«Анна в тропиках»: Лев Толстой под кубинскую сигару

Фото: izvestia64.ru


Саратовский академический театр драмы имени И.А.Слонова представил премьеру спектакля по пьесе американского драматурга Никло Круза «Анна в тропиках» в постановке московского режиссера Марины Глуховской.

«Слушай, брат Сальери, Как мысли черные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку Иль перечти «Женитьбу Фигаро». А представьте, что вы рабочий сигарной фабрики, и практически весь ваш световой день состоит из «скрутить сигару, склеить, надеть кольцо» и по кругу... Вряд ли кому понравится такая монотонная жизнь. Поэтому, к примеру, на кубинских сигарных производствах первой трети прошлого века было неизменной традицией приглашать чтеца для рабочего коллектива. Разбавить серые будни, отогнать черные мысли. Этой теме посвящена «Анна в тропиках».
Действие пьесы происходит на сигарной фабрике в американском городе Тампа. Работающие здесь кубинские иммигранты не покладая рук крутят сигары. Им очень важно, чтобы рядом присутствовал чтец. «Мы, неграмотные, не умеющие читать и писать, могли цитировать вслух отрывки из «Дон Жуана» и «Джейн Эйр»! – вспоминает одна из героинь. Приезжает новый чтец, он приступает к чтению романа «Анна Каренина», и жизнь рабочих фабрики меняется.

… Большой зал Академдрамы. Художник-постановщик спектакля Юрий Наместников превращает сцену в фабричный цех при помощи сколоченных деревянных досок. Точнее, цех только обозначен. Намного важнее для авторов спектакля: янтарем сверкающий в бокалах ром, плывущий по залу вкусный аромат сигар и многоликий танец страсти. Создавая костюмы коллектива табачников, Юрий Михайлович точно следует авторской ремарке: «На заметку художнику по костюмам: рабочие, о которых идёт речь, были всегда хорошо одеты. Они использовали белый и бежевый лен, одежда всегда была отутюжена и накрахмалена». Но и наряды не акцентируют на себе внимание. Ровно до тех пор, пока Хуан Хулиан не начинает читать. «История входит в меня, и я сама становлюсь героями», – говорит Марела. Эта реплика становится смысловой окружностью действия. И погружает нас в мир «Анны Карениной».

Тонко чувствующий и любящий литературу человек, Марина Глуховская щедро подает гениальное произведение. Одна за другой следуют самые ключевые сцены из романа. Марина Витальевна фантастически изобретательна в плане переходов между ними. Почти все первое действие представляет собой отрывки из произведения Льва Толстого. Рабочие фабрики превращаются в персонажей «Анны Карениной», и мир романа мы видим их глазами.

Иммигранты воспринимают и «изображают» происходящее с кубинским темпераментом. Умывается слезами Долли, оглушенная изменой мужа. В монологе о беде Дарьи Александровны актриса Светлана Москвина использует, кажется, все оттенки заботливого сострадания.

Покоряюще жива и непосредственна озорница Кити Щербацкая в исполнении студентки театрального института СГК Анастасии Парамоновой. Ее чувство к Вронскому – это скорее распирающая изнутри любовь ко всему сущему, которая может быть только в годы нежной юности. В ожидании чего-то прекрасного Кити не может усидеть на месте. Танцевальные па у кровати словно у балетного станка — чудесная метафора. Все в образе Кити рифмуется с другой ролью в этом спектакле, которую играет Парамонова: дочери владельцев фабрики — Марелы. «Но ведь у всего на свете есть мечты! Велосипед хочет стать мальчиком, зонтик - дождём, жемчужина мечтает превратиться в женщину, а стул – обернуться газелью и убежать обратно в лес», - слова Марелы могла сказать и Кити.

Образы из романа Льва Толстого и проигрываются, и декламируются. Аплодисментами зрителей сопровождались виртуозные диалоги княгини и князя Щербацких. Тамара Джураева и Валерий Ерофеев мило, с тонкой иронией преподносят нам препирательства супругов. И зритель видит: по сути перед ним сцена из латиноамериканского сериала на основе хорошего литературного материала.

«Романная» часть спектакля — это абсолютное попадание персонажей пьесы в образы, созданные Львом Толстым. Трогателен в своей собранности и прямолинейности Константин Левин Максима Локтионова. Исключительно обаятелен Стива Облонский в исполнении Андрея Казакова. На веранде ресторана он проплывает мимо нас словно на корабле праздности по волнам житейского океана, по один борт которого остается дом (Облонских, Щербацких), а по другой разворачиваются самые чувственные сцены между главными героями. Александр Каспаров подает Алексея Каренина ссутулившимся, обескураженным, растерянным, что на контрасте с исполинской фигурой актера только подчеркивает душевные переживания Алексея Александровича (в похожем состоянии мы увидим мачо Паломо, тоже обманутого женой). Воспаленной решительностью наделил графа Вронского Александр Фильянов. Все, что ему нужно в жизни, он видит чисто и ясно, словно считывает с книги, как и Хуан Хулиан — чтец «Анны Карениной».

Что касается роли Анны, то существование в этом образе актрисы Зои Юдиной хочется отметить отдельно. Мне вспомнилась наша давняя беседа с педагогом Юдиной – профессором Риммой Беляковой. Римма Ивановна вспомнила случай из своей жизни: «Сцена открывает в тебе что-то непостижимое. Однажды, во время спектакля «Идиот», когда я, играя Настасью Филипповну, ворвалась в гримерную после сцены сожжения денег в камине, меня ждал актер Сальников. Он с обеспокоенностью в глазах стал допытываться: «Римма, что это было? Это была не ты. Так что это было?..» Первое появление Анны, ее взгляд-прицел, взгляд-сигнал, в котором было все: нежность, достоинство, приглашение, приговор себе и Вронскому... Дальнейшие сцены с танцами страсти... Рождалось ощущение, что актриса парит над реальностью в образе Карениной. Подчеркнем, в классическом понимании образа Анны.

Марина Глуховская подробно цитирует роман. И данный ход режиссера для того, чтобы еще раз подчеркнуть: высокая литература служит индикатором человеческой души. Кого-то события романа заставляют по-новому взглянуть на свою жизнь, другого – толкают на совершение преступления. Вот почему так пламенно, как манифест, до неуемной дрожи говорит жена хозяина фабрики Офелия (актриса Алиса Зыкина) о необходимости чтеца на производстве, а значит, сохранении традиций, сплочении людей, некогда оторвавшихся от родной земли. В ее желании поддержать земляков, вырвать увальня мужа (заслуженный артист России Виктор Мамонов) из алкольно-игровой пучины столько материнского тепла, рвения, готовности помочь. Ее антиподом является Чече — сводный брат мужа. Бастард по рождению, он им остается и по сути. Без рода, без племени, раздраженный и раздражающий, сжираемый противоречиями, сулящий беду и приносящий ее (браво, Валерий Малинин!).

Слушая знойные обсуждения романа работниками сигарной фабрики во втором действии, ты ловишь себя на мысли о том, насколько мы, люди, все разные. И как слепы, когда не принимаем носителей другого менталитета. Порой они кажутся нам наивными, и, почему-то, как следствие, не способными воспринимать прекрасное. Спектакль «Анна в тропиках» напоминает о другом: люди делятся только на богатых и нищих духом. Также он побуждает перечитать роман Льва Толстого. А автора этих строк — еще и труды Юрия Лотмана. Вспомнилась цитата Юрия Михайловича: «Благодаря интертекстуальным связям текст одновременно выступает и как «конденсатор культурной памяти», и как «генератор новых смыслов». Замените слово «текст» на «спектакль Марины Глуховской», и не ошибетесь.

Марина Витальевна, приезжайте еще!

Автор Елена Маркелова

Фото www.saratovdrama.com
 
По теме
 
В Саратове прошел парад духовых оркестров - Четвертая Власть Свое умение перед собравшимися зрителями показали оркестры из детских музыкальных школ, из саратовских военных институтов, а также профессиональные коллективы Сегодня в Саратове проходит праздник духовой музыки,
17.06.2018
 
На сайте «Медиаликс 64 Центр журналистских расследований» 06 июня 2018 года была опубликована статья Е. Налимовой «Судьи должны увидеть результат своей работы».
18.06.2018 КомпроматСаратов.Ru
Управление Роспотребнадзора по Саратовской области оперативно открыло «горячую линию» по вопросам прав потребителей на возврат приобретенных билетов на рейсы АО «Саратовские авиалинии».
17.06.2018 Вольская жизнь
В Большом зале правительства Саратовской области прошла внеочередная конференция областного совета Саратовской областной организации Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда,
17.06.2018 Вольская жизнь
Городские выходные: завершается первый день фестиваля - Администрация г. Саратов Практически завершился первый день фестиваля «Городские выходные». В ходе него состоялись пешие экскурсии, ряд спортивных мероприятий, традиционный «Городской пикник», киносеминар, кинопоказ,
16.06.2018 Администрация г. Саратов
14 июня 2018 года не стало режиссера Станислава Говорухина. Мы вспоминаем его цитаты из интервью разных лет Юлия МАЗУР - Массовый зритель год от года он становится глупее и менее образованным.
15.06.2018 Комсомольская правда
Оле-оле-оле, или Как болеть в пост - Саратовская епархия Воспитывает ли футбол настоящий патриотизм, почему нынешний спорт ассоциируется лишь с чьими-то финансовыми интересами и на что вдохновляют уличные истерики по поводу победы – о современном футболе размышляет священник А
17.06.2018 Саратовская епархия
Иностранцы привыкли пользоваться такси; может быстрее и дешевле на метро? Фото: Иван МАКЕЕВ - Комсомольская правда Таксисты на счетчике рубли меняют на евро, а рестораны предлагают иностранным болельщикам отдельное меню с удвоенным ценником Олег АДАМОВИЧ @OAAdamovich Считается, что крупные спортивные мероприятия — олимпиады,
18.06.2018 Комсомольская правда
Корреспондент "КП" проследил за тем, что происходило вокруг матча Дания - Перу Алексей ОВЧИННИКОВ Такого Саранск за свою 377-летнюю историю еще не видел: почти 15 тысяч болельщиков сборной Перу,
17.06.2018 Комсомольская правда
Стартовал V Балаковский фестиваль клубники: выставка-продажа сувенирной продукции - Администрация Балаково На V Балаковском фестивале клубники стартовала ежегодная выставка-продажа сувенирной продукции с участием монетного двора из города Энгельса, нижегородских мастеров с яркими изделиями народных промыслов России, керамических,
17.06.2018 Администрация Балаково