Новости города БезФормата.Ru
Саратов
Главные новости
 
Задать вопрос?

Суда не туда



 

Мы продолжаем разговор о прошлом и возможном будущем (настоящего практически нет) скоростного пассажирского флота на Волге, начатый материалом Егора Верещагина « Быть или не быть новой „Комете“ решат греки ».

Больше 20 лет по Волге в акватории Саратовского региона не ходят знаменитые «ракеты» и «метеоры» — скоростные посудины на подводных крыльях в середине 90-х частично сдали в металлолом, а в большинстве продали в Китай. Оказавшись один на один перед лицом деиндустриализации и развала экономики, Саратовская область не смогла обслуживать этот перспективный и удобный, но при этом, чего греха таить, дорогостоящий вид транспорта. Шли годы, положение дел менялось, но, несмотря на временный всплеск углеводородных сверхприбылей, реальный сектор развивался обратно пропорционально росту дивидендов топ-менеджеров корпораций и владельцев крупного бизнеса. Транспортная инфраструктура в целом и речная, в частности, не стала исключением — она деградировала вместе со страной, накрытой «стабильностью» и бюджетным колониализмом. Пассажирский флот скукоживался, речные трамвайчики, как и их сухопутные рельсовые собратья, приходили в негодность, в то время как Волгу бороздили лишь баржи с песком и нефтепродуктами да частные катера. Тем не менее, в 2017 году региональные власти замахнулись почти что на Вильяма нашего Шекспира, точнее — заговорили о возможности возрождения судоходного флота.

Об этом заявил сам губернатор Валерий Радаев в выступлении 14 мая, на заседании круглого стола в рамках форума «Среда для жизни. Квартира и город».

Глава региона, в частности, рассказал, что область работает над тем, чтобы приобрести «метеоры и ракеты» для создания новых линий для туров выходного дня. Туристические теплоходы предполагается пустить в Хвалынск.

В следующий раз о возможном появлении на Волге скоростных судов на брифинге 23 мая сообщил замминистра транспорта и дорожного хозяйства региона Сергей Балакин. Отвечая на вопросы журналистов о вероятности запуска быстроходного водного транспорта, он пояснил, что поручение о проработке дополнительных маршрутов уже было дано Валерием Радаевым. По словам г-на Балакина, которые процитировали несколько информационных агентств, предполагается, что быстроходные суда будут запущены уже не по туристическим, а по дачным направлениям. При этом, по данным замминистра, пока рассматривается маршрут Саратов-Балаково, а не Саратов-Хвалынск, как говорил ранее г-н Радаев, и не Саратов-Энгельс, как утверждал руководитель Общественной палаты Александр Ландо.

Под крылом «Метеора» никто не поёт

О судьбе скоростных судов на подводных крыльях мы говорим с замдиректора ОАО «Пассажирское речное управление» Александром Никоновым. Александр Николаевич — ветеран волжского флота: с начала 1980-х годов он ходил на «ракетах» и «метеорах» 14 сезонов и не понаслышке знает об истории волжского судоходства и перспективах возрождения скоростного сообщения.

«СП»: — Когда в Саратове появились первые скоростные суда?

— Первое судно на подводных крыльях появилось в Саратове в конце 1950-х годов. Лично я увидел первую «Ракету» 38-й модели в 1960-е годы. Хорошо помню это время — тогда строился мост Саратов-Энгельс. Помню, как многие прибегали на берег (тогда там был пляж) смотреть, что это за штука. Когда я впервые увидел «Ракету», она была в водоизмещающем положении, то есть не было видать крыльев. Но все прыгали, ныряли и щупали эти крылья. Тогда у меня и зародилась мечта работать на скоростном флоте.

«СП»: — А когда такие суда стали массовыми?

— Года через два после появления первой «Ракеты» стали поступать «метеоры». Первыми были «Метеор-36», потом «Метеор-43», «Метеор-100» и т. д. Тогда существовала программа развития скоростного флота: старые «метеоры» заменяли новыми, всё поддерживалось в надлежащем состоянии.

«СП»: — Сколько «ракет» и «метеоров» ходили в Саратовской области в лучшие годы?

— Было около десяти «метеоров» и «ракет». «Ракета-105», на которой я работал, «Ракета-242» и старенькая «Ракета-38» — та самая, которую я увидел ещё школьником и решил посвятить себя речному флоту.

«СП»: — В связи с чем скоростной флот в нашем регионе стал угасать?

— Когда началась перестройка, стали обсчитывать экономичность скоростного флота. Посчитали и решили, что надо всё это сворачивать — «метеоры» с «ракетами» работают в год четыре, максимум, пять месяцев, а всё остальное время простаивают. При этом надо содержать команду и обслуживание судов. Ремонт тоже, я бы не сказал, что сложный, но он должен обязательно проходить на берегу или на понтонах, на которые ставили скоростной флот. Дальше — клёпка. Поначалу мы привлекали авиационный завод, чтобы проклепать нуждающееся в ремонте судно. Также мы организовали свои, отдельные от авиазавода, бригады клёпальщиков, в том числе я и сам участвовал в этом процессе. Дело, в общем, было налажено: мы даже снимали крылья, под крыльями заменяли листы, повреждённые коррозией.

«СП»: — Ремонт производили в грузовом порту в Юрише?

— Был единый грузовой и пассажирский порт, мы ещё не отделились в начале 90-х годов. Когда отделились, пассажирский порт стал дочерним предприятием. Но, возвращаясь к истории сворачивания скоростного флота в Саратове, многие считали его неэкономичным. Народу стало в 90-е ездить меньше по понятным социально-экономическим причинам. В итоге, в 1994—1995 годах, было принято решение сдать в аренду суда на подводных крыльях в Китай.

«СП»: — То есть в 1993 году «ракеты» и «метеоры» ещё ходили, а в 1994-м — уже нет?

— Нет, ещё кое-что было. В 1994—1995 годах линия по маршруту Саратов-Куйбышев была сокращена до маршрута Саратов-Сызрань. Потом скоростные суда ходить перестали.

«СП»: — Получается, что «метеоры» и «ракеты», которые работали в Саратове, ходили не только внутри Саратовской области, но и в соседние регионы?

— Да, до Куйбышева, нынешней Самары, ходили. Куйбышев, Золотое — это был как раз мой маршрут. Я 14 навигаций отработал, из которых лет десять — на этой линии. Из Волгограда к нам ходили скоростные суда, но они были приписаны к Волгоградскому пароходству. И из Куйбышева к нам ходил один «Метеор» из их пароходства.

«СП»: — А из других волжских регионов — из Ульяновска, к примеру?

— Нет, оттуда к нам они не ходили, хотя в Ульяновске тоже был свой скоростной флот. Из Ульяновска в Куйбышев было сообщение. Но можно было из Саратова в Ульяновск доехать на «метеорах» через Куйбышев с пересадкой или наоборот.

«СП»: — Если брать лучшие годы, какой был тогда спрос на такие перевозки? Большой был пассажиропоток?

— Если честно, до сих пор у многих ностальгия. Уже больше 20 лет нет «метеоров» и «ракет», а до сих пор ностальгия не только у речников, но и у многих людей старшего поколения: «Когда же мы до Самары или Волгограда сможем ездить на этих судах?». Всё-таки был комфорт — обслуживание было хорошее, и скорость высокая позволяла быстро добираться, и как развлечение такие сообщения воспринимались, и как туризм.

«СП»: — Как вы оцениваете планы областных властей восстановить скоростной флот? Реально ли это сделать в нынешних условиях, смогут ли нынешние «эффективные менеджеры» пойти дальше слов?

— Восстановить сообщения на «метеорах», или, как я слышал, говорили про планы пустить по Волге «Восход» — это, если не брать в расчёт финансовую сторону вопроса, не проблема. Проблема, повторюсь, заключается в обслуживании. Суда на подводных крыльях нельзя в зиму хранить на плаву. Если это делать, просто разморозится система подачи воды в двигатели. Может, правда, и не разморозится, но при условии, если зимы не будут холодными. Моё мнение: одна организация не потянет содержание таких судов. Нужно работать в комплексе: Пассажирское речное управление, речпорт, возможно, какие-то частные организации-перевозчики и не только перевозчики. Например, Балаковский судоремонтный завод.

«СП»: — Насколько портовая инфраструктура Саратова готова к обслуживанию скоростного флота? Я имею в виду причальную стенку, о проблемах которой несколько лет назад много говорилось, а также диспетчерские службы и т. д.

— Что касается причальной стенки, насколько мне известно, этот вопрос урегулировали. Есть диспетчеры, которые причальную стенку регулируют. Что касается диспетчерского аппарата, при появлении скоростного флота его нужно будет возобновлять. То есть диспетчерский аппарат не для стенки, а для работы непосредственно скоростного флота.

«СП»: — Кстати, к вам из правительства не выходили с какими-то проектами по возрождению скоростного флота?

— Естественно, выходили. Раньше и я этим вопросом занимался, а сейчас — наш директор ведёт переговоры по скоростному флоту, в том числе по поводу создания маршрута в Сабуровку, где будет аэропорт.

«СП»: — А инфраструктура обслуживания таких судов сохранилась? Условно говоря, есть хотя бы места зимней «парковки» «ракет», «метеоров» и «восходов» в Саратове?

— Если говорить про небольшое количество судов, то есть. В порту, например, сохранился 100-тонный кран. Он действующий и не списанный. Если говорить про стоянку, для этого нужна не очень большая площадка. Просто на неё необходимо установить стапели или, к примеру, организовать зимнюю стоянку в Балаково.

«СП»: — Насколько сложно готовить специалистов для обслуживания таких судов?

— С подготовкой капитанов есть определённые проблемы, потому что требования такие. Нужно поработать определённое время на рейдовом, водоизмещающем, флоте. Обязательно, пассажирском или на шлюзовых теплоходах. Раньше к нам были требования — иметь такой опыт работы не менее пяти лет. После этих пяти лет мы должны были отстажироваться навигацию и только затем получить допуск работать на скоростном флоте штурманами, но ещё не капитанами. При этом, как минимум, необходимо окончить техникум речного флота, а ещё лучше получить специальное высшее образование.

«СП»: — Техникум водников у нас ещё существует, а что касается высшего образования, про какие учебные заведения идёт речь?

— Речь идёт о специализированных вузах, которых нет в Саратовской области. Есть такой вуз в Нижнем Новгороде — Волжский государственный университет водного транспорта.

«СП»: — В Саратовской области много таких специалистов, которые могли бы, в случае, если скоростной флот вдруг возродят, стать капитанами?

— У нас же каждые пять лет надо аттестовываться, проходить курсы и т. д. А так как с 1995 года у нас нет скоростного флота, всем бывшим скоростникам в любом случае нужна стажировка. Хотя бы месяц, но стажировка нужна. И курсы. То есть нужно в любом случае отучиться в Нижнем или в других городах, где есть соответствующие организации. Но людей у нас мало осталось, кто ещё помнит «метеоры» и знает, как на них ходить. У нас есть ребята, которые ходят на пассажирских судах, но их, опять же, надо стажировать. При этом вряд ли они смогут стать капитанами — только штурманами или дублерами. А вообще, стоит набирать прошедшую специализированный техникум или лучше вуз молодёжь, но на её подготовку, как я говорил, нужно не менее пяти лет. То есть в любом случае в эту навигацию собрать специалистов будет весьма проблематично, если не привлекать в спешном порядке подготовленные кадры из других регионов, которые будут иметь доступ к командирским функциям.

«СП»: — Где-то нынешние руководители области заявили, что в скором времени они хотят пустить скоростные суда — обратите внимание! — поперёк Волги, из Саратова в Энгельс. Это же, как мне кажется, несколько технологически несостоятельно?

— Конечно, это нереально. Ведь чтобы выйти на крыло, скоростному судну нужно определённое расстояние. Например, от пятого причала Саратова отходит «Метеор», только где-то за Бабушкиным взвозом он выйдет на крыло. А если его пустить поперёк, он до моста Саратов-Энгельс даже на крыло не встанет. А если использовать «Метеор» как водоизмещающее судно, он просто будет немеренно «жрать» солярку.

«СП»: — Какими наиболее перспективными, на ваш взгляд, сегодня могут стать маршруты для скоростного флота Саратовской области, если он, конечно, будет создан? Хотя бы для начала?

— Для начала стоит создать маршрут Саратов-Вольск-Балаково-Хвалынск. Что же касается дальних рейсов, тут довольно-таки сложно — для них нужно дежурное судно. А то вдруг «Метеор» где-нибудь «крякнет», где-нибудь в соседнем регионе? Короче, если нештатная ситуация произойдёт где-то севернее Хвалынска, как судно доберётся до ремонтной базы в Саратов или Балаково? Для скоростных судов с одним двигателем дежурное судно необходимо иметь с начала навигации для буксировки, а в основном для доставки пассажиров с середины волги в случае нештатной ситуации.

СПРАВКА «СП»:

Бум популярности судов на подводных крыльях пришёлся на начало 1960-х годов. К 1963 году суда этого типа были задействованы в пассажирском судоходстве по Волге, Днепру, Оби, Иртышу, Амуру и другим водным путям страны. Прогноз пассажирских перевозок на 1963 год составил 2 миллиона пассажиров, что на 50% превышало фактический показатель минувшего 1962 года. В настоящее время основной парк пассажирских СПК в России составляют суда, построенные в СССР. Всего было построено около 300 «Ракет», 400 «Метеоров», 100 «Комет», 40 «Беларусей», 300 «Восходов», 100 «Полесьев», 40 «Колхид» и «Катранов».

Источник: http://pfo.svpressa.ru/war21/article/8695/



saratov.gov.ru - ИА СаратовБизнесКонсалтингСроки запуска скоростных теплоходов по речным маршрутам в Саратовской области остаются неизвестными.
11.08.2017 ИА СаратовБизнесКонсалтинг
Идею строить скоростные суда в Балакове сравнили с "саратовским айфоном" - ИА СаратовБизнесКонсалтингЭксперты скептически восприняли идею врио губернатора Саратовской области Валерия Радаева о производстве скоростных судов на Балаковском судостроительно-судоремонтном заводе.
11.08.2017 ИА СаратовБизнесКонсалтинг
рал дурак - Business-Vector.InfoВчера, 9 августа, сайт областного правительства сообщил о встрече врио губернатора Валерия Радаева с коллективом Балаковского судостроительно-судоремонтного завода.
10.08.2017 Business-Vector.Info
Ветеран речного флота поддержал идею о возрождении саратовского теплоходостроения - Sarinform.RuВалерий Радаев обратится к Президенту РФ Ветеран скоростного флота Александр Никонов , служивший капитаном на теплоходе "Метеор-36",
10.08.2017 Sarinform.Ru
Увеличить - ТППВрио губернатора Саратовской области Валерий Радаев призвал загрузить производственные мощности Балаковского судостроительно-судоремонтного завода, чтобы наладить выпуск скоростных судов.
10.08.2017 ТПП
Валерий Радаев выступил с инициативой наладить выпуск скоростных судов на Балаковском судостроительно-судоремонтном заводе - Администрация Энгельского районаВрио Губернатора области Валерий Радаев выступил с инициативой наладить выпуск скоростных судов на Балаковском судостроительно-судоремонтном заводе.
09.08.2017 Администрация Энгельского района
Валерий Радаев предложил название для первого балаковского пассажирского теплохода - Газета Наша Версия© пресс-служба губернатора Саратовской области Врио губернатора Саратовской области попытается поговорить о запуске производства пассажирских теплоходов в Балаково не только с министерством промышленности,
09.08.2017 Газета Наша Версия
В Саратовской области выпустят скоростной теплоход  Балаково - Sarinform.RuВалерий Радаев : "Обращусь к президенту по вопросу строительства современных судов в регионе" Исполняющий обязанности губернатора Саратовской области Валерий Радаев планирует наладить выпуск скоростных судов на балако
09.08.2017 Sarinform.Ru
Губернатор предлагает строить на Балаковском заводе скоростные суда - Общественное мнениеВрио губернатора области Валерий Радаев выступил с инициативой наладить выпуск скоростных судов на Балаковском судостроительно-судоремонтном заводе.
09.08.2017 Общественное мнение
Эту идею глава региона озвучил при посещении Балаковского судостроительно-судоремонтного завода.
09.08.2017 Известия Саратов
Валерий Радаев поручил балаковцам построить скоростной теплоход - ИА СаратовИнформВрио губернатора Саратовской области Валерий Радаев посетил балаковский судостроительно-судоремонтный завод.
09.08.2017 ИА СаратовИнформ
Валерий Радаев выступил с инициативой наладить выпуск скоростных судов на Балаковском судостроительно-судоремонтном заводе - Правительство Саратовской областиВрио Губернатора области Валерий Радаев выступил с инициативой наладить выпуск скоростных судов на Балаковском судостроительно-судоремонтном заводе.
09.08.2017 Правительство Саратовской области
В Балакове возможно станут строить скоростные суда - Администрация БалаковоВрио Губернатора области Валерий Радаев обратился к руководству страны  с инициативой наладить выпуск скоростных судов на Балаковском судостроительно-судоремонтном заводе.
09.08.2017 Администрация Балаково
"Ленд Крузер" на перекрестке врезался в "Ниссан". Пострадал ребенок - SaratovNews.RuВчера в Энгельсе столкнулись две иномарки. Как сообщает отдел пропаганды ГИБДД по Энгельсскому району.
26.09.2017 SaratovNews.Ru
Подросткам дали по семь лет колонии за групповое изнасилование юной подруги - ИА Взгляд-инфоВ Энгельсе Саратовской области вынесен приговор двоим 16-летним юношам, которые признаны виновными в групповом изнасиловании 12-летней девочки.
26.09.2017 ИА Взгляд-инфо
У "Ленты" сгорел "УАЗ Патриот" - Газета Наша Версия© "Саратов онлайн" Вчера, 25 сентября, в поселке Солнечный произошел пожар.
26.09.2017 Газета Наша Версия
На мосту через Волгу столкнулись пять автомобилей: пострадали два человека - Газета Наша Версия
На мосту через Волгу столкнулись пять автомобилей: пострадали два человека
© ИА "Версия-Саратов" Сегодня, 26 сентября, на старом мосту Саратов-Энгельс произошло ДТП с участием двух автомобилей.
Газета Наша Версия
Полицейские достали из реки Сердоба утопленника - Газета Наша Версия
Полицейские достали из реки Сердоба утопленника
© kazanfirst.ru Сегодня, 26 сентября, в Екатериновском районе нашли тело мужчины.
Газета Наша Версия
На 7-й Нагорной открытый колодец стал причиной ДТП - Газета Наша Версия
На 7-й Нагорной открытый колодец стал причиной ДТП
© "Саратов онлайн" В Саратове на улице 7-я Нагорная вчера, 25 сентября, произошло ДТП.
Газета Наша Версия
"Балаганчикъ" открывает новый театральный сезон - Известия СаратовТеатр драмы, музыки и поэзии ждет зрителей уже сегодня, 26 сентября. В программе вечера-открытия – отрывки из ныне идущих спектаклей.
26.09.2017 Известия Саратов
Студенческий проект «Город трёх рыб» был представлен на выставке туризма - СГУ им. Н.Г. Чернышевского24 сентября в Городском парке прошла выставка «Осень–зима 2017/2018. Туристические тренды», приуроченная к Всемирному дню туризма.
26.09.2017 СГУ им. Н.Г. Чернышевского
"Страдания" отметили ленты про мексиканского фермера и энгельсский поселок - ИА Взгляд-инфоВ эти минуты в Доме кино проходит торжественная церемония закрытия XIV международного фестиваля документальной мелодрамы " Саратовские страдания ". Первыми заслуженные награды получили ленты,
26.09.2017 ИА Взгляд-инфо
Стартовал финальный этап II Парада достижений народного творчества "Огней так много золотых" - Известия Саратов
Стартовал финальный этап II Парада достижений народного творчества "Огней так много золотых"
В минувшие выходные в Саратовском областном центре народного творчества имени Л.А.Руслановой состоялись две из пяти конкурсных программ заключительного этапа конкурса.
Известия Саратов
Роман Арбитман: "Эта трилогия является самой большой книгой, которую мне когда-либо приходилось издавать" - Газета Наша Версия
Роман Арбитман: "Эта трилогия является самой большой книгой, которую мне когда-либо приходилось издавать"
© ИА "Версия-Саратов" Сегодня, 25 сентября, в Доме кино состоялась презентация книги Романа Арбитмана "Частный сыщик Яков Штерн", изданной под псевдонимом Лев Гурский.
Газета Наша Версия
Документально крупным планом
В этом нам помогут «Саратовские страдания» Сегодня в Саратове завершается 14-й Международный фестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания».
Газета Недели
В Энгельсе после реконструкции открылся легкоатлетический зал - ИА Взгляд-инфоСегодня губернатор Валерий Радаев совершает рабочую поездку Энгельс. Первым объектом, который осмотрел глава региона, стала ДЮСШ и новый легкоатлетический зал на улице Марины Расковой.
25.09.2017 ИА Взгляд-инфо
Вице-президент областной федерации бокса включил Артема Чеботарева в двадцатку сильнейших боксеров страны - Газета Наша Версия© ИА "Версия-Саратов" Вице-президент федерации бокса Саратовской области Андреей Табояков дал развернутое интервью порталу sport-sar .
26.09.2017 Газета Наша Версия
Татищево: Растет движение ГТО - Четвертая ВластьТестирование физических возможностей по системе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, организованное на стадионе «Олимп» р.п.
26.09.2017 Четвертая Власть
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Вольская жизнь
Вольские бойцы – в тройке лучших в мире!
С 18 по 21 сентября в г. Медынь Калужской области состоялось первенство мира по универсальному бою (лайт) среди юношей и девушек 14-15 лет и 16-17 лет, в котором приняли участие более 26 стран мира.
Вольская жизнь
На Театральной площади пройдут заезды чемпионата Саратова по велоспорту - Газета Наша Версия
На Театральной площади пройдут заезды чемпионата Саратова по велоспорту
© ИА "Версия-Саратов" В Саратове с 29 сентября по 1 октября пройдет открытый чемпионат города по велоспорту на шоссе.
Газета Наша Версия
Энгельсский кикбоксер завоевал Кубок мира - Газета Наша Версия
Энгельсский кикбоксер завоевал Кубок мира
© wallpapers.brothersoft.com Кикбоксер из Энгельса Сеймур Рзаев завоевал Кубок мира среди любителей.
Газета Наша Версия
В Заводском районе пассажир легковушки погиб в ДТП с автобусом - Четвертая ВластьСегодня около 18.50 в Заводском районе Саратова столкновение двух транспортных средств привело к гибели мужчины Сегодня около 18.50 в Заводском районе Саратова столкновение двух транспортных средств привело к гибели мужчины.
26.09.2017 Четвертая Власть
Президент освободил от должности Сергея Аренина - Общественное мнениеПрезидент РФ Владимир Путин освободил от занимаемой должности начальника ГУ МВД по Саратовской области Сергея Аренина .
26.09.2017 Общественное мнение
На мосту через Волгу столкнулись пять автомобилей: пострадали два человека - Газета Наша Версия© ИА "Версия-Саратов" Сегодня, 26 сентября, на старом мосту Саратов-Энгельс произошло ДТП с участием двух автомобилей.
26.09.2017 Газета Наша Версия
Напротив гимназии маршрутка сбила мужчину - Sarinform.RuПешехода отправили в больницу Около часа назад в Заводском районе Саратова под колеса в аварии пострадал пешеход.
26.09.2017 Sarinform.Ru
Подросткам дали по семь лет колонии за групповое изнасилование юной подруги - ИА Взгляд-инфоВ Энгельсе Саратовской области вынесен приговор двоим 16-летним юношам, которые признаны виновными в групповом изнасиловании 12-летней девочки.
26.09.2017 ИА Взгляд-инфо