«Анна в тропиках»: Лев Толстой под кубинскую сигару

Фото: izvestia64.ru


Саратовский академический театр драмы имени И.А.Слонова представил премьеру спектакля по пьесе американского драматурга Никло Круза «Анна в тропиках» в постановке московского режиссера Марины Глуховской.

«Слушай, брат Сальери, Как мысли черные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку Иль перечти «Женитьбу Фигаро». А представьте, что вы рабочий сигарной фабрики, и практически весь ваш световой день состоит из «скрутить сигару, склеить, надеть кольцо» и по кругу... Вряд ли кому понравится такая монотонная жизнь. Поэтому, к примеру, на кубинских сигарных производствах первой трети прошлого века было неизменной традицией приглашать чтеца для рабочего коллектива. Разбавить серые будни, отогнать черные мысли. Этой теме посвящена «Анна в тропиках».
Действие пьесы происходит на сигарной фабрике в американском городе Тампа. Работающие здесь кубинские иммигранты не покладая рук крутят сигары. Им очень важно, чтобы рядом присутствовал чтец. «Мы, неграмотные, не умеющие читать и писать, могли цитировать вслух отрывки из «Дон Жуана» и «Джейн Эйр»! – вспоминает одна из героинь. Приезжает новый чтец, он приступает к чтению романа «Анна Каренина», и жизнь рабочих фабрики меняется.

… Большой зал Академдрамы. Художник-постановщик спектакля Юрий Наместников превращает сцену в фабричный цех при помощи сколоченных деревянных досок. Точнее, цех только обозначен. Намного важнее для авторов спектакля: янтарем сверкающий в бокалах ром, плывущий по залу вкусный аромат сигар и многоликий танец страсти. Создавая костюмы коллектива табачников, Юрий Михайлович точно следует авторской ремарке: «На заметку художнику по костюмам: рабочие, о которых идёт речь, были всегда хорошо одеты. Они использовали белый и бежевый лен, одежда всегда была отутюжена и накрахмалена». Но и наряды не акцентируют на себе внимание. Ровно до тех пор, пока Хуан Хулиан не начинает читать. «История входит в меня, и я сама становлюсь героями», – говорит Марела. Эта реплика становится смысловой окружностью действия. И погружает нас в мир «Анны Карениной».

Тонко чувствующий и любящий литературу человек, Марина Глуховская щедро подает гениальное произведение. Одна за другой следуют самые ключевые сцены из романа. Марина Витальевна фантастически изобретательна в плане переходов между ними. Почти все первое действие представляет собой отрывки из произведения Льва Толстого. Рабочие фабрики превращаются в персонажей «Анны Карениной», и мир романа мы видим их глазами.

Иммигранты воспринимают и «изображают» происходящее с кубинским темпераментом. Умывается слезами Долли, оглушенная изменой мужа. В монологе о беде Дарьи Александровны актриса Светлана Москвина использует, кажется, все оттенки заботливого сострадания.

Покоряюще жива и непосредственна озорница Кити Щербацкая в исполнении студентки театрального института СГК Анастасии Парамоновой. Ее чувство к Вронскому – это скорее распирающая изнутри любовь ко всему сущему, которая может быть только в годы нежной юности. В ожидании чего-то прекрасного Кити не может усидеть на месте. Танцевальные па у кровати словно у балетного станка — чудесная метафора. Все в образе Кити рифмуется с другой ролью в этом спектакле, которую играет Парамонова: дочери владельцев фабрики — Марелы. «Но ведь у всего на свете есть мечты! Велосипед хочет стать мальчиком, зонтик - дождём, жемчужина мечтает превратиться в женщину, а стул – обернуться газелью и убежать обратно в лес», - слова Марелы могла сказать и Кити.

Образы из романа Льва Толстого и проигрываются, и декламируются. Аплодисментами зрителей сопровождались виртуозные диалоги княгини и князя Щербацких. Тамара Джураева и Валерий Ерофеев мило, с тонкой иронией преподносят нам препирательства супругов. И зритель видит: по сути перед ним сцена из латиноамериканского сериала на основе хорошего литературного материала.

«Романная» часть спектакля — это абсолютное попадание персонажей пьесы в образы, созданные Львом Толстым. Трогателен в своей собранности и прямолинейности Константин Левин Максима Локтионова. Исключительно обаятелен Стива Облонский в исполнении Андрея Казакова. На веранде ресторана он проплывает мимо нас словно на корабле праздности по волнам житейского океана, по один борт которого остается дом (Облонских, Щербацких), а по другой разворачиваются самые чувственные сцены между главными героями. Александр Каспаров подает Алексея Каренина ссутулившимся, обескураженным, растерянным, что на контрасте с исполинской фигурой актера только подчеркивает душевные переживания Алексея Александровича (в похожем состоянии мы увидим мачо Паломо, тоже обманутого женой). Воспаленной решительностью наделил графа Вронского Александр Фильянов. Все, что ему нужно в жизни, он видит чисто и ясно, словно считывает с книги, как и Хуан Хулиан — чтец «Анны Карениной».

Что касается роли Анны, то существование в этом образе актрисы Зои Юдиной хочется отметить отдельно. Мне вспомнилась наша давняя беседа с педагогом Юдиной – профессором Риммой Беляковой. Римма Ивановна вспомнила случай из своей жизни: «Сцена открывает в тебе что-то непостижимое. Однажды, во время спектакля «Идиот», когда я, играя Настасью Филипповну, ворвалась в гримерную после сцены сожжения денег в камине, меня ждал актер Сальников. Он с обеспокоенностью в глазах стал допытываться: «Римма, что это было? Это была не ты. Так что это было?..» Первое появление Анны, ее взгляд-прицел, взгляд-сигнал, в котором было все: нежность, достоинство, приглашение, приговор себе и Вронскому... Дальнейшие сцены с танцами страсти... Рождалось ощущение, что актриса парит над реальностью в образе Карениной. Подчеркнем, в классическом понимании образа Анны.

Марина Глуховская подробно цитирует роман. И данный ход режиссера для того, чтобы еще раз подчеркнуть: высокая литература служит индикатором человеческой души. Кого-то события романа заставляют по-новому взглянуть на свою жизнь, другого – толкают на совершение преступления. Вот почему так пламенно, как манифест, до неуемной дрожи говорит жена хозяина фабрики Офелия (актриса Алиса Зыкина) о необходимости чтеца на производстве, а значит, сохранении традиций, сплочении людей, некогда оторвавшихся от родной земли. В ее желании поддержать земляков, вырвать увальня мужа (заслуженный артист России Виктор Мамонов) из алкольно-игровой пучины столько материнского тепла, рвения, готовности помочь. Ее антиподом является Чече — сводный брат мужа. Бастард по рождению, он им остается и по сути. Без рода, без племени, раздраженный и раздражающий, сжираемый противоречиями, сулящий беду и приносящий ее (браво, Валерий Малинин!).

Слушая знойные обсуждения романа работниками сигарной фабрики во втором действии, ты ловишь себя на мысли о том, насколько мы, люди, все разные. И как слепы, когда не принимаем носителей другого менталитета. Порой они кажутся нам наивными, и, почему-то, как следствие, не способными воспринимать прекрасное. Спектакль «Анна в тропиках» напоминает о другом: люди делятся только на богатых и нищих духом. Также он побуждает перечитать роман Льва Толстого. А автора этих строк — еще и труды Юрия Лотмана. Вспомнилась цитата Юрия Михайловича: «Благодаря интертекстуальным связям текст одновременно выступает и как «конденсатор культурной памяти», и как «генератор новых смыслов». Замените слово «текст» на «спектакль Марины Глуховской», и не ошибетесь.

Марина Витальевна, приезжайте еще!

Автор Елена Маркелова

Фото www.saratovdrama.com
 
По теме
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Энгельсский краеведческий музей В Энгельсском краеведческом музее состоялось подведение итогов районного конкурса творческих работ – «Любимый сердцем город», проводимого в рамках празднования 271–ой годовщины со Дня основания города Энгельса.
21.08.2018
 
В Энгельсе открыт памятник известному художнику Андрею Мыльникову - Администрация г. Энгельс Подробности Создано: 21 августа 2018 Сегодня в рамках празднования Дня города в сквере, носящем имя нашего земляка, известного художника, почетного жителя города Энгельс, народного художника СССР,
21.08.2018
 
В Арбитражном суде не увидели оснований для проверки судьи после ДТП в Затоне - Четвертая Власть Свою позицию Арбитражный суд Саратовской области изложил в ответе на запрос «Четвертой Власти» В Арбитражном суде Саратовской области пока отказываются от проверки судьи Марины Медниковой после того,
20.08.2018 Четвертая Власть
Лось угодил под колеса пикапа - Sarinform.Ru Животное убежало с места аварии Вчера вечером в Вольском районе Саратовской области автомобиль сбил лося.
21.08.2018 Sarinform.Ru
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Энгельсский краеведческий музей Сегодня, в рамках дня «Энгельс - Покровск - город творцов» в Энгельсском краеведческом музее прошли экскурсии по выставкам художественных работ Я.Я.
21.08.2018 Энгельсский краеведческий музей
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Энгельсский краеведческий музей В Энгельсском краеведческом музее состоялось подведение итогов районного конкурса творческих работ – «Любимый сердцем город», проводимого в рамках празднования 271–ой годовщины со Дня основания города Энгельса.
21.08.2018 Энгельсский краеведческий музей
На Доску почета молодежи  занесены имена лучших - Администрация г. Энгельс Подробности Создано: 21 августа 2018 Традиционно в рамках праздничных мероприятий, посвященных Дню рождения Покровска – Энгельса, открывается обновленная Доска почета молодежи,
21.08.2018 Администрация г. Энгельс
Уроженец Саратова Федор Смолов не считает себя «богом футбола» - Четвертая Власть Футболист перешел в стан железнодорожников в начале августа, чтобы играть в Лиги Чемпионов он отказался от выплаты бонусов за свой переход Уроженец Саратова Федор Смолов не считает себя «богом футбола».
21.08.2018 Четвертая Власть
"КП" вспоминает пять историй, когда игроки из Незалежной становились объектами различных скандалов Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin Защитник футбольного клуба "Нижний Новгород" Виталий Федорив стал в одночасье звездой новостей.
19.08.2018 Комсомольская правда
Окончательно прояснилась "темная" история с кадрами, на которых якобы запечатлен игрок сборной России и одна из звезд ЧМ-2018 [видео] Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin На второй день после того,
18.08.2018 Комсомольская правда