Как в Саратове была заложена авиационная традиция, вписавшая в свою историю Уточкина и Гагарина

Фото: saratov.mk.ru

Учитывая, что этот год, 2017-й, проходит с постоянной оглядкой на события столетней давности, события глубоко земные и трагические, многих в эту самую землю отправившие, — хотелось бы ненадолго оторваться от земли и взглянуть в небо... Тем более что сменяющиеся прямо сейчас дни июльского календаря к тому располагают.

авиару.рф

Взглянуть, разумеется, ретроспективно. Итак, ровно 105 лет назад в Саратове открылся первый аэродром — с тех пор и замелькали в нашем небе люди уникальные, сначала со всероссийским, а потом и с мировым именем. Люди с по-настоящему лётными фамилиями…

Интересно, что так происходило во все времена: именно июль всегда был для Саратова «взлётным» месяцем, тем временем, когда в историю города вписывались самые славные его страницы. В общем-то, сама саратовская история начинается на верхушке лета, когда 12 (2) июля князь ЗАСЕКИН и боярин ТУРОВ приехали «на заклад города Саратова ставити» (1590). Переворачиваются растрёпанные ветром истории страницы — и вот снова июль: манифест императрицы ЕКАТЕРИНЫ II от 22 июля 1763 г. о разрешении европейцам селиться на поволжских землях — как известно, именно этот документ дал старт экономическому взлёту города и территорий, из которых чуть позже сложилась будущая Саратовская губерния.

До 10-х гг. XX в. взлёты носили фигуральный характер, а вот с 1910 г. начали обрастать плотью буквальности. В 1910 г. появился Саратовский аэроклуб, первым председателем которого стал тогдашний вице-губернатор Пётр БОЯРСКИЙ, а 15 июля 1912-го в Саратове — в присутствии более чем двух тысяч горожан и членов аэроклуба — близ Северного военного городка (на месте современной улицы Навашина и южной части ботанического сада СГУ. — Авт.) был открыт первый аэродром. Знаменитый на всю Россию авиатор Александр АГАФОНОВ первым оторвал самолёт от взлётной полосы городского новшества…

Четыре с лишним десятилетия спустя с саратовской земли в небо поднимется человек, для которого понятие «первый» стало синонимом его личного имени: в июле

1955-го курсант Саратовского аэроклуба Юрий ГАГАРИН впервые самостоятельно поднялся в небо на учебном самолёте Як-18. Впервые дотянулся до неба…

Но обо всём по порядку.

 

«Газетный» Уточкин и его зрители

Приезд именных авиаторов с последующим полётным шоу столетие назад было сродни гастролям цирковых иллюзионистов — и едва ли кто-то мог тогда помыслить, что совсем скоро вот эти хрупкие конструкции из фанеры наберут боевую мощь и будут плотно использоваться на фронтах Первой мировой. Вот типичное сообщение об авиашоу в городе: «Летом 1911 года на улицах Саратова появились огромные крикливые афиши. Они настоятельно приглашали широкую публику посетить скаковой ипподром, где авиатор Александр ВАСИЛЬЕВ, недавний победитель первого в России дальнего перелёта Петербург — Москва, будет показывать своё искусство в авиатике», — вспоминает в своих «Записках авиатора» Иван СПИРИН, знаменитый лётчик, участник трёх войн и ряда дальних перелётов, профессор Военно-воздушной академии имени Жуковского. В возрасте 12 лет Ивану Тимофеевичу довелось стать свидетелем одного из первых авиашоу в Саратове.

Правда, фанерная диковина его не впечатлила: «…нечто похожее на большую стрекозу оторвалось от земли и полетело над скаковым полем. <…> Самолёт, сделав на высоте нескольких метров круг над ипподромом, уже шёл на посадку. Признаться, я ожидал большего и был разочарован. На афише всё выглядело куда интереснее».

Но вот вскоре в Саратов приезжает человек с лётной фамилией, личность поистине уникальная — Сергей УТОЧКИН. Это был один из первых и наиболее убедительных популяризаторов авиации в России, неустанно разъезжавший по городам и весям Российской империи со своим «Фарманом-IV». «Уточкин быстро набрал высоту примерно 800-1000 метров, и вдруг… Самолёт задрал нос, описал в воздухе петлю, затем вторую, третью. Я замер. Уточкин сделал подряд три петли. Моему удивлению не было границ».

Чтобы понять, кого занесло ветром дальних странствий в наш город, чтобы произвести серьёзное впечатление на саратовцев и гостей города, — нужно сказать несколько слов об уникальной биографии Сергея Уточкина.

Это был авиатор № 2 в истории отечественной авиации (после Михаила ЕФИМОВА — русского первопроходца в небе) и редкий чудак. В 1910-м на ипподроме Одессы он, не имея спецподготовки, сел в аэроплан и… взлетел. Правда, сломал при посадке самолёт, но, по признаниям современников, это был человек такого задора и обаяния, что ему простили эту в общем-то самоубийственную выходку и попорченное частное имущество. И очень скоро «номер 2» Уточкин взлетает выше всех отечественных авиаторов и становится самым известным лётчиком страны. На полёты он заявляется в одежде самых зажигательных цветов — сам огненно-рыжий, он щеголяет в ярко-песочных костюмах, в котелке, отпускает шуточки, всем своим видом демонстрирует, что его не смущает никакой риск: «Внешность Уточкина — это внешность человека, одной небрежно оброненной фразой способного зажечь весёлым смехом тысячную толпу. Это летун исключительно бесшабашной отваги», — пишут о нём газеты того времени.

И Сергей Исаевич «зажигал» во многих городах. Причём личным примером увлекал и вовлекал в авиационное дело многих из тех «людей высокого полёта», кто позже сыграл колоссальную роль в развитии отрасли в нашей стране, будущих великих авиаконструкторов и лётчиков. Его полёты наблюдал в Тифлисе 27-летний Пётр НЕСТЕРОВ (будущий основоположник высшего пилотажа на тот момент был подпоручиком артиллерии, но вскоре принял решение связать судьбу именно с авиацией); в Орле — будущий «король истребителей» Николай ПОЛИКАРПОВ; в Гомеле полётом Уточкина восхищался 16-летний гимназист Павел СУХОЙ — в будущем один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации: «Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами!» — вспоминал потом великий авиаконструктор.

Сам Уточкин, убедивший столь многих великих в дальнейшем связать свою жизнь с авиацией, к сожалению, сумел убедить и себя самого: а именно в том, что в нём видят не столько отважного лётчика, сколько этакого «воздушного шута», затейника, акробата на биплане. Кроме того, после аварии у него развилась мания преследования, его психическое здоровье пошатнулось… К тому времени — к 1914-1915-м гг. — эпоха «шуточных полётов» кончилась и начались полёты боевые. Пришёл срок других героев… Всеми забытый и оставленный, Сергей Исаевич умер в январе 1916 г. в петроградской психиатрической больнице святого Николая Чудотворца, не дожив и до сорока лет…

Но были люди, которые запомнили его на всю жизнь. Например, один 7-летний мальчик, который сидел на плечах деда, когда самолёт Уточкина в 1911-м в городе Нежине взмыл над головами потрясённых зрителей: «Что вам запомнилось с детских лет особенно?» — «Сергей Уточкин. С этого и началось моё увлечение небом».

Увлёкшегося небом мальчика звали Сергей КОРОЛЁВ.

 

Перелёт через полвека и мосты через поколения

Гагара при внешнем сходстве, конечно, птица куда более высокого полёта, чем утка — это отчасти и шутка в тему, и констатация факта. К лету 1955-го, когда в наше небо впервые самостоятельно поднялся Юрий Алексеевич Гагарин, прошло 45 лет со дня начала эры саратовского воздухоплавания — отсчёт идёт от лета 1910-го, когда был утверждён устав местного аэроклуба. Собственно, официальной датой создания уже советского Саратовского аэроклуба считается 4 апреля 1933 г., но знающие люди прекрасно помнили, что история полётов в саратовское небо уходит в дореволюционную эпоху.

На момент своего основания в 1933-м организация именовалась аэроклубом Нижневолжского края. Базовым самолётом для саратовских лётчиков стал знаменитый «небесный тихоход» — У-2 (По-2) — он же «кукурузник», он же «этажерка». Но, как и дореволюционный аэроклуб, саратовская лётная организация прервала своё мирное развитие в связи с очередной мировой войной и перешла в боевой режим. Хорошо известны вот эти данные: за годы войны в Саратовском аэроклубе было подготовлено несколько сот курсантов, из которых 26 стали Героями Советского Союза. В их числе — лётчики Владимир ЗАРУБИН, Александр ПУТИН, дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Николай СКОМОРОХОВ, легендарные «ночные ведьмы» Валерия ХОМЯКОВА и Раиса АРОНОВА, также будущий наставник Гагарина Сергей САФРОНОВ.

Сам Сергей Иванович учился лётному делу у великого «сталинского сокола» ЧКАЛОВА. Как известно, Валерий Павлович в своё время был склонен к немотивированному риску — в частности, по легенде, пролетел под Кировским мостом в Ленинграде. Так вот, Гагарин, встав на крыло в 1955-м, тоже позволял себе небольшие шалости: «Немного хулиганили… Если Чкалов под мостом пролетал, то этот над Волгой. Девчонкам сказал: я буду там — смотрите», — так рассказывали саратовские однокурсники Первого.

За дисциплину-то Гагарина чуть было не отчислили… Неизвестно, как развивалась бы дальнейшая лётная биография Ю. А., если бы это случилось, так или иначе, история не терпит сослагательного наклонения — и в апреле 1961-го именно Герой Советского Союза Сафронов зачитал телеграмму, направленную Гагариным в адрес Саратовского авиаклуба с борта уходящего в Москву самолёта.

…Думается, даже в самом фантастическом сне не могли бы представить вице-губернатор Боярский, авиатор Агафонов, губернский предводитель дворянства ОЗНОБИШИН, тогдашний саратовский губернатор граф Сергей ТАТИЩЕВ, все эти люди, основавшие аэроклуб, построившие первый аэродром и заложившие первые традиции полётов, — к каким высотам можно взлетать, каких людей воспитает саратовская лётная традиция!..

Да и «воздушный акробат», а на деле великолепный лётчик-первопроходец Сергей Исаевич Уточкин, промчавшийся, в том числе, и над Саратовом, гордился бы, что его полёт вдохновил на путь в небо самого Сергея Павловича Королёва.

Равно как легендарный Чкалов, наставник Сафронова, наверняка гордился бы тем, что его ученик продолжил преемственность поколений, выучив ещё одного великого — Гагарина. Пилота с прекрасным чувством юмора, быть может, не летавшим по-чкаловски под мостом только потому, что вблизи Саратовского авиаклуба ни одного моста и не было. Да и — точно тогда исключили бы…

P. S. Кстати, напоследок о мосте. Быть может, не совсем в тему, но снова — дело было в июле. 10-го числа этого месяца 1965 г.

начал свою работу главный символ Саратова — автодорожный мост, на который незадолго до этого взлетели «птички»: напомним, так легко и ажурнообразно строители именовали громадные пролётные конструкции весом 2600 тонн и длиной свыше ста метров. За полгода до открытия моста Юрий Алексеевич побывал на нём и видел эти «птички».

…«Птички», таким же июльским днём влетевшие в историю Саратова и вcей страны.

 
По теме
Николай Панков: Новый закон призван гарантировать увеличение пенсий - Единая Россия Законопроект об изменении параметров пенсионной системы рассмотрен Государственной Думой в первом чтении Депутат Государственной Думы Николай Панков (фракция «Единая Россия») в своем ТамТам-канале «Пара слов» отметил,
19.07.2018
В Энгельсском районе продолжается уборка озимых зерновых и овощных культур - Администрация Энгельского района Сельхозтоваропроизводители Энгельсского муниципального района продолжают уборку озимых зерновых  культур, по состоянию на  сегодняшний день убрано 22,3 тыс.
19.07.2018
 
В Саратове побывали представители экспортера китайской техники - ИА СаратовБизнесКонсалтинг В Корпорации развития Саратовской области с деловым визитом побывали представители Guangxi Yuchai Machinery Company, производящей дизельные двигатели и экспортирующей китайскую строительную мини-технику.
19.07.2018
Неловко Сергей и Элеонора Ковальчук завоевали золотые медали на чемпионате России по гребле в лодках «Дракон» - Министерство спорта и туризма После первого дня соревнований на  проходящем в эти дни в Москве чемпионате России по гребле в лодках «Дракон», в копилке саратовских гребцов 3 медали.
19.07.2018
 
Губернатор поддержал инициативу создания в области института общественных инспекторов рыбоохраны - Правительство Саратовской области Губернатор Валерий Радаев провёл рабочую встречу с главой Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства Александром Морозовым.
19.07.2018
 
Саратовский облсуд увеличил срок браконьеру за нападение на охотинспектора - Четвертая Власть Саратовский областной суд усилил наказание 43-летнему мужчине, который вместе с 17-летним сыном напал на охотничьего инспектора Саратовский областной суд усилил наказание 43-летнему мужчине,
18.07.2018 Четвертая Власть
Прокуратура области провела проверку соблюдения законодательства о федеральном государственном контроле при проведении проверок в отношении органов местного самоуправления.
19.07.2018 Вольская жизнь
Фигурист Денис Тен застал воров врасплох, а они исполосовали его ножом [видео] Платон СОЗОНТОВ Бронзовый призер зимних Олимпийских игр 2014 года, серебряный медалист чемпионата мира по фигурному катанию-2013,
19.07.2018 Комсомольская правда
Николай Панков: Новый закон призван гарантировать увеличение пенсий - Единая Россия Законопроект об изменении параметров пенсионной системы рассмотрен Государственной Думой в первом чтении Депутат Государственной Думы Николай Панков (фракция «Единая Россия») в своем ТамТам-канале «Пара слов» отметил,
19.07.2018 Единая Россия
В Энгельсском районе продолжается уборка озимых зерновых и овощных культур - Администрация Энгельского района Сельхозтоваропроизводители Энгельсского муниципального района продолжают уборку озимых зерновых  культур, по состоянию на  сегодняшний день убрано 22,3 тыс.
19.07.2018 Администрация Энгельского района
Михаил Исаев ознакомился с ходом выполнения работ, проводимых в рамках концессионного соглашения Михаил Исаев ознакомился с ходом выполнения работ, проводимых в рамках концессионного соглашения.
19.07.2018 Четвертая Власть
Об этом сегодня информирует пресс-служба регионального ГУ МВД В Заводском районе Саратова принято решение о возбуждении уголовного дела по факту гибели 3-летнего малыша в дорожно-транспортном происшествии.
19.07.2018 Четвертая Власть