75 лет назад была открыта железнодорожная ветка Саратов – Сталинград

 

 

Не секрет, что, стартовав по рельсам Царскосельской железной дороги в далеком 1837-м, новоиспечённая транспортная отрасль практически сразу же стала полигоном для штампования разного рода рекордов.

…Совсем иные рекорды и принципиально иное соотношение усилий русских и немцев мы видим при возведении знаменитой Волжской рокады — железной дороги, которая была возведена за 103 дня на линии фронта летом 1942-го. Русские строили, немцы бомбили… Но, несмотря ни на что, в самом начале августа 1942-го была введена в строй железная дорога Саратов — Сталинград — головной участок Волжской рокады, которому было суждено сыграть ключевую роль в снабжении Сталинграда.

Для строительства этой коммуникации у руководства СССР были самые серьёзные и суровые основания. Напомним, еще осенью 1941-го была разорвана главная железнодорожная магистраль европейской части страны: Москва — Курск — Харьков — Ростов-на-Дону. Колоссальный грузопоток был переброшен на приволжские железнодорожные направления, в частности, через Саратов и Сталинград. Лето 1942-го выдалось жарким: в рамках масштабного наступления на Восточном фронте немцы взяли Крым, разгромили советские войска под Харьковом, двинулись на Дон и Кубань, устремились к нефтяным районам Кавказа, наконец, перебросили громадные силы к Сталинграду, чтобы рассечь волжские коммуникации. Все железные дороги на правом берегу Волги были блокированы, и грузопоток можно было восстановить только одним способом — с помощью железнодорожной линии на самой линии фронта, так называемой рокады. Её ключевая, 340-километровая, ветка должна была соединить Сталинград и Саратов. Впрочем, то, что противник попытается прорваться к Волге, было очевидно задолго до горячего лета 1942-го: ещё 23 января того же года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве Волжской рокады. « Стройка признана первоочередной: предполагается открыть движение не позднее августа 1942-го », — в тот же январский день записал в своём дневнике первый секретарь Сталинградского обкома партии Алексей Чуянов. Волжане попытались высказать собственные соображения в отношении того, каким должен быть маршрут Волжской рокады, но за дело взялась команда инженеров Главного управления железнодорожного строительства НКВД во главе с Фёдором Гвоздевским. Это был бывший будённовец, опытный специалист, который руководил реализацией довоенного проекта Байкало-Амурской магистрали. Теперь ему было поручено строить «приволжский БАМ». И строить в невероятные сроки. Инженер Гвоздевский осмотрел правый берег Волги, начиная от Сталинграда и далее против течения к Саратову, и чем дальше, тем сложнее был ландшафт: громадные овраги, перепады высот, рассечённая местность… Гвоздевский отказался от идеи строительства рокады непосредственно по берегу Волги и выбрал маршрут по берегам степных рек (в частности Иловли, левого притока Дона). На выбор маршрута влиял и ещё один фактор — мягко говоря, деликатный: железнодорожники постарались «расчертить» дорогу так, чтобы она шла мимо населённых пунктов, в частности, стоявших пустыми сёл экс-республики немцев Поволжья, выселенных ещё год назад (по указу от 28 августа 1941 г.). Этот жилищный фонд мог использоваться для нужд строителей, здесь была какая-никакая инфраструктура... Кроме того, инженер-полковник Гвоздевский сумел быстро решить вопросы с обеспечением строительства ресурсами, материалами и, главное, кадрами.

Немецкое командование долгое время справедливо полагало, что прямого железнодорожного сообщения между Саратовом и Сталинградом нет, а хаотичные движения всех этих строителей под крылом немецких самолётов, обстреливающих участки рокадных работ, бессмысленны и не имеют шансов на успех. Лётчики смеялись и давили на гашетку, но те продолжали копаться в насыпи, как муравьи. Не останавливались. Не сдавались. Самых упрямых хоронили тут же, под насыпью…

В середине июля, уже после начала Сталинградской оборонительной операции, в сутки прокладывали по 8 километров пути. « С трассы теперь в хутор никто не уходил — спали у насыпей и мостов, где работали. Сколько должен продолжаться рабочий день — все давно забыли. Работали, сколько могли вынести; кто выбивался из сил, ложился отдохнуть под открытым небом, потом снова поднимался… Еду варили здесь же, на месте », — так описывал происходившее тем летом писатель, специалист по изыскательским железнодорожным работам и непосредственный участник строительства Волжской рокады Александр Побожий в своей книге « Дальневосточные рельсы под Сталинградом. О строительстве Волжской рокады » (1977).

Первые дни августа… На 103-й день после начала земляных работ, 7 августа 1942-го, на одном из участков железной дороги Саратов — Сталинград (ветка Иловля — Петров Вал) пошли первые поезда. Движение интенсифицировалось, к нему подключались все новые участки дистанции. На всю мощь и на всём протяжении (Иловля; близ Сталинграда — Саратов — Сызрань — Ульяновск — Свияжск; близ Казани; всего 978 км) Волжская рокада заработала к ноябрю 1942-го. К тому времени сложно было представить, что делал бы Сталинград — на 80% уничтоженный страшной бомбардировкой 23 августа и лишившийся всех запасов нефти и нефтепродуктов! — без движения по Волжской рокаде.

 

Источник:

http://saratov.bezformata.ru/listnews/uchastok-znamenitoj-volzhskoj-rokadi/59607599/

 

 

 
По теме
Певица Гречка Фото: СОЦСЕТИ - Комсомольская правда Рок – звезда оставила негативный отзыв о творчестве молодых музыкантов Людмила ИЛЬИНА Напомним, накануне вечером певица Земфира Рамазанова негативно отозвалась о внешности,
20.07.2018
 
Прокуратурой направлено в суд уголовное дело в отношении 34-летнего инспектора ОВМ МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных  п. «з»  ч. 2 ст.
20.07.2018 Прокуратура
Завершено расследование уголовного дела по обвинению 35-летнего инспектора отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Балаковское» в совершении преступлений против здоровья двух человек.
20.07.2018 Известия Саратов
Еще одна пассажирка доставлена в больницу. По информации пресс-службы регионального управления МВД, 19 июля утром в Вольском районе водитель 1996 года рождения, управляя автомашиной "Део Нексия",
20.07.2018 Известия Саратов
Рок – звезда оставила негативный отзыв о творчестве молодых музыкантов Людмила ИЛЬИНА Напомним, накануне вечером певица Земфира Рамазанова негативно отозвалась о внешности,
20.07.2018 Комсомольская правда
Неловко Сергей и Элеонора Ковальчук завоевали золотые медали на чемпионате России по гребле в лодках «Дракон» - Министерство спорта и туризма После первого дня соревнований на  проходящем в эти дни в Москве чемпионате России по гребле в лодках «Дракон», в копилке саратовских гребцов 3 медали.
19.07.2018 Министерство спорта и туризма
Чем жгучая блондинка так полюбилась миллионам болельщиков во время чемпионата мира по футболу Дарья АСЛАМОВА Она стала королевой сердец на чемпионате мира по футболу в России.
20.07.2018 Комсомольская правда
Администрация Саратова: Принято решение не устанавливать общественный туалет на Набережной Космонавтов - Администрация г. Саратов Администрацией муниципального образования «Город Саратов» принято решение об отмене работ по строительству общественного туалета на Набережной Космонавтов, который планировалось установить после многочисленных обращений горожан.
20.07.2018 Администрация г. Саратов
Прокуратурой направлено в суд уголовное дело в отношении 34-летнего инспектора ОВМ МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных  п. «з»  ч. 2 ст.
20.07.2018 Прокуратура
Завтра, 21 июля, с 09.00 для устранения повреждений на теплосети после гидравлических испытаний будет закрыто движение по ул.
20.07.2018 Администрация г. Саратов