Новости города БезФормата.Ru
Саратов
Главные новости
 
Задать вопрос?

И жили они долго и счастливо?

Кризис семейных отношений — проблема, с которой так или иначе сталкивается большинство вступивших в брак людей. О том, как предугадывать и преодолевать семейные кризисы, рассказали гостям юбилейных XXV Международных Рождественских образовательных чтений преподаватель Православного Свято­-Тихоновского гуманитарного университета Михаил Бурмистров и детский психолог, семейный психотерапевт, автор книг по воспитанию в семье Екатерина Бурмистрова — родители десятерых детей.

Когда люди в семейной жизни сталкиваются с кризисом, очень часто им кажется, что это случилось в первый раз за историю человечества и только с ними. На самом деле большинство семейных кризисов повторяются из поколения в поколение, и их можно не только предсказать, но и благополучно разрешить. Решением таких вопросов семейный психолог Екатерина Бурмистрова занимается более двадцати лет. Прежде всего, полагает она, понимание того, какие трудности встретятся на пути семьи, должно прийти к молодым супругам как можно раньше. Брак — это многолетний труд, а вовсе не романтическая сказка со свадьбой в финале, после которой предполагается сплошное счастье. К сожалению, к трудностям брака современная семья оказывается по большей части не готова. Каковы же они?

Мама, папа, я — нуклеарная семья

 

Современная семья состоит, как правило, только из родителей и детей. Психологи называют семьи такого типа нуклеарными. В нуклеарную семью не входят бабушки и дедушки, не входят братья и сестры родителей и другие близкие родственники. И это лишает молодую семью необходимой поддержки. Преобладание нуклеарных семей связано со множеством факторов. Старшее поколение сегодня поздно заканчивает работать, поэтому его представители зачастую не могут оказать помощь молодым, когда у них рождаются дети, да и молодое поколение неохотно просит о помощи. Нередко молодая семья оказывается в изоляции из-за переезда в другой город или в другую страну. Чем это чревато? Не получая помощи в семье, человек начинает искать ее где-то еще — например, в Интернете, в соцсетях, еще больше отчуждаясь от ближних. Еще одной проблемой таких семейных пар является отсутствие досуга, который был бы наполнен полноценным общением. У современной семьи практически разрушены базовые связи, и это настоящая трагедия — ведь у семейных людей остается потребность в том, чтобы иметь единомышленников, собеседников, им нужно общаться с теми, кто проживает схожие жизненные ситуации. Частично потребность в базовых связях восполняет Церковь, но там, где это возможно, их нужно восстанавливать самим.

Развод и девичья фамилия

 

Сегодня в России распадается 70 процентов зарегистрированных браков. Это связано с тем, что в семьях из поколения в поколение накапливается сумма так называемого отрицательного наследования. Трагические события нашей истории привели к тому, что в 20-е, 30-е и 40-е годы прошлого века в результате революции, репрессий, коллективизации, войн семьи потеряли мужчин. В итоге в обществе возобладала модель семьи, в которой женщина, рано потерявшая мужа, растит детей одна, напрягая все силы, чтобы выжить в этой тяжелейшей ситуации. Сыновья и дочери этих женщин вырастают в обстановке, в которой женщина отвечает за всё и вся, а мужчина — отсутствует, и когда им приходит время создавать свои семьи, они воспроизводят эту модель отношений. Женщины, как и их матери, напрягают все силы, чтобы обеспечить семью всем необходимым, а мужчины чувствуют себя ненужными и устраняются от решения проблем. Не приходится удивляться, что количество разводов растет по экспоненте, потому что дети следующего поколения в опыте своих родителей видят, что развод — это приемлемое решение проблемы. Мы получаем склонность к разводам по наследству — и она так же реальна, как склонность к легочным заболеваниям или к аллергии. Причем семейные психологи отмечают, что копируется не только склонность к разводу, но и возраст ребенка, при котором развод произошел. Например, если родители развелись, когда ребенку было пять лет, то велика вероятность, что он сам разрушит отношения в семье в тот момент, когда его сыну или дочери исполнится пять лет.

Конечно, склонность к разводу — это не приговор. Если муж и жена знают, что в тот или иной период у них есть такая «наследственная» опасность развода, то у них есть шанс это преодолеть — пойти не в ЗАГС для расторжения брака, а к психологу, к духовнику, обратиться за поддержкой к друзьям, которые прошли через аналогичные испытания.

Барьеры и предрассудки

 

К сожалению, квалифицированная психологическая помощь сегодня не всем доступна — не хватает специалистов, не хватает бесплатных служб такого рода. А некоторые просто боятся обращаться за помощью к психологу, потому что, с одной стороны, путают его с психиатром, а с другой — с бабкой-ворожеей, которая одним движением руки снимает наследственную порчу. Особенно часто предрассудки мешают получить необходимую психологическую помощь воцерковленным православным христианам, потому что они убеждены, что с этой проблемой нужно идти не к психологу, а к священнику. Свои проблемы они «выговаривают» на исповеди. Разговор этот, по сути дела, не является исповеданием грехов и был бы гораздо уместнее и полезнее в кабинете психолога. К сожалению, пока не каждый священник обладает достаточными знаниями в области психологии, чтобы четко разграничить область духовных и психологических проблем и, в случае необходимости, перенаправить прихожанина к психологу.

Есть еще такая специфическая преграда для православного человека: он убежден, что в этой жизни человек должен пострадать. Мысль эта в основе своей правильная, но совсем не факт, что мы должны страдать именно от психологических проблем, которые вполне решаемы.

Кризис семьи как богословская проблема

 

Михаил Бурмистров в своем выступлении коснулся некоторых аспектов богословского осмысления кризиса семьи в современном обществе. Он подчеркнул, что проблема семьи — это центр современной богословской дискуссии. Если раньше разделение христиан происходило по вопросам Боговоплощения, то сейчас такое разделение происходит в зависимости от взглядов на то, какова должна быть семья.

В докладе было отмечено, что сегодня в науке нет однозначного ответа на вопрос о том, что такое человек, что значит быть мужчиной, быть женщиной. Современная психология предлагает очень много вариантов описания гендерных различий. Однако в Церковь в конце 80-х — начале 90-х годов пришло очень много людей с сознанием, которое часто определяют как советское, хотя правильнее было бы их назвать людьми с сознанием постмодерна. Эти люди, оказавшись в Церкви, стали пытаться построить свою новую жизнь согласно правилам, почерпнутым из вышедших в то время православных книг — в основном репринтных изданий книг дореволюционных. А книги предлагали этому человеку единственный образец для подражания — многодетную семью с жестким иерархическим укладом, которая функционировала совсем в другом обществе — обществе традиционном. Между тем ценности традиционного общества и ценности христианские — это отнюдь не одно и то же. Все то, что характерно для патриархальной семьи — многодетность, почитание старших, иерархические отношения, присуще самым разным культурам и совершенно не обязательно связано с хрис­тианством. Проблема заключается не в этих установках самих по себе, а в том, что современное церковное сознание усваивает их некритично, и начинается своеобразная реконструкция — игра в «Домострой», которая отнюдь не безобидна и может закончиться даже разрушением семьи. Психологи, священники регулярно сталкиваются с тем, что по внешнему виду современная многодетная православная семья выглядит идентично с семьей традиционного общества, но внутри это зачастую нечто совсем иное. В современную эпоху патриархальная семья — это личный выбор, личный проект, который порой реализуется как вызов, в противоречии и с опытом собственной жизни, и с опытом родительской семьи. И реализуется отнюдь не всегда удачно.

Должно ли многочадие являться ориентиром для всех православных христиан? Для многих такой путь на практике затруднителен. Вместе с тем нередко верующие супруги сознательно идут по пути построения многодетной традиционной семьи и понимают этот свой путь как путь духовный, как служение. Этот опыт ни в коем случае нельзя назвать излишним и необязательным, однако неправильным было бы и признавать, что образец многодетной патриархальной семьи — идеал на все времена. Воспринимать все изменения, происходящие с семьей, как данность тоже, по мнению автора доклада, неверно. Михаил Бурмистров отметил, что нужно искать третий вариант, поэтому вопрос о статусе семьи должен стать предметом широкой церковной дискуссии.

Фото из открытых  интернет-источников

Газета «Православная вера» № 05 (577)

[ Екатерина Бурмистрова , Михаил Бурмистров , Подготовила Екатерина Иванова ]
И будут два одною плотью - Саратовская епархия  Сам и ныне, Владыко, в начале создавый человека, и положивый его яко царя твари, и рекий: не добро быти человеку единому на земли, сотворим ему помощника по нему; и взем едино от ребр его, создал еси жену,
23.04.2017 Саратовская епархия
23 апреля  в духовно-просветительском центре при Свято-Троицком кафедральном соборе Саратова состоялось очередное заседание Архиерейского совета Саратовской митрополии.
23.04.2017 Саратовская епархия
23 апреля, на Антипасху, Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий,
23.04.2017 Саратовская епархия
23 апреля, на Антипасху, Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий,
23.04.2017 Саратовская епархия
23 апреля, на Антипасху, Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий,
23.04.2017 Саратовская епархия
Туристы ездят в вольское село полюбоваться уникальными руинами - Вольская жизньБывшая церкви в селе Ключи – красивейшая постройка конца XIX века. Но находится она в почти полностью разрушенном состоянии.
23.04.2017 Вольская жизнь
22 апреля, в канун Антипасхи, Недели 2-й по Пасхе, апостола Фомы, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Всенощное бдение на Архиерейском подворье —  храме во имя преподобного Серафима Саровского города Саратова.
22.04.2017 Саратовская епархия
Празднование Пасхи в детском саду - Вольское благочиниеСегодня настоятель храма Рождества Христова г. Вольска священник Роман Московцев посетил МДОУ «Детский сад №2 «Росинка» г.Вольска».
22.04.2017 Вольское благочиние
vnm - Духовное управление мусульманСегодня по техническим причинам на телеканале «Россия 24» не выйдет выпуск передачи о жизни саратовских мусульман «Исламская мозаика».
22.04.2017 Духовное управление мусульман
"Автодор" выиграл последний матч сезона - ИА Взгляд-инфоТолько что в саратовском ФОК "Звездный" баскетболисты "Автодора" победили гостей из Риги со счетом 96:84.
23.04.2017 ИА Взгляд-инфо
"Триумф молл" открыли для посетителей - Газета Наша ВерсияПолицейские рядом с "Триумф Моллом" / (c) ИА "Версия-Саратов" Около часа назад "Триумф Молл" открыли для посетителей.
22.04.2017 Газета Наша Версия
Самый богатый депутат собрания Энгельсского МР задекларировал доход почти в 35 миллионов рублей - Газета Наша Версия© spbbankcredit.ru Самым богатым депутатом Собрания Энгельсского района стал руководитель строительной компании ЖБК-3 Дмитрий Колесниченко, доход которого за 2016 год составил 34 миллиона 639 тысяч 203 рубля.
23.04.2017 Газета Наша Версия
В аварии на Соколовой перевернулся "Мерседес" - SaratovNews.RuСегодня в Саратове на улице Соколовая водитель автомобиля марки "Мерседес" не справился с управлением и допустил опрокидывание машины.
23.04.2017 SaratovNews.Ru
Илья Захаров стал серебряным призером Мировой серии - ИА Взгляд-инфоСегодня ночью олимпийский чемпион Илья Захаров (Саратов) завершил Мировую серию по прыжкам в воду.
23.04.2017 ИА Взгляд-инфо