футболистов, выигравших у Египта 3:1 [видео] Елена БОДУЭН Страна в едином порыве поддерживает сборную России на чемпионате мира по футболу.
20.06.2018 Комсомольская правда
Наши футболисты одержали триумфальную победу, выиграв со счетом 3:1 Кирилл СЕРОВ Андрей ВДОВИН Еще пару недель назад эту команду считали никчемной бандой миллионеров, уставшей от футбола и от самих себя.
20.06.2018 Комсомольская правда
Патриотическая акция «Выпускники 2018 года – выпускникам рокового 1941 года» пройдет в Саратове - Администрация г. Саратов 21 июня 2018 года с 21.30 ч. до 22.15 ч. в Парке Победы на Соколовой горе состоится городская молодёжная патриотическая акция «Выпускники 2018  года – выпускникам рокового 1941 года», приуроченная ко Дню памяти и скорби.
20.06.2018 Администрация г. Саратов
Под Саратовом рабочий погиб при попытке спасти бетононасос от огня - Четвертая Власть Водителю удалось покинуть кабину бетононасоса, а его 29-летний «напарник» предпринял попытку заглушить двигатель В Саратовском районе 29-летний мужчина погиб от удара током, находясь в загоревшемся бетононасосе.
20.06.2018 Четвертая Власть
Балашовский РЭС «Прихопёрского ПО» сообщает, что для производства ремонтных работ на оборудовании распределительных сетей Балашовского РЭС будут производиться необходимые отключения.
21.06.2018 Balashover.Ru
По поручению главы Саратова Михаила Исаева на состоявшихся сегодня, 20 июня 2018 г., совещаниях был обсужден ход работ по подготовке к предстоящему отопительному сезону 2018-2019 гг.
21.06.2018 SarLife.ru Саратовская жизнь