Андрей Щербаков: «Скульптор должен уметь договариваться с десятками людей»

Андрей Щербаков: «Скульптор должен уметь договариваться с десятками людей»
Фото: saratov.mk.ru

Создатель многих интереснейших памятников Саратова сейчас работает над увековечением памяти поэта Николая Палькина, памятник которому откроется на следующей неделе на Набережной.

фото Владимир Дементьев

— Андрей, давайте с самого начала. Каким вы были мальчиком?

— Я был маленьким-маленьким мальчиком. И весёлым при этом. Вечно что-то изобретал и на себя водружал. Доспехи. «Чешую» ящера. Короче, скучать не скучал и со мной не скучали.

— А из какой вы семьи?

— Из самой что ни на есть простой. И отец, и мама — из рабочего класса. Никакой богемы в помине нет. Но заслуга родителей в том, что они нам с братом не перекрыли дорогу к мечте. Не повели за руку на завод продолжать династию, как это часто бывает.

— Почему скульптура, а не живопись, например?

— Думаю, скульптура оказалась мне ближе. А потом нельзя сбрасывать со счетов влияния старшего брата. Сергей ведь уже закончил обучение в «Мухинке», когда я ещё только туда поступал.

— Два родных творческих человека — это всегда непросто. Вы с братом как-то конкурируете?

— В хорошем смысле этого слова — да, конкурируем. А вообще мы дружим — творчески и по-братски. На многие явления, события, вещи смотрим не одинаково, конечно, но похоже. Нас Сергеем объединяет родство не только кровное, но и эстетическое, профессиональное. Оно чрезвычайно помогает в ремесле. Думаю, брату пришлось труднее, чем мне. Он — старший. Многие вещи мне осознавать было легче и проще с его подачи, с его толкований и главное — при его поддержке.

— Чувствуется, что вы гордитесь братом.

— Думаю, Сергеем горжусь не только я, но и Саратов, где он родился, и Волгоград, где он живёт сейчас. Работы Сергея есть в крупных галереях мира, у английской королевы, у частных коллекционеров. А его памятник, посвящённый памяти всех россиян, убитых на войне, на территории Имперского парка в Лондоне стал — это впечатляет — первым! — памятником русского автора в Великобритании. ШЕМЯКИН был потом. Сначала Лондон освоил мой брат — разве это не повод для гордости?

— Ваши первые работы были на паях с ним?

— Да, памятник студенту, например, «Сердце губернии». Памятником студенту лично я до сих пор горжусь. Это абсолютно творческий проект, которому ни на йоту не навязана чужая воля. Просто авторское волеизъявление в чистом виде!

— А бывает так, что приходится отстаивать свой проект, биться за него?

— На битвы, уверяю вас, уходит гораздо больше времени, чем на создание самих работ. Творческому человеку вообще надо уметь строить свои отношения с заказчиком. Здесь должна быть некая чёткая и умная мера компромисса и принципиальности. Иначе ничего не получится.

— Очень люблю ваш памятник Янковскому. Как шла работа над ним и были ли некие особые, быть может, волшебные ситуации во время подготовки эскизов, сдачи работы?

— Николай Иванович, брат Олега Ивановича раздобыл для меня редкий и интересный кадр с кинопроб, где Янковский оборачивается. Это оказался тот самый кадр, вокруг которого всё и сложилось: и взгляд, и лестница в небо как символ конечности жизни и бесконечности памяти…

А вот с изготовлением памятника связана прямо-таки уникальная история. На комбинате в Жуковском, где памятник отливали, находился покалеченный памятник другому замечательному актёру — Евгению ЛЕОНОВУ, другу нашего земляка. Памятник Леонову в роли Доцента был из дорогостоящей бронзы. Его похитили какие-то вандалы, чтобы сдать в пункт приёма цветных металлов. Памятник оказался распилен, и когда я поинтересовался, что теперь будут делать со скульптурой, мне ответили, что пока, мол, перельём, а потом и новый памятник возведём. Я посмотрел на бронзу: она оказалась отличного качества. Не открою Америки, сказав: каждый художник хочет, чтобы его произведение было изготовлено из хорошего материала. «А давайте-ка вы перельёте мне Янковского из Леонова», — предложил я. Моё предложение получило поддержку.

Два этих замечательных актёра дружили при жизни. И за пределом земной жизни тоже, получается, произошла встреча двух энергий, а как иначе объяснить подобный сюжет?!

— А был на вашем веку памятник, согласование эскизов к которому вообще обошлось без стрессов?

— Да, это памятник первому ректору Саратовского императорского университета РАЗУМОВСКОМУ, установленный рядом с медицинским университетом. Это была моя первая большая, абсолютно самостоятельная работа. Я просмотрел множество фотографий профессора Разумовского, чтобы поймать именно тот образ, что проявился в скульптуре… Когда заказчики увидели памятник, они одобрили единодушно.

— А зодчему альма-матер МЮФКЕ, выдающемуся человеку и гражданину, не хотите посвятить работу?

— Она уже в планах на 2019 год. Образ зодчего тоже родился от просматривания старинных фотографий.

— Вам нравится Саратов с точки зрения вашей профессии?

— Конечно, нравится, иначе я здесь просто не остался бы. Саратов уютный город, в нём интересно работать. У него есть старина и прелесть исторического центра, у него обширные новые районы. Я, кстати, убеждён: сегодняшним российским городам колоссально недостаёт скульптурных парков, какие в изобилии имеются в Европе. Чтобы в этих парках, среди природных ландшафтов были представлены лучшие работы местных творцов. Не шаблоны откуда-то, а свои, оригинальные, авторские работы, перекликающиеся с особенностью именно данного региона, города.

Современной России недостаёт культивирования именно своего, свойственного только этому городу или региону. Возьмите Петра и Февронию. Это муромские святые, почему, спрашивается, их многочисленные изображения, словно клоны, разошлись по всей матушке-России?

— Когда работаете над скульптурным образом человека, что представляется вам жизненно важным?

— Антистатичность. Скульптуру всегда должна формировать некая история. Она должна нести философскую мысль и эмоции. Мне интересны трансформации. Метаморфозы. Со скульптурой должно что-то происходить. Необходим некий разрыв. Или полёт. Только не статика. Когда работал над памятником композитору ШНИТКЕ, у меня вырисовался странный, сумасшедший такой рояль на одной ножке, парящий в воздухе рядом с сидящим около него маэстро. Мне кажется, это вполне отвечает образу музыкального гения. Он ведь, как и все гении, слыл странным человеком. Да и музыка его явно не для всех…

— А приходилось делать памятники людям, скажем так, не столь знаковым, как Шнитке или Янковский, но не менее замечательным?

— Для Вольска изготовлен памятник местному купцу Петру САПОЖНИКОВУ. Видите, он какой: сидит почтенный человек на садовой лавке, не то отдыхает, не то думу думает… Он был представлен к императорскому двору, основательный, деятельный человек. Обожал живопись. В своё время приобрёл «Мадонну Бенуа» кисти Леонардо. Сейчас она украшает залы Эрмитажа. В Эрмитаже есть всего лишь две работы Леонардо, и одна из них — стараниями вольского купца… Такая вот история…

— Андрей, а как вы относитесь к переименованиям городов, улиц, училищ? Ваше родное Мухинское училище носит теперь имя ШТИГЛИЦА…

— Я нормально отношусь к этому, потому что это не переименование, а возвращение прежнего имени. Штиглиц был немцем, реально пёкшимся о России… Он в своё училище вложил 6 тысяч золотых, колоссальные по тем временам деньги! Он в три раза больше, чем коллекционер ТРЕТЬЯКОВ, вложил в училище!

У Штиглица имелась мануфактура, и работавших там достойно кормили. Им достойно платили. Когда началась революция, трудящиеся на этой мануфактуре просто закрыли двери перед бунтовщиками. Жизнь и быт людей, работавших на Штиглица, были настолько стабильны, что им не нужна была революция…

— Меня всегда интриговало, как ГОЙЮ не сожгла инквизиция за его серию «Капричос». Что думаете по этому поводу?

— Думаю, в тёмное Средневековье наиболее здравомыслящие власть имущие относились порой к талантливым людям с большим уважением и почтением, чем в наш, с позволения сказать, просвещённый век.

— Сейчас тяжёлое время для творческих людей? Вообще давайте порассуждаем немного о свободе творчества во времена жёсткого рынка…

— Свобода творчества во все времена была роскошью, доступной очень узкому кругу людей, — и тогда, когда она приветствовалась, и тогда, когда категорически запрещалась. Художников, способных дерзко экспериментировать, выходить за рамки дозволенного, всегда, при любых строях и режимах, был и остаётся примерно один и тот же, довольно незначительный процент.

Каждый должен сам решать для себя: что он хочет, ради чего живёт — ради финансовых привилегий или творчества? Дар и решение выйти за рубежи дозволенного, благословлённого свыше, будем говорить откровенно, свойствен не всем. Да, все мы люди, все хотим пить, есть, наслаждаться жизнью. Все хотят иметь дивиденды от своей работы, но цена этих дивидендов у каждого своя. Скульптор — человек, демонстрирующий городу своё творческое лицо. С этим лицом ему жить. И жить желательно без сожалений и стрессов.

Сейчас многие именитые галеристы ищут и выбирают не столько единственность и талант автора, сколько некую встроенность в модную и раскрученную ими же тенденцию. Фаворитами рынка — усилиями галеристов — становятся не столько оригинальные таланты, сколько похожие друг на друга авторы, попавшие «в струю». Душа, мысль, чувства сегодня, увы, не столь уж редко вторичны. Востребуются с пугающей лично меня периодичностью намеренное уродство, гротесковость, карикатурность и что самое опасное, — попрание законов классического искусства. Наша профессия, она ведь базируется на огромной художественной школе, которую нельзя, опасно и даже преступно попирать и забывать. Я честно скажу: иногда поражаюсь, за какую вопиющую бездарность платят сумасшедшие деньги! Но… Говорить об этом можно долго, а между тем жизнь такова, как она есть. ФИЛОНОВ жил и творил в бедности. Стоило ему в этой же устрашающей бедности умереть — и началась эра Филонова, стоимость его работ взлетела фантастично. Думаю, что каждый творческий человек, как и любой человек в этом мире, сам платит свою цену за все озарения и падения, достижения и мечты. Каждый сам решает, кто он и что он.

— А вы — прагматик или романтик?

— Думаю, я сумел сопрячь в себе и прагматичное, и романтическое. Мне грех жаловаться, я — востребованный художник, но востребованный путём собственной работы. У меня ведь не бывает выходных, я в мастерской ежедневно. Не бывает дня, чтобы не работал. Кому-то может показаться, что, мол, у ЩЕРБАКОВА слишком много заказов, что у него связи, Щербаков кем-то продвигаем. Да, в моём телефоне есть контакты известных, знаменитых людей. Но я ведь не на пикниках с ними со всеми встретился, а потому что работаю. И конечно, потому что моя работа доставляет мне удовольствие.

У меня памятников гораздо меньше, чем уже созданных эскизов, идей, планов. Хочется сделать многое и интересное. Памятник шпаргалке разве не интересно было бы установить? А фонтан в виде головы Зевса — чем не идея?!

— Художники и скульпторы работают на бессмертие собственных городов и себя лично. А есть ли главное различие в работе художника и скульптора?

— Моё ремесло физически гораздо тяжелее труда живописцев. Мы имеем дело не с кисточкой и холстом, а с многотонными материалами. С металлами, с бронзой, с медью. И эта профессия отнюдь не сольная. Художник работает соло. Скульптор должен уметь договариваться с десятками людей, находить лучших литейщиков.

— Что такое красота с точки зрения человека вашей профессии?

— Красота — это некие вибрации гармонии. Это труднообъяснимо и одновременно очевидно. Это когда ты смотришь и хочешь смотреть.

 
По теме
Объявлен старт первого Всероссийского конкурса цифрового графического рисунка об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – «АрхГрафика».
В Саратовской области более тысячи заключенных проголосовали за президента - Четвертая Власть Свой выбор впервые сделали четверо 18-летних Фото: УФСИН по Саратовской области В исправительных учреждениях Саратовской области состоялись выборы президента России, участниками стали более тысячи человек.
Четвертая Власть
Поздравляес с Юбилеем! - Министерство здравоохранения Михаил Александрович окончил в 1997 году Саратовский государственный медицинский по специальности «Лечебное дело», в 2010 году Саратовский государственный университет им.
Министерство здравоохранения
КНИГА ВЕРЫ И ДОБРА (Б-ка п.Учебный) - МЦБ Ершовского района 14 марта в России отмечается День православной книги. В этот день хочется говорить о том, как книга необходима не только для отдельного человека, но и всего для народа в целом.
МЦБ Ершовского района