Новости города БезФормата.Ru
Саратов
Главные новости
 
Задать вопрос?

75 лет назад вступил в строй головной участок знаменитой Волжской рокады

75 лет назад вступил в строй головной участок знаменитой Волжской рокады - МК в Саратове
Фото: saratov.mk.ru

Не секрет, что, стартовав по рельсам Царскосельской железной дороги в далёком 1837-м, новоиспечённая транспортная отрасль практически сразу же стала полигоном для штампования разного рода рекордов.

ru.wikipedia.org

Речь и о рекордах скорости и объёмах перевозок, и о широте применения технологических новшеств, и о масштабах этой деятельности по множеству параметров: так, «железнодорожный король» Карл фон МЕКК в 60-х гг. XIX в. заработал на строительстве 79 вёрст полотна от Коломны до Рязани полтора миллиона рублей (немыслимые по тем временам деньги) и дал старт железнодорожно-концессион­ной лихорадке; русские инженеры МЕЖЕНИНОВ, ВЯЗЕМСКИЙ, САВРИМОВИЧ и прочие построили звенья Транссибирской магистрали, которые сложились в самую длинную железную дорогу в мире. И так далее.

…Совсем иные рекорды и принципиально иное соотношение усилий русских и немцев мы видим при возведении знаменитой Волжской рокады — железной дороги, которая была возведена за 103 дня (!) на линии фронта летом 1942-го. Русские строили, немцы бомбили… Но, несмотря ни на что, в самом начале августа 1942-го была введена в строй железная дорога Саратов — Сталинград — головной участок Волжской рокады, которому было суждено сыграть ключевую роль в снабжении Сталинграда.

Но обо всём по порядку.

 

Приволжский БАМ

Для строительства этой коммуникации у руководства СССР были самые серьёзные и суровые основания.

Напомним, еще осенью 1941-го была разорвана главная железнодорожная магистраль европейской части страны: Москва — Курск — Харьков — Ростов-на-Дону. Колоссальный грузопоток был переброшен на приволжские железнодорожные направления, в частности, через Саратов и Сталинград. Лето 1942-го выдалось жарким: в рамках масштабного наступления на Восточном фронте немцы взяли Крым, разгромили советские войска под Харьковом, двинулись на Дон и Кубань, устремились к нефтяным районам Кавказа, наконец, перебросили громадные силы к Сталинграду, чтобы рассечь волжские коммуникации. Все железные дороги на правом берегу Волги были блокированы, и грузопоток можно было восстановить только одним способом — с помощью железнодорожной линии на самой линии фронта, так называемой рокады. Её ключевая, 340-километровая, ветка должна была соединить Сталинград и Саратов.

Впрочем, то, что противник попытается прорваться к Волге, было очевидно задолго до горячего лета 1942-го: ещё 23 января того же года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве Волжской рокады. «Стройка признана первоочередной: предполагается открыть движение не позднее августа 1942-го», — в тот же январский день записал в своём дневнике первый секретарь Сталинградского обкома партии Алексей ЧУЯНОВ.

Волжане попытались высказать собственные соображения в отношении того, каким должен быть маршрут Волжской рокады, но за дело взялась команда инженеров Главного управления железнодорожного строительства НКВД во главе с Фёдором ГВОЗДЕВСКИМ. Это был бывший будённовец, опытный специалист, который руководил реализацией довоенного проекта Байкало-Амурской магистрали. Теперь ему было поручено строить «приволжский БАМ». И строить в невероятные сроки. Инженер Гвоздевский осмотрел правый берег Волги, начиная от Сталинграда и далее против течения к Саратову, и чем дальше, тем сложнее был ландшафт: громадные овраги, перепады высот, рассечённая местность… Гвоздевский отказался от идеи строительства рокады непосредственно по берегу Волги и выбрал маршрут по берегам степных рек (в частности Иловли, левого притока Дона). На выбор маршрута влиял и ещё один фактор — мягко говоря, деликатный: железнодорожники постарались «расчертить» дорогу так, чтобы она шла мимо населённых пунктов, в частности, стоявших пустыми сёл экс-республики немцев Поволжья, выселенных ещё год назад (по указу от 28 августа 1941 г.). Этот жилищный фонд мог использоваться для нужд строителей, здесь была какая-никакая инфраструктура... Кроме того, инженер-полковник Гвоздевский сумел быстро решить вопросы с обеспечением строительства ресурсами, материалами и, главное, кадрами.

Рабочими руками.

 

Гвоздевский: «гвозди бы делать из этих людей…»

До недавних пор о Волжской рокаде в отечественной историографии было принято говорить сжато и без подробностей, поскольку известно: на стройке активно использовался труд заключённых ГУЛАГа. В 90-х гг., когда пересмотр советской истории часто доводили до абсурда, договорились до того, что строительство Волжской рокады стало возможным только благодаря рабскому труду заключённых — и якобы только их, а руководители стройки были садистами из НКВД, выжимавшими из людей все мыслимые соки. Что в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ), в числе которых был и Саратовский лагерь (Сарлаг, базировавшийся в районе села Умёт в 30 км от Саратова), было сосредоточено от 30 до едва ли не 50 тыс. зэков, которых использовали как расходный материал и не гнушались никакими карательными мерами. «И понятно, что в цивилизованной стране такая стройка не была бы возможна», — саркастически писали исследователи из либерального лагеря.

Эта информация соответствует действительности лишь отчасти: на строительстве Волжской рокады были массово задействованы не одни зэки, но и квалифицированные военные строители, в частности, сапёрные части Пятой армии, возводившие оборонительные сооружения под Сталинградом; бригады из числа вольнонаёмных и из местного гражданского населения (да, включая женщин). Разговорчики об исключительной роли ИТЛ уверенно перекликаются с оскорбительной мифологемой, применительной уже к фронту и к цене побед на нём: дескать, «завалили трупами».

Насколько можно почерпнуть информацию о Фёдоре Гвоздевском из воспоминаний о нем, садистом и циником он не был — скорее человеком, умевшем мыслить быстро и предельно прагматично. Его можно понять: руководство поставило перед Фёдором Алексеевичем задачу сложнейшую, а именно построить в военное время в голой степи и едва ли не голыми руками сложное инженерное сооружение.

Вряд ли он был склонен решать задачу любой ценой — напротив, в его интересах было эту цену минимизировать. Его инженеры находили уникальные решения для сокращения объёмов земляных работ: так, на участке Петров Вал (ныне крупный ж/д узел в Камышинском районе Волгоградской области) — Саратов было построено 167 искусственных сооружений вместо 188 по проекту, а земляные работы сократились на 3 млн кубометров выбранного грунта. Напомним, что работы велись при помощи тачек, кирок и лопат, а немногочисленные средства механизации труда бросались на самые трудоёмкие участки: здесь работа велась круглосуточно.

Интересно была решена задача и с материалами для самих железнодорожных путей. Дело в том, что все рельсопрокатные производства к тому времени были пере­ориентированы на производство продукции военного назначения, в целях ускорения строительства прописку меняет целая сибирская ветка — 180 километров линии БАМ — Тында разобраны, уложены в эшелоны и отправлены на запад, к Волге. (Этих материалов хватило только для участка Иловля — Петров Вал, полностью проходившего по территории Сталинградской области, а на ветку Петров Вал — Саратов шли «трофеи» — железнодорожные плети, снятые в уже оккупированных западных районов прямо под носом у врага. Собственно, и само строительство шло едва ли не в 10 км от немцев, базировавшихся на правом берегу Дона. — Авт.) Вместе с рельсами, шпалами и мостовыми фермами ехали те, кто разбирал пути, — те самые строительные батальоны. На строительство ВР были переброшены не только кадры из Сибири, но и строительные организации НКВД Татарской и Чувашской АССР, а также из Азербайджанской ССР.

Словом, стройку где-то с горечью и сарказмом, но вполне можно назвать народной: все-таки согласитесь, одним страхом перед НКВД, перед пресловутой «чекистской пулей» объяснять невероятную активность строителей — саратовцев, сталинградцев, сибиряков, людей свободных и имеющих статус «з/к», мужчин, женщин, а то и детей и стариков, — нельзя. А то и оскорбительно. Так или иначе, но все участники строительства понимали: судьба страны висит на волоске, а вот этим летом повиснет и Сталинград, и той хрупкой веткой, на которой он будет висеть, может стать как раз Волжская рокада. (А сейчас мы знаем, что — стала.) Люди, без преувеличения, демонстрировали примеры героического труда. Документальная база на эту тему строга и лаконична, многие документы и поныне находятся под грифом «секретно», и, да, сохранились сведения о попытках саботажа и бунта, вспышки возмущения против действительно очень суровых условий содержания и быта, подавляемые по закону военного времени…

Но многие работали на совесть и изо всех сил. Боялись не успеть. Давали по две-три нормы выработки в день. Но и эти темпы были признанными подлежащими корректировке в пользу ещё большего их увеличения… 17 июля 1942 г. части 62-й армии РККА вступили в боестолкновение с авангардом 6-й армии вермахта. Началась Сталинградская битва.

 

Следующая станция — Саратов

Немецкое командование долгое время справедливо полагало, что прямого железнодорожного сообщения между Саратовом и Сталинградом нет, а хаотичные движения всех этих строителей под крылом немецких самолётов, обстреливающих участки рокадных работ, бессмысленны и не имеют шансов на успех. Лётчики смеялись и давили на гашетку, но те продолжали копаться в насыпи, как муравьи. Не останавливались. Не сдавались. Самых упрямых хоронили тут же, под насыпью…

В середине июля, уже после начала Сталинградской оборонительной операции, в сутки прокладывали по 8 (!) километров пути. «С трассы теперь в хутор никто не уходил — спали у насыпей и мостов, где работали. Сколько должен продолжаться рабочий день — все давно забыли. Работали, сколько могли вынести; кто выбивался из сил, ложился отдохнуть под открытым небом, потом снова поднимался… Еду варили здесь же, на месте», — так описывал происходившее тем летом писатель, специалист по изыскательским железнодорожным работам и непосредственный участник строительства Волжской рокады Александр ПОБОЖИЙ в своей книге «Дальневосточные рельсы под Сталинградом. О строительстве Волжской рокады» (1977).

Первые дни августа… На 103-й день после начала земляных работ, 7 августа 1942-го, на одном из участков железной дороги Саратов — Сталинград (ветка Иловля — Петров Вал) пошли первые поезда. Движение интенсифицировалось, к нему подключались все новые участки дистанции. На всю мощь и на всём протяжении (Иловля; близ Сталинграда — Саратов — Сызрань — Ульяновск — Свияжск; близ Казани; всего 978 км) Волжская рокада заработала к ноябрю 1942-го. К тому времени сложно было представить, что делал бы Сталинград — на 80% уничтоженный страшной бомбардировкой 23 августа и лишившийся всех запасов нефти и нефтепродуктов! — без движения по Волжской рокаде.

P. S. На заре железнодорожного строительства герр фон Мекк, блестящий делец, тесть саратовского губернатора ШИРИНСКОГО-ШИХМАТОВА, явившийся одним из пионеров отрасли в России, вступил в Общество Саратовской железной дороги. За два года построил лишь крошечный участок ж/д, быстренько обанкротил общество и переметнулся к другому жирному концессионному куску. Если бы он узнал особенности и параметры строительства, которое развернётся под стенами города восемьдесят лет спустя, то, безусловно, удивился и как истый немец объявил бы, что подобное невозможно… И в общем-то практически не ошибся бы.

Преданья старины глубокой - SaratovNews.RuЧем больше изучаешь современность, тем сильнее хочется писать о далеком прошлом.
08.08.2017 SaratovNews.Ru
Саратовцев зовут убирать берег Волги - Sarinform.Ru11 августа любой желающий сможет принять участи в экоакции Саратовцев приглашают принять участие в уборке берега Волги.
26.07.2017 Sarinform.Ru
Работы по уборке города будут продолжены в ночь с 16 на 17 февраля - Администрация г. СаратовРаботы по благоустройству и уборке города ведутся на территории Саратова круглосуточно.
16.02.2018 Администрация г. Саратов
"Автохам" с Московской оказался коммунальщиком-альтруистом - ИА Взгляд-инфоИнтересное продолжение получила история с водителем "Лады Гранты" , перегородившим проход пешеходам в центре Саратова.
16.02.2018 ИА Взгляд-инфо
В Заводском районе продолжается уборка территории от снега и наледи - Администрация г. СаратовВ Заводском районе продолжаются работы по зимнему благоустройству. Сегодня в уборке снега и наледи было задействовано 539 человек и 13 единиц специализированной техники.
16.02.2018 Администрация г. Саратов
Ландо вышел в город, чтобы покритиковать лед на улицах - ИА СаратовИнформОфициальные представители официальной общественности в очередной раз проверили качество уборки тротуаров и дворов Саратова ото льда.
16.02.2018 ИА СаратовИнформ
ООО «Прогресс» возглавило антирейтинг должников за тепло - Четвертая ВластьСаратовские управляющие компании, ТСЖ и ЖСК продолжают накапливать задолженность за тепловую энергию,
16.02.2018 Четвертая Власть
Саратовские управляющие компании, ТСЖ и ЖСК продолжают накапливать задолженность за тепловую энергию, и в сравнении с деятельностью коллег из коммунального сектора Энгельса и Балаково,
16.02.2018 МК в Саратове
В Кировском районе ведутся работы по благоустройству - Администрация г. СаратовВ Кировском районе ведутся  работы по  вывозу снега, очистке проезжей части улиц, сколу наледи и обработке тротуаров противогололедными материалами.
16.02.2018 Администрация г. Саратов
В Октябрьском районе продолжаются работы по благоустройству - Администрация г. СаратовВ Октябрьском районе Саратова круглосуточно проходят комплексные работы по благоустройству территории: вывоз снега, очистка проезжей части улиц от снега, снятие наледи с пешеходных зон и обработка их реагентом.
16.02.2018 Администрация г. Саратов
Продолжаются работы по уборке снега и наледи - Администрация г. СаратовВ Саратове не прекращаются работы по уборке снега и наледи во всех районах города.
16.02.2018 Администрация г. Саратов
Председатель ОП о гололеде: "Главное - не навернуться!" - ИА Взгляд-инфоСегодня представители областной Общественной палаты и Госжилинспекции вместе проинспектировали состояние тротуаров на улицах Саратова.
16.02.2018 ИА Взгляд-инфо
"Автохам" с Московской оказался коммунальщиком-альтруистом - ИА Взгляд-инфоИнтересное продолжение получила история с водителем "Лады Гранты" , перегородившим проход пешеходам в центре Саратова.
16.02.2018 ИА Взгляд-инфо
ООО "Прогресс" возглавило антирейтинг должников за тепло
Саратовские управляющие компании, ТСЖ и ЖСК продолжают накапливать задолженность за тепловую энергию, и в сравнении с деятельностью коллег из коммунального сектора Энгельса и Балаково,
МК в Саратове
В Саратове обнаружены десятки открытых канализационных люков - Известия Саратов
В Саратове обнаружены десятки открытых канализационных люков
Работа по обследованию территорий всех районов и выявлению открытых смотровых и канализационных колодцев продолжается.
Известия Саратов
Снегопад как проверка власти на авторитет
Вместо критики – лопата! Снег выпал неожиданно, в конце января. Сначала саратовцы сказали «наконец-то», а потом «ой» и застряли в десятибалльных пробках.
Газета Недели
Росгвардейцы потушили ночной пожар в магазине - ИА Взгляд-инфоВ Саратовской области сотрудники Росгвардии предотвратили крупный пожар в магазине до приезда сотрудников МЧС.
17.02.2018 ИА Взгляд-инфо
В Саратове горели цистерны с нефтью - ИА СаратовИнформВ Заводском районе Саратова, на промывно-пропарочной станции железной дороги, в районе 3-го Нефтяного проезда, загорелись цистерны с нефтью.
17.02.2018 ИА СаратовИнформ
Прорыв нефтепровода в Красноармейском. На вывоз грунта потратят 5 млн рублей - ИА Взгляд-инфоАО "Транснефть-Приволга" признано виновным в совершении административного правонарушения за разлив нефтепродуктов в селе Красноармейское Энгельсского района Саратовской области.
16.02.2018 ИА Взгляд-инфо
Последнее письмо Елены Смородиновой. В нем она пишет, что нет сил даже зубы почистить... Фото: из личного архива - Комсомольская правда
«Я не чувствую сил, сердце сильно стучит»: попавшая в секту девушка оставила предсмертную записку
Последователи Саи Бабы открестились от Лолы Байковой, чья ученица заморила себя голодом [расследование «КП»] Виктория МИНАЕВА Вадим АЛЕКСЕЕВ Первую часть расследования читайте здесь .
Комсомольская правда
alexeyoleynik1 - Комсомольская правда
Дочь россиянина, выжившая во время расстрела во Флориде: "Папочка, мы заперлись в классе, спаси нас!"
Она присылала отцу смс каждые пять минут Виктор ГОВОРОВ Ночью 14 февраля в школе города Паркленд, штат Флорида, прогремела стрельба , в результате которой 17 человек погибли, многие пострадали.
Комсомольская правда
Вынесен приговор пожилой жительнице Самойловского района - Известия Саратов
Вынесен приговор пожилой жительнице Самойловского района
52-летний мужчина осужден на 12 лет. Преступление было совершено 10 ноября прошлого года.
Известия Саратов
      17 февраля 1942 года. 241-й день войны Битва за Ленинград.
17.02.2018 СГМБТС
masl - Business-Vector.InfoС сегодняшнего дня в Саратове начинаются масленичные гуляния. «БВ» отыскал в городе места, где саратовцев угостят блинами, покажут праздничные представления и даже научат играть на барабане.
17.02.2018 Business-Vector.Info
Открылась выставка саратовского художника-графика - ИА СаратовБизнесКонсалтингВ Центральной городской библиотеке Саратова открылась персональная выставка графики и живописи "Рядом с книгой" саратовского художника, члена Союза журналистов России Александра Коновалова.
17.02.2018 ИА СаратовБизнесКонсалтинг
Карусель страсти - Известия Саратов
Карусель страсти
14 февраля. Согласитесь, что наряду с Татьяниным днем вплоть до 8 марта эта дата превращает начало года в праздничный марафон.
Известия Саратов
Такой Алексей Насонов (слева) в сериале «Детективы» - готовый на любые хитрости сыщик... - Комсомольская правда
Как в кино: Главный телесыщик страны Алексей Насонов применял незаконные методы слежки в реальной жизни
Актер стал популярным после главной роли в многосерийном фильме «Детективы», который идет уже 12 лет - сначала на Первом канале,
Комсомольская правда
В Саратове реализуется проект "Открой Россию!"
Сегодня в Саратовском областном музее краеведения состоялась презентация фотовыставки в рамках проекта «Открой Россию!».
Известия Саратов
© Фотобанк СарБК - ИА СаратовБизнесКонсалтингВ Балакове Саратовской области после вмешательства прокуратуры выплатили долги по зарплате сотрудникам "Волейбольного клуба "Протон-БАЭС".
16.02.2018 ИА СаратовБизнесКонсалтинг
Властелины колец - КомпроматСаратов.RuКак Олимпийские игры превратились в очередное Евровидение Максим ХЛЕБНИКОВ Даже кто никогда не брал в руки шашек, сегодня сидит и смотрит Олимпиаду.
17.02.2018 КомпроматСаратов.Ru
"Кристалл" в Кургане проиграл "Юниору" - ИА Взгляд-инфоТолько что в Кургане хоккеисты саратовского "Кристалла" проиграли местному "Юниору" со счетом 1:4.
17.02.2018 ИА Взгляд-инфо
Превосходили американцев во всех компонентах игры. У соперника шансов не было никаких Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН - Комсомольская правда
Вячеслав Фетисов: «Вижу нашу сборную по хоккею в финале Олимпиады»
Прославленный хоккеист, двукратный олимпийский чемпион рассказал "Комсомолке" об игре россиян на олимпийском турнире Максим ЧИЖИКОВ Сегодня наша хоккейная сборная обыграла всухую американцев – 4:0,
Комсомольская правда
Сборная России выиграла турнир в своей группе с 6 очками Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН - Комсомольская правда
Итог матча Россия - США на Олимпиаде в Пхенчхане: наши разгромили американцев 4:0
Две шайбы в ворота соперников команды Олега Знарка забросил Илья Ковальчук Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin Хоккеисты сборной России в субботу, 17 февраля, завершили свои выступления на групповом этапе Олимпиады 2018 в Пхенчхане.
Комсомольская правда
Украинка Алена Савченко и француза Бруно Массо, выступают под флагом Германии Фото: REUTERS - Комсомольская правда
Чемпионка Алена Савченко: В моей победе есть заслуга и советской школы
Наш спецкор на Олимпиаде в Пхенчхане Дарья Асламова поговорила с немецко-украинской фигуристкой после ее победы в соревнованиях спортивных пар Дарья АСЛАМОВА «Аааа!» - вопит толпа немцев.
Комсомольская правда
Сегодня Губернатор Валерий Радаев провёл совещание с участием зампредов Правительства и главы г.Саратова.
17.02.2018 Правительство Саратовской области
Следователи устанавливают обстоятельства гибели несовершеннолетней девочки во время катания с горки в Калининске - Следственное управлениеСледственным отделом по городу Балашов следственного управления Следственного комитета РФ по Саратовской области организовано проведение доследственной проверки по факту гибели 11-летнего ребенка.
17.02.2018 Следственное управление
В Саратове горели цистерны с нефтью - ИА СаратовИнформВ Заводском районе Саратова, на промывно-пропарочной станции железной дороги, в районе 3-го Нефтяного проезда, загорелись цистерны с нефтью.
17.02.2018 ИА СаратовИнформ
Любой вояж за наши деньги - КомпроматСаратов.RuДмитрий Воронков Встретить День влюбленных в Сочи – неплохая идея. Особенно, если поехать туда в этот день по работе, да еще и за счет бюджета.
16.02.2018 КомпроматСаратов.Ru
Радаев выбил в Сочи детские площадки и автозаправки - Газета РепортерГубернатор Саратовской области подписал соглашение с президентом ЛУКОЙЛа Алекперовым.
16.02.2018 Газета Репортер