К Уполномоченному по правам человека в Саратовской области обратилась гражданка М., которая сообщила, что её отцу, являющемуся гражданином Азербайджанской Республики, не разрешают въехать в Российскую Федерацию.
В рамках рассмотрения обращения было установлено, что гражданин М. длительное время проживал на территории Российской Федерации с двумя детьми, имел постоянный доход и был обеспечен жильем.
В ноябре 2017 года он самостоятельно выехал за пределы России, а когда возвращался назад, узнал, что въехать на территорию Российской Федерации не может до 2021 года, поскольку имеется решение УФМС России по Саратовской области от июня 2016 года о неразрешении ему въезда в Российскую Федерацию.
Как выяснилось, в основу принятого УФМС России по Саратовской области решения был положен факт привлечения гражданина М. к административной ответственности, а именно наличие двух неотмененных постановлений по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Дело в том, что гражданин М. был зарегистрирован в одном селе, а фактически проживал и работал в соседнем селе, за что и был оштрафован.
После этого у него начались проблемы с миграционной службой, которая даже ходатайствовала перед судом о его выдворении за пределы России.
Вместе с тем, при рассмотрении в 2017 году материала об административном правонарушении, составленного на гражданина М. за уклонение от выезда из Российской Федерации по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, судом было установлено наличие у него на территории Российской Федерации сложившихся устойчивых семейных отношений и родственных связей. Также была отмечена длительность его проживания в России, наличие дохода и обеспеченность жильем.
Рассматривая вопрос о возможности выдворения гражданина М. суд пришел к выводу о том, что подобное вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни применительно к данной ситуации не может быть признано допустимым, необходимым и соразмерным публично-правовым целям.
Несмотря на данные обстоятельства, позиция должностных лиц, по отношению к гражданину М. осталась прежней.
После первоначального обращения Уполномоченного в защиту прав гражданина М. Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области, к сожалению, не усмотрело оснований для пересмотра решения о неразрешении гражданину М. въезда в Российскую Федерацию.
Потребовалось повторное, более аргументированное обращение Уполномоченного по правам человека в Саратовской области к начальнику ГУ МВД России по Саратовской области.
Уполномоченным было отмечено, что в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Уполномоченным было обращено внимание на правовую позицию по данному вопросу высших судебных инстанций (Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2017 г. №48-КГ16-8, Кассационное определение Верховного Суда РФ от 20.07.2017 N 4-КГ17-31, Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2016 года N 5-П, Определение Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 года N 55-О).
Уполномоченным выразил сомнение в том, что тяжесть допущенных гражданином М. правонарушений по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ и характер возможного ущерба, причиненного интересам государства и общества, могут быть в равной степени соотнесены с характером и тяжестью последствий ограничения его прав и законных интересов на въезд в Российскую Федерацию. Поскольку неразрешение въезда в Российскую Федерацию представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, делает невозможным поддержание тесных семейных связей с родственниками, проживающих в Российской Федерации.
В результате Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области приняло решение об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении гражданина М., соответствующие сведения были внесены в базу данных, права гражданина М. на уважение личной и семейной жизни были восстановлены.
По мнению Уполномоченного, недопустимо применять формальный подход при рассмотрении вопросов, касающихся неразрешения въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан. Уполномоченным органам в сфере миграции необходимо крайне взвешенно подходить к применению указанных ограничений, не допуская необоснованного вмешательства в личную и семейную жизнь граждан.