1 декабря в саратовском театре оперы и балета состоялся благотворительный концерт «Евгений Онегин. Лирические отступления» из цикла «Признание в любви». Проект необычен не только целью, но и реализацией. Организаторы концерта – фонд «Артист», основная задача которого – поддержка ветеранов сцены. На прошедшей перед спектаклем пресс-конференции столичные артисты во главе с Евгением Мироновым пообещали направить все собранные от продажи билетов средства на помощь саратовским ветеранам сцены.
Необычность реализации проекта в том, что в каждом городе «Евгений Онегин» получается свой. Основная идея этой постановки – в объединении пушкинского текста с номерами из одноименной оперы П.И. Чайковского. Оперные сцены, к примеру, в Санкт-Петербурге исполняли артисты Александринского театра, в Москве – солисты Большого, у нас – певцы местной оперной труппы. Поучаствовали в концерте и студенты третьего курса театрального факультета, занимающиеся в мастерской Г.А. Аредакова.
Пушкинский текст читали столичные звёзды – Ольга Остроумова, Авангард Леонтьев, Мария Миронова, Евгений Миронов, Елизавета Боярская и Максим Матвеев. Настоящие мастера слова. Не устану повторять, что мастерство артиста лучше всего проявляется на сцене. Кино – совсем другое. Прежде всего это запись, которая никогда не передаст ту живую энергетику, которая льётся со сцены в зрительный зал. Несмотря на то, что на концерте не было привычного нам сценического действия (роман просто был прочитан), это было настоящее погружение в пушкинскую эпоху.
Слушая этот, без преувеличения, вечный текст, понимаешь, насколько тонко и метко он написан. Казалось бы, скоро двухсотлетие романа отметим, а в русском обществе ничего не изменилось. Те же плохие дороги, та же страсть общества к развлечениям, те же женщины, мечтающие «о большой и чистой любви», те же матери, привыкшие властвовать над мужчинами и мечтающие «пристроить дочерей», те же мужчины, смолоду во всём разочарованные и бегущие от ответственности. Пишу всё это не в попытке сказать новое слово о романе, как это может показаться. Речь о том, что артистам удалось «прожить» произносимый ими текст так, что им веришь. Порой сомневаешься или внутренне споришь с трактовкой, но, слушая дальше, убеждаешься в её верности.
Саратовцы на таком фоне, к сожалению, выглядели не лучшим образом. В оперных отрывках оркестр под управлением худрука театра Ю.Л. Кочнева зачастую глушил солистов, у которых текст арий был практически не понятен. Той же «болезнью» отличились и студенты, не все, конечно. Один-два человека на курсе вполне могут озвучить большой зал без микрофона. Остальные хотя и выглядели приличнее солистов оперного театра, все же продемонстрировали, что уроков сценречи так и не добрали. Или смысла того, что от них требовалось, не поняли.
Самое интересное, что в последние годы о минусах спектаклей почему-то не принято говорить. А может, хватит «строить потёмкинские деревни»? Как артистам развиваться, если некому со стороны сказать, как смотрится постановка? Как расти профессионально? Сколько же можно верить в то, что зритель ни в чём не разбирается? Если даже в советские годы профессор саратовской консерватории Н.С. Аршинова писала об одном из саратовских театров разгромные статьи с говорящими названиями, вроде «Не попустим!», тем более в наши дни – давно пора вспомнить, что спектакли ставятся для людей, а не для собственного удовольствия от процесса игры. Тем более что совместные проекты с ведущими артистами, как России, так и мира, становятся всё более привычными. А от сравнений ой как трудно удержаться...
Наталья Григорьева