Почти год назад, 19 мая 2016 года, в Саратовском академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» (Сусанин), но до сих пор она не получила широкого освещения в СМИ за исключением двух публикаций в информационных интернет-изданиях «Саратов Бизнес Консалтинг» и «Free News Volga», которые вышли уже давно, так сказать, по горячим следам. Поэтому есть смысл вернуться к этой премьере.
Новая саратовская постановка была приурочена к 180-летию (1836 г.) её первой постановки на сцене петербургского Большого театра. Причем решено было отказаться от опоры на собственные предыдущие постановки советского периода в 1939, 1952 и 1985 годах, а вернуться к постановкам дооктябрьского периода, к либретто барона фон Розена. При этом постановщика (режиссер-постановщик Андрей Сергеев) не смутило, что малохудожественный текст Розена буквально пропитан верноподданническими мотивами. Скорее наоборот — ведь это соответствует нынешней российской действительности, в которой президента В.В. Путина один из сановников охарактеризовал примерно так: Путин — наше всё. Есть Путин — есть и Россия...
Каково сказано?! На какую головокружительную высоту вознесено верноподданичество! Если бы бедный барон услышал это, он бы в гробу перевернулся от зависти!
А вот самый свежий пример. Как сообщила 15 марта радиостанция «Эхо Москвы», премьер-министр Республики Крым Сергей Аксенов заявил о том, что в России нужно восстановить монархию (надо же, заговорил об этом аккурат в день отречения (по новому стилю) ровно 100 лет назад царя Николая II от престола!), а за президентом В.В. Путиным закрепить президентские полномочия пожизненно.
Ну и чем тогда президентская республика будет отличаться от монархии, тем более, что у Путина и так уже сосредоточена почти вся неограниченная власть, а если вдруг выяснится, что каких-то полномочий ему не хватает, так этот «пробел» запросто, по первому же намеку президента ликвидирует наш парламент?! Да практически ничем!
В свете таких настроений в театре было решено вернуться к дооктябрьскому названию оперы — «Жизнь за царя», тем более что сегодня так модно возвращаться к старым именам и названиям. Да, по моде это так, а по сути? А по сути надо разобраться.
Напомню, что композитор назвал оперу «Иван Сусанин», и под этим названием шли её репетиции. Но царь Николай I настоял на изменении названия, дабы придать ей монархическую направленность. Вот тогда, с перепугу, назвали её «Смерть за царя», а уж потом переименовали в «Жизнь за царя». Композитор и постановщики, чтобы не сорвать премьеру, вынуждены были подчиниться.
Опорой царской власти всегда была религия. Вот и нынешний режим счел за благо всячески способствовать усилению её роли в государстве и особенно в духовной жизни общества и в сфере просвещения.
Эти, как говорят теперь, «державные» моменты нашли четкое отражение в новой саратовской постановке, в введении (по сравнению с либретто советского периода) целого ряда новых действующих лиц, а именно: будущего царя Михаила Федоровича Романова, его матери Марфы Ивановны Романовой, королевича Владислава, московского Митрополита и даже Кардинала (в «польской» сцене). Понятное дело, все эти новые персонажи бесславны, в противном случае пришлось бы писать новую оперу...
Что же касается композитора, то он, уступив царю, ничего не стал менять в музыкальной концепции оперы и по-прежнему не царь, а именно крестьянин села Домнина Иван Сусанин остался главным героем спектакля, и жизнь он отдавал не за самодержца, а за святую Русь. Так что и с этой точки зрения было бы правильнее оставить прежнее название.
Теперь об исполнительском мастерстве занятых в опере артистов.Народный артист России, обладатель бархатного баса Виктор Григорьев в роли Ивана Сусанина был ярок и убедителен. Он представил на сцене простого русского крестьянина — любящего отца, мудрого собеседника, горячего патриота, для которого благополучие Родины дороже собственной жизни. Артист сильно провел всю партию, но особенно глубоко раскрылся в речитативе в сцене в лесу, передав в нем массу тончайших нюансов. Впечатляет, если так можно выразиться, «певческая дикция» вокалиста, сумевшего четко донести до зрителя каждое слово арии (каватины), что, к сожалению, удается далеко не всем певцам.
Вот, например, я не всё разобрал у лауреата Международных конкурсов оксаны Колчиной, которая исполняла вторую по значимости роль — роль Антониды, дочери Ивана Сусанина.
Это тем более огорчительно, что певица обладает очень красивым, я бы даже сказал, завораживающим сопрано. Но в целом — интонационно и драматически — артистка была на высоте, ей удалось выразить силу и глубину чувств своей героини, её нежную душу, её боль.
Очень приятное впечатление оставила лауреат Международных конкурсов Светлана Курышева в партии Вани, приемного сына Сусанина. Она играла столь убедительно, что зритель невольно забывал, что перед ним женщина, а не мальчик. Особенно впечатляюще исполнила она героическую арию Вани с хором «Бедный конь в поле пал».Удачно исполнил партию Богдана Собинина, ополченца, жениха Антониды, артист Павел Корчагин, только вот драматически был он не очень убедителен. Возможно, в том повинны брюки галифе, в которые был облачен русский ополченец из крестьян начала XVII века. А ведь появились такие брюки во второй половине XIX века — их ввел для кавалеристов Франции генерал Галифе, проявивший особую жестокость при подавлении Парижской коммуны 1871 года.
Впрочем, не только галифе, но и другие военные «наряды» поляков, например, вызывали недоумение: их военная форма смахивала на френчи периода Первой мировой войны (их также носил командный состав Красной Армии в 1924—1943 годах), а вооруженные шашками (саблями) кавалеристы очень напоминали по внешнему виду воинство батьки Махно.
Активным действующим лицом спектакля является хор, который, на мой взгляд, звучал просто превосходно. Весьма эффективна и выразительна, хотя и сильно сокращена по объему балетная сцена спектакля, в которой заняты практически все артисты балета театра.
Балетмейстер — заслуженный деятель искусств Республики Карелия Кирилл Симонов. Безупречно звучал симфонический оркестр театра, которым управлял, вопреки утверждению программки, не Аркадий Шур, а сам маэстро — народный артист России Юрий Кочнев.
В целом спектакль смотрится с интересом, патриотический настрой он дал грандиозный, артисты выкладывались на все сто (процентов), так что спектакль стоит посмотреть всем, кто ещё не удостоил его своим вниманием.
Альберт АЛОВ