РИА: «ФИПИ: задания ЕГЭ учитывают все современные вызовы в образовании»











Новая процедура допуска к  ОГЭ: "Пообщаемся?"

‒ Оксана Александровна, недавно вы заявили о  введении в  2018-2019 учебном году устной части ОГЭ по  русскому языку. Как это будет выглядеть на  практике? 

‒ Сразу уточню, что это не  устная часть действующего основного государственного экзамена (ОГЭ), а  отдельная процедура ‒ допуск к  ОГЭ. Для нас это новый и  очень ответственный формат. Несмотря на  то, что устные форматы привычны и  часто используются на  уроках в  виде опросов обучающихся, тем не  менее, мы ведем речь об  одновременном участии всех российских выпускников основной школы в  массовой и  единой процедуре.

Она будет носить характер собеседования. Всего четыре задания, каждое со  своей изюминкой.  Первое  – чтение вслух. Казалось бы, все элементарно, но  тексты подбираются таким образом, чтобы выявить владение орфоэпическими нормами, ударениями и  интонационными выделениями.

Второе задание  – пересказ. Наши разработчики придумали интересный подход, когда при  пересказе прочитанного текста необходимо сослаться на  цитату, которая касается содержания текста. Цитату нужно "вплести" в  свой пересказ.

Третье задание  ‒ монологическое высказывание. На усмотрение учащегося это может быть описание, рассуждение или  повествование. Если он выбирает описание, ему будет показана фотография; если ‒ рассуждение, будет задан некий опорный вопрос ("нужно ли…"); для  повествования будет предложено о  чем-то рассказать с  опорой на  наглядный материал. Все, что необходимо для  ответа учащегося, будет содержаться в  контрольном измерительном материале.

Последнее задание  ‒ участие в  диалоге. На проверку выносится умение поддерживать диалог, отвечать на  поставленный вопрос, формулировать понятные тезисы, доносить до  собеседника коммуникативную задачу.

Бояться всего этого точно не  стоит. Апробационные исследования, в  которых приняли участие более 800 тысяч школьников, показали очень неплохой результат. Процедура воспринимается позитивно, она простая, но  требует проявить себя, раскрыв коммуникативные возможности.   

‒ А что делать стеснительному ребенку, которому психологически сложно проявить себя ярким собеседником?

‒ Развитие гаджетов, электронных устройств и  социальных сетей приводит к  тому, что дети привыкают общаться в  письменной форме, им проще быстро написать в  WhatsApp. Это неправильно, ведь мы живем в  обществе, и, слава богу, пока не  только в  электронном… Мы разговариваем, решаем совместные задачи.

Все ребята ‒ стеснительные они или  нет ‒ должны уметь коммуницировать. Это необходимый навык. Будем его развивать. Устный экзамен как  раз и  задает планку такого развития.

 

ЕГЭ по  иностранному языку: без  акцентов на  грамматику

‒ Планируется, что с  2022 года иностранный язык станет обязательным ЕГЭ. Скажите, это уже точно?   

‒ Мы опираемся на  нормативно-правовые акты, которые действуют в  РФ. У нас есть ФГОС. В нем четко указано, что на  ЕГЭ выносится не  только русский язык и  математика, но  еще и  иностранный язык. К 2022 году ребята, которые обучаются по  этому стандарту, выйдут к  рубежу завершения школы, а  значит, они должны будут в  обязательном порядке сдавать ЕГЭ по  иностранному языку. Мы к  этому готовимся.

‒ Изменится ли сама модель экзамена по  иностранному языку или  останется действующий контрольно измерительный материал?

‒ Конечно, изменится! Действующий КИМ по  иностранному языку создавался для  проведения единого государственного экзамена по  выбору участником. В нем содержатся задания как  базового, так и  повышенного и  высокого уровней сложности. Этот КИМ разработан для  отбора наиболее подготовленных абитуриентов для  продолжения образования в  вузах. Действующая сегодня модель КИМ однозначно будет пересмотрена. Возможно, это будет отдельный измерительный материал для  базового уровня и  отдельный для  экзамена по  выбору. Не исключено, что в  одном измерителе будет простроена базовая часть и  часть углубленного уровня.

Обязательный экзамен по  иностранному языку, безусловно, должен быть акцентирован на  базовое освоение стандарта. В экзамене будет предусмотрена устная часть. Пусть и  без требований к  насыщенной лексике, но  умение общаться на  простые темы в  нем непременно будет заложено.

Письменная же часть будет выстраиваться в  соответствие с  теми выводами, которые нам дают результаты Всероссийских проверочных работ по  иностранному языку, которые проводятся Рособрнадзором с  2018 г.  ВПР – некий прототип будущего экзамена, его базовая модель. Модель будущего обязательного ЕГЭ по  иностранным языкам, с  одной стороны,  должна отвечать возможностям нашей системы образования, с  другой – задавать некоторую планку для  дальнейшего развития

‒ Как вы считаете, учителя и  школьники готовы к  обязательному ЕГЭ по  иностранному языку? 

‒ Это самый уязвимый момент. Исследования (НИКО) показывают определенные трудности в  освоении данного предмета всеми обучающимися образовательных организаций. У нас вырисовывается не  самая благостная картина, до  2022 года есть над  чем работать.

Школы выбирают разные программы для  обучения иностранному языку: некоторые вводят его с  первого класса, другие ‒ с  пятого, одни школы отводят минимальное количество часов, другие ‒ проводят уроки иностранного каждый день. Палитра очень разнообразная. Кроме того, должны быть предприняты серьезные изменения в  программах повышения квалификации учителей по  иностранному языку.


ЕГЭ по  русскому языку: без  домашних заготовок

‒ На встрече главы Рособрнадзора с  родителями вы упомянули о  важном изменении в  ЕГЭ по  русскому языку ‒ отказе от  аргументации с  опорой на  литературный материал. Чем продиктовано такое решение? 

‒ Да, в  ЕГЭ по  русскому языку было задание (26 задание), в  котором нужно написать сочинение по  прочитанному тексту, сформулировать одну из  проблем, высказать свое мнение, аргументировав его читательским опытом (привести литературный аргумент). Эта формулировка живет уже много лет.

В результате мы заметили, что спектр произведений для  аргументации сузился до  минимального набора: если в  КИМ по  русскому языку представлен текст на  военную тематику, то для  аргументации привлекается "Повесть о  настоящем человеке"; если в  тексте идет речь о  конфликте поколений, то в  качестве аргументов идет опора на "Отцы и  дети"… Коллеги в  регионах жалуются, что им надоело в  каждом сочинении читать аргументы с  опорой на "Капитанскую дочку". Этим блистательным произведением Пушкина многие участники аргументируют практически любой тезис сочинения. Мы поняли, что композиция с  читательским опытом перестала работать в  ЕГЭ по  русскому языку и  свелась к  заучиванию шаблонов. Доходит до  курьезов на  экзамене: в  тексте идет поиск отдельных слов, к  которым можно привязать домашнюю заготовку литературного аргумента. Это фальсификация, а  не проверка умений думать, рассуждать.

Теперь для  написания сочинения на  ЕГЭ по  русскому языку  выпускнику потребуется работать только с  новым для  него текстом, который ему будет представлен в  контрольном измерительном материале. Речь идет о  функциональном, "смысловом" чтении: надо  сформулировать позицию автора, выразить свое отношение к  позиции автора по  проблеме исходного текста и  обосновать его, опираясь на  сам текст.

Разумеется, это повышает наши требования к  отбору текстов, но  исключает возможность домашних заготовок. Мы дорожим этим изменением, оно нам кажется очень правильным. 

 

ЕГЭ по  информатике переходит на "компьютерные рельсы"   

‒ ЕГЭ по  какому предмету вы лично считаете максимально проработанным? Какой предмет вам кажется наиболее уязвимым? 

‒ Как руководитель института, который отвечает за  разработку всех измерителей, могу с  уверенностью сказать, что проработаны модели КИМ ЕГЭ по  всем предметам. Просто есть некоторые условия из  серии "дано".

Например, информатика сейчас представлена на  бланках. С точки зрения проработки модели экзамена в  текущих условиях она не  вызывает никаких сомнений в  своей адекватности, объективности и  нацеленности на  проверку результата обучения. Однако с  точки зрения развития цифровых технологий мы понимаем, что было бы правильно перевести информатику на "компьютерные рельсы". Это не  свидетельствует о  непроработанности экзамена в  данный момент, а  лишь говорит о  том, что нам есть куда развиваться. Если бы мы подняли эту тему лет 5-10 назад, это было бы невозможно. Сейчас это стало реалистичным для  разработки, и  мы этим занимаемся

У нас нет легких экзаменов, но  нет и  недостижимо трудных экзаменов. Мы видим ежегодный рост числа высокобалльников и  стобалльников. Это говорит о  том, что, если человек интересуется предметом, если он готовится и  учится все 11 лет, ему вполне посильно сдать и  физику, и  историю, и  профильную математику на  самый высокий балл. Между тем, каждый экзамен отвечает задачам дифференциации уровня подготовки каждого выпускника. Это тоже важно, измеритель должен работать.

‒ Эксперты ФИПИ утверждают, что с  2030 года компьютеры начнут проверять развернутые ответы на  вопросы в  ЕГЭ. Как это технически будет выглядеть? Разве искусственный интеллект сможет оценить, например, образное мышление школьника?

‒ 2030 год случится еще через  11 лет. Как мы оцениваем предыдущие 11 лет? Мы понимаем, что скачок научно-технологического прогресса, мягко говоря, был очень заметен.

Образование, а  вместе с  ним и  ЕГЭ, не  могут стоять в  стороне от  общего развития общества и  входа в  него определенных ресурсов. Судя по  тем акцентам, которые расставлены в  области цифровых технологий, к  2030 году у  нас появится возможность включить в  ЕГЭ и  этот аспект.

Речь не  идет о  проверке творческих возможностей школьников. У нас нет цели все загнать под  проверку искусственным интеллектом, заменив всех экспертов в  стране. Мы лишь говорим о  том, что возможность интерактивных форматов будет существенно расширяться. Никакого ноу-хау здесь нет. Например, в  международных языковых экзаменах уже работает программное обеспечение, которое позволяет оценивать устную речь. Нам предстоит изучить этот опыт, а  затем все самое ценное адаптировать под  цели нашего экзамена.

Мы будем развиваться вместе со  всем обществом, очень оперативно интегрировать в  себя все лучшее. Но с  учетом того, что ЕГЭ был, есть и  остается экзаменом с  высокими ставками, смею вас заверить, что мы никогда не  внедрим ничего того, что может навредить нашим выпускникам.   

 
По теме
Воспитательная работа кафедры - Вавиловский университет В предпоследний день месяца, 30 марта, в мире отмечают День защиты Земли — планеты, которая стала домом для 8 млрд.
Вавиловский университет
Вавиловцы встретились с журналистами Александром Зуевым и Ольгой Кильченко Фото 6 - Вавиловский университет 28 марта 2024 года в рамках работы патриотического клуба «Я Горжусь!» в музее истории  Вавиловского  университета (УК № 2) прошла встреча студентов 1 и 2 курсов факультета инженерии и природообустройства с журналистами,
Вавиловский университет
Профориентация в ЦОД Галактика-64 - Вавиловский университет В рамках смены Вавиловского университета в центре одарённой молодёжи Галактика-64 преподаватель кафедры "Лесное хозяйство и ландшафтное строительство" Козаченко М.А.,
Вавиловский университет
Выездное мероприятие сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России - Городская больница №9 С 26 по 28 марта 2024 г в Саратовской области МЗ РФ организовало проведение выездного мероприятия сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России по оказанию организационно-методической помощи по профилю "терапия и профилак
Городская больница №9
В главном корпусе Ртищевской районной больницы заменят лифт-долгожитель - Министерство здравоохранения При замене лифтов используется комплексный подход, проекты зачастую включают не только замену лифта, но также учитывают и необходимость проведения ремонтных, отделочных работ и обновления инженерных сетей.
Министерство здравоохранения
СКАЖИТЕ «НЕТ» ТУБЕРКУЛЁЗУ, СКАЗАВ «ДА» ЕГО ПРОФИЛАКТИКЕ - Балаковские вести Всемирный День борьбы с туберкулёзом в этом году выпал на 24 марта. Туберкулёз является одной из 10 основных причин смерти во всём мире, входит в перечень социально значимых заболеваний и представляющих опасность для окружающих.
Балаковские вести
Акция - Вавиловский университет В период времени с 18 по 29 марта 2024 года на территории Марксовского района проходит первый этап общероссийской акции "Сообщи где торгуют смертью".
Вавиловский университет