Волшебный мир Анны Гончаровой

Волшебный мир Анны Гончаровой
Волшебный мир Анны Гончаровой
Волшебный мир Анны Гончаровой
Волшебный мир Анны Гончаровой
Фото: www.reporter64.ru

Она дарит детям прекрасный волшебный мир сказок. Вместе с ее героями они радуются, учатся хорошим словам и доброму отношению. Книги Анны Гончаровой полезны не только малышам, но и их родителям. На прошедшей в Саратове книжной ярмарке «Волжская волна» известная детская писательница побывала в качестве почетного гостя. Мы не могли не воспользоваться возможностью пообщаться с этим необыкновенным человеком.

- Анна, вы приехали на выставку как с хорошо знакомыми, так и с новыми сказками про семейство милейших енотов. Их снова ждут невероятные приключения?

- Конечно! Мои герои живут в Волшебном лесу. Мама, папа и двое детей. Еня – старший брат, который уже ходит в школу, его младшая сестренка Еля – только в детский сад. Хотя в новых книгах она уже становится первоклашкой. Енотики учатся общаться и дружить, замечать прекрасное вокруг и познавать окружающий мир. Для этого у них есть волшебные помощницы – феи. К примеру, фея Снов, если они вовремя ложатся спать, переносит их в волшебную страну, где можно покататься с радуги, как с горки, попробовать на вкус смешинки. О новых приключениях рассказывается в вышедшей недавно книге «Еня и Еля. Волшебная экология». В ней енотики узнают много интересного об этой удивительной науке, о заповедниках, о том, как важно беречь природу, знакомятся с листиком, обожающим осенние полеты с деревьев, и капелькой воды, путешествующей от источника до океана. Также я представляла на «Волжской волне» новую книгу-игру из серии про Еню и Елю.

- Не могу не спросить – как вам пришла идея создавать волшебные истории именно про этих замечательных зверят?

- Когда мой сын был совсем маленьким, он каждый вечер засыпал с любимой игрушкой – енотом по имени Еня. Перед сном я рассказывала сказки про его приключения. Потом у енота появилась сестренка Еля (улыбается). Отсюда все и началось.

- Что побуждает людей становиться детскими писателями? Это наследственное? Знаю, что ваш дедушка тоже имел непосредственное отношение к сочинительству.

- Дедушка, писатель-сатирик Анатолий Тараскин, долгое время был художественным руководителем киножурнала «Фитиль». Мультики, созданные по его сценариям, – «Утенок-футболист», «Волшебное лекарство», смотрят до сих пор. Вся эта доброта и вера в волшебство у меня от него. К сожалению, он ушел в 2003 году, не успев увидеть, как я стала писателем. Мне кажется, я постоянно чувствую его влияние. У меня было детство, окрашенное волшебством. Дедушка умел создавать чудеса, улыбки, радость. Например, в плохую погоду мог отправить телеграмму: «Посылаю вам солнышко», и на следующий день действительно стояла ясная погода. Он постоянно создавал такие милые вещи, за что я ему очень благодарна. Считаю, что детям надо дарить добро. Тогда они вырастут отзывчивыми, искренними, и, как говорил Александр Грин, смогут делать чудеса своими руками.

- С чего вы начинали?

- В своих первых книгах я рассказывала сказки, опираясь на мое второе, психологическое образование. Одной из задач было помочь в решении возрастных проблем, научить вовремя справляться с теми или иными сложностями. На них не очень эффективно указывать напрямую, лучше оборачивать все это в сказку. К примеру, главный герой, которого малыш, как правило, отождествляет с собой, попадает в похожие ситуации, и в книге показано решение, которое может быть понято и принято ребенком. Через такие терапевтические, коррекционные истории информация встречает гораздо меньше сопротивления. Очень важно при написании историй быть искренним, тогда происходит настоящее волшебство.

- Насколько сложно писать для детей, какой должна быть настоящая детская литература?

- Хорошая детская литература – та, которая интересна и детям, и взрослым. Конечно, она должна быть написана языком, понятным и доступным самым маленьким читателям. В написании сказок мне помогают филологическое образование, опыт работы в школе и общение с собственными детьми. Кроме того, есть психологические опоры, знание особенностей возраста. Я не использую нравоучения, сюсюканье. Стараюсь говорить с детьми на их языке. Надо просто говорить душой, и тогда всегда будешь попадать в сердце.

- Порой в детских книгах встречаются вполне взрослые шутки. Чтобы писать для детей, насколько важно и сложно оставаться ребенком самому?

- Как говорила Астрид Линдгрен, чтобы писать для детей, необязательно иметь собственных. Нужно помнить того ребенка, которым ты когда-то был. В психологии мы часто рассматриваем личность с позиции трех составляющих – ребенка, взрослого, родителя. Когда мы смотрим сентиментальный фильм и плачем, когда мы радуемся от души, встречаемся и веселимся с друзьями, запускаем воздушного змея и даже когда мы читаем сказки, в нас вновь оживает ребенок. Это очень полезное и целебное состояние. Оно дает открытость, радость, свободу желаниям. Конечно, взрослым надо помнить и о серьезных вещах, но необходимо сохранять непосредственность, эмоции, умение радоваться и замечать хорошее. Мне, как детскому писателю, особенно повезло. Вернее, ребенку, который все еще находится внутри меня (улыбается). К нему по роду деятельности я обращаюсь очень часто, и мне это очень нравится.

- Сегодня для ребят есть множество альтернатив книгам. Это телевидение, Интернет, видеоблоги и так далее. Как психолог что вы скажете, чем ценны именно книги, почему надо приучать ребят к ним?

- Сегодня сосредотачивать внимание ребенка только на книге в нашем мире сложно. Да, есть родители, которые осознанно отказываются от телевизора, различных гаджетов. Но это решение конкретной семьи. Вне зависимости от присутствия в жизни гаджетов литература должна занимать в семье достойное место. Чтобы ребенок увлекся книгой, надо найти ту, что ему понравится. По сравнению с остальными альтернативами чтение полезнее – оно развивает воображение, мышление, внимание, задействует множество отделов головного мозга. Чтение позволяет обращаться к подсознанию – активируются воспоминания, формируются или проявляются новые творческие способности. Все это гармонично развивает личность человека.

- Что можно посоветовать родителям?

- Как можно чаще улыбаться своим детям, говорить добрые слова, находить книги, которые будут приносить удовольствие. Делиться книжными впечатлениями. Не надо приучать к чтению с позиции трагедии: «вот не будешь читать, и это очень плохо закончится!» Лучше сделать процесс удовольствием, увлекать им ребенка. Помочь ему находить свою литературу. Для кого-то это будут сказки, возможно, даже в подростковом возрасте, кому-то понравятся энциклопедии, биографии. Если ребенку будет интересно, он непременно «расчитается». Прекрасно, когда родители читают детям. Со временем это может стать доброй традицией, объединяющей семью.

- Ваши книги ценны еще и тем, что в них есть замечательные игры как подарок для родителей…

- Да, часто в историях я затрагиваю сложные темы, «завернутые» в сказочные условия, и при этом почти в каждую книгу стараюсь включить интересную игру. Например, в уже упомянутой книге про экологию есть история, в которой енотики устраивают себе цветной день. Однажды мама приготовила Еле «зеленый» завтрак – листья салата, зеленый горошек. А Еля была одета в зеленое платье, и решила, что сегодня у нее будет «зеленый» день. Они с Еней стали искать повсюду зеленые предметы, есть зеленую еду, соревноваться, кто больше назовет зеленых овощей и фруктов, вспоминать оттенки зеленого. Так можно поиграть и с детьми – следующий день у вас может быть, к примеру, красным, потом синим, белоснежным... Да любым! И ваше настроение будет соответствовать выбранному цвету.

Я за то, чтобы взаимодействие детей с родителями было организовано как можно проще. Сегодня нам упорно навязывают идею, что за удовольствие надо платить – силами, временем, деньгами. Тот же поход в кино всей семьей будет совсем не дешевым. А взять в библиотеке книгу не стоит ровным счетом ничего. Как и собраться вечером всей семьей и сказать друг другу добрые слова.

- Наверное, с вашей добротой и искренностью вы не могли стать никем, кроме как детским писателем?

- Сейчас я понимаю, что все вело меня в мир литературы. Вся моя жизнь была связана с текстами, с детьми, с творчеством – семья, образование, опыт работы учителем, психологом, редактором. Я счастлива, что, став писателем, вот уже больше десяти лет дарю детям волшебный мир сказки и добра.

Ольга ЛЕТУВЕТ

 
По теме
В Петровской районной больнице практикуется ординатор медицинского университета - Сетевое издание Петровские вести Как сообщило руководство Петровской районной больницы, в течение двух недель производственную практику в медицинском учреждении будет проходить ординатор второго года обучения СГМУ имени В.И.
Сетевое издание Петровские вести
Масленица в МОУ «СОШ № 26» - Комитет по образованию Масленица – древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны.
Комитет по образованию
Антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью» - Романовский район     Традиционно мероприятие проводится полицейскими совместно с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при участии специалистов в сфере профилактики и лечения наркомании.
Романовский район