75 лет назад вступил в строй головной участок знаменитой Волжской рокады

Фото: saratov.mk.ru

Не секрет, что, стартовав по рельсам Царскосельской железной дороги в далёком 1837-м, новоиспечённая транспортная отрасль практически сразу же стала полигоном для штампования разного рода рекордов.

ru.wikipedia.org

Речь и о рекордах скорости и объёмах перевозок, и о широте применения технологических новшеств, и о масштабах этой деятельности по множеству параметров: так, «железнодорожный король» Карл фон МЕКК в 60-х гг. XIX в. заработал на строительстве 79 вёрст полотна от Коломны до Рязани полтора миллиона рублей (немыслимые по тем временам деньги) и дал старт железнодорожно-концессион­ной лихорадке; русские инженеры МЕЖЕНИНОВ, ВЯЗЕМСКИЙ, САВРИМОВИЧ и прочие построили звенья Транссибирской магистрали, которые сложились в самую длинную железную дорогу в мире. И так далее.

…Совсем иные рекорды и принципиально иное соотношение усилий русских и немцев мы видим при возведении знаменитой Волжской рокады — железной дороги, которая была возведена за 103 дня (!) на линии фронта летом 1942-го. Русские строили, немцы бомбили… Но, несмотря ни на что, в самом начале августа 1942-го была введена в строй железная дорога Саратов — Сталинград — головной участок Волжской рокады, которому было суждено сыграть ключевую роль в снабжении Сталинграда.

Но обо всём по порядку.

 

Приволжский БАМ

Для строительства этой коммуникации у руководства СССР были самые серьёзные и суровые основания.

Напомним, еще осенью 1941-го была разорвана главная железнодорожная магистраль европейской части страны: Москва — Курск — Харьков — Ростов-на-Дону. Колоссальный грузопоток был переброшен на приволжские железнодорожные направления, в частности, через Саратов и Сталинград. Лето 1942-го выдалось жарким: в рамках масштабного наступления на Восточном фронте немцы взяли Крым, разгромили советские войска под Харьковом, двинулись на Дон и Кубань, устремились к нефтяным районам Кавказа, наконец, перебросили громадные силы к Сталинграду, чтобы рассечь волжские коммуникации. Все железные дороги на правом берегу Волги были блокированы, и грузопоток можно было восстановить только одним способом — с помощью железнодорожной линии на самой линии фронта, так называемой рокады. Её ключевая, 340-километровая, ветка должна была соединить Сталинград и Саратов.

Впрочем, то, что противник попытается прорваться к Волге, было очевидно задолго до горячего лета 1942-го: ещё 23 января того же года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве Волжской рокады. «Стройка признана первоочередной: предполагается открыть движение не позднее августа 1942-го», — в тот же январский день записал в своём дневнике первый секретарь Сталинградского обкома партии Алексей ЧУЯНОВ.

Волжане попытались высказать собственные соображения в отношении того, каким должен быть маршрут Волжской рокады, но за дело взялась команда инженеров Главного управления железнодорожного строительства НКВД во главе с Фёдором ГВОЗДЕВСКИМ. Это был бывший будённовец, опытный специалист, который руководил реализацией довоенного проекта Байкало-Амурской магистрали. Теперь ему было поручено строить «приволжский БАМ». И строить в невероятные сроки. Инженер Гвоздевский осмотрел правый берег Волги, начиная от Сталинграда и далее против течения к Саратову, и чем дальше, тем сложнее был ландшафт: громадные овраги, перепады высот, рассечённая местность… Гвоздевский отказался от идеи строительства рокады непосредственно по берегу Волги и выбрал маршрут по берегам степных рек (в частности Иловли, левого притока Дона). На выбор маршрута влиял и ещё один фактор — мягко говоря, деликатный: железнодорожники постарались «расчертить» дорогу так, чтобы она шла мимо населённых пунктов, в частности, стоявших пустыми сёл экс-республики немцев Поволжья, выселенных ещё год назад (по указу от 28 августа 1941 г.). Этот жилищный фонд мог использоваться для нужд строителей, здесь была какая-никакая инфраструктура... Кроме того, инженер-полковник Гвоздевский сумел быстро решить вопросы с обеспечением строительства ресурсами, материалами и, главное, кадрами.

Рабочими руками.

 

Гвоздевский: «гвозди бы делать из этих людей…»

До недавних пор о Волжской рокаде в отечественной историографии было принято говорить сжато и без подробностей, поскольку известно: на стройке активно использовался труд заключённых ГУЛАГа. В 90-х гг., когда пересмотр советской истории часто доводили до абсурда, договорились до того, что строительство Волжской рокады стало возможным только благодаря рабскому труду заключённых — и якобы только их, а руководители стройки были садистами из НКВД, выжимавшими из людей все мыслимые соки. Что в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ), в числе которых был и Саратовский лагерь (Сарлаг, базировавшийся в районе села Умёт в 30 км от Саратова), было сосредоточено от 30 до едва ли не 50 тыс. зэков, которых использовали как расходный материал и не гнушались никакими карательными мерами. «И понятно, что в цивилизованной стране такая стройка не была бы возможна», — саркастически писали исследователи из либерального лагеря.

Эта информация соответствует действительности лишь отчасти: на строительстве Волжской рокады были массово задействованы не одни зэки, но и квалифицированные военные строители, в частности, сапёрные части Пятой армии, возводившие оборонительные сооружения под Сталинградом; бригады из числа вольнонаёмных и из местного гражданского населения (да, включая женщин). Разговорчики об исключительной роли ИТЛ уверенно перекликаются с оскорбительной мифологемой, применительной уже к фронту и к цене побед на нём: дескать, «завалили трупами».

Насколько можно почерпнуть информацию о Фёдоре Гвоздевском из воспоминаний о нем, садистом и циником он не был — скорее человеком, умевшем мыслить быстро и предельно прагматично. Его можно понять: руководство поставило перед Фёдором Алексеевичем задачу сложнейшую, а именно построить в военное время в голой степи и едва ли не голыми руками сложное инженерное сооружение.

Вряд ли он был склонен решать задачу любой ценой — напротив, в его интересах было эту цену минимизировать. Его инженеры находили уникальные решения для сокращения объёмов земляных работ: так, на участке Петров Вал (ныне крупный ж/д узел в Камышинском районе Волгоградской области) — Саратов было построено 167 искусственных сооружений вместо 188 по проекту, а земляные работы сократились на 3 млн кубометров выбранного грунта. Напомним, что работы велись при помощи тачек, кирок и лопат, а немногочисленные средства механизации труда бросались на самые трудоёмкие участки: здесь работа велась круглосуточно.

Интересно была решена задача и с материалами для самих железнодорожных путей. Дело в том, что все рельсопрокатные производства к тому времени были пере­ориентированы на производство продукции военного назначения, в целях ускорения строительства прописку меняет целая сибирская ветка — 180 километров линии БАМ — Тында разобраны, уложены в эшелоны и отправлены на запад, к Волге. (Этих материалов хватило только для участка Иловля — Петров Вал, полностью проходившего по территории Сталинградской области, а на ветку Петров Вал — Саратов шли «трофеи» — железнодорожные плети, снятые в уже оккупированных западных районов прямо под носом у врага. Собственно, и само строительство шло едва ли не в 10 км от немцев, базировавшихся на правом берегу Дона. — Авт.) Вместе с рельсами, шпалами и мостовыми фермами ехали те, кто разбирал пути, — те самые строительные батальоны. На строительство ВР были переброшены не только кадры из Сибири, но и строительные организации НКВД Татарской и Чувашской АССР, а также из Азербайджанской ССР.

Словом, стройку где-то с горечью и сарказмом, но вполне можно назвать народной: все-таки согласитесь, одним страхом перед НКВД, перед пресловутой «чекистской пулей» объяснять невероятную активность строителей — саратовцев, сталинградцев, сибиряков, людей свободных и имеющих статус «з/к», мужчин, женщин, а то и детей и стариков, — нельзя. А то и оскорбительно. Так или иначе, но все участники строительства понимали: судьба страны висит на волоске, а вот этим летом повиснет и Сталинград, и той хрупкой веткой, на которой он будет висеть, может стать как раз Волжская рокада. (А сейчас мы знаем, что — стала.) Люди, без преувеличения, демонстрировали примеры героического труда. Документальная база на эту тему строга и лаконична, многие документы и поныне находятся под грифом «секретно», и, да, сохранились сведения о попытках саботажа и бунта, вспышки возмущения против действительно очень суровых условий содержания и быта, подавляемые по закону военного времени…

Но многие работали на совесть и изо всех сил. Боялись не успеть. Давали по две-три нормы выработки в день. Но и эти темпы были признанными подлежащими корректировке в пользу ещё большего их увеличения… 17 июля 1942 г. части 62-й армии РККА вступили в боестолкновение с авангардом 6-й армии вермахта. Началась Сталинградская битва.

 

Следующая станция — Саратов

Немецкое командование долгое время справедливо полагало, что прямого железнодорожного сообщения между Саратовом и Сталинградом нет, а хаотичные движения всех этих строителей под крылом немецких самолётов, обстреливающих участки рокадных работ, бессмысленны и не имеют шансов на успех. Лётчики смеялись и давили на гашетку, но те продолжали копаться в насыпи, как муравьи. Не останавливались. Не сдавались. Самых упрямых хоронили тут же, под насыпью…

В середине июля, уже после начала Сталинградской оборонительной операции, в сутки прокладывали по 8 (!) километров пути. «С трассы теперь в хутор никто не уходил — спали у насыпей и мостов, где работали. Сколько должен продолжаться рабочий день — все давно забыли. Работали, сколько могли вынести; кто выбивался из сил, ложился отдохнуть под открытым небом, потом снова поднимался… Еду варили здесь же, на месте», — так описывал происходившее тем летом писатель, специалист по изыскательским железнодорожным работам и непосредственный участник строительства Волжской рокады Александр ПОБОЖИЙ в своей книге «Дальневосточные рельсы под Сталинградом. О строительстве Волжской рокады» (1977).

Первые дни августа… На 103-й день после начала земляных работ, 7 августа 1942-го, на одном из участков железной дороги Саратов — Сталинград (ветка Иловля — Петров Вал) пошли первые поезда. Движение интенсифицировалось, к нему подключались все новые участки дистанции. На всю мощь и на всём протяжении (Иловля; близ Сталинграда — Саратов — Сызрань — Ульяновск — Свияжск; близ Казани; всего 978 км) Волжская рокада заработала к ноябрю 1942-го. К тому времени сложно было представить, что делал бы Сталинград — на 80% уничтоженный страшной бомбардировкой 23 августа и лишившийся всех запасов нефти и нефтепродуктов! — без движения по Волжской рокаде.

P. S. На заре железнодорожного строительства герр фон Мекк, блестящий делец, тесть саратовского губернатора ШИРИНСКОГО-ШИХМАТОВА, явившийся одним из пионеров отрасли в России, вступил в Общество Саратовской железной дороги. За два года построил лишь крошечный участок ж/д, быстренько обанкротил общество и переметнулся к другому жирному концессионному куску. Если бы он узнал особенности и параметры строительства, которое развернётся под стенами города восемьдесят лет спустя, то, безусловно, удивился и как истый немец объявил бы, что подобное невозможно… И в общем-то практически не ошибся бы.

 
По теме
 
Воскресенский синдром: Плачущий дом с плачущими жильцами - Четвертая Власть Дома в Воскресенске, требующие незамедлительного капремонта, стали жертвой неразрешимых противоречий Дом №7 на улице Вольской в Воскресенске Саратовской области пребывает в аварийном состоянии несколько десятков лет.
18.06.2018
 
Управляющие компании и ТСЖ смогут просить деньги у государства - ИА Взгляд-инфо Управляющие компании и товарищества собственников жилья смогут напрямую просить федеральные субсидии на энергоэффективный капремонт у госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ".
15.06.2018
Саратовский водоканал: «Передавать показания – легко и просто» - Четвертая Власть «Концессии водоснабжения – Саратов» предлагают следующие способы передачи показаний приборов учета холодного водоснабжения для абонентов – физических лиц (потребителей частного сектора) ООО «Концессии водоснабжения –
15.06.2018
 
 
Воскресенский синдром: Плачущий дом с плачущими жильцами - Четвертая Власть Дома в Воскресенске, требующие незамедлительного капремонта, стали жертвой неразрешимых противоречий Дом №7 на улице Вольской в Воскресенске Саратовской области пребывает в аварийном состоянии несколько десятков лет.
18.06.2018 Четвертая Власть
В Саратовской области газ отключили 17 тысячам абонентов, на очереди – ещё 68 тысяч.
05.06.2018 Газета Недели
Вольская межрайонная прокуратура по обращениям граждан провела проверку соблюдения ООО «Жил-Строй-Сервис» требований жилищного законодательства при управлении многоквартирными домами, расположенными по улицам Газовой и Саратовской.
30.05.2018 Вольская жизнь
В Большом зале правительства Саратовской области прошла внеочередная конференция областного совета Саратовской областной организации Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда,
17.06.2018 Вольская жизнь
Радищевский музей принимает международную конференцию по цифровым технологиям - ИА Взгляд-инфо Сегодня в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева открывается международная XXII научно-практическая конференция АДИТ-2018 "Цифровые технологии в институтах памяти: от частных задач к комплексным решениям".
18.06.2018 ИА Взгляд-инфо
14 июня 2018 года не стало режиссера Станислава Говорухина. Мы вспоминаем его цитаты из интервью разных лет Юлия МАЗУР - Массовый зритель год от года он становится глупее и менее образованным.
15.06.2018 Комсомольская правда
Оле-оле-оле, или Как болеть в пост - Саратовская епархия Воспитывает ли футбол настоящий патриотизм, почему нынешний спорт ассоциируется лишь с чьими-то финансовыми интересами и на что вдохновляют уличные истерики по поводу победы – о современном футболе размышляет священник А
17.06.2018 Саратовская епархия
Вреж Петросян - чемпион Мира по кикбоксингу - Министерство спорта и туризма С 16 по 19 июня в Италии г. Римини прошел Кубок Мира по кикбоксингу. В командном зачёте в разделе лайт контакт до 69 кг на Кубке Мира Петросян Вреж и Айсов Рафаэль  одержали 4 победы над соперниками из Болгарии, Италии,
18.06.2018 Министерство спорта и туризма
Иностранцы привыкли пользоваться такси; может быстрее и дешевле на метро? Фото: Иван МАКЕЕВ - Комсомольская правда Таксисты на счетчике рубли меняют на евро, а рестораны предлагают иностранным болельщикам отдельное меню с удвоенным ценником Олег АДАМОВИЧ @OAAdamovich Считается, что крупные спортивные мероприятия — олимпиады,
18.06.2018 Комсомольская правда
Корреспондент "КП" проследил за тем, что происходило вокруг матча Дания - Перу Алексей ОВЧИННИКОВ Такого Саранск за свою 377-летнюю историю еще не видел: почти 15 тысяч болельщиков сборной Перу,
17.06.2018 Комсомольская правда
Вреж Петросян - чемпион Мира по кикбоксингу - Министерство спорта и туризма С 16 по 19 июня в Италии г. Римини прошел Кубок Мира по кикбоксингу. В командном зачёте в разделе лайт контакт до 69 кг на Кубке Мира Петросян Вреж и Айсов Рафаэль  одержали 4 победы над соперниками из Болгарии, Италии,
18.06.2018 Министерство спорта и туризма