Роберт Ленц: «В телевизоре хороших артистов практически нет»

Роберт Ленц: «В телевизоре хороших артистов практически нет»
Фото: www.reporter64.ru

Мода в массовой культуре – явление переменчивое. То, что еще несколько лет назад казалось глотком свежего воздуха, сегодня забыто и мало кому интересно. А артисты, на репертуар которых СМИ упорно клеят ярлык «ретро», все так же востребованы и чувствуют себя вполне уверенно…

К группе «Браво», которой в этом году исполняется 35 лет, кажется, этот ярлык никоим образом не подходит: меньше всего музыканты похожи на «старичков», «снимающих сливки» с хитов четвертьвековой давности. Однако их песни продолжают уносить в эпоху стиляг, танцплощадок и первых рок-н-ролльных пластинок… О том, какое место занимает ретро-музыка в современном мире, «Репортер» поговорил с солистом «Браво» Робертом Ленцем.

«Мы отстали за счет советской власти»

- Когда мы договаривались об интервью, вы сказали, что не считаете себя специалистом в музыке ретро. Хотя ваши любимые исполнители и группы относятся к поколению 60-70-х годов, да и «Браво» у публики ассоциируется с классическим рок-н-роллом… Что в таком случае вы подразумеваете под термином «ретро»?

- Именно это я и затрудняюсь определить. Я не знаю, сколько лет должно быть музыке, чтобы она начала относиться к ретро – 10, 20, 30? Фактически получается, что вся музыка, которая была в 90-х годах, включая расцвет электронной музыки – это тоже уже ретро-музыка. И мне само слово «ретро» как-то режет слух, потому что я музыку вообще не делю на ретро или не ретро: есть хорошая музыка и не очень хорошая. А когда она была написана, не имеет для меня никакого значения. 

- В одном из интервью вы сказали, что русскими «Битлз» были «Машина Времени» и «Воскресение» - по значимости явления, по переполоху, который они произвели. Но в то же время или чуть раньше была и другая ветвь: «Скифы», «Скоморохи», «Сокол», «Удачное приобретение», ранние Никольский и Антонов… Почему-то кажется, что это направление должно вам быть более близко из-за большего внимания, собственно, к музыке. Как вы считаете, почему оно не получило такого широкого распространения, как рок 80-х?

- Сложно сказать, почему. Я не настолько хорошо знаком с творчеством тех же «Скифов» или «Удачного приобретения». Большее влияние у нас в стране, мне кажется, оказали «Машина Времени» и «Воскресение». Если их сравнивать с западными аналогами – то да, для нас это была определенная революция, как «Битлз». 

А почему не развилось то направление… У нас, мне кажется, вообще долгое время больше внимания уделялось текстам, нежели музыке. По крайней мере, в рок-музыке упор был на текст и это чувствуется до сих пор. 

- Наверное, это еще и последствия мощной бардовской волны…

- Очень может быть. А еще одной причиной может быть то, что, если брать какую-то школу, то мы очень сильно отстали. У нас не было такого огромного количества джазовых или рок-н-ролльных исполнителей, и та эволюция, которая шла на Западе, прошла мимо нас. Мы все время догоняли и догоняли. У нас и артистов было меньше… И поэтому нет такой школы, и до сих пор – это можно ощущать даже у известных исполнителей – есть какие-то огрехи в аранжировках, в записи, в продюсировании. Все равно это не звучит так, как западные пластинки. Просто мы немножко отстали за счет советской власти, которая не очень-то раскручивала гайки для музыкантов. 

- А вы как вокалист ориентируетесь только на «старичков» или следите и за молодыми вокалистами тоже? 

- Специально за молодыми я не слежу. Во-первых, очень много всего. А потом, чтобы следить, надо или копаться в интернете, или ходить на концерты, или хотя бы много слушать радио с русскоязычной музыкой. Потому что в телевизоре, на мой взгляд, хороших артистов практически нет (я говорю о молодых) – программа «Голос» и идентичные ей мне неинтересны, и я свое время на это не трачу. 

«Винил – это эстетика»

- Сейчас возродилась мода на винил. И хотя, конечно, она не носит такой массовый характер, как это было 30-40 лет назад, тем не менее, в виниловых магазинах можно увидеть совсем молодых людей, родившихся уже после того, как пластинки вышли из широкого обихода. Что их так привлекает? Ведь карманный плейер гораздо практичнее…

- Плейер, конечно, намного практичнее – я сам, в основном, им и пользуюсь. Но музыку, которую действительно очень люблю, я стараюсь покупать на виниле, и вот это возрождение меня очень радует. Винил стал продаваться, есть виниловые магазины, отделы в магазинах электроники. Это очень хорошо, на мой взгляд, потому что виниловая пластинка – это определенная эстетика: ты держишь в руках предмет, с которым нужно обращаться бережно, с классной обложкой… Особенно если пластинка дорогая – это отличное качество полиграфии и самого винила. Технологии на месте не стоят, и винил, который сейчас продается, прекрасен.

Единственное – мне не нравится, когда пластинки ремастируются и подгоняются под какие-то стандарты звучания. Потому что в музыке отпечатано время: она вот так была записана, так звучала. И когда занимаются мастерингом старых альбомов – они звучат современно, но из них что-то пропадает. Мы даже дома сравнивали две пластинки – одна новодел, другая старая – и они радикально отличались друг от друга.

- Расскажите немного о своей коллекции. Есть ли у вас какие-то раритеты или экземпляры, за которыми пришлось долго «охотиться»?

- Ну, если брать пластинки, которые у меня очень давно, то они все такие. Я за ними действительно охотился, потому что был выбор: или ты покупаешь в «Мелодии», или какие-то западные пластинки на черном рынке. А цены на черном рынке в начале 80-х годов, надо сказать, были ого-го какие. Поэтому каждая пластинка была солидной покупкой для бюджета. 

Сейчас тоже есть какие-то пластинки, которые было непросто найти. Я заказывал их, покупал с рук, через интернет. Например, одна из них – Jeff Beck, “Crazy Legs”, где он играет песни Джина Винсента – довольно редкая пластинка. Еще сейчас довольно сложно найти пластинки, выпущенные во второй половине 90-х. Они очень дорого стоят, и даже за эту цену их еще нужно поискать. Например, купить пластинку Бека «Sea Change» практически невозможно. Очень сложно найти Rolling Stones “Bridges to Babylon” или «As Time Goes By» Брайана Ферри. Потому что тиражи в 90-х годах были крошечные, винил никто не покупал, он только что отошел в прошлое, и в результате эти пластинки стали уже коллекционной редкостью. Если вы просто пойдете в виниловый магазин, их там не будет. 

У меня есть далеко не все, что бы мне хотелось. Нет каких-то наименований, которые я просто обязан иметь. 

- Сегодня концерты артистов, которые на сцене уже давно, с программами из старых хитов, иногда собирают едва ли не большие (но уж точно не меньшие) залы, нежели выступления молодых исполнителей. Причем на этих концертах иногда можно видеть и молодежь, которая слушает эти песни с восторгом. Их-то что там привлекает? Ведь, как вы сами сейчас сказали, музыка – это все-таки отпечаток своей эпохи…

- Да, слушая Элвиса, вы слышите 50-е годы – все это спето и сыграно тогда. Так же, как и кино, в котором запечатлена реальность другого времени. Но при этом сама музыка существует вне времени, нет никакой разницы – весь вопрос в том, какая музыка вам нравится. Это дело личных предпочтений и вкуса, а зачастую и настроения. Могу судить по себе – я ведь не слушаю целыми днями «Rolling Stones». Попадается что-то интересное и в поп-музыке, и в современной рок-музыке. И если говорить о том, что слушаю я, то это полный бардак из разных эпох, времен и стилей. 

Я думаю, что молодые люди приходят, потому что эти исполнители – уже легенды, и их музыка неспроста произвела в свое время какой-то фурор. В этой музыке есть что-то, что все равно будет трогать по прошествии времени, пусть она и перестала быть остро модной. 

- Еще одна тенденция – возвращение к живым инструментам после электронного бума 90-х. Живые гитары, духовая секция, которая, кстати, появилась и у «Браво»…

- А мне кажется, никуда ничего не исчезало, и все инструменты прекрасно использовались во все времена. Изменились, возможно, аранжировки, и сам подход. А что касается духовой секции – мы же играем музыку, которая предполагает духовую секцию, поэтому она там и есть. Все просто.

«Мы живем в разных мирах»

- Вы говорили в интервью, что скучаете по улице, на которой выросли, но которой в Москве больше нет…

- Она есть, но сильно видоизменилась. Поэтому да, можно считать, что улицы, на которой я вырос, больше нет, от нее осталось название.

- А как вы считаете – атмосфера города, вид улиц каким-то образом влияет на то, какая музыка в этом городе создается?

- Наверное, да. Наверное, поэтому американская музыка отличается от английской или французской, да и от нашей. Мы живем в разных мирах, ходим по разным улицам, там ездят другие машины, все выглядит по-другому… И если ты творческий человек, то это накладывает отпечаток. 

- Тогда интересно получается: от американской музыки наша действительно отличается очень сильно. А вот с итальянской или французской мелодикой у нас много общего, при том, что живем мы в разных мирах…

- Но Челентано вряд ли с кем-то спутаешь. Даже взять Аль Бано и Рамину Пауэр – все равно это другая поп-музыка, нежели кто-то, кто был тогда популярен у нас. Наверное, нам чем-то близка итальянская и французская мелодика. Опять же любовь французов к шансону – это, конечно, совсем другой шансон… 

Но ведь не одни же дома и улицы влияют на музыку! Это может быть образ жизни и отношения между людьми – наверное, это тоже важно.

- Меня не простят, если я напоследок не спрошу о «Браво». После роскошного издания книги о группе и сборника редкостей – тоже своего рода взгляда назад – в каком направлении группа движется дальше?

- В направлении вперед, естественно (смеется). Вообще это юбилейный год, поэтому очень возможен выход нового альбома. Говорить о сроках я не буду, потому что это всегда происходит не тогда, когда ты думаешь. Но планы есть, и, возможно, будет какой-то юбилейный концерт, но, скорее всего, осенью.

- То есть снова ждать альбома десять лет не придется…

- Десять – не придётся! Главное – сделать так, чтобы альбом получился классным. Юбилеи проходят, а музыка остаётся.

Дмитрий МАРКИН
 
По теме
Объявлен старт первого Всероссийского конкурса цифрового графического рисунка об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – «АрхГрафика».
В Петровской районной больнице практикуется ординатор медицинского университета - Сетевое издание Петровские вести Как сообщило руководство Петровской районной больницы, в течение двух недель производственную практику в медицинском учреждении будет проходить ординатор второго года обучения СГМУ имени В.И.
Сетевое издание Петровские вести
Оперативный прогноз погоды 20 марта 2024 года - Татищевский район С целью информирования населения о возможности возникновения аварий, происшествий и чрезвычайных ситуаций отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации Татищевского муниципального района предст
Татищевский район
Масленица в МОУ «СОШ № 26» - Комитет по образованию Масленица – древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны.
Комитет по образованию
Антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью» - Романовский район     Традиционно мероприятие проводится полицейскими совместно с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при участии специалистов в сфере профилактики и лечения наркомании.
Романовский район